Рецензия на рассказ Зарина

Дом Объективной Критики
Маленькое замечание для читателей: http://www.proza.ru/2008/11/22/285 ,
попробуйте заглянуть - это развитие удалённого некогда рассказа Таисии Ирс.

........................................


Таисии Ирс, рецензия на рассказ «Зарина»

1
Прошу Вас извинить меня за мою задержку с этой рецензией. Я, вообще-то, такие вещи писать не люблю, уходит много сил. А тут ещё приболел немного. Словом, «болят старые раны». Посему, если что-то упущу или скажу не так – не судите строго.
Волнуетесь? Боитесь, ругать буду?
Не волнуйтесь, не волнуйтесь. Буду.

Прежде всего.
Тема, которую Вы пытаетесь поднять, чрезвычайно сложна. За неё взялся бы не всякий даже опытный писатель. Ваше преимущество здесь в Вашей памяти, знании обстановки, словом – достаточно богатом жизненном опыте. Ваша слабость, пока – ещё недостаточный чисто профессиональный опыт в создании подобного рода произведений.
У Вас есть враг, и враг этот – субъективный взгляд на ситуацию. Мне кажется, это возникает оттого, что Вы, как автор, поминутно отождествляете себя с главной героиней. Читатель не видит разницы между вами. Получается, что если героиня высказывает слова, которые конкретному читателю не по душе, то он начинает считать, что и Вы тоже так думаете.
Попробуйте всё же абстрагироваться от своих персонажей. Попробуйте делать так, чтобы читатель понял: это рассказчик повествует о ком-то, а не пытается воздействовать на него своими идеями… Ну, Вы меня поняли.
А тема богатая! Здесь есть где развернуться!
Используете ли Вы её возможности?

Ваш рассказ эпичен. Не-эпичным он и быть не может. Даже если Вы описываете быт, то и быт тоже умеете опоэтизировать.

Война и её последствия – явление общечеловеческое. В описании её в принципе должны быть сведены к минимуму какие бы то ни было всплески узконациональной гордости. Правда, здесь и у других писателей встречаются, и часто подобные промахи. Сколько, например, в годы Советской власти было рассказов, повестей, романов о войне! Однако очень немногие решались упоминать, например, о том, что наши солдаты и офицеры, войдя в Германию, не всегда вели себя, скажем так – благородно. Награбленное порой шло в Союз чуть не эшелонами, и это, к сожалению, факт. Мой дед по отцу, Павел Гаврилович Рубцов, с горечью рассказывал об этом. Сам он привёз из Германии мелочь – маленькую фарфоровую чашечку, за которую бабушка, человек святой и набожный, потом пилила его всю жизнь…
Вспомните того же гоголевского «Тараса Бульбу». Ах, какие бравые ребята эти казаки! Как писатель восхищается ими! И всё-таки (возьмём не школьный, куцый, кастрированный вариант романа, а реальный), это не мешает Гоголю в первой половине книги, в одной из глав описать безжалостный еврейский погром, устроенный теми же казаками. А в конце книги сам Тарас, мстя за сына, сжигает дотла польские деревушки, а детей накалывают на копья и швыряют в огонь. Писатель показывает именно войну, самое бессмысленное и жестокое явление в человеческом обществе, несчастье, которое порой превращает человека в зверя, и это, увы, стоит вне всяких национальных взглядов.

По неопытности, Вы, например, слишком часто твердите: «русские», «русские», «русские»… Представьте, что я буду читать немецкому другу свой рассказ об Отечественной войне и постоянно, вместо «неприятель», «фашисты», «гитлеровцы» начну повторять: «немцы», «немцы», «немцы»… Конечно, он на меня обидится!


Разрешите дать Вам один совет. Попробуйте мысленно, про себя представить, что действие сюжета проистекает не в чеченском ауле. Это может быть и село на Ставрополье, разграбленное и изнасилованное бандитами. Это может быть село в Белорусии под властью немецко-фашистских оккупантов. Это может быть сербское или албанское село, которые также затронула война. И т.д. Поищите, сравните, и Вы сумеете в своём рассказе вычленить то принципиально общее, что объединяет всех людей в таких ситуациях.
Вы увидите это общее и сумеете обойтись без частного.
Мне кажется, у Вас это должно получиться. Пусть, читая Ваше произведение, иной, даже очень далёкий от интересов и традиций Вашего народа человек невольно всплакнёт и скажет:
– Да-а… Вот и у нас так было!..
И это будет наилучшая похвала Вам как писателю.

Почему Ваша героиня, размышляя над тем, ЧТО произошло, не задумывается над тем, ПОЧЕМУ это произошло? Она же у Вас неглупая, начитанная девушка!
А я Вам скажу, почему.
Потому что вкривь и вкось шла национальная политика при Горбачёве. Потому что было ГКЧП и сорвалось подписание Союзного договора. Потому что Ельцин брякнул, не подумав, когда у него голова шла кругом от эйфории победы: «Берите суверенитета сколько хотите!»
Потому что генералам, «потерявшим» Афганистан, необходим был плацдарм для их новых «побед» и получения должностей и званий. Потому что тот же Ельцин и иже с ним не удосужились вести более гибкую политику в отношении режима Дудаева. Может быть, я ошибаюсь, но если бы не было этого, последнего, и войны бы не понадобилось. Как сказал когда-то Бертольд Брехт: «Люди, которые не желают говорить друг с другом, начинают стрелять друг в друга»…
Потому что в дело вмешались немалые деньги.
Потому что в дело вмешалась идеология.
Потому что всё ещё живы людские пороки: жадность, зависть, трусость, гордыня, лицемерие, ложь…
Что, простые чеченцы так хотели войны? Ой, не верю. Никто не хочет войны, никто не пойдёт на войну, если этого можно избежать. То же скажу про русских, и вообще про любую нацию.
Почему она у Вас ни разу не подумает об этих вещах?
Кстати, в самом начале Вы упоминаете о её бабушке, о ссылке… Вот! Вот откуда могли пойти эти мысли. От самого начала, от политики «отца всех народов», чей памятник я ещё помню на главной площади Махачкалы, где он стоял в «скромной солдатской шинели». Ой, любят подобные личности, сухорукие параноики рядиться в эту самую шинель. А ещё спать на «скромной солдатской кровати». А ещё подстилать под свой образ жизни и мышления всю страну, а несогласных – в лагеря!
Короче, последствия этого будут ещё очень долго сказываться, и на мышлении, и на поведении людей.

Теперь, её отец. Вы пишете о нём как-то сжато, общо, а это, согласитесь, несправедливо.
Вот здесь Вы могли бы сказать очень и очень многое!
«Воин», «воин»… Кем он был в мирной жизни? Военным? А может быть, чабаном? А может быть, строителем? А может быть, учителем в школе? Кем, кем, кем?!
Его в селе любят и помнят только за то, что он «отдал жизнь за родину»? Не думаю.

Он был высокий, низкий? Усатый, безусый? Курил, не курил? Часто ли общался с дочкой? Быть может, был в её жизни какой-нибудь особый летний вечер, когда из сада пахло яблоками, а с гор тянуло ароматом чебреца, а на небе одна за другой проступали звёзды, и отец показывал ей эти звёзды?..
Мне и дальше продолжать за Вас сочинять?

Ведь от этого должно было пойти очень многие ниточки! Как Вы просмотрели эту возможность?
Помнит ли его Зарина? Каким она его помнит? Почему он пошёл воевать? И что, он так, с готовностью и пошёл? Не подумав о детях, жене, доме? Объясните эту ситуацию!
Он же, судя по всему, был не впечатлительный мальчик, а зрелый муж!
Пошёл он воевать добровольно или по призыву, то есть не мог не сделать это? Что подвигнуло его окончательно на это решение? Причина? Повод?

…В дни путча, в августе 91-го я был у Белого дома. Ушёл из дома, прихватив паспорт и военный билет, на прощанье поцеловав жену в животик – она ждала ребёнка. Ушёл и потому, что сочувствовал тогда политике Ельцина. А непосредственным поводом был один случай. Мы с нею вместе, за два месяца до этого стояли в пикете у Моссовета, и уж очень многие репотёры фотографировали мою красавицу Ирину на фоне неофициального тогда «триколора». Воможно, кое-какие из этих снимков попадут в КГБ, размышлял я. И тогда…
Словом, пошёл я на баррикады не потому, что был таким ярым противником коммунистов, а отправился защищать её и будущего сына…

Подумайте над всем этим! Эту линию необходимо провести! Её здесь не хватает! И вы увидите, какими новыми красками обогатится Ваш рассказ!

Теперь о её мыслях.
Не желает замуж? (По крайней мере, такое впечатление создаётся). Это ещё что за новости? Все молодые девушки, если они не круглые дуры, хотят замуж!
Другое дело – КАКИМ она желала бы видеть своего будущего друга жизни?
Вот здесь, кстати, и пригодился бы образ отца, потому что, идя именно от отца, многие девушки и начинают искать себе «половинку».
Вы рисуете её потенциального жениха как полное ничтожество. Пусть так. В этом случае, чувствуется, Айзан ещё наплачется, что впустила в дом такую невестку (по-моему, всё-таки, не «сноху», потому что снохой она могла бы быть по отношению к мужу Айзан. Уточните эту деталь!)
Но ведь пойдут дети…
А если бы он был писаный красавец?
Подумайте, подумайте! Вот ещё одна возможность раскрыть её характер!

2
Теперь придирки помельче. Они же «блошки».

Перечисляю:
«Лучи утреннего солнца ласкают…», «непревзойдённая красота», «дорога, петляя змейкой…», «голубые вершины гор», «снег искрился, переливаясь на солнце», «на протяжении многих лет», «нет ей равных в неблаговидных делах», «красивые, синие как васильки глаза», «весело потрескивая, горели дрова», «на бледном, как слоновая кость, лице алым румянцем горели щёки», «осиная талия», «высокие полумесяцем брови..», «тянулась к знаниям», «фибрами своей души», «холодный пот выступил на её лбу», «мечта рассыпалась в прах» – это только то, что я заметил сразу.
Это уже было, было, было! У многих было! Пожалуйста, поищите своё и только своё!
А Вы это умеете, только ленитесь! «Искрясь, раздувается в печи огонь, и если зола осыпается горкой…» Вот это я, лично – ВИЖУ, и вижу, что это – Ваше!

Пойдём по тексту.

«Эверест», а далее где-то там: «торнадо», «вампирша». Всё это заимствованные, иностранные слова. Они выпирают из основного текста как острые косточки из мяса. Они Вам нужны?

«Голубые как аквамарины». Слишком красиво, и снова выпирает из текста. Поищите сравнение, быть может, не такое яркое, но ближе к теме.

«Надо расчистить дорожку хотя бы к дому». Неуклюже. Попробуйте переставить местами слова. Или вообще, убрать это «хотя бы».

«Обнищавшие люди». Вы и так много пишете об этом. Уберите «обнищавшие». И так понятно.

«Нет ей равных в неблаговидных делах» – это в середине прямой речи. Так люди не говорят. Вспоминаю некий рассказ про колхозников: «Взгляни туда, куда убегают столбы высоковольтных линий!» – это говорит землекоп землекопу. Подобные казусы нередки не только у Вас. Разговорная речь не терпит таких выражений.

«нет… той услужливости, что так ценится в чеченском обществе». За что Вы так чеченское общество? Я о нём лучше думал!

Так. «Федералы», «федералы». Порой, а далее – в особенности они попадаются чуть не через строчку. Найдите же эти словам достойную замену! Поищите в разговорной речи, поищите синонимы, поищите, как это можно сказать иными словами!

«Оккупанты». Ой, слишком в лоб! Ой, не пойдёт! Вам объяснить или сами поймёте?

«После гибели единственного кормильца-мужа». А что, их могло быть несколько? Правда, по-моему где-то в Индии есть и такое…

«Концлагерь «Чернокозово»». Напишите просто: «Чернокозово». Бегите от политики! Ведь Вы описывает не её, а людей, с их страданиями!
И потом, если она прошла лагерь. С кем оставались дети?

Да, кстати, здесь же. Мать постоянно твердит, что надо бы расчистить от снега дорожку, а дочка почему-то никак не реагирует. Не очень понятно, почему.

«В горах так же надёжно, как в утробе матери. И никакие федералы или чеченский ОМОН, не достанет её семью»… Так. Ну, во-первых, не верю. ДостанУт (здесь надо множественное число), и ещё как! Во-вторых, опять Вы с Вашими «федералами». Почему бы не написать, например, так: «и никакой враг не сможет отыскать их». Этим Вы снимете излишнюю патетику (кстати, убирайте патетику без всякой жалости! Вы и так преподносите нам, читателям достаточно острое блюдо!).

«Для чеченского народа, целых двенадцать лет ничего не знавших кроме войны». Уберите это «целых», оно лишнее. И не забывайте о падежах.

После диалога во вполне бытовом стиле начинается беседа двух литературоведов. «Произведения обеих сестёр, как самые лучшие, вошли в английскую классику». Ну, Таисия, ну милая, ну после вполне живого разговора!.. Неужели Вы не видите, как это друг с другом не согласуется? Ой, сгладьте это противоречие! Ну, пожалуйста!

«Мечутся не находя покоя». Придирка: после «мечутся» хороша бы запятая. Кстати, с запятыми у Вас проблемка, будьте внимательнее.

(Особо. «Снегурочка…» Не влезает в мои придирки, ибо хорошо. Поневоле приковывает внимание. Ведь можете, когда хотите! Почему я обратил внимание на это здесь, в разделе «блошек»? Просто вспомнился один эпизод… Под 1992-й год в Чечне кто-то хотел запретить празднование Нового года как не-мусульманского. Помню теле-интервью с двумя чеченскими девочками, их реплику: «А мы всё равно будем праздновать!» Где сейчас эти девочки…)

«Они, с началом боевых действий…» – это в прямой речи. Снова не-разговорная фраза!

Так, так, так. Стук в калитку. Вы слепили этот абзац с предыдущим, посему эффекта внезапности не получилось. Ну обособьте это факт как-нибудь. И какой был стук? Наверняка, властный, требовательный, хозяйский…

«Майдан». Я чего-то не понял. Это не украинское, а на самом деле чеченское слово? Попробуйте найти другое, а? пожалуйста!

И снова «федералы». Астаперулла! Ну, «солдаты», ну, «зачистка», ну, «опять пришли эти!»…

Почему Айзан бросает «подозрительные» взгляды? Она пришла как хозяйка, впёрлась, заранее уверенная в своей власти! Может быть, «хозяйские» или иные взгляды? Подумайте САМИ!

Не «дурной «чечен»», а, наверное, « «дурной чечен» »?

«Захохотала словно гиена»… Гиены, насколько мне известно, на Кавказе не водятся. Это неподходящее сравнение.

Не «раненных», а всё-таки «раненых». Это распространённая ошибка, и не только у Вас.

«Так называемое чеченское правительство». Опять «в лоб». Просто: «правительство». Здесь и так понятно отношение к нему героев, и излишняя острота ни к чему.

«Сонмище»… Реликтовое и сейчас малоупотребительное слово. Поищите другое.

«Не боясь гнева Всевышнего, брызгая слюной…» Лишнее, лишнее! Вы и так уже отхлестали её своими словами.

«Брандыхлыст». Вообще-то, «брандахлыст» – это не человек, а напиток.

« - Разве она нам не мешает…» Вычеркните «не».

«Шкаф тоже пострадал от бомбёжки». По-моему, излишне.

«Красота природы завораживала Зарину». Во-первых, штамп. Во вторых, и без того понятно, что завораживала. Уберите эту фразу.

Теперь это хитрое предложение:
«Часами она могла гулять по мокрой траве, утопая в утренней росе, лежать на согретых летним солнцем полянках…»
Представляю: утопая в росе, героиня лежит… Не простудится?
Короче, попробуйте разбить это предложение на два.

«Которую она ненавидит всеми фибрами своей души…» Ну это же и так понятно! Вычёркивайте лишние фразы без всякой жалости!

«Федеральная Айзаниха» – поищите что-нибудь более приемлемое.

«Стесняться» - пишется через «ь».

Так, теперь, приехали! Ой, торопливый Вы мой Мастер! Зачем Вы так буквально скомкали финал?
Во-первых, получилось, что они заснули, когда Айзан ещё даже не ушла. Представляю её реакцию на это!
Во-вторых, они, очевидно, ещё кое о чём поговорили. Быть может, Хадижат даже произнесла: «прости меня, дочка»?
Потом они прикинули, что будут делать дальше?
Потом, быть может, помолились?
И т.д.
Над концовочкой поработайте! Это должен быть закономерный итог, ответ, окончательный вердикт! И никак иначе!

И ещё пара придирок. Во время разговора с Айзан (или мне это кажется) куда-то периодически и надолго пропадает Хадижат. Хотя речь идёт о судьбе её дочери. Что, она так просто стоит и слушает?

«Сущий дьявол», ой! Сущий штамп! Уничтожайте их как крыс! Они портят Ваше произведение!

И ещё, напоследочек. Совет. Я обычно делаю так: выбираю в «правке» опцию «найти» и вылавливаю слова «свой», «сам», «какой-то», «уж» и проч. Кстати, у Вас там где-то один «уж» болтается, абсолютно ненужный.

А теперь – о приятном. Уфф!



3
Ваш рассказ заставил меня о многом задуматься. Вы действительно Мастер. У Вас замечательные описания. (Ах, как Вы охарактеризовали Айзан! Я даже увидел то, чего в Вашем рассказе нет: она пьёт горячий чай, верхняя губа, на которой маленькие усики, покрывается капельками пота!) Вы замечательно передаёте настроение главной героини. Действие заставляет читателя сопереживать. Когда раздаётся стук в калитку, пугаешься: а вдруг действительно зачистка? Что будет с этими людьми? В финале боишься: как бы, под влиянием чувств и настроения Зарина не сотворила бы какую-нибудь трагическую глупость…
Вы умеете выстроить сюжет, создать настроение.
Вы великолепный стилист. Другое дело, разумеется, что Вам самой надо почувствовать свой стиль и следовать ему, но это дело «наживное».
Совет: прочитайте рассказы Хемингуэя. По-моему, в Ваших творчествах есть много общего.
Непрерывно подновляйте словарный запас!

Я наставил на полях Вашей рукописи не только множество вопросов, но и не меньшее количество восклицательных знаков. Но перехваливать Вас не хочу! Нет уж, нет уж!
Скажу только вот что. Я уверен, Вы сумеете справиться со всеми упомянутыми трудностями, а также «блошками» достаточно легко. Наверняка ещё и сами что-то найдёте, исправите, улучшите…
Я уверен: у Вас ещё всё впереди.
Новых Вам побед!

http://www.proza.ru/2008/04/18/307