Мысли нетрезвого туриста

Мария Дель Мар
- С наступающим Рождеством!
 - А что, католическое Рождество сегодня?
 - Да, сегодня в ночь.
 - Надо срочно ехать в Ватикан!
 Сосед рассмеялся и ушёл, а мы, наскоро скидав сумки, поехали. Вернее, полетели ... в Рим.

Итальянский таксист вёл машину, как Бог. Он разогнался до 160 километров, при разpeшённых девяноста, мелодично пел-разговаривал по телефону, другой рукой набивал номер во втором мобильнике. Но чем-то же он рулил и даже успевал совершать головокружительные маневры, азартно перескакивая из полосы в полосу.

Умение разговаривать интимно-напевно, манера вождения - всё меня покорило и я сказала мужу, что влюбилась в итальянцев ... муж неспокойно заёрзал. Я выпалила:
- Образно говоря, иносказательно, - и для полной реабилитации добавила, - в подтексте.
 
Подтекстa супруг не понимал, а перелёт и нервное напряжение взбудоражили аппетит.
   
В кафе работали только представители сильного пола. Итальянские мужчины! Мужчины не только понимающие толк в тесте, когда оно - в виде пирожка - хрустит тёплой корочкой во рту, а мужчины умеющие делать тесто!

Мужчина, умеющий ТАК приготовить тесто для выпечки, заслуживает особого преклонения, внимания и всяческих похвал.
 
- Так вот как должны выглядеть настоящие пирожки, - зачарованно пробормотал Олег, вопросительно зыркнув в мою сторону.
   
- Всегда говорила, что лучшие кулинары - мужики, - ловко вывернулась я, вспомнив свои изделия из теста, более всего напоминавшие резиновые шапочки с начинкой. Но обиду затаила.

Промозглая погода; полу-пустая площадь перед ватиканским Собором Cвятого Петра
(очередь из лиц приглашённых уже втянулась внутрь собора, а оставшиеся снаружи как-то разбрелись, затерялись в узких переулках); одежда не по сезону; да и собственно говоря - зима, - все эти обстоятельства занесли нас в закрывающийся бар, где и успели мы только взять бутылку вина.
Барменша, понимая, что мы сразу же за углом начнём употреблять, положила в пакет два последних пирожка и один пластиковый стакан.

Заболеть в начале путешествия совсем не хотелось. Красное вино разогнало кровь, окоченевшие члены обрели чувствительность, мысли задвигались ... вспомнилась обида за мои фирменные пирожки, посрамлённые супругом, поэтому дальнейший рассказ об истории возникновения Рима, пронизан сарказмом и не представляет из себя ни исторической, ни какой либо другой ценности.

- Там тёмная история. Всё закрутилось с тайной рождения основателя Рима - Ромула.

Олег посасывал "Кьянти" прямо из горлышка, не доставая бутылку из бумажного пакета.Я, дирижируя полупустым пластиковым стаканом, несла ахинею:
   
- Здесь почиталась богиня Веста, и в храме её служили весталки-девственницы. И по причине того, что девственницы, тоже люди ... одна из жриц разродилась двойней.
Чтобы соблюсти хоть каплю приличия, отцом назвала Бога Марса. Спросить с божества - не представлялось возможным, простить позор - не позволяла честь заведения. Рею Сильвию, мать двойняшек, заточили в подвал, где она и скончалась, а детей велено было утопить.

-Но! Добрые римляне - дай мне глотнуть за их здоровье - пожалели крошек.... и оставили умирать новорожденных на долгую мучительную смерть на берегу реки.

По счастливой случайности.... - на площади началась трансляция рождественской службы, и мы уселись на стульчики, выставленные перед Храмом, - ... мимо пробегала волчица. Она прониклась жалостью к малышам и решила их вскормить.

И,опять же, по благому судьбы велению, вдоль реки брёл пастух. Он забрал детей и отнёс их на воспитание своей жене.
   
- Ну и гадость - это "Кьянти", - поморщился Олег.
На экране мелькнул Папа Римский, кардиналы, на трёх языках мира (ни одного из них мы не знали) говорили о величии момента рождения Христа. Люди терпеливо мёрзли в ожидании двенадцати часов.
   
- Но, есть другое мнение, - продолжила я. - Жена того пастуха, Ларенция, слыла любительницей плотских утех и отдавалась кому ни попадя с превеликим азартом. Среди пастухов, снискала славу остро-доступной женщины и прозвана была "волчицей".   

Существует версия, что именно она выкинула детишек на берег, пытаясь скрыть от мужа последствия похождений. Кстати, слово "lupo” переводится, как "волчица" или "проститутка", а публичные дома назывались " лупариями".  И на средства куртизанок здесь построены площади, мосты и прочие сооружения.
   
- Щедрые девки были. И дорогое удовольствие - размышлял Олег.
- Не-е-ет! Они не по собственной воле отдавали деньги. Церковь курировала их деятельность и собирала дань.
- Зато я теперь знаю, откуда у рэкета уши растут, - хихикнул Олег.
    
- Все эти события отразились на психике Ромула и, выросши, он решил... оставь мне вина, а то я уже примерзаю к стулу... что Боливар не выдержит двоих, - я силой отобрала бутылку из цепких рук мужа, - ... да и убил кровного братика.
- Кто такой Боливар?
- Не важно, это из другой оперы. Так началось царствование. Рим отстраивался быстро. Воевал со знанием дела. Чтобы обеспечить прирост населения, Ромул не гнушался поселять в городе беглых рабов, воришек и прочего рода деятельности  преступников. Чем и вызвал презрительное отношение соседей.
   
Колокола пробили полночь,присутствующие на площади поздравляли друг друга и целовались. Народу явно прибавилось.
   
- Люди надышали и стало теплее, тебе не кажется? - спросил супруг.
- Мне кажется. И службу удобнее досмотреть в номере по телевизору, - согласилась я, - только купи мне шапочку новогоднюю, с лампочками, чтобы не заблудиться и лучше почувствовать  атмосферу праздника.
   
Так, медленно шагая по улицам и мигая разноцветными лампочками, я погружала Олега в историю.

- И всё сложилось бы хорошо, но возникла проблема. Кто были эти беглые рабы и разный сброд? - спросила я мужа.
   
- Кто? - заинтересовался он. - Римляне, хорошо пекущие пирожки?
   
- Ты опять про пирожки? Мужики! Мужчины! А женщин не было. Испытывая острый дефицит репродуктивного общения, Рим умирал.
   
- Да, тоскливо без баб. Что за жизнь? Я всё понял, отсюда пошли "голубые"! 
   
- Нет! Они пошли другим путём. Устроили грандиозный праздник, оповестили соседей, пригласили всех в город. Многие откликнулись, а племя сабинов явилось в полном составе, принарядив своих дочерей и жён.
И в самый разгар праздника, римские страдальцы  начали похищать женщин, хватали кому какая под руку попадёт.
Здесь опровергается народная мудрость: "Не родись красивой", потому как наиболее привлекательные особы достались богатым римлянам.
- Вот гады! Хорошо, что у тебя иллюминация на голове, издалёка видать. На случай похищения. Ты будешь скучать, если тебя похитят? - с надеждой спросил муж.
 
- Даже не надейся!
- Не будешь скучать?
 
 - Не надейся, что похитят. Ты меня сбил с мысли... И никакие не гады. Сабинские мужчины убежали, а римляне женились на женщинах и поделили с ними своё имущество.
Любовью и страстью мужи заслужили прощение. Да ещё и готовят отменно и говорят напевно, - восхитилась я, а супруг ,с явным облегчением, поспешил затащить меня в двери нашей гостиницы.
                *  *  *
    
Следующим утром поглощали кулинарные изыски и грелись под газовыми горелками в кафе на площади Навона.  Дабы не заболеть, культурно распивали вино за столиком. Олег дивился красоте и обилию роскошных фонтанов. А мне припомнились другие истории.
   
- Папа Иннокентий десятый пригрел бедную вдову брата (ходили слухи, что Олимпия, по совместительству была любовницей Папе) и поселил её в своей резиденции, как раз напротив кафе, в котором мы сидим. Вдова, страшная, как адова колесница, решила вырвать у жизни кусок счастья.
И здесь уже действует вторая часть народной мудрости :"...а родись счастливой." Алчная от природы, она  обладала незаурядным умом и хитростью. Дворец её ты можешь вычислить по голубкам на фасаде здания. А площадь эту она сочла своим двориком. Сумев добиться абсолютной власти, собирала дань с публичных домов, а после, выкрала сундуки с папской казной, пользуясь тем, что папа отдавал последние вздохи на смертном одре. Деньги на погребение собирали всем миром и похоронили его в скромной урне, приткнув прах несчастного над входом в Храм святой Агнессы.
 
- Кусок счастья получился до неприличия жирным, - заметил супруг, оценив размах строения. - Со святой Агнессой, надеюсь не случилась  экстравагантная история? - спросил, хрустя лепёшкой и уминая вторую порцию мяса.
 
- Отнюдь. Агнесса пострадала из-за излишней целомудренности. Отказала во взаимности знатному дону. Не ответила любовью на домогательства, за что и была брошена голой на арену цирка, что ранее здесь находился.
Но толпе жаждущих потехи, повеселиться не удалось, у Агнессы мгновенно отросли волосы до пят. Не долго думая и не отличаясь затейливостью, ей запросто отрубили голову и приравняли к лику святых.
Официант, понимавший по-русски, застыл у газовой горелки, ухо его начинало дымиться и аппетитно пахнуть.
- Ушное мы не заказывали - сказала я ему. - Чему удивляться? Древние римляне не отличались щепeтильностью. Тюремных узников бросали в пустую цистерну, дожидались, пока человек отдаст концы, а потом скидывали трупы в водосточную трубу.
За подпалённое ухо мы выдали обалдевшему "камареро" хорошие чаевые. 
                *  *  *
 
- Хочешь выиграть в лотерею? - спросила я  Олега, когда мы подошли к Капитолийскому холму.

- Конечно! А что для этого надо сделать?
 
- Всего лишь подняться на коленях по этой крутой лестнице в 122 ступени. Ровно в полночь. Молиться Богородице и загадывать числа.
 
- А где гарантии? - спросил запыхавшийся муж, преодолев лестницу обычным способом. - Если купить наколенники... Хотя и так можно. Давай я подержу фотоаппарат, а ты быстренько сбегаешь вниз и...., - договорить идею он не решился, споткнувшись о мой ключий взгляд.
 
Я поняла, что богатство нам не грозит. Нам грозит другое, более весомое - интересная жизнь.

Нет смысла описывать достопримечательности вечного города. Всё уже давно воспето. Но четыре дня мы выхаживали закоулки Рима, бродили треугольными квартальчиками, изумлялись уюту улиц с встроенными не по-ранжиру домами.

В церкви Oрдена капуцинов ужасались украшениям, слепленным из костей четырёх тысяч монахов. Я нашла здание на площади Испании, где служил клерком легендарный Джакомо Казанова; ограду у церкви Болгарской общины, на которую влюблённые навешивают замочки со своими именами, а ключ выкидывают, закрывая любовь на замок.
 
Короткий отпуск закончился, но остались воспоминания о подарке уходящего года. А если все дороги ведут в Рим, то и Ваша не пройдёт мимо. Кто знает ?