Отличница с флаконом

Ирина Рейс
Почему я ненавижу сетевой маркетинг? Отчего эти два слова вызывают исключительно раздражение и дискомфорт?
Оттого, наверное, что это самый яркий пример соединения бизнеса и глупости.
Во-первых, полтора десятка лет жизни в так называемых рыночных условиях помогают ясно представить механизм получения прибыли. А потому на вопросы, с которых обычно начинается «охмурение» клиента, типа: «А ты знаешь, что такое сетевой маркетинг?», спешу ответить: «Да, да, знаю прекрасно». Стараюсь исключить хотя бы первую стадию ликбеза, удивляясь недальновидности продавщиц (мужчины, как правило, редко занимаются такой формой продаж, да и «охваченным» контингентом, как правило, становятся особы женского пола).
Ретивые фанатки сетевого маркетинга постоянно попадают в неловкое положение. С одной стороны, стараются выбрать обеспеченного клиента, справедливо полагая, что именно он сможет купить дорогую и совсем ненужную ему вещь. С другой – любой человек в нашей стране, считающий себя небедным, кроме, пожалуй, пары нобелевских лауреатов, заработал свои деньги именно куплей-продажей или благодаря счастливой возможности принадлежать к определённому кругу, получившему доступ к «закромам родины». Такие клиенты отлично информированы обо всём, что касается бизнеса.
Так зачем же рассказывать сказки о системе скидок и прочей ерунде?
Второе. Продавщицы раздражают своим беспардонным поведением. По-видимому, инструктаж по обработке клиентов воспринимают слишком прямолинейно.  Настойчивость путают с навязчивостью. Потенциального покупателя достают днём и ночью. Зомбированные наставниками, они, похоже, и сами свято верят в необыкновенные свойства товара. В зубную пасту, навсегда избавляющую от кариеса и шампунь, творящую с волосами чудеса.
Если клиент, который, по причине хорошего воспитания, не умеет отказать, неосмотрительно даст согласие на посещение презентации, его спокойная жизнь на этом закончится. Каждый день будет начинаться с «контрольного» звонка, напоминающего о грядущем событии.
Расплачиваясь за малодушие, жертва попадёт в цепкие лапы служителей прожорливого божка потребительства. И, в конце концов, чтобы обрести спокойную жизнь, соглашается купить хоть что-то.
Ага, вот тут и начинается самое главное! Клиент – на крючке. Атаки возобновляются с новой силой. «Вы имеете право на скидку!» – вещает продавщица тоном благодетельницы, в красках расписывая картины грядущей обеспеченной жизни.
Честнее было бы, если просто сказала – купите, чтобы мне помочь. Неловко выслушивать лавину пафосных эпитетов, относящихся к товару, китайские аналоги которого за копейки продаются на каждом углу. Неужто, трудно понять, что покупки делаются, в основном, из жалости к продавцу или чтобы отвязаться. Неловко наблюдать, как, где-нибудь на вечеринке одноклассников, одержимая дама, умница, отличница, выпускница престижного вуза, бросается с флаконом моющего средства в ванную комнату и начинает отмывать сантехнические изделия в надежде на покупку хозяйкой очередного «чуда».
Давно уж минули времена всеобщего дефицита и погони за любым товаром, представляющим маломальский потребительский интерес. Сейчас трудно удивить заморской диковинкой – всё доступно. А потому одержимые служители сетевого маркетинга смотрятся нелепо, напоминая конкистадоров, одаривающих папуасов стеклянными бусами.  Впрочем, в любом обществе, во все времена, имеется определённый процент легковерных людей.
На том и стоит идеология охмурения, кормящая легионы негоциантов.   
Завидую упорству и твердолобости верных служак Его Величества сетевого маркетинга. Но только, чур-чур  меня, чтобы не попасть в его крепкие сети!