Многие, например, известный наш историк Эдвард Радзинский, считают российский народ народом мессианским, то есть, призванным дать Человечеству некое судьбоносное послание или пример. Смысл этого послания или примера разные люди понимали по-разному. Чаадаев, например, считал, что это будет ужасный урок, и, похоже, его пророчество осуществилось. Но несмотря на это, а может быть именно поэтому, чувство своей мессианской роли где-то в подсознании нашего народа остается.
Доказательством этого является приводимый ниже материал, опубликовать который здесь сам автор уже не может, просто потому что его нет в живых. Я же делаю это, так как полностью с ним солидарен.
АЛЕКСАНДР ПАНИКИН
Новому мировоззрению суждено зародиться в России
2002
Журнал «БуржуаАзия» в № 1 за 2002 год опубликовал интервью с Александром Степановичем Паникиным, данным им газете «Панинтер».
«Вы все чаще говорите о некоей новой системе координат для общества, причем не только для российского…»
- Вопрос об этом стоит достаточно серьезно. Западное общество создало на базе протестантизма общество потребления. Иначе и быть не могло – так развивалось человечество. Если 500 лет назад это было прогрессивным явлением, освободившем человека от оков католической церкви и позволившим ему быстро развиваться экономически, то столь же очевидно, что сегодня общество потребления ведет мир к катастрофе. Нарастают экологические проблемы, на повестку дня выходят вопросы дефицита сырьевых энергоресурсов. Мы стоим перед фактом образования нации «эолотого ядра» - стран лидеров цивилизации, а на другом полюсе – миллиарды людей, живущих в нищете. С позиций протестантской этики эти проблемы решить невозможно.
Человечество должно найти новый выход.
Если новому мировоззрению суждено зародиться (а это обязательно произойдет), то произойдет это в России. Но новый путь возможен только тогда, когда будет найден новый стратегический ориентир развития, когда человек поймет, для чего ему нужно жить по-новому.
«Становление Вашего концерна пришлось на ельцинскую эпоху. Как Вы оцениваете тот период жизни страны?»
- Многие обвиняют Ельцина в том, что он разрушитель. Но нельзя построить новое, не разрушив старое. В условиях, когда власть отошла от централизованного управления, в стране зародилась новая социальная сила, некий класс энергичных людей, не потерявших себя. Среди них много таких, кто смог развить собственное дело в тяжелейшей борьбе с отечественным чиновничеством и в конкуренции с мировым рынком. Теперь необходимо построить государство, которое не будет испытывать людей на способность к выживанию. Значение ельцинской эпохи в том, что появилась сила, способная повести страну вперед.
«Кого Вы имеете в виду?»
- Миллионы людей, которые создали свое маленькое дело: они торгуют на рынках, курсируют челноками, лечат, учат, строят, и за все отвечают сами. Именно такая ответственность и формирует личность. Когда я говорю о новом предпринимательском классе, то не имею в виду олигархов или бизнесменов, назначенных властью. Они – признак ельцинской эпохи. По-другому тогда неоткуда было брать людей, на которых можно было делать ставку. Брали тех, кто оказывался под руками.
«Каков самый негативный результат ельцинской эпохи?»
- Сложившаяся монополия власти и капитала. Она является основным препятствием на пути развития созидательного предпринимательства., а следовательно, и развития страны. Бюрократия, которая привела СССР к краху, не только не уничтожена, но и процветает.
«С приходом Путина началось нечто новое или хорошо забытое старое?»
- Ничего нового я не вижу. Просто правящая номенклатура поняла, что удержать ситуацию , опираясь только на олигархов и либералов, невозможно. Необходима опора на силовые структуры и государственное принуждение. Такая политическая конструкция, по мысли ее создателей, обеспечит стабильность, то есть позволит этой же номенклатуре продолжать «реформы», а, по-сути, грабить страну.
Но чтобы в России дейсвительно произошли масштабные изменения, нужна гигантская энергия. Страна не может сделать этого по желанию Путина или номенклатуры. Нужно организовать социальную силу, дать ей простор, быть в ней, опираться на нее. Но Путин – человек определенной эпохи – опирается на то, что ему знакомо и удобно.
«Считается, что экономика России, должна быть социально ориентированной»
- Одни экономисты считают так. Другие полагают, что наша экономика должна копировать чилийскую времен Пиночета – быть сверхлиберальной в условиях жесткого политче-
ского режима. Сегодня отключают электроэнергию в больни-
цах и жилых домах, хотят заставить нищее население оплачивать все коммунальные расходы. Это и есть суперлиберальная экономика в наших условиях – страшная карикатура на настоящую рыночную. Единственное реальное изменение – установление 13 % налога на доходы. Однако и это неспособно решить проблемы, а помогает только отмывать деньги. Вкладывать их в экономику все равно не будут, ведь в целом инвестиционный климат в стране никак не улучшился. Дело не только в налоговой системе, главное – найти силу, которая как локомотив потянет экономику вперед. В любом варианте ресурсов всегда должно создаваться больше, чем их потребляется. Однако сегодня страна живет за счет вывоза своих природных богатств. К тому же средняя продолжительность жизни настолько мала, что государству не приходиться тратить много средств на выплату пенсий. Вот так и хозяйствуем.
«Какая же тогда у нас сегодня экономика?»
- Нет у нас никакой экономики. Бюджет России целиком зависит от мировых цен на сырье, что недопустимо в такой стране. Интеллектуальная составляющая в нашей промышленности постоянно уменьшается. По этому показателю мы катастрофически отстаем от развитых стран. Запад давно размещает поточные производства в развивающихся странах, оставляя у себя передовые технологии. А у нас не только душат предпринимателей, но и не могут найти применения другим талантам – изобретателям и ученым. Невостребованные мозги утекают за рубеж или бездарно пропадают в России. В результате наша промышленность быстро примитивизируется. Задача власти - изменить эту убийственную ситуацию. Сделать ставку на нового свободного предпринимателя, способного в отличие от номенклатурного бизнеса создать эффективную экономику.
«Что мешает власти поменять старую систему на более прогрессивную?»
-Сегодня власть принадлежит военно-бюрократической элите – тем, кто знает, как потреблять и перераспределять, но не знает, как производить. Бюрократы – необходимый элемент системы, но когда они безраздельно властвуют в обществе, страна неизбежно ослабевает. Так будет продолжаться до тех пор, пока к власти не придут силы, способные созидать.
Нужно дать человеку смысл жизни – это задача номер один. Не нужно думать, что тысячам людей наплевать на идеи, на выработку мировоззрения. Народ – океан, из которого рождается все. И недооценивать это обстоятельство нельзя, нельзя заставлять население десятилетиями думать только о том, как выжить.
Никакими политическими технологиями нельзя сделать общество сильным. Другое дело, что Россия и сегодня претендует (пусть пока безосновательно) на мировую роль. Это результат нашей тысячелетней истории и культуры. Не случайно образовалось путинское большинство. Миллионы поверили незнакомому, не проявившему еще себя политику. Для них Путин - символ надежды. Сегодня Россия стоит перед сложнейшей задачей – созданием мировоззрения, способного объединить страну и обозначить новые цели развития.
Освобождение творческих способностей человека – вот сила, способная повернуть движение нашей страны в новое русло.»
Новое «русло», а, вернее, новое направление это и есть новая идеология р а з в и т и я, противостоящая существующим идеологиям насилия, потому что р а з в и т и е – это всегда н о в о е б о л е е с о в е р ш е н н о е к а ч е с т в о, которое всегда создается только творческой деятельностью, творческими способностями свободного человека.
В то время как насилие превращает общество в «хозяйственный механизм», который может производить только к о л и ч е с т в о, потому что приводится в действие силой и сразу останавливается, как только действие силы прекращается. Но ведь это мы уже проходили. Надо ли проходить это снова? Или, может быть, уже пора, как пишет Паникин, все-таки создать «мировоззрение, способное объединить страну и обозначить новые цели развития»?.
Почему же именно в России должно возникнуть это новое мировоззрение? Потому что именно Россией должен быть, наконец, найден осмысленный и осознанный и, главное, глубоко выстраданный, выход из того тупика, куда уже завели и снова продолжают вести существующие идеологии насилия.