Двоечники и отличники

Лариса Коняхина
Двоечники и отличники – они есть в каждом классе… иногда в равных долях… иногда одних больше, других – меньше… но они есть непременно…
Кого любят учителя? Конечно отличников. Они всегда хорошо и чисто одеты, всегда делают уроки, почти всегда хорошо себя ведут, активно участвуют в жизни класса. А двоечники? Не учат уроки, ходят растрепанные и рахлябанные и почти всегда плохо себя ведут… Но это все лишь давно сложившиеся стереотипы… на самом деле все бывает иначе…
Школьная программа как в советские времена, так и сейчас по-прежнему направлена на развитие памяти, а не на развитие мышления:  ученику предлагают лишь заучивать какие-то правила, формулы, даты и события, а не думать и размышлять над различными вариантами, например, течения химической реакции если не добавить какой-то реагент или над тем, чем могла бы закончится Грюнвальдская битва если бы русский полк не выстоял…
Есть ученики, которые успешно справляются со школьной программой заучивая ее, а есть те, которые не блещут интеллектом, с трудом приспосабливаясь к школьным требованиям, но зато обладают высоким уровнем творческого мышления. Обычно их привлекает что-то одно, какой-то один предмет, в котором они преуспевают, и даже могут не иметь себе равных, но у них нет ни интереса, ни способностей ко всем остальным школьным предметам. Но… завтра нынешний двоечник может добиться успеха… в чем?... да как раз в том предмете, в котором он преуспевал и не имел себе равных…
Почему так бывает? На двоечников почти всегда направлено внимание всей школы: их обсуждают на педсоветах, ругают за все на свете, заставляют меняться, быть активнее… И в итоге получается, что они действительно меняются: они становятся АКТИВНЫМИ и по жизни…
И в итоге оказывается, что у самого большого школьного разгильдяя своя агрофирма, бывший хулиган – майор милиции, а у отпетого двоечника никогда не знавшего и не понимавшего ни одной математической формулы – своя сеть станций техобслуживания…
Так что же получается: не надо хорошо учиться, а надо быть лишь предприимчивым двоечником и тогда у тебя все получится?
Не совсем так… Отличником по жизни суждено стать не каждому двоечнику… но и успеваемость – это не всегда основной критерий, по которому надо оценивать…
Почти все люди по жизни делятся на Отличников и Двоечников…
Первоначальное деление происходит еще в школе… и вовсе не потому какие оценки они получают… Отличник – это тот, кто Всегда Делает Уроки… каждый день он приходит из школы, переодевается в домашнюю одежду, сам разогревает себе обед, обедает и садиться делать уроки… иногда на полчаса, иногда на весь вечер – кому как дается…
А Двоечник… Двоечник весь вечер занимается своими делами, а домашнее задание «сдувает» на перемене перед соответствующим уроком где-нибудь на подоконнике в раздевалке… и не только: самым что ни на есть «высшим пилотажем» считается: сделать домашнее задание на том же уроке, на котором оно задано, вызваться ответить, получить возможно даже высший балл, и потом спокойно заниматься своим делом: читать интересную книгу или придумывать вечный двигатель…
Вот и получается, что на школьной Доске Почета портреты и Отличников и Двоечников висят вперемешку… почему? Да потому что тут дело не в полученных оценках, а в подходе…
Отличники – это те, кто встает рано не всегда потому, что он «жаворонок», а просто потому что НАДО… Отличник всегда задает сам себе различные риторические вопросы типа: «когда если не сегодня я буду что-то делать?»… Отличники всегда работают в коллективах где их ценят… если Отличников не ценят – они ищут новый коллектив где их будут ценить… самое страшное для Отличника – провал в глазах коллектива… Отличники всегда убеждены что они все делают потому что ТАК НАДО: надо хорошо учиться, надо найти хорошую работу, надо сделать карьеру…
На все это Двоечник отвечает только: ЗАЧЕМ?... зачем все это делать, если все и так получается… и можно заниматься чем-то своим… более важным и интересным…
Бывают просто блестящие Отличники и блестящие Двоечники… из первых потом получаются миллионеры и президенты корпораций… из вторых – программисты – инженеры и писатели – поэты…
Бывают просто нормальные способные Отличники и нормальные способные Двоечники… первые становятся просто хорошими специалистами с приличной зарплатой… вторые могут иметь свободную профессию и зарабатывать штуку в день или фигу в месяц – тут уж как получится…
Бывают неудачные Отличники и неудачные Двоечники… из первых все равно получаются неплохие специалисты, потому что Отличники не умеют работать плохо… из вторых… никто не знает что получается из неудачных Двоечников, потому что никто никогда и никому, даже самому себе не признается, что он неудачный…
Если Вы думаете, что браков между Двоечниками и Отличниками не бывает – то Вы глубоко ошибаетесь…
Двоечники часто женятся именно на отличницах, потому что:
Отличницы всегда убирают в доме, готовят еду, стирают, гладят, заводят и сами воспитывают детей, помогают родителям… а так же следят за модой, лишним весом и репутацией семьи… короче, в их доме всегда порядок…
Отличники часто влюбляются в Двоечниц потому что:
Двоечницы всегда считают, что между мужчиной и женщиной в семье должно быть равноправие: она живет с ним, а он делает за нее все остальное: готовит, стирает, убирает, гладит… и даже воспитывает детей…
Бывают браки между Двумя Отличниками… вместе они могут достигнуть больших высот в карьере, заработать много денег и вырастить кучу великолепных детей…  но при всем при этом им часто невыносимо скучно рядом друг с другом…
Так же бывают браки между Двумя Двоечниками… вместе они способны изобрести вечный двигатель или аэроплан, или еще что-то, что никто до них не изобретал… но в тоже время она могут зарасти по уши грязью или умереть от голода, потому что они – люди творческие и никому из них не хочется заниматься домашней рутиной…
Короче, баллы в аттестате еще не говорят о том, кто и кем будет в будущем…
Не так важно усвоить школьную программу – потому что около 70% материала все равно никогда не пригодиться в жизни и поэтому забудется…
Важнее развивать свои способности, склонности к изучению чего-то  такого, что может пригодиться в дальнейшей жизни…

Не секрет, что многие из великих людей по жизни были именно Двоечниками…
Самыми бездарными учениками в школе считались француз Пьер Кюри (1859–1906; один из создателей учения о радиоактивности, открывший полоний и радий), американец Сэмюэл Морзе (1791–1872; изобретатель телеграфного аппарата и кода), швед Карл Линней (1707–1778; создатель системы животного и растительного мира), англичане Герберт Спенсер (1820–1903; философ и социолог), Чарлз Дарвин (1809–1882; открывший законы эволюции всего живого на земле), Вальтер Скотт (1771–1832; кто не читал «Айвенго»?), наши Александр Герцен (1812–1870; писатель и революционер),Николай Лобачевский (1792–1856; создатель неэвклидовой геометрии).
Будущий создатель классической механики Исаак Ньютон (1643–1727) пошел в школу лишь в 11 лет, где у него была стойкая репутация туповатого переростка.
У будущего драматурга Александра Островского (1823–1886) в гимназическом аттестате не было ни одной пятерки, после он поступил в Московский университет, на втором курсе его оставили за неуспеваемость на второй год, на сем и закончились университеты автора «Грозы» и «Бесприданницы».
Один из наиболее одаренных художников XIX века Эдуард Мане (1832–1883) в школе по всем предметам плелся в хвосте класса, а в пятом остался на второй год.
Альберт Эйнштейн (1879–1955), создатель современной физики, научился говорить лишь в три года и был очень заторможенным, отсталым ребенком. В школе преподаватель греческого в сердцах сказал: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Учась в цюрихском высшем техническом училище, Альберт прогуливал лекции, и если бы сокурсник не снабдил его конспектами, он не сдал бы выпускные экзамены по физике и математике.
Анри Матиссу (1869–1954) преподаватель в художественной школе все время повторял: «Это хуже всего, что я видел. Вы никогда не научитесь рисовать. Лучше подыщите себе другую профессию».
В школе самые плохие отметки у Поля Сезанна (1839–1906) были по рисованию, у Эмиля Золя (1840–1902) — по литературе. Работам Матисса и Сезанна сейчас отведены самые почетные места в музеях мира, романы и повести Золя печатаются миллионными тиражами.
Будущий великий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) окончил университет с аттестатом, гласившим, что он — «молодой человек с хорошими способностями, но не отличается знаниями, особенно философскими».
Про Пушкина (1799–1836) преподаватели Царскосельского лицея говорили: «поверхностный французский ум», «леность к наукам». Всем выпускникам лицея присваивали чин. Пушкин получил самый низший — коллежского секретаря.
Федора Шаляпина (1873–1938) в молодости не приняли в хористы «по неспособности».
Семнадцатилетнего Джузеппе Верди (1813–1901; автор опер «Риголетто», «Травиата», «Трубадур») не приняли в Миланскую консерваторию «по причине недостаточного дарования».
Будущий педагог Константин Ушинский (1824–1870) провалился в гимназии на выпускных экзаменах.
Виссарион Белинский (1811–1848) три года сидел на одном курсе университета, в итоге его исключили «по ограниченности способностей».
Русский просветитель, писатель, издатель Николай Новиков (1744–1818), открывший в Москве и других городах типографии, школы, библиотеки, в 16 лет был изгнан из гимназии «за леность». Русского поэта, переводчика, воспитателя Александра II Василия Андреевича Жуковского исключили из училища в 9 лет «за неспособность».
Уильям Шекспир ходил в школу до 15 лет. Джером К. Джером (1859–1927; автор книги «Трое в лодке, не считая собаки») и Марк Твен (1835–1910; автор книг «Приключения Тома Сойера», «Янки при дворе короля Артура») — до 12 лет. Иллюзионист Гарри Гудини (1874–1926) со школой распрощался в 11 лет.
Из пяти российских писателей, лауреатов Нобелевской премии, у двоих — Бориса Пастернака и Александра Солженицына — было высшее образование. Михаил Шолохов («Тихий Дон», «Поднятая целина») закончил всего четыре класса гимназии, а Иван Бунин («Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи») и того меньше — три с половиной, причем в одном из классов умудрился остаться на второй год.
За плечами у основоположника космонавтики Константина Циолковского (1857–1935) два класса гимназии, у английского писателя Чарлза Диккенса (1812–1870; «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд», «Домби и сын») — три класса школы, у Максима Горького — два.
Президент США Авраам Линкольн (1809–1865) школу посещал урывками; живописец, архитектор, ученый, гений Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519) в школе не учился вообще, как не учились в школе великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) и великий скрипач Никколо Паганини (1782–1840).
Один из наиболее талантливых и изобретательных художников ХХ века Пабло Пикассо (1881–1973) начальную школу закончил, но только потому, что его отец дал директору взятку.
Сэр Уинстон Черчиль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет.
Николай Гоголь в школе за сочинения получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души».
Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. Но в школе появилась ЭВМ, и разбудила дремавшие в ученике великие способности.
Томас Эдисон (1847–1931) в школу ходил несколько месяцев; учителя называли его безмозглым и говорили, что он слишком глуп, чтобы учиться. Эдисон стал изобретать, поступив работать на телеграф. Первым его творением было приспособление, благодаря которому старший телеграфист на линии был уверен, что Томас работает, а юное дарование в это время сладко спало на рабочем месте.
В течение жизни бюро патентов выдало Эдисону 1093 свидетельства — такого количества не получал ни один человек в мире.
И на старости лет Эдисон любил повторять: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы хоть что-нибудь, если бы ходил в школу!»


20 октября 2008г.