Новому мировоззрению суждено зародиться в России

Евгений Нейштадт
Многие, например, известный наш историк Эдвард Радзинский, считают российский народ народом мессианским, то есть, призванным дать Человечеству некое судьбоносное послание или пример. Смысл этого послания  или примера разные люди понимали по-разному. Чаадаев, например, считал, что это будет ужасный урок, и, похоже, его пророчество осуществилось. Но несмотря на это, а может быть именно поэтому, чувство своей мессианской роли где-то в  подсознании  нашего  народа остается.
Доказательством этого является приводимый ниже материал, опубликовать который здесь сам автор уже не может, просто потому что его нет в живых. Я же делаю это,  так как полностью с ним солидарен.

АЛЕКСАНДР  ПАНИКИН

Новому мировоззрению суждено  зародиться в России

2002
          
Журнал  «БуржуаАзия» в № 1 за 2002 год опубликовал  интервью с Александром Степановичем Паникиным, данным им газете «Панинтер».

«Вы все чаще говорите о некоей новой системе координат для общества, причем не только для российского…»

- Вопрос об этом стоит достаточно серьезно. Западное общество создало на базе протестантизма общество потребления. Иначе и быть не могло – так развивалось человечество. Если 500 лет назад это было прогрессивным явлением, освободившем человека от оков католической церкви и позволившим ему быстро развиваться экономически, то столь же очевидно, что сегодня общество потребления ведет мир к катастрофе. Нарастают экологические проблемы, на повестку дня выходят вопросы дефицита сырьевых энергоресурсов. Мы стоим перед фактом образования нации «эолотого ядра» - стран лидеров цивилизации, а на другом полюсе – миллиарды  людей, живущих в нищете. С позиций протестантской этики эти проблемы решить невозможно.
 
Человечество должно найти новый выход.

Если новому мировоззрению суждено зародиться (а это обязательно произойдет), то произойдет это в России. Но новый путь возможен только тогда, когда будет найден новый стратегический ориентир  развития, когда человек поймет, для чего ему нужно жить по-новому.

«Становление Вашего концерна пришлось на ельцинскую эпоху. Как Вы оцениваете тот период жизни страны?»

- Многие обвиняют Ельцина в том, что он разрушитель. Но нельзя построить новое, не разрушив старое. В условиях, когда власть отошла от централизованного управления, в стране зародилась новая социальная сила, некий класс энергичных людей, не потерявших себя. Среди них много таких, кто смог развить собственное дело в тяжелейшей борьбе с отечественным чиновничеством и в конкуренции с мировым рынком. Теперь необходимо построить государство, которое не будет испытывать людей на способность к выживанию. Значение ельцинской эпохи в том, что появилась сила, способная повести страну вперед.

«Кого Вы имеете в виду?»

- Миллионы людей, которые создали свое маленькое дело: они торгуют на рынках, курсируют челноками, лечат, учат, строят, и за все отвечают сами. Именно такая ответственность и формирует личность. Когда я говорю о новом предпринимательском классе, то не имею в виду олигархов  или бизнесменов, назначенных властью. Они – признак ельцинской эпохи. По-другому тогда  неоткуда было брать людей, на которых можно было делать ставку. Брали тех, кто оказывался под руками.

«Каков самый негативный результат ельцинской эпохи?»

- Сложившаяся монополия власти и капитала. Она является основным препятствием на пути развития созидательного предпринимательства., а следовательно, и развития страны. Бюрократия, которая привела СССР к краху, не только не уничтожена, но и процветает.

«С приходом Путина началось нечто новое или хорошо забытое старое?»

- Ничего нового я не вижу. Просто правящая номенклатура поняла, что удержать ситуацию , опираясь только на олигархов и либералов, невозможно. Необходима  опора на силовые структуры и государственное принуждение. Такая политическая конструкция, по мысли ее создателей, обеспечит стабильность, то есть позволит этой же номенклатуре  продолжать «реформы», а, по-сути, грабить страну.
Но чтобы в России дейсвительно произошли масштабные изменения, нужна гигантская энергия. Страна не может сделать этого по желанию Путина или номенклатуры. Нужно организовать социальную силу, дать ей простор, быть в ней, опираться на нее. Но Путин – человек определенной эпохи – опирается на то, что ему знакомо и удобно.

«Считается, что экономика России, должна быть социально ориентированной»

- Одни экономисты считают так. Другие полагают, что наша экономика должна копировать чилийскую времен Пиночета – быть сверхлиберальной в условиях жесткого политче-
ского режима. Сегодня отключают электроэнергию в больни-
цах и жилых домах, хотят заставить нищее население оплачивать все коммунальные расходы. Это и есть суперлиберальная экономика в наших условиях – страшная карикатура  на настоящую рыночную. Единственное реальное изменение – установление 13 % налога на доходы. Однако и это неспособно решить проблемы, а  помогает только отмывать деньги. Вкладывать их в экономику все равно не будут, ведь в целом инвестиционный климат в стране никак не улучшился. Дело не только в налоговой системе, главное – найти силу, которая как локомотив потянет экономику вперед. В любом варианте ресурсов всегда должно создаваться больше, чем их потребляется. Однако сегодня страна живет за счет вывоза своих  природных богатств. К тому же средняя продолжительность жизни настолько мала, что государству не приходиться тратить много средств на выплату пенсий. Вот так и хозяйствуем.

«Какая же тогда у нас сегодня экономика?»

- Нет у нас никакой экономики. Бюджет России целиком зависит от мировых цен на сырье, что недопустимо в такой стране. Интеллектуальная составляющая в нашей промышленности постоянно уменьшается. По этому показателю мы катастрофически отстаем от развитых стран. Запад давно размещает поточные производства в развивающихся странах, оставляя у себя передовые технологии. А у нас не только душат предпринимателей, но и не могут найти применения другим талантам – изобретателям и ученым. Невостребованные мозги утекают за рубеж или бездарно пропадают в России.  В результате наша промышленность быстро примитивизируется. Задача власти  - изменить эту убийственную ситуацию. Сделать ставку на нового свободного предпринимателя, способного в отличие от  номенклатурного бизнеса создать эффективную экономику.

«Что мешает власти  поменять старую систему на более прогрессивную?»

-Сегодня власть принадлежит  военно-бюрократической элите – тем, кто знает, как потреблять и перераспределять, но не знает, как производить. Бюрократы – необходимый элемент системы, но когда они безраздельно властвуют в обществе, страна неизбежно ослабевает. Так будет продолжаться до тех пор, пока к власти не придут силы, способные созидать.

Нужно дать человеку смысл жизни – это задача номер один. Не нужно думать, что тысячам людей наплевать на идеи, на выработку  мировоззрения. Народ – океан, из которого рождается все. И недооценивать это обстоятельство нельзя, нельзя заставлять население десятилетиями думать только о том, как выжить.

Никакими политическими технологиями  нельзя сделать общество сильным. Другое дело, что Россия  и сегодня претендует (пусть пока безосновательно) на  мировую роль. Это результат нашей тысячелетней истории и культуры. Не случайно образовалось путинское большинство. Миллионы поверили незнакомому, не проявившему еще себя политику. Для них  Путин  - символ надежды. Сегодня Россия стоит перед сложнейшей задачей – созданием  мировоззрения, способного объединить страну и обозначить новые цели  развития.
 
Освобождение творческих способностей человека – вот сила, способная повернуть движение нашей страны в новое русло.»

Новое «русло», а, вернее, новое направление это и есть новая идеология  р а з в и т и я, противостоящая существующим идеологиям насилия, потому что  р а з в и т и е  –  это всегда н о в о е   б о л е е    с о в е р ш е н н о е    к а ч е с т в о, которое всегда создается только творческой деятельностью, творческими способностями свободного человека.
В то время как насилие превращает общество в «хозяйственный механизм», который может производить только   к о л и ч е с т в о,  потому что приводится в действие силой и сразу останавливается, как только действие силы прекращается. Но ведь это мы уже проходили. Надо ли проходить это снова?  Или, может быть, уже пора, как пишет Паникин, все-таки создать  «мировоззрение, способное объединить страну  и обозначить новые цели  развития»?.

Почему же именно в России должно возникнуть это новое мировоззрение? Потому что именно Россией должен быть, наконец, найден осмысленный и осознанный и, главное, глубоко выстраданный,  выход из того тупика, куда уже завели и снова продолжают вести существующие идеологии насилия.