Интервью с Э. Шклярским - Пикник, 2008

Сергей Горцев
В последнее время встречи с «Пикником» приобрели регулярность дня рождения – каждый год. Правда, на этот раз корабль «Пикник» зашёл в наш город всего лишь на несколько часов. Команде пришлось обойтись даже без гостиницы. В связи с этим «доступ к телу» Капитана был ограничен двадцатью минутами. Несмотря на многочасовое путешествие из Подольска, Эдмунд Шклярский был бодр и благодушно настроен. 

- Первый вопрос о последнем альбоме «Пикника» «Железные мантры». Я посмотрел сайт, там выложено начало песен. Показалось, что этот альбом углубленно-философский, и основная нагрузка лежит на тексте. Одна песня особенно запомнилась. «Существо», по-моему, называется:
                И вот без причины,
                Опять без причины,
               Исчезнешь, на свет появившись едва,
                Ведь только песчинка,
                Ты только песчинка
                В руке божества…
- Да, есть такая песня.

- И она навеяла вот что. У Блеза Паскаля, философа французского, есть мысль о том, что человек подобен тростнику, мыслящему тростнику. Он очень слабенький, его легко обидеть и убить можно каплей дождя...
- Красиво сказал.

- Я уловил настроение альбома или что-то другое здесь подразумевается?
- Как понимаешь, мне сложно говорить изнутри, тем более Паскаль приукрасил человека, по-моему (улыбается). Слишком хорошие эпитеты дал. А впечатления… Эта песня как эхо. Скажем, была такая группа «Jefferson Airplane», и был альбом с сюрреалистическим названием. Там была такая песня, где мне мерещились облака... И хотелось что-то в этом духе сочинить. А насколько там глубоко или не глубоко, это сам понимаешь: одному кажется так, другому – так.

- А был какой-то начальный импульс создания альбома? Или была просто программа: каждый год записывать альбом?
- Нет, прошло два года, такой программы, собственно, и не было. Есть у меня, как правило, наброски, которые потом лежат. Альбомы собираются как мозаика… Например, подходит вот это к этому или не подходит. Некоторые наброски ждут долго-долго, а какие-то рождаются в этот период и совмещаются с теми песнями. «Существо» была давным-давно.

- А «Лунатики»?
- «Лунатики» недавно.

- Они по настроению сходны…
- Я и говорю, что хочется по настроению сделать альбом. Понятно, чтобы не в каждой песне были «лунатики»… (улыбается)

-  В твоём новом альбоме есть и «лунатики», и «романтики». В отличие от предыдущего альбома «Мракобесие и джаз», который запомнился яркими мелодиями. Мне всегда мелодичные песни как-то особо трогают душу. Хорошая мелодия на дороге не валяется… 
- Да, всё так. Но если брать не совсем песенную музыку, где есть барабаны и всё прочее, иногда песня бывает построена не на мелодии, на каком-то риффе, который и мелодией-то не назовёшь. Но есть изюминка, на которой всё и строится, на каких-то технических приёмах. Но если есть мелодия, она никогда не мешает.
 
- Мы выросли на мелодичных «Hey, Jude» «The Beatles», «Paint it black» «The Rolling Stones», «Беладоннe» «UFO»… И твои песни в этом же ряду:  «Ночь», «Великан»... В «Мракобесии и джазе» тоже отличные мелодии: «Заратустра», «На луче», «Ихтиандр».
- Знаешь, «Ихтиандр» выбивается из общего контекста, потому что редко кто называет его мелодичным…

- Она показалась мне ключевой или переходной к новому альбому. Это субъективно, конечно…
- Я бы не сказал так. Я стараюсь не перегружать альбом. В каждом альбоме есть песни, так скажем, «на любителя». Взять альбом «Родом ниоткуда» – там есть песня «Это Он». Если кому-то нужна мелодия, он её там вряд ли найдёт. Это как сыр «рокфор» с чем-то, не с душком, но, по крайней мере, не на любой вкус. Я стараюсь в каждый альбом что-то вставлять, но не полностью делать его из «ихтиандров».

- А если говорить о последнем альбоме, какие песни ты бы выделил?
- Мы представляем примерно, что будет играться на концертах, а что останется – это другой вопрос.

- Что будет играться?
-  Сейчас уже играем «Недобитый романтик», потом будем играть «Гиперболоид», «Колдыри да колдобины», «Мантры», потом попробуем «Существо» сыграть.

- По заявкам трудящихся…
- Да, а там – пойдет, не пойдёт... Концерт предполагает свой закон, определенный подбор песен.

- Я недавно прочитал книгу «Мой сын БГ», которая написана мамой Бориса. Достаточно интересная книжка. Плюс её в том, что после прочтения представляешь, в какой атмосфере он рос. Оказывается, к примеру, когда он шёл в первый класс, подошёл к двери, приносят телеграмму от Капитана Немо (!). Поздравляет, желает… То есть родители создавали особую атмосферу. Бореньку потом спросили: «Ты сказал об этом одноклассникам? - Да сказал, но никто не знает, кто такой Капитан Немо». И так до сих пор: он поёт, но многие не понимают о чём. А у тебя были в семье какие-то моменты, которые создавали особую атмосферу?
- У нас тоже, например, в классе никто не знал, кто такие «Битлз». Во дворе единственная пластинка битлов была у человека, который был душевнобольной. Вот я и рос в этой атмосфере… (смеётся)

- А в семье?
- Иногда во дворе меня звали «битлз-одиночка». Дома у нас была атмосфера такая… двуязычная. Говорили в основном по-польски. Поэтому много информации пришло как раз из польских журналов, где были и новости кино, и то, что появлялось нового в живописи, в музыке. Поэтому я был в курсе всего происходящего, к счастью. Я читал многие рассказы, которые здесь не печатались. Двуязычие помогало находится в курсе событий.

- Неужели в семье говорили только по-польски?
- Там да. Потому что русскоязычной была только моя мама. Но и она изучила. Да и сейчас мы разговариваем с родственниками на польском.

- Красивый язык...
- По крайней мере, любой другой язык добавляет каких-то красок, потому что невозможно некоторые слова перевести один в один. Даже с таких близких языков, как славянские. Не говоря уж с английских, немецких.

- «Червоны гитары», «Скальды», Немен, «Будка суфлера» - мои любимые с давних времен. А ты можешь кого-то выделить из польских музыкантов?
-Самый  почитаемый и любимый Немен. Помнится, когда слушатели были недовольны, что он стал играть в другом стиле, то страдал не только он, но и его
автомобиль, который  мазали краской.

- Как-то мы с тобой говорили, что трудно найти на нашей сцене таких статичных артистов, как Эдмунд Шклярский. Ты соглашался. Вот у нас был несколько дней назад «Ю-Питер»… Вячеслав Бутусов переплюнул тебя! Отошёл в глубину сцены, закрыл глаза и «честно отработал полтора часа». Но с другой стороны, такой не очень подвижный человек, как Борис Гребенщиков, как-то прыгнул на спину, и задрал ноги вверх, подчёркивая какой-то эмоциональный момент. А у тебя было, когда ты отходил от своей манеры выступления?
- Может, это и было во времена музицирования в институте, когда это происходило с какими-то возлияниями… Красили ногти и физиономии. И тогда вот, наверное, я себе кое-что на сцене позволял. И потом… Если бы я учился в каком-то театральном училище,  где заставляют терять стыд и совесть, наверное, я бы делал то, что мне делать противоестественно. А поскольку не обладаю такими навыками, я не могу это делать. Делаю только то, что могу.

- А случались какие-то чрезвычайные обстоятельства? Ходулист(человек на ходулях) знаю, у вас иногда падает…
- Да, в прошлом году  в Белоруссии. В Гомеле поставили фонарь, о котором не предупредили. Ты же знаешь, на сцене темно. Он упал, сломал руку... Но концерт не прервали… Более того, потом он по контракту поехал в Германию и там тоже отработал…

- В твоих  песнях, особенно в последних альбомах, ты как бы подчёркиваешь отрицательные моменты сегодняшней действительности:
                В сладкий сон погружен,
                В круге вечных фантазий,
                Не заметит и он
                Этой жизни чумазой...
- Ну, это, даже не отрицательное, а то, что есть.

- А что конкретно больше всего сейчас трогает, волнует, цепляет и возмущает?
-  Возмущает… Вот включи телевизор. Всё, что там будет происходить и возмущает... Я бы выделил такой момент, как обесценивание человеческой жизни. Особенно это удивительно, когда, к примеру, образование поднялось на какую-то планку. И с этим грузом образования и культуры, человек позволяет себе делать худшие вещи, чем тот, кто, будучи папуасом, ел кого-то, не ведая, что творит. Сегодня человек делает то же самое, только делает это культурно, с образованием…

- В этом кто-то виноват?
-  В этом виноват сам человек. Потому что внутри сидит то самое низкое, которое человек должен в себе уничтожить.

- Путём саморазвития? Анализа?
-  Путём размышлений. Потому что если, к примеру, человеку давать неограниченную власть, то он становится тем самым, кого, к сожалению, мы сейчас наблюдаем. Часто происходит испытание безграничной властью: я нахожусь на ступень выше, и вот это делает человека отвратительным. Самое большое искушение, которое мало кто может преодолеть...

- Эдмунд, сейчас у тебя тоже пошёл очередной круг испытания медными трубами. Я посмотрел твой сайт, там такие восхваления, восторги. Радуются, говорят, что такого не было никогда...
- Так это же игра... Мы играем в игру, в которой,  допустим, к тебе приходят в гости и хвалят твой салат.

- А я повар?
- И я знаю цену этому салату. Но по условиям игры его так или не должны его особо ругать, потому что они пришли в гости.

- Но они могут не придти в следующий раз.
- Да, они могут не придти, но это, тем не менее, какая-то зависимость друг от друга, определенные правила игры.

- Сейчас группа на вершине, я так понимаю. Рейтинги, наполняемость концертов…
- Тьфу-тьфу-тьфу… Как ни странно, не зависимо от того, что нас пугают кризисом, у нас увеличилась по сравнению с прошлым годом посещаемость концертов. Но кризис только впереди. Поэтому я как раз не очень люблю, когда гладко. Ещё в прошлом году были разговоры, что слишком всё гладко. Поэтому, как бы не было того, что было. Лучше когда это всё как-то чередуется.

- Возвращаясь к «Ю-Питеру». Меня порадовало, что при том, что у вас больше сценографии, реквизиты и люди, которые на ходулях ходят, цены на билет у вас гораздо ниже, чем у Бутусова. Ты какое-то влияние оказываешь на ценовую политику?
- Мне хочется, чтобы смогли придти и обычнее люди. Не толстосумы… Некоторые, наверное, ориентируются на посетителей Садового кольца. Нам не понравились концерты во МХАТе, потому что там были очень дорогие билеты и там была какая-то атмосфера… Чувствуется, что это пришли люди, которые заплатили за дорогие билеты…

- Ты участвуешь в этом вопросе?
- По крайней мере, интересуюсь. Если человек необоснованно хочет  озолотиться на организации нашего концерта… По крайней мере, это не практикуется у нашей группы.

- У тебя появился сайт -qazimodo.ru. Зачем второй сайт, когда есть Piknik.info?
- Так это же официальный. Там официальная информация. Я не участвую в форумах как таковых: обсуждениях чего-то там. Только отвечаю на вопросы. На qazimodo.ru находится то, что не связано с музыкой. Белые стихи без рифм, картинки, прозаические вещи.

- В работе сайта qazimodo.ru ты отслеживаешь его, дизайн определяешь?
- Редактирую не только я, потому что я путешествую. Да и не всегда хочется участвовать. Там бывают иногда травмирующие надписи, лучше не смотреть. Разный народ бывает. Одно дело – человеку не нравится. Дело хозяйское. А когда там оскорбительное что-то… Это, в принципе, не нужно никому. Как бывает: приходит  в компанию какой-то обиженный, и он портит весь настрой. Или очень весёлый. Вот такая «душа-компания» высосет из тебя все соки... (улыбается) Контингент подбирается тоже соответственно твоему складу характера. И на этом сайте то, что не входит в официальную хронику. Он чаще обновляется. А меня он толкает лень преодолевать.

- Ты как-то говорил, что сидя в автобусе через телефон выходишь в Интернет и обновляешь сайт. Так это и продолжается?
- Не очень удобно в телефоне, но у нас есть sky link… В гостинице подключаемся, смотрим.

- Интересуешься тем, что происходит.
- Ну, конечно, интересуюсь.

- Сейчас ты своего сына Стаса вовлекаешь в группу, в отдельные туры…
- Какие-то были. Но он сейчас учится. В Москве отыграл, где недалеко, где можно совмещать. Брать кого-то со стороны не особо хотелось. А так, поскольку он учился и иногда участвовал в концертах, так и получилось…

- Остается поблагодарить, что нашёл время для встречи со мной. Пожелать «Пикнику» и тебе лично, Эдмунд, больших успехов, удачи во всех твоих начинаниях. Будем за тобой пристально следить. Мне очень нравится  то, что ты делаешь.




декабрь 2008 г.



Еще интервью 2009 - http://www.proza.ru/2009/12/15/574