Открой личико, Украина! По Западной Украине

Виталий Николаев
(МОСКВА – БРЕСТ – ЛЬВОВ – УЖГОРОД – ИВАНО-ФРАНКОВС –                ХУСТ – МУКАЧЕВО – КИЕВ – МОСКВА).  18 – 28 августа 2007 год.               

Вот так вот всегда и, получается: хочется, а времени нет, есть возможность, а деньги не приходят. Когда же всё соединяется, то остаётся только купить карты автодорог, подготовить автомобиль к путешествию, и трогаться в путь, надеясь, что и на этот раз всё обойдётся!
Осень (конец лета), на мой взгляд, самая удивительная пора для путешествий. Начало осени. Лето притормозило, а осень стоит и ждёт своей очереди, но не торопится, а только присматривается, оглядываясь по сторонам, проливая иногда слёзы от тоски, что её мало кто понимает, а поэтому и не пускают.
Выбор маршрута всегда обусловлен ситуацией и возможностями на данном отрезке времени.
Паспорта у жены с сыном не готовы.… Стало быть, Польша пока отпадает. Думать много не пришлось. Что может быть, похоже? Конечно же, Западная Украина! Куплены карты крупных городов, машину (Нисан – Прерия, минивен, 1991 года) с горем пополам подготовил (не очень получилось), сделал международную страховку, медицинскую страховку, собрали вещи в чемодан, купили продукты в дорогу (так, похрустеть) , и в час ночи 18 августа 2007 года выехали из Москвы в сторону М1, то есть на Минское шоссе. Услышал в новостях, что ремонтирую мост на Киевской дороге, поэтому переход закрыт и все ломятся куда-то в сторону Чернигова. Решили, что сыну будет интересно проехать по Белоруссии. Как оказалось, жена тоже оказалась довольна таким вот решением. И потом, дорогу, и переход в Украину со стороны Бреста я уже знал, когда ездил в Польшу. Так что лучше ехать, чем искать то, что плохо знаешь…
Машин не так уж и много, поэтому скорость под 90 – 100. Торопиться было некуда. Иришка и Вадик легли спать. Жена до последнего держалась, но потом сдалась на милость сну, который убаюкал её вслед за сыном. Дорога ровная и пустая. Люблю такое время суток – дураков на дороге много, но в это время они уже спят или ещё не выехали из гаража!
С рассветом доехали до границы с Белоруссией. По скоплению грузовых автомобилей можно с лёгкостью было определить, что приехали на промежуточную точку правильно. Сколько здесь не проезжал, всегда одна и та же картина: машин просто огромное количество! Объехав их по встречной полосе (не возбраняется), проезжаю без остановки дальше, держа курс на Кобрин, там, на развязке надо поворачивать в сторону Малориты. Начал подгуживать передний правый подшипник. Он и раньше пел мне песни, но всё как-то не до него было. Потом всё прекратилось и я упокоился, можно даже сказать, что совсем про него забыл. Теперь вот в самый неподходящий момент он о себе напомнил снова! При скорости 90 гул прекращался, при 80 появлялся снова. Приходилось держаться скорости, при которой подшипник мне о себе не напоминал.… 
Ещё немного и впереди переход с Украиной. Очередь часа на 2 – 3. … А что ж поделать?! Автотуризм иногда призывает к терпению. Без него Вас надолго просто не хватит. В дороге всякое может случиться, поэтому надо думать, а не нервничать, или отдыхать, что тоже иногда полезно. Лично для меня отдых после стольких километров пути был необходим!
Очередь медленно, но ощутимо продвигалась вперёд. Вадик сбегал за бланками, которые надо было заполнить при прохождении украинской границы. Проехали через час на осмотр. Белорусы осмотрели минут за 15 (!), а вот на украинской стороне начались проблемы. На этом переходе были и автобусы, и грузовики и легковушки, поэтому народу было не то, что много, а просто МНОГО! Да ещё вдобавок ко всему простые пешеходы пытались без очереди пролезть на паспортный контроль. В общем, бардак! Путём неимоверных усилий, скандала, удалось восстановить очередь. После этого, всё пошло своим чередом. Все формальности выполнены, и можно двигаться дальше. Но не тут-то было! Отвалилась клемма от стартера! Оттолкали машину от места осмотра чуть вперёд. Ели-ели нащупал её (клемму) в жгуте и воткнул на место. Завёл! Поехали дальше. Вот мы и в Украине! Бензин около 94 центов. В Белоруссии тоже бензин подорожал и существенно. Теперь около 95 центов за 92!
Дорога лежала к первой точке нашего путешествия – к Львову. Деревни, встречающиеся по дороге, мало чем отличаются от российских. Разнообразия никакого. Надеемся, что на западной Украине всё изменится. Отелей и мотелей и в помине нет, но есть надежда, что «запад» скоро поможет и им и нам!
Во Львов приехали, когда уже начало темнеть. Карту города доставать не было смысла. Ничего не видно, слишком мелкий шрифт. Стали ориентироваться по указателям, коих много было на столбах. Вскоре, увидели вывеску с названием отеля, к которому и направились. Дорога вела вверх, темно, фонарики на столбиках не горят, но зато горят они на рекламных плакатах! По ним доехали до отеля, но не до того, что планировали. Понравилось! Решили остаться, а с утра уже ехать во Львов. Поужинали. Украинская кухня отменная и всем понравилась, значит, проблем с едой не возникнет! Цена номеров просто ошеломила! За номер просили 100(!) гривен. Взяли один двухместный и один одноместный за 200 грн. При курсе 1 доллар – 5 грн, получается, что два номера всего за 40 долларов! Надо заметить, что разброс в ценах велик. Тоже касается и еды. Приходилось питаться и в кафе и в ресторанчиках. Цены «гуляли» от 10 до 30 долларов на троих. Набор был обычным для туриста: первое, второе (мясо, рыба, гарнир), салат и кофе (вода, соки). 
Утро было прекрасным! Осознав, что в данный момент мы находимся не в Москве, а в Украине, направились на завтрак. В этом чудном уголке страны не везде завтрак входит в стоимость номера. Хорошо, что стоянка бесплатная! Работают в отеле молодые ребята. Из взрослых видели только горничную. И тот и другой контингент относятся к нам прекрасно! Плюньте в тех, кто скажет вам, что в западной Украине к россиянам относятся плохо! Везде закон один – как ты к нам, так и мы к тебе! Конечно, идиоты встречаются не только на дороге, но и в гостях, но нам такие не попадались на всём протяжении нашего путешествия! Везение или плоды нашего образа жизни? Наверное, второе!
Поехали в центр Львова. По дороге решили, что за один день город нам просто не осмотреть! Поэтому завтра надо вернуться снова. Два дня на осмотр такого города – это нормально! Не буду останавливаться на истории Львова, её можно прочитать в инете. Именно это будет касаться и других достопримечательностей. Это не от незнания оных, а просто чтобы не забивать Вам голову! Скукотища подкрадывается незаметно, можно и память потерять!
Крутились по городу, пытаясь выехать в исторический центр. То не там повернул, то указатель не прочитал! Выехал на трамвайные пути, замурованные в булыжники – думал от тряски машина развалится! Несколько раз останавливались, чтобы скорректировать наш путь с картой, и спросить у прохожих, где мы сейчас кружимся! В итоге приехали туда, куда надо. Машину поставили в переулке, так как на стоянках всё забито. Попали в самый разгар «Яблочного спаса». Может у них и по-другому праздник называется, но было на веничках много яблок! Зашли в кафе, пообедали. Теперь можно и побродить по этому дивному городу!
Да…
На самом деле прекраснейший город! После окончания службы в храмах, мы стали в них заходить и осматривать изнутри. Это надо видеть! Описанию не поддаётся!
Погуляли великолепно! Пошли к машине. Положили сувениры, купленные на рынке и решили перекусить в Макдоналдсе. Нашли, перекусили. По дороге назад к машине потеряли ориентиры! Смех, да и только! Предварительно записали название улицы, где стоит машина, но это название (даже таксисты) не знают! Многим улицам изменили название. Лишь через час встретили таксиста, который показал нам на карте улицу, где мы находились, и переулок, где мы оставили машину. Через некоторое время добрели до машины и поехали в отель, где ночевали. Поужинав, отправились обсуждать пройденный день перед сном.
Наутро, поехали осматривать частный сектор. Было довольно интересно поглазеть на «халупы» местного производства. Здесь уже вовсю просматривались европейские строения. Не так уж и шикарно, но уютно и со вкусом!
После недолгого совещания, было решено не возвращаться во Львов, а направиться сразу в Ужгород. Всё-таки близость границы давала знать о себе, но хотелось ещё более ощутимого европейского уюта и комфорта. Чем ближе к границе, тем ожидания наши постепенно превращались в реальность. Иногда можно было бы поверить, что мы проезжаем окраины Польши или Чехии. И только названия посёлков, деревень и городов постоянно возвращали нас в ту действительность, в которой мы находились.
 Подшипник иногда напоминал о себе, но неровности дороги скрашивали этот шум своим грохотом, встрясками и колдобинами. Плавно лавирую между ямами, я про себя вспоминал начальника всех украинских дорог. Это помогало отвлечься, но ненадолго - до следующего разлома в асфальте!
По дороге стали присматриваться к месту ночлега. Я бы не сказал, что мотелей и отелей так же много, как и в Польше, но они были. За нами всегда оставалось право выбора, что не скажешь о дорогах и сервисе в России! Заметили почти одновременно с женой указатель отеля, дорога к которому вела в горы. Совсем забыл сказать, что пейзажи постепенно приобретали очертания сказки, расположенной в горах. Места не то что красивые, а очень красивые! Хочется ими любоваться постоянно!
Начался небольшой перевал, который увенчался сплошным великолепием. Отель «Карпатский охотник» встретил нас красотой пейзажа и стадом диких кабанов за решёткой. Для чего их там держат, и разводят, остаётся только догадываться. Ввиду того, что номера вновь оказались недорогими,  взяли 2 номера.  Дубовый лес придавал воздуху некую особенность. Хотелось просто жить! Вот где можно погулять неспешно, покормить обалдевших свиней яблоками, да и просто посидеть в уютном ресторанчике за чашечкой кофе! Выспавшись, и нагулявшись, поехали в сторону Ужгорода.
Постепенно доехали до места. Нашли место стоянки перед банком, сняли в банкомате деньги (немного), и направились шататься по тихим улочкам этого приграничного города. На карте нашли два бассейна. Было жарко и хотелось поплавать, забыв про всё на свете. Пешком топать далеко, поэтому решили возвратиться к машине и пробираться уже на колёсах по незнакомым улицам к месту купания. Первый бассейн оказался сооружением на территории института физкультуры. Туда дорога закрыта для купания. Поехали ко второму варианту. Машину оставили на стоянке. Машин много, но нам повезло, так как перед нами отъехала машина, и мы встали на её место. Окрестности города привлекали не меньше красивых и уютных улочек. Пошли осматривать  частный сектор. Постепенно дорога привела к бассейну. Подумав, делаем круг по городу и возвращаемся к машине. Чтобы на ней подъехать к водоёму.
Всё-таки иногда приходило чувство, что находимся в дальнем зарубежье. Что-то говорило, что здесь душа отдыхает. Чистота присутствовала во всём.
Отъезжая от стоянки, мы были остановлены полупьяным смотрителем, который запросил две гривны за стоянку автомобиля, выдал измятый чек и отпустил нас на все четыре стороны! Настроение не убавилось, потому что идиоты встречаются везде, даже в сказке!
Доехали до бассейна без проблем, словно всю жизнь катались по этому городу. Машину оставили в кучке других машин и направились плескаться. Надо заметить, что вода оставляла желать лучшего. Мне купаться совершенно не хотелось, а вот для Ирины и Вадика это мероприятие было просто необходимо! Я уселся на лавочке под навесом и с любопытством наблюдал дружное плескание двух измученных жарою людей. Через час, полтора желание было удовлетворено, и мы направились к машине. Через дорогу находилось кафе, где мы с удовольствием пообедали.
Дальше по плану было посещение Ивано-Франковска. После Ужгорода начались проблемы с двигателем. Заметил, что дивным образом стал исчезать антифриз из расширительного бачка. Этого только мне не хватало! Стал немного нервничать, но жена с сыном вселили в меня надежду на лучший исход путешествия. Сейчас говорить об этом просто, а тогда для меня эта проблема казалась очень серьёзной, но в глубине души решаемой. Правда я ещё не знал, как это у меня получится.
От Ужгорода отъехали без проблем. По дороге пришлось купить ещё антифриза. На остановках доливал, надеясь, что всё образуется. Дальше становилось всё хуже и хуже. На трассе, после перегазовок, появился сизый дым. Это говорило о том, что прокладка головки накрывается медным тазом! Вот тебе и дырочка для антифриза! Запасная прокладка была, но я оставил её в гараже. Так у меня частенько бывает. Температура вновь поползла вверх. В одной из деревень остановился и обнаружил, что жидкость вообще стала исчезать безвозвратно, к тому же образуя воздушную пробку. Это ещё раз подтвердило моё опасение по отношению к головке. Пришлось поймать попутку, чтобы добраться до ближайшего магазина запчастей. Остановилась молодая парочка на шестёрке. Довезли туда и обратно, не взяв с меня ни копейки! Очень приятно, грусть немного отступила, уступив место молитвам. Залил в бачок жидкость и поехал медленно, но верно, окутав всю дорогу сизым дымом. Проезжая через мост, температура снова поползла вверх. Заглушил двигатель и покатился по наклонной к автобусной остановке. Встал на обочину. Долил то, что вылилось. Стал заводить, а не тут-то было. Стало забрасывать свечи. Простоял около получаса. Завёлся быстро, поехал снова медленно. Настроение улетучилось вообще! Так, прикидываясь на дороге паровозом, доехали до отеля, который находился в девяти километрах от Ивано-Франковска. Надо заметить, вполне приличный отель. Уже темнело, и отдых был необходим всем. У молодого человека, который ремонтировал во дворе девятку, спросил о расположении сервиса в городе. Они там, конечно же, есть, только выходные сейчас и грядет день независимости Украины. Так что надеяться на скорый ремонт не пришлось. Разместились в шикарном номере. Поужинали и пошли прогуляться. Вечер тихий, звёздное небо над головой и рядом любимая! Какая там машина, когда любимая рядом?! 
Не послушался жену (а жаль!), которая предлагала остаться здесь на время праздников, а потом уже ехать в город и там искать сервис, который возьмётся за ремонт двигателя. Я единолично принял решение ехать с утра до Ивано-Франковска, найти там частных мастеров, которые могли бы работать по праздникам и выходным. Поиски ничего хорошего не принесли. Решил ехать дальше. По дороге, машина стала терять мощность, в горку едва поднялся, и машина совсем отказалась ехать дальше. Слёзы наворачиваться стали, да к тому же цепь вентилятора охлаждения накрылась! Вот не повезло!  Но с вентилятором я разобрался за час, собрав другую цепь запуска, а вот с двигателем дела оказались куда хуже. Остановилась рядом шестёрка. Спросил у водителя о наличии сервиса в видневшемся вдалеке городишке «Н». Получил положительный ответ. Это прибавило надежду! Машина его уехала, а через час подъехал Фольксваген (грузопассажирский), и? зацепив мой Нисан, поволок нас навстречу с чудо-городом! Как потом выяснилось, водитель шестёрки сообщил о нашей проблеме ребятам, которые вызвались нам помочь. Причём снова без денег: довёз, отцепил от фаркопа и уехал! Это не может быть, но так произошло.
Фольксваген дотащил нас до отеля. Я выгрузил вещи, оставил жену и сына и поехал пристраивать Нисан на ремонт. Нашли сервис со второго раза. Слава Богу, что согласились сделать. Машину оставил и пешком добрался до отеля.
Отель…
Это надо видеть! Снаружи вполне приличное сооружение, а вот изнутри! Одно то, что это бывшая типография, говорит о многом! Даже вспоминая, можно с ума спрыгнуть, точно так, как ночью этого же дня я спрыгнул с кровати от грохота проезжавшей грузовой машины! Думал, что всё начинает рушиться! После обеда пошёл в сервис посмотреть на ход работы. Ребята уже заканчивали сборку. С утра они съездили в город за прокладкой и уже поставили её. Через 4 часа машина была готова. Нашей радости не было предела. Особенно радовались Иришка и Вадик, которым вчерашний и сегодняшний день в отеле показались кошмарным сном! Не раздумывая ни минуты, мы погрузили вещи и отправились из города «Н» в сторону Мукачево. Так быстро я ещё не уезжала из городов великой Украины! Это сон, только сон!
Далее, по плану, мы стремились к могучей горе Говерла. Найдём её или нет – это другой вопрос. Самое главное, что есть идея найти эту самую гору. Посмотрев невзначай направо, я увидел вдалеке очертания замка на горе. Решаем, что просто необходимо найти к нему проезд. Нашли так же быстро, как и увидели его. Замок поразил своим величием и великолепием. К сожалению, время было много и практически всё было закрыто. Решили найти отель неподалёку, и там переночевать. А с утра вновь приехать к замку, где уже основательно его обойти. Так и решили. Отель нашли быстро, поэтому некоторое время бродили в окрестностях. В округе идёт стройка, но это совершенно не мешает той атмосфере, которая нас окружает на протяжении всей поездки.
С утра поехали к замку. Нагулялись, насмотрелись! Красота. Выдвигаемся дальше. Снова ищем ночлег. На этот раз находим мотель, который по цене и благам нас устроил однозначно. Уютно, тихо и хозяева прекрасные люди! Рассказывают нам, что можно посмотреть и куда съездить. По дороге вдоль румынской границы находится географический центр Европы, развалины старого замка, долина нарциссов и горы, на которые можно смотреть вечно!
Подшипник всё чаще поёт песни. Диапазон его откровенных высказываний упал до 70 км/в час. Дело плохо. Но терпимо.
Жаль. Но в горы проехать просто нет возможности, только на «Ниве» или на внедорожнике. Маленький клиренс на моём Нисане. Не даром его называют «асфальтовой машиной». Но оттого, что увидели и где проехали, получили огромное удовольствие! Пару раз останавливались на берегу рек, где была возможность для Вадика искупаться. Реки мелкие, но сноровистые. Природа красивая! Горы, река, шум воды!
Наш путь лежал в Киев. Пользуясь картой и указателями, добрались до этого прекрасного города. Но и здесь нас ожидала очередная неприятность с машиной. По краям новой дороги остались гребни застывшего асфальта. Уворачиваясь от очередной придорожной глыбы, машина попала в большую выбоину. Тряхануло так, что вырвало задний стакан. Машину перекосило. Но она продолжала держаться на честном слове. Я чуть с ума не сошёл от новой проблемы. Нужна сварка. А где ж её найти, если выходной день и день независимости завтра? Остановился для консультации. Оказывается, что есть недалеко шиномонтаж, где присутствует сварщик (если только трезвый). Нашли быстро. Скорее всего, автопилот помог, т.е. интуиция. Был уже конец рабочего дня, и работяги уже «нормально» себя чувствовали. Хорошо попросив их об услуге за нормальные деньги, сварщик снова переоделся и стал готовиться к работе с моей машиной. Пока он готовился, я всё разобрал и подготовил ему фронт работы. Через 2 часа всё было готово! Собрал машину, расплатился. Начинало смеркаться. Надо было искать ночлег. В черте города в таких городах искать что-либо из отелей было не реально по причине бешеных денег, поэтому поехали за город. На автопилоте поехали в сторону Чернигова. Уехали километров за 30. После недолгих поисков решаем остановиться и поужинать. Оказалось, что в этом кафе есть и отель! Наверное, полулегальный, так как вывески никакой не было. Прекрасный двухкомнатный номер устроил всех! Здорово, просто хоромы царские!
   Утром, позавтракав, поехали в Киев. Много рассказывать о городе не буду. Очень красиво и есть, где отдохнуть от суеты! Оставили машину на стоянке на параллельной улице с Крещатиком. Повезло. Машину поставить нет возможности, как и в Москве. Величие и разнообразие города поражает! Много зелени, деревьев, кустарников. Спускаемся вниз к фуникулеру. С горы открывается великолепие пейзажа! Вниз идём пешком. Голова забита подшипником. Одна только мысль витает в моей голове – добраться бы до Москвы, а там …
Но красота и великолепие города отвлекают от дурных мыслей. Нагулявшись, идём к машине и готовимся в обратный путь. Снова купили похрустеть в дорогу, воду. Узнали, как выехать на московскую трассу. Поехали. Оказалось очень просто, даже автопилот не включали.
Ближе к границе поняли, что перехода, который нам нужен, просто нет! На карте есть, а в наличии нет!!! Среди ночи вылавливаю прохожего и узнаю, где можно перейти границу (легально). Объяснили. Поехали. Заезжаем в деревню, которую нам показали. Ничего похожего на переход там нет, и не было! Вижу по дороге фура промчалась по прямой. Надеюсь, что она (фура) знает, куда ехать. Не ошибся. Выехали туда, куда уже давно хотелось попасть. Очереди никакой. Весь осмотр занял около получаса. Вот мы и в России! Подшипник держится на честном слове. Скорость не более 60(!). Но что ж поделать, коль надо доехать нормально?! Плёлся до Москвы около 16 часов, то ускоряясь, то притормаживая, заглушая назойливую песню железа.
Всё равно, никакие неприятности не испортили нам отдыха. Всегда помнится только хорошее, а к плохому давно уже привык относиться с иронией!


                Виталий Николаев. 18-28 августа 2007год.