Т. П. Имя Россия. Невский и Пушкин

Анатолий Штаркман
По поводу телепередачи «Имя Россия».  Невский и Пушкин.

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный
Иван Четвёртый пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.*

Именем Рача (Racha) назван сегодня пригород столицы Словакии Братиславы, в прошлом самостоятельный городок вблизи венгерского города с германским названием Прессбург.** Мне привелось побывать в этом посёлке, выпить стакан сухого красного вина на винном заводе и получить на память в подарок красиво изданную книгу. Еврейская история посёлка в книге представлена фотографией могилы «жидовского раввина» Ицхака Паллака на еврейском кладбище. Однако имя Рача рядом с именем Бенадика (от еврейского имени Бени) упоминается в истории Словакии с 1226 года.
 
*А. С. П. Моя родословная. т. 3. с. 208.
**Raca (над  «с» – птичка, произносится Рача), Bratislava, 2002   

В Грузии именем Рача назван горный район в верховьях реки Риони, известный проживанием   в прошлом большой еврейской общины в столице района Они.
В так называемой «Начало автобиографии»* появляется ещё один вариант имени: «Мы ведём свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, знатного благородного), выехавшего в Россию во время княжества св. Александра Ярославича Невского».
Имя Ратши (пр. авт.: у Пушкина «Радши») упоминается в печатных изданиях российским историком Василием Татищевым в связи с погромом в Киеве - значительно раньше княжения Александра Невского. В 1146 году умирает князь Всеволод Ольгович, который «много наложниц имел и более в веселиях, нежели в управлении, упражнялся». К власти приходят его сыновья Игорь и Святослав. В Киеве толпа недовольных требуют снижения налогов и справедливости. «Для чего сие вече учинено и что от него желают, - спрашивает Игорь у своего брата Святослава и посылает его к толпе разузнать. «Как Святослав к ним въехал, тогда стали жаловаться на судью Всеволода Ратшу и на вышегородского тиуна Тудора, многие вины на них возлагая, что они народ разорили». «Игорь выслушал то, и хотя ему такое странное требование весьма прискорбно было, но, опасаясь мятежа, не отказываясь, сойдя с коня, крест поцеловал на всём их требовании. И потом поехал на обед, ожидая, что на этом

-------------------------------------------------------
*А. С. П. т. 8. с. 76. Нет такой рукописи. Приписывают её к 1834 году. После смерти поэта печаталась под заглавием «Родословная Пушкиных и Ганнибалов».

всё успокоится, но народ, пойдя ко дворам Ратшину и Менкину, оные начали грабить, что Игорь слышав, сам с людьми своими и братними туда приехал и едва народ утешил».*
Карамзин тоже упоминает погром и фамилию Ратши на службе тиуном у русских князей Всеволодова, Святослава и Игоря в год 1146: «…тиуны Всеволодовы угнетали слабых: Ратша опустошил Киев, Тудор Вышегород. Святослав! Дай клятву за себя и за брата, что вы сами будете нам судиями или вместо себя изберёте вельмож достойных».** «…Но мятежная чернь устремилась грабить дом ненавистного, богатого Ратши. Святослав с дружиною едва мог восстановить порядок».
Слово тиун осталось на Руси со времён Хазарского Каганата, с иврита – предъявлять иск, выступать на суде, в русском языке – приказчик, управитель, судья.
Слова Ратши(а), Радша(и) или Рача не переводятся ни на один язык и не имеют смысла. Такого не бывает. К тому же, неизвестно, как фамилия писались на немецком языке в 12 веке. Описание погрома в сочетании с еврейской фамилией Менкин (Минкин)*** направляет поиски предков Пушкина в еврейское русло.
Одиннадцатый век. Крестовые походы, еврейские погромы во Франции и Германии. Мигрировавшая в 9-10 веках на запад часть еврейского населения, по терминологии Татищева «жиды хазарские» из Хазарской империи, спасаясь, устремилась на Восток в услужение киевским князьям. 

---------------------------------------------------------
*Василий Татищев. История Российская. М. 2005  т.  2.  с. 194.
**Н. М. Карамзин. История государства Российского. Книга 1. М. 2003. с. 288
***Энциклопедия.  Древнееврейские имена, фамилии. т. 2  с. 149

Так появился в Киеве из «неметчины» то ли Рача или Радша(и) или Ратша(и), каждый историк, в  том числе и Пушкин, по-своему. А всё потому, что в германском, словенском алфавитах не существуют отдельные буквы «ш» и «ч». В их произношение входит нечто похожее на «д-т». Если из Радши или Ратши убрать фонетическое «д-т», то появится слово Раши.
На иврите – (;);;;, на русском – Раши – аббревиатура имён: Рабби-;;;;;, Шлома (Соломон)-;;;;, Ицхаки-;;;;;, окончание «а», возможно, появилось при склонении. В еврейском языке отсутствует буква «ч», в русском с этой буквой во времена Пушкина тоже были проблемы. Буква «ш» является общей для еврейского и русского алфавитов не только в произношении, но и в написании. Сравните: на иврите – «;», на русском - «ш». Итак, вполне логично, что не Радши, не Ратши, не Рачи, а еврей Раши – фамилия предков Пушкина.* В еврейской истории известен толкователь Талмуда Раши, живший в 11-ом, начале 12-го века, его именем названы в Израиле улицы, площади. Пушкин не ссылается, откуда он позаимствовал цитату «мужа честна, говорит летописец, знатного благородного», однако всё совпадает для предположения, что Раши, толкователь Талмуда, и Александр Сергеевич Пушкин принадлежат одной и той же ветви одного и того же дерева.
Русские князья спасают жизни тиуну Радши или Ратши или Рачи, вернее, что Раши, и его семье: жене и сыну Якуну. Они бегут в свободный и независимый от Киевской Руси с 1136 года город Новгород.

-----------------------------------------------------------
*Е. Э. т. 13 с. 338. По одной легенде - Раши жил во Франции в Люнеле, по другой - в Германии, городе Вормс.

В начале 13 века имя Якуна появляется на должности посадника Новгорода, летописец упоминает в городе улицу Прусскую, по имени жителей из Пруссии, из «неметчины». «Якунич пришёл из Руси и получил посадничество, а каждый знаменитый дом имел своих приверженцев и своих врагов…»* Пришёл из Руси, это значит из Киева. Сын Раши Якун умер в 1206 году.*
В Невской битве (1241 год) отличились «шесть мужей сильных и весьма храбрых»: Гаврило Олескин, Збыслав Яконович или Алекса Якунович (третье колено) - внук Раши, Яков Полочанин, Миша и его сын Лазарь Моисеевич, представитель новгородцев в переговорах с русскими князьями, Савва от «убогих был», Ратмир - «также от убогих», бился пешим и много храбрствовал».** Доказывать, что Лазарь Моисеевич еврей – это всё равно, что ломиться в открытую дверь, его отец вовсе не Миша, а Моисей. Ратмир - один из героев ранней поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» - хазарский хан. По законам Хазарского Каганата хазарским ханом мог быть только иудей. Таким образом, ясно, что из «шести мужей сильных и весьма храбрых» четыре – точно евреи, остальные двое, возможно, тоже могли быть евреями. Поэтому и появились в «Родословной» Пушкина строки: «Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил».
За победу над шведами на Неве Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвище Александр Невский. Через два года он победил германцев (немцев) на Чудском озере.

-------------------------------------------------------
*Юрий Хохленко. Сказания о предках Пушкина. «Академия». М. 2000 с. 25 Родословная Пушкина.
**Василий Татищев. История Российская. М. 2005 т. 3 с. 9. 11

Население Новгорода встретило победителя подобно встрече Давида евреями Иерусалима: «Как помог Господь кроткому Давиду победить иноплеменников, так и верному князю нашему пособил побить врагов наших и освободить град Псков от иноплеменников». «Певец-Давид был ростом мал, но повалил же Голиафа» - сравнивал Пушкин себя с Давидом, народ Новгорода сравнивал с Давидом Александра Невского. Если прибавить недавно открытые при раскопках в Новгороде берестяные грамоты на языке иврит, то есть над чем подумать любознательному читателю, и было кем гордиться Александру Сергеевичу Пушкину.