Три грибных маньяка

Ольга Птитца
ТРИ ГРИБНЫХ МАНЬЯКА

    Люблю ездить за Волгу. Не летом, когда воздух, кажется, звенит от зноя и раскалённый песок медленно превращает тебя в багро-коричневое нечто, навроде подкопчёной селёдки, а осенью, в ту самую прекрасную пору, когда в лесу исчезают комары, чернеют запоздалые ягоды ежевики, деревья задумчиво желтеют, а из-под земли после какого-нибудь дождичка наконец-то появляются грибы. И тут у меня начинается зуд -хочу за Волгу! И начинаю упорно искать себе попутчика. С маниакальной настойчивостью. Потому как одной в такое путешествие отправляться как-то робостно. А вдруг что-нибудь случится? Что я буду делать одна тогда в лесу?
   Чаще всего поехать со мной я уговаривала подругу. Ну а дочку мою уговаривать не надо, она всегда и так радостно прыгает, когда я её с собой беру...Она даже больше не жалуется на огромные расстояния, что приходится пешком проходить. Но...из-за школы она может только по воскресеньям составить мне компанию, да и взрослого человека в экстремальной ситуации она, конечно, не заменит. Вобщем, без подруги не обойтись. Да и интереснее втроём-то.
    Обычно мы так и ездили на остров Сарпинский, но в этом году подруга заартачилась -"не поеду", -говорит. И всё тут! Мол, у тебя муж теперь есть. А вчетвером вместе с нами ехать отказалась.
    Ну, думаю, мы и без тебя прекрасно отдохнём! И стала я всё своё семейство настраивать на заволжское путешествие. И не просто, так сказать, путешествие, а с грибно-ежевичным уклоном.
    Но всё как-то невезло -то домашние дела, то я работаю в воскресенье, то дождь шпарит, как сумасшедший, а то и вовсе нет денег на билеты.
    Но вот, когда октябрь уже почти закончился, и листва уж на деревьях основательно поредела, кажется, что-то наклёвывалось. То есть я не работала в выходной, деньги на поездку были отложены...А Анютка, устав ждать обещанного путешествия, тяжко вздохнув, предложила:"Мама, если завтра польёт дождь, давай всё равно поедем!"
    Конечно поедем, моя сладкая! Даже если пронесётся цунами, ураган, землетрясение или что-нибудь ещё в этом духе...
    И вот оно настало, это долгожданное "завтра". Ура! С неба ничего капать не собиралось, даже солнце вроде бы проглядывало из-за облаков.
    Мы собрали сумки со всякой вкуснятиной. Точнее, почти всю еду, включая два термоса с чаем мой муж по-джентельменски запихал в свой необъятный рюкзак, ну а мы с Анюткой сгребли себе то, что осталось -газетку, подстилку из старого покрывала, пластмассовую посуду под чай, ножик, пустую пластиковую бутылку с обрезанным верхом под предполагаемый урожай ежевики, два сборника открыток с видами съедобных и несъедобных грибов. ну и прочую лёгкую мелочь.
    Потом наше семейство оделось по-походному ( сапоги, джинсы и куртка, что постарше и позадрипаннее) и с радостным ожиданием несметных грибо-ежевичных сокровищ покинуло дом и направилось к пристани.
    Всё шло замечательно -погода была отличная, солнце ласково пригревало наши довольные лица, под ногами шубой поднималась опавшая листва, грязь была не такой уж грязной, а лужи -не такими уж мокрыми и большими. Трамвайчик легко покачивался на волнах, ожидая нас, как самых почётных пассажиров. Я купила билеты и мы торжественно взошли на катер и выбрали самые лучшие сиденья. Трамвайчик постоял у пристани ещё немного для приличия (мы, главные пассажиры, уже сели) и, предупредительно звякнув, отплыл от берега.
   Не успели мы насидеться на уютных мягких сиденьях, как катерок уже причаливал к сарпинской пристани. Когда мы выбрались на берег, перед нами встал вопрос -в какую сторону идти. Олег предложил отправиться вглубь острова или по направлению к Центру города, я -двигаться к Красноармейскому району, к пристани на этом острове, что называется Вязовска Грива. А Анютке было всё равно, куда идти, лишь бы хорошенько прогуляться на свежем воздухе. Вобщем, в нашем отряде появились небольшие разногласия. Тогда я привела железные аргументы: поход у нас не просто прогулочный, а с явной, определённой целью -собрать грибов и ягод. А места грибные и ежевичные я знала только там, где раньше часто бывала, то есть, где Вязовская Грива. Ну, если мы соберём полные сумки раньше, не успев туда дойти  -что ж, это будет ещё лучше.
    Аргументы оказались действительно железными и наша компания тронулась в путь. Решили сразу идти не по дороге, а по лесу. Даже когда шли мимо деревушки, не возвращались на тропинку, не тратили даром драгоценного времени, всё искали, выискивали и даже вынюхивали заветные грибные шляпки.Азарт заставлял нас подолгу топтаться на месте, заглядывать под каждое дерево, куст, корягу и яростно разгребать толстую набрякшую подстилку из прелых листьев импровизированными посохами из веток. Но пока находились только бутылки (разбитые или те, что потом невозможно сдать), помятый пластик, ржавые железяки и другой мусор, не поддающийся индитификации. А однажды мой муж поддел посохом полусгнившую тряпку и, оглядев её со всех сторон,глубокомысленно заметил: "Ну надо же, кто-то бросил почти новую куртку..."
    Выглядел с этим барахлом он очень эффектно, почти как Гамлет, вздыхавший над черепом.
    Надежда наполнить хотя бы пластиковую бутылку какими-нибудь съедобными грибами потихоньку стала таять. Но тут, под одним из тополей возле самой дороги я нашла молоденький крепенький шампиньончик.
-Ну вот, уже не зря съездили, -объявил Олег и мы с новым рвением стали шуршать в листве.
   Постепенно лес стал чище, мусора, оставленного людьми, заметно поубавилось, зато всё чаще путь преграждали сучьеватые старые коряги, упавшие деревья  и сухие ветки. Но нас это не смущало и мы героически продирались вперёд. Правда, по-черепашьи медленно. А до Вязовской Гривы ещё пешарить километров двенадцать...Далековато, однако!
    Периодически раздовались радостные возгласы: "Гриб!" И наше семейство собиралось в кучу, чтоб разглядеть очередную паганку или какой-нибудь красивый с зеленовато-серой волнистой каймой древесный гриб на пне, тоже, увы! - не съедобный. Но один раз мужу мому повезло и он показал мне на гриб, что в здешних местах все называют опёнком, а в заветных взятых с собой открытках он числился сыроежкой сине-зелёной.
   Ну, два гриба -это уже суп! Может,ещё что-нибудь интересное попадётся? Но нет, грибное счастье отвернулось от нас, мы только зря ворошили посохами меж деревьев. Ну а про  урожай ежевики пришлось забыть, как только попали в её заросли. Листья из зелёных давно превратились в багрово-красноватые, а мумифицированные плесневелые останки ягод разве лишь с голодухи  птицы клевать будут...
- Может, отдохнём? -с надеждой спросила дочка.
- Нет, -злодейски ответила я, -мы даже до второй деревни ещё не дошли.
-Да, Анюта, а за деревней будет ещё турбаза, -"заботливо" напомнил муж.
- Ого-го-ой, -жалобно простонала Анюта и зашагала ещё быстрей.
   Шли мы довольно долго и вот впереди замаячили  деревянные домики. После последних дождей подросла молоденькая травка, и деревушка среди этой яркой зелени и золота осенней листвы выглядела просто сказочно. Но наш отрядец не стал задерживаться для любования красотой -вперёд нас гнали усталость и голод. А привал лучше делать вдали от цивилизации, чтоб ничей людской взгляд не провожал куски, что мы будем отправлять себе в рот.
    Но вот, позади и турбаза "Островок" и мы, заплетающимися от усталости ногами пройдя ещё немного , обессиленные, валимся на расстеленное второпях меж раскидистых деревьев покрывало.
   - Фу-ух! -сказанно всеми почти одновременно.
Да, фух. Наконец-то можно передохнуть!
   Местечко, выбранное для привала, стоит того, чтоб описать его по-подробнее. Расселись мы меж извилистых четырёх тополей, которые словно подготовились позировать художнику, росли на прелесной полянке возле самого обрыва. А внизу, под крутым берегом, Волга сужалась почти до ручейка. Ну или ответвлялась она здесь так, не знаю. А далее шло пустынное море из песка, заканчивающееся тёмным лесом. А если взглянуть на восток, то уже можно было увидеть родное Заканалье.
- Ура! -закричала радостно дочка. -А я вижу "рожки" первого шлюза!
   И действительно, стояла такая чудесная солнечная погода, что разглядеть вдали краешек шлюза вовсе было не сложно.
   Так что мы почти дошли. Можно и расслабиться. Рюкзак с едой был немедленно развязан и распотрошён до основания. Горы еды лежали на нашем импровизированном газетном столе -в одном кулёчке картошка, сваренная "в мундире", в другом -аппетитные кусочки ветчины и ломтики сыра. А какой, оказывается, вкусный хлеб со свежими помидорами! Когда очередь дошла до чая, Олег, отхлебнув глоток произнёс с наслаждением что-то вроде: "М-м! А!". Да, что может быть поздней осенью на природе лучше глотка крепкого горячего сладкого чая? Он покажется вкуснее дорогущих напитков и коктелей.
    Мы сидели на подстилке и блаженно щурились на тёплое солнышко. Прямо три огромных сытых кота с отяжелёнными от съеденного брюшками! Помлев так почти не двигаясь какое-то время, мой муж спросил:
- Который час?
   На часах было начало четвёртого, а "трамвайчик" по расписанию отходит от причала в половине шестого вечера.
- У нас ещё полтора часа! -довольно сказала я и предложила. -Может, заглянём к озерцу. где мы с подругой часто бываем? Я там помню грибные места.
   Предложение всеми было принято благосклонно. и мы направились вглубь острова. Места уже были очень знакомые, я часто здесь бывала, а Олегу ещё не приходилось. И мне хотелось показать ему всё, что в прошлые походы мы разведали с подругой.
    Знакомая тропинка вывела нас на просторную степь, со всех сторон это пространство было обрамлено лесом, а в самом центре прозрачно трепетала золотистыми листьями тополиная рощица. Я, как хороший экскурсовод, повела наш отряд туда. Муж с молчаливым восхищеньем вертел головой, запроминая каждою чёрточку этого прелесного уголка.
- А там озеро, -показала вперёд я и мы двинулись к нему. -Оно изгибается полумесяцем. А грибы мы находили на той стороне. Надо в обход идти.
- Далеко? -поинтересовался муж.
- Да нет, не очень.
   И семейство наше зашагало вдоль берега. Олег внимательно смотрел на застывшую гладь озера. Озеро-не озеро, так, красивая длинная изогнутая лужа, местами переходящая в грязевое болото. В одном из таких заболоченных мест муж увидел сухое дерево, перекинутое с той стороны озера на этот берег.
- Нам тут переходить? -спросил он.
- Нет, лучше вокруг обойти. Там, немного подальше, озеро заканчивается и есть дорога.
   Постепенно вечерело. Свет уже был не таким ярким, как днём, а тяжеловато-жёлтым. Грибов мы, конечно, больше не нашли -лето было слишком сухим, и поздних осенних дождей не хватило, чтоб оживить грибницу. Бог с ними, с грибами! Погуляли-то замечательно!
   А сейчас пора бы и возщаться.
- Давай напрямик! -предложил Олег.
- Это как? -не поняла я.
- Ну по бревну. Сколько времни и сил сэкономим.
   Я опасливо поглядела на жирную грязь возле брошенной коряги.
-Ой, не знаю. Страшно как-то.
- Да не бойся! Нужно только взять какую-нибудь палку и опереться на неё, чтоб не упасть.
   Дочка посмотрела на скользкое бревно и боязливо повторила вслед за мной:
-Ой-ёй!
   Я мгновенье раздумывала. Возвращаться прежним путём почему-то не хотелось. Может, ноги устали...
-Ну, если ты пройдёшь первым, а потом подашь нам руку... -несколько нерешительно произнесла я.
   Сердце бешено билось в груди, когла Олег, пошатнувшись, едва не соскользнул с мокрого бревна. Но он удержался и благополучно достиг другого берега. Мы с Анютой двигались следом, едва перемещая ноги. Муж помог нам добраться и я вздохнула:
-Да, так это озеро я ещё ни разу не переходила. Ух, аж дух захватывает!
-Да, здорово! -согласилась дочка.
   Муж горделиво улыбнулся нам.
    В тополиной рощице мы наскоро попили чаю и, уже больше никуда не сворачивая, направились в сторону причала. Времени в запасе у нас было достаточно -где-то минут сорок до отхода "трамвайчика", но теперь хотелось домой, в тепло и уют, и мы шли по лесной дорожке довольно споро.
   Перед самой пристанью стояла деревня и наш путь проходил через неё. Грязь там была ужасная, мы с трудом выбирали место, где поставить ногу, чтоб не очень увязнуть.
   Мимо нас проходили местные жители.
- И кула это вы? -распознав в нас туристов, не выдержав, спросил один. -Уж не "трамвайчик" ли?
   Мы радостно подтвердили его догадку.
- Так он ушёл, наверное, в половине пятого.
   И жители, похохатывая над нами, пошли дальше.
   Что это было? Неудачная шутка или действительно правда, что сказал этот мужик? Мы взволнованно продолжали путь.
   Но вот ещё один мужчина поднял голову от лопаты и насмешливо поинтересовался:
- И куда это вы в такое время?
- Как куда? На "трамвайчик"!
   Мужик распрямился в спине и расхохотался:
- Ребята, какой "трамвайчик"? Вы на время глядели?
- Конечно глядели, -ответила я обиженно. - У нас ещё минут сорок. Ведь по расписанию катер отходит в половине шестого? Так ведь?
- А время вы сегодня переводили?
- Конечно, как всегда, в последнее воскресенье октября на час назад. А при чём здесь катер, не понимаю!
Местный житель стал пояснять нам, как маленьким:
- Катер в темноте ходить не может. Так что не знаю, куда вы идёте. Последний ушёл полпятого.
- Может, лодка какая будет, -пробормотала я и мы почти побежали к пристани.
   Пришли. Прибежали. Прискакали. Ни катера, ни лодки, ни даже какого-нибудь задрипанного плота.
   Мы молча взирали на чёрную воду.К причалу подошло ещё трое таких же горемык, не знавших про изменение в расписании. Но постояв несколько минут, поняв, что ждать нечего, они развернулись на сто восемьдесят градусов и отправились обратно в деревню.
   Стремительно темнело. Синяя туча на мрачном закате быстро сливалась с чернеющим небом. Сидеть на металлической скамейке стало совсем холодно. Я тупо уставилась в одну точку. Мысли в голове крутились как-то вяло, всё до сих пор как-то не верилось, что мы останемся куковать на этом берегу до утра. Муж, молча переживая, напряжённо смотрел вдаль, на чёрную переливающуюся гладь воды.
   Мы молчали. На душе было тревожно и муторно. Первой не выдержала дочка. У неё вырвалось испуганное:
-Мама, что мы делать-то будем?
   Её вопрос повис в воздухе, мы все думали об грядущей ночи, ребёнок просто высказал наши мысли.
   Наконец я вышла из оцепенения:
- Здесь останемся! -усмехнулась я.
- Ой! -Анюта передёрнула плечиками. Муж включился в разговор и добавил с юмором:
-Да, Анюта! У нас спички есть. Разведём костёр под деревом и будем греться всю ночь.
  Так мы ещё какое-то время подшучивали друг над другом, а я мысленно молила Бога, чтоб он дал нам возможность выбраться домой.
   Прищурившись, я вглядывалась на все движущиеся по тёмной Волге огоньки -я искала глазами катер. Почему-то у меня в душе откуда-то взялась уверенность -если "трамвайчик" всё-таки причалит к Вязовской Гриве, то я обязательно уговорю капитана перевезти на ту сторону. Сначала для уговоров я приготовила пятьдесят рублей, но, справедливо рассудив, что этого, пожалуй, мало -за такие деньги уговорить никого не получится, я убрала полтинник обратно и, тягостно вздохнув, выудила из тощего кошелька сотенную бумажку.
   От Красноармейской пристани оторвались какие-то огоньки и, немного приблизившись в нашу сторону, быстро стали удаляться вправо.
- Эй! Эгей! -отчаянно закричал Олег. Видеть, как уплывает наша надежда на спасение, было невыносимо.
- Чё орёшь? -вдруг раздался откуда-то сзади недовольный голос. - В Город он идёт, понял? В Го-ород! Я же вам говорил, что вы опаздали.
- Да, но идти-то нам некуда, -вздохнула я. - В деревне знакомых нет. Куда ж мы денемся с ребёнком?
   После таких жалостливых слов мужик счёл своим долгом пояснить, что он сам бывший капитан и что "трамвайчик"  обязательн придёт.
- Я встречаю одного человека с катера, -разъяснил бывший капитан. -Когда катер прибудет, у вас будет возможность попроситься туда на ночёвку.
  Я кивала головой, а сама хрустела в кармане заветной сотней, лелея надежду при помощи этой бумажки заставить "трамвайчик" тронуться в обратный путь.
   И вот долгожданный катер из маленьких огней в кромешной тьме превратился в различимый на воде корабль и причалил-таки к нашей пристани!
   Я жалобно стала объяснять матросу, как мы оказались в бедственном положении, а в довершение попросила:
-Перевезите нас, -добавив со значением. - Мы заплатим!
- Догулялись! -буркнул матрос, но и не отказал нам.
   Я не стала переспрашивать и, незаметно сделав знак своему притихшему семейству, нахально шагнула на палубу вслед за хмурым парнем.
   Через несколько секунд "трамвайчик" задрожал всем корпусом, и Вязовская Грива стала медленно отдаляться от нас.
    Матрос подошёл к нам, я, поблагодарив, вручила ему денежку. Он, взяв её, разглядел купюру и молча удалился.
    Ура! Мы -плыли! Мы не застряли на ночь за Волгой! В это до конца не верилось. Казалось, катер сейчас развернётся и доставит нас туда, откуда взял. Но, конечно, он довёз нас до Красноармейской пристани. И мы, радостные, поспешили сначала к маме (она живёт там недалеко), поделиться впечатлениями, а потом -на автобус и домой, домой, домой!
   Немного жаль было потратить столько денег ради двух несчастных грибов, но... ночью я проснулась, выглянула в окно -там лил дождь. Мерзкий, мокрый, холодный... а мы -дома! Нет, вру, ни сколько не жаль потраченной сотни!
   Я ещё раз прислушалась к стуку дождя и нырнула под тёплое пушистое одеяло.
    Как славно побывать в таком увлекательном путешествии и как замечательно, что оно так хорошо закончилось!
                ноябрь, 2002г.