Так уходят Друзья

Сергей Атмож
НАЧАЛО ПРОБЛЕМЫ
Утро.

Меня разбудили. Вынесен вердикт. Надо усыплять, дальше так жить невозможно. Это длиться с осени. Ветеринару уже позвонили. Я тупо выслушал, возражать не мог.

Он (Прохор) уже старый, еле ходит, приходится на руках выносить.
Это мой подарок 18-летней давности. Принёс щенка в новую для меня семью.
Черный пудель от хороших родителей. Он всех обаял своим характером. Полноправный член семьи. В прошлом - Пятикратный чемпион Киева. Моя дрессировка 4-степени.

Умирает пёс. Началось элементарное разложение белка.

Никто не спал. Ночью был приступ. Инфаркт. Прошику плохо. Среди ночи начались судороги. Визг переходящий в длительной вой. Боль. Высокое давление распирало его мозг.
 
Это не первый его инфаркт, я знал, что делать, ввел сердечное и успокаивающее.
Помогало ненадолго. После очередной отлёжки, он вскакивал, пытался бежать, падал, и всё начиналось сначала. Приступы следовали один за другим. И единственное, что можно было делать, прижимать к полу трясущееся тело, и успокаивать руками. Он затихал.
Это КОНЕЦ. Продолжительность и количество приступов переходило всякие границы.

***
Вой! Вой пуделя, это не обычный вой, не похожий не на один собачий. Впервые, я услышал его звучание, когда была Его первая вязка. К нам привели девочку: шикарная, высокая, каштановая дамочка, пахнувшая парфюмами.  Она не смело ходила по периметру квартиры, и всёх сторонилась. Прохор обалдел! Такого он ещё видел. Он весь вытянулся вверх, спина выгнулась, напружинился, задрожал, тело заходило ходуном.

Он то подлетал к ней, припадая на передние лапы, то отскакивал, назад, в бок, останавливался, как вкопанный, любовался её красотой,  - и снова бросался вперед. Уши чёрного ангела летали, как крылья. Она не знала, что делать, скромно стояла, и мягко отклоняла голову, от такого напора.

Начались собачьи игры.
Вязка прошла на высшем уровне. Она была у них первая, и ОНИ не знали, что происходит, они были в ПРОСТРАЦИИ.

С хозяйкой дамочки, мы договорились о контрольной вязке, и Её увели.
Прохор очнулся.
Где Она? Он стоял посреди комнаты, остолбеневший, крутя головой.
Метнулся в одну комнату, в другую, на кухню… Её нет!
Он снова метнулся, проверил всё закоулки, лаем приказал открыть ванную, туалет, вылетел в коридор к двери. Вот её запах! Остолбенел!  Нет, её…
 
Я, попробовал его успокоить. Ему было не до этого. Он сидел у двери, и вслушивался в коридорные звуки, за дверью. Я ушёл в комнату, не стал мешать.

Я подошёл к окну, и увидел, как хозяйка уводила Дамочку, по тропинке сада, в даль…
Она спокойно шла рядом с хозяйкой, опустив голову, так и не понявшая, что произошло.

В комнату влетел Прохор, увидел меня, сел… Всё, - нет Её!
Какая-то надежда подбросила его, - подлетел к окну, лапами стал на подоконник, весь вытянулся. Он дрожал. Он не видел Её. Он не мог её видеть, с высоты пятого этажа. Она была там, внизу, далеко и уже срывалась за густой листвой деревьев.

Прохор бросился назад, снова на подоконник… Назад, и сел посреди комнаты. Замер на несколько минут.
Неведомая струна напрягала его тело, прогнула его, запрокинула голову…
И тут случилось невероятное!  Звуки, сначала низкие, возникшие где-то глубоко внутри его, как будь-то собравшись воедино из каждой клеточки, преобразовываясь во всё более высокие, вырвались наружу и с невероятной силой сотрясли пространство….- Это был Вой !

Оглушительной силы, вой, вобравший в себя всю силу предков!
Я, наблюдал за собакой, и не узнавал его, Короля всёх собак, чёрного красавца, будучи весёлого, беззаботного пса, я видел, перед собой существо более сильное, более могущественное. Вибрации воя, перешли на меня. Я, почувствовал, как волны возникают во мне, усиливаются, множатся, им надо вырваться из тела…
Это был крик Души! Крик его ЛЮБВИ !  - ПРИЗЫВНАЯ БОЛЬ  УТРАТЫ !

Через несколько дней нам позвонили, всё хорошо, - спасибочки, - мы - забеременели, повторная вязка не нужна.
Вот и хорошо, одно перетекло в другое.
Он больше никогда Её не видел!
Так сильно, Он больше никогда не любил.

***
Звонил ветеринар, согласовали время.
Домашние ушли, им это ни к чему.
Есть - не хочется, - последствие бессонной ночи.
Надо проверить собаку. Лежит распластанный по среди комнаты, тёплый, дыхание слабое.
Почувствовав прикосновение руки, Он поднял голову, лизнуть уже не смог. Начал подниматься.

Да, лежи ты, тебе нельзя. Нет, поднялся, ноги еле держат. Пошёл, потащился в кухню, к миске. Приподняв голову, долго стоял в задумчивости. Он последнее время, долго вот так стоит, не важно, где его остановит собачья мысль, смотрит в никуда.
Несколько раз я заставал его, смотрящим на себя в шкафное зеркало. О чём Он может думать? Вероятно, уже не о чём.

Наклонился к миске, попил воды.
Вода великий источник жизни. Больной ли, раненый ли, произносит первое слово: Пить. И постепенно жизнь возвращается.
А, может всё обойдётся? Правда, уже неделю Он пьёт только воду, это его последняя пища.
Напился, глаза осмысленные, стоит.

- Слушай Малыш, есть ещё время, час Х ещё не пришёл. Давай-ка, я тебя вынесу на улицу, там свежесть. Ох, и тяжелый же ты, - с осени тебя не выносил, отвык.
Пришли на нашу поляну, окруженную кустами. Он на траве, я рядом.
Утро облачное, трава зелёная, ну что ещё нужно для отхода из жизни.
Слушай, давай здесь, а, - зачем нам нужен это ветеринар? Вон, смотри, твой любимый барьер, который ты брал лихо, с лаем, - а вон кусты, из которых ты таскал и приносил мне палки.  Вот трава, на которой ты лежишь. Ты, всегда любил её щипать, - это твоя аптека. Можешь, сейчас её пожевать? Нет. Ну, и не надо, она горькая, я пробовал. Тебе горечь сейчас не к чему.

Смотри, солнце встаёт из за туч, - появилось, видишь, как хорошо? Сейчас шёрстка нагреется.
Ну, вот встал, нюхаешь, узнал свои запахи, тут их много, твоих и не твоих. Книгу свою читаешь, - кто, да что, когда тут был. Ага, лижешь траву, сучку учуял, - вот что тебя взволновало. Ну, куда Ты поплёлся? Нет Её в кустах, там даже нет твоей палки, её кто-то, ещё с осени. Ну, будь умницей, не заваливайся на куст, ты же ещё дома помочился.
Иди сюда, полежим ещё. Я, тебе что-нибудь расскажу. Ну, ты смотри! Ты, что решил всю поляну обойти, да не сможешь же.
- Хорошо, давай помогу.

О, а ты кто такая?  Прошик, смотри, к нам гости. Ты чья?
Маленькая таксочка, и не боится же тебя. Шустрая какая? О, вот здорово, Вы уже целуетесь!
А, помнишь, Прохор, как ты собак встречал? Ты, весь выпрямлялся, напружинивался, хвост ходуном ходил, - ну прямо гусар, да и только! Любили Тебя! Иных уж нет, раньше тебя, представились.
- А, где такса? Убежала уже? Ну, так у неё свои дела, - молодые.
Знаешь, Прохор, похоже, это был твой последний собачий поцелуй.

Дождь накрапывает, сейчас гроза начнется, вон и гром гремит. Тебе уже всё равно, а я не хочу тебя мокрым, домой нести. Давай возьму. Не хочешь? Ну, Ты даешь! Ожил что ли?
Но, я то знаю, что после таких приступов, в твоём-то возрасте, это последний всплеск сил, уж поверь.

Всё не успели, - пошёл дождь. Ты, решил сам дойти? Ну, давай шлёпай, дорогу домой не забыл? 
Да, путник не должен умереть на дороге, - лучше дома, там постель.
Ну, ты молодец, узнаёшь дорогу домой. Опустив голову понуро, медленно идёт, я за ним.

Пришли. Сам привел меня к подъезду. Давай на руки, я тебя донесу.
Нет! Попробовал лапой одну ступеньку, подтянулся, на второй качнуло, на третьей завалился на стенку. Ну, вот я же тебе говорил, уговаривать больше не буду.

Вот и дома. Куда пошлёпал в комнаты, я ещё дверь не закрыл? Ты, что забыл, ноги надо мыть. А, ладно, шут с ними, с этими коврами.
Нет, так нельзя, надо соблюдать традиции, пошли мыться. Давай, я отнесу тебя в ванную, лапы помою. Вода, чувствуешь какая приятная. Тебе хорошо, и мне хорошо - обмыл Тебя. Давай, из глаза слезу твою смою,  - мордочку оботру.
Ты, что травой накололся?
Ба, та ты плачешь, что ли? Перестань, Малыш, а то я сам разрыдаюсь…

Вот уже и звонят, это наверно ветеринар, по твою душу пришел. Пришел за твоей жизнью.
Нет, это пришёл твой доктор, помочь закончить Твою жизнь…
Мы готовы….
Звонок  разрывается.

Звонок, да не тот. Пришёл сосед, приятный парень. Ему тоже не спалось этой ночью (слышал вой), и он тоже переживал за Прошика. Мы поговорили, он осмотрел собаку, сказал, что вероятно, лекарства сделали своё дело, жизнь … тянется. У него сменилось две собаки за это время. Прохора знал все эти 18 лет, и очень переживает. Мы выпили по стопке коньяка, чуть вспомнили былое, и он ушел. Уходил молча, вынимая платок.

КОНЕЦ ПРОБЛЕМЫ.

Мы остались ждать. Трудное это дело.
Спохватился, на часах - 6. За окном, пасмурное светло. Неужели утро?
Пёс лежит распластанный посреди комнаты, я в кресле. Сон? - Да, я спал! Это вечер…
Долго смотрю на собаку, пока не дождался признаков дыхания. Пес спит. Прошик, да мы проспали! Проспали время Х. Что случилось? Наверно, у них много работы, лечат, спасают, усыплять - конец очереди. Может, ещё приедут. Звонить не стал, пусть будет, как будет. Прошик, это твой вечер. Тьфу, что я говорю, Прошик, это - Твой день! Осмотрел собаку, похоже, он теряет зрение.

Ночью был ещё один приступ. И он был последним. Прошик умер.
Он ушел сам. Наверно это правильно, всё - таки это лучше, чем прерывать жизнь.

Похоронил. На холмик положил ему миску, из которой он ел всю свою долгую и счастливую жизнь.  Выпил, поговорил с ним. Прошик, я сделал так, как мы с тобой договорились: наша полянка, куст клёна, который скоро будет большим деревом, и твой барьер. Барьер, который ты брал с весёлым лаем…
Прощай Друг…
Спасибо тебе…
Одно перетекает в другое…

О ПРОХОРЕ. ЖИЗНЬ.

Прохор, по-домашнему, а для всех, он был - Прошик. В особых случаях я называл его Прохор Громов. По паспорту – Прайд (Рroud - семейный, гордый, смелый) - таким он и был...
А еще он был максималистом во всем. Играть так, играть до - «расползания ног».
Лаять, так во все горло. Когда надо, был молчуном. Никогда зря не лаял.
Принести тапочки, - нет проблем, хоть все какие в доме есть – (сначала – «На -Твои!» Не хочешь - «На! Выбирай» - вот тебе другие). Брать барьер, тоже нет проблем, - 1,5 метра - запросто. Мог, наверное, и больше, да мы барьеров таких не находили.
Рядом с велосипедом мог бежать до стирания подушечек, но никогда не отставал. Не обращал внимания. (Я потом со слезами лечил ему лапы).
Или, бросишь камень в воду, сидит смотрит на тебя, ждёт команды. - Апорт! Бросается вплавь и ныряет до тех пор, пока камень не отыщет и не принесёт. Приносил всегда только тот камень, который был брошен. Проверяли на спор.
 
А, однажды, ему было 2 года, он спрыгнул со 2-го этажа стройки! Его позвали, вот он сиганул, и хоть бы что...
Он был обязан выполнять всё, что ему ни скажут!  Сам был гордый (чужаку не давал себя погладить), и уважал, - своих до «умопомрачения»! 

На собачьих выставках, он знал, зачем его приводили. Побеждать! Ни смотря, ни на каких сук, что ходили и пахли вот тут, рядом. Одним словом - Королевская стать! И ведь побеждал. Легко побеждал.
А, когда старый стал, до самого последнего момента не давал себя носить на руках. Возмущался, он должен – Сам! Но ходить по лестнице вверх, преодолевая этажи, уже не мог.
А когда-то Он лихо взлетал на пятый этаж, и, повернувшись, весело наблюдал, как я поднимаюсь.

Сколько себя помню, у меня всегда были собаки. И у каждой был свой характер, своя индивидуальность. Что всех их объединяло, это преданность. Собачье это дело.

Как-то Прохор, ему было лет 6, ушёл. После утренней прогулки исчез. Это были тревожные сутки. Многомиллионный город, транспорт (Правда он соблюдал цвета светофора).
Но, мало ли, что могло случиться.
На работу пришлось не идти, отпросился.
Поиски продолжались до глубокой ночи. Успокаивало одно: в руки он никому не давался, из рук никогда ничего ни у кого не брал. Воду из луж не пил.

Обычно, по утрам мы выходили на площадку за домом, окруженную деревьями и кустами, где в любую погоду, летом и зимою, я делаю зарядку, а Прохор бегал вокруг, вынюхивая, и метя свою территорию. Его святой обязанностью была моя охрана, он никого не подпускал, сообщая о приближении кого-либо лаем.  А потом мы заканчивали утренние разминки «собачьей службой», он выполнял команды, и только после этого мы шли домой.

Ночь исчезновения была неспокойной. Тем утром, я рано обошёл все возможные места, днём вернулся домой, проверил – его нет, сидеть не мог, и снова ушел на поиски. Потом всю ночь сидел в кресле, в полудрёме выходил на лестничную клетку, спускался вниз, во двор, - хотя ещё с вечера люди, видевшие его, уверяли меня, что он вчера был далеко от дома, в другом районе города.
 
Я долго ещё не мог приступить к утренней зарядке, но сделав, усилие над собой, начал.
Через несколько минут, я почувствовал, что за мной кто-то следит. Обернулся. Прохор! Освещённый солнцем, он сидел позади меня и просто смотрел, и ждал, когда я закончу.
Он, и без того черный, был грязен, шерсть местами лоснилась, местами висела мокрыми лохмотьями (ночью прошёл дождь), а местами скрутилась в плотные комки. 
Всем видом он показывал, что Он как бы виноват, но в тоже время был спокоен, в нём была уверенность, что он сделал своё «природное дело», и вот пришёл охранять.
Как положено, в положенное время!

Он был явно голоден. Но выполнил все положенные служебные команды, утреней разминки. В это утро он с каким-то особым рвением брал барьеры. После этого Он успокоился, вся виновность «сошла» с него, он выполнил свой долг, и гордо повёл меня домой. 
Более он НИКОГДА не убегал.

МНЕ СУДЬБА ПОДАРИЛА НАСТОЯЩЕГО ДРУГА, - ЧЛЕНА СЕМЬИ !

Sergey Atmo,
20 мая, 2008

Сергей Атмож,
Правка текста,
Июль, 2021



Фото автора: Прохор. Портрет.