Электрогитарные впечатления

Андрей Судариков
К счастью, мне удалось пообщаться и со стратокастером, и с джексоном, и с Гибсоном... Вот несколько соображений о том, как это было... Первым у меня появился " страт ".

Подкупил своим радикальным (как мне, отыгравшему 9 лет на "классике", тогда казалось) внешним видом и "стеклянным" звуком. Да, я понимаю, что "Squier" - это не "Stratocaster Custom Shop", но... Он очень удобен и эргономичен - нижняя дека повторяет форму тела, вырезы и изгибы - на своих местах. Это, вообще говоря, рациональная гитара. У нее всего минмум - датчики - "синглы", удобно изогнутая рукоятка тремоло-машины с пластиковым наконечником "воспоминания о провинции Гуанчжоу", простецкий переключатель, расположенный как раз "под пальцами" - от холодного к теплому тембру и обратно можно переходить мизинцем, практически не отводя руку от струн (кстати, этим сплошь и рядом пользуется Ричи Блэкмор), три потенциометра - общая громкость и тембр "нэка" и "бриджа". Таким образом, серединный звукосъемник почти никак не регулируется. Все как на хорошей спортивной машине - хорошие материалы, дизайн подчинен эргономике, форма максимально упрощена и "зализана". В итоге получился эдакий "феррари" - жесткий, агрессивный и при этом моментально узнаваемый. И звук у него соответствующий - "приспособленный". Он не обладает ничем особенным, будто подчеркивая, что гитара - всего лишь "скелет", на который наращиваются всяческие процессоры, исказители, эффекты... В общем, все то, чем нас поражали Deep Purple, Pink Floyd и прочие звезды семидесятых, носившие куртки с эмблемой Fender как парадную форму гвардейских частей.

" Jackson Performer PS4 " - металлист изначально.
Типично черный цвет корпуса, заостренные агрессивные линии.. Словно "Стратокастер" решили обработать товарищи из какого-нибудь военно-воздушного КБ. Вместо двух синглов на "нэке" и "бридже" - сдвоенные "хамбакеры", тремоло-машинка - Floyd Rose (встречается и на "стратах"). Из треж потенциометров выжили только двое. Она действительно очень напоминает военную технику. Агрессивная гитара с очень "мясистым" звуком. Вместо изящного, почти венецианского завитка головки грифа на гитарах Fender, здесь - просто топорище какое-то... Стоит перегрузить гитару - и можно смело швырять "хайр" направо и налево (ну, или вверх и вниз, или по диагонали - у кого на что фантазии хватит :). Короче говоря, мечта металлиста. Это не мой инструмент, и никогда мы с ним не подружимся.

О том, что такое  Gibson , можно писать целые тома. Во-первых, вы посмотрите на эту благороднейшую форму - смесь скрипки, гитары фламенко и джазового "дредноута".
Вы только посмотрите, изогнута ее верхняя дека, с каким невероятным, рояльным изяществом по ее лаку скользят блики света, как из темных краев лака проявляется фактура дерева! А посмотрите на позолоту звукоснимателей, которые сами по себе - уже произведение искусства! А как переливаются перламутровые вставки на ладах!
Когда берешь в руки этот инструмент, уже испытываешь огромное удовольствие. Пусть даже чисто эстетическое.
Как говаривал человек, давший гитаре свое имя, замечательный, неугомонный американский гитарист  Лес Пол, с ней очень хорошо выступать во фраке. Это утонченный инструмент, на котором так хорошо мурлыкать блюз или перебирать заковыристые полифонические произведения барочных композиторов.
В этой гитаре слились воедино красота классических струнных инструментов, мощь современных электрогитар и гармоничность, невероятная отдача скрипки... Эту гитару незачем наворачивать дополнительными "спецэффектами" - ее звук сам по себе достаточно окрашен. Он густой, тягучий, совершенно непрозрачный. Похож по консистенции на топленое молоко. Гитара отнюдь не такая заводная, как "страт", и не такая "мясистая", как Jackson. Она просто сама по себе. Этот инструмент нельзя мерить временными категориями - он не вписывается в общую историю электроинструментов. У него - своя, собственная история, и он достоин этого. Звук "Гибсона" слегка тягуч и замедлен, словно он хочет быть немного скрипкой. Неслучайно одним из рекламных слоганов этой гитары был "Fretless Beauty" - "безладовая красавица". Действительно, этот инструмент тонок и податлив, словно чистейшая средиземноморская глина, из которой древние греки выводили свои невероятной красоты амфоры.

Получился весьма каламбурный обзор, напичканный личными пристрастиями и необъективными оценками. Надеюсь, что он доставил удоольствие читателю.