Скрипач и муза

Лариса Коняхина
Николо Паганини и Антониа Бьянка…
Великий скрипач и знаменитейшая певица…
Муж и жена…
Однако портреты супругов настолько обескураживают, что более необычный союз трудно себе представить.
Антониа Бьянки обладала неземной красотой и божественным голосом. Настоящая итальянка, страстная, колоритная, с фигурой скрипки, которую обожал маэстро.
Николо Паганини - некрасивый, худой и нескладный мужчина, и лишь чудесные агатовые глаза выдавали в нем гения. Огонь, приводивший в трепет публику, преображал уродца в божество.
Красавица и чудовище…

Их первый совместный концерт был объявлен в Турине, и жители города чуть ли не дрались за билеты. Между тем, они ещё не были даже знакомы друг с другом.
Паганини не любил репетиций и в первый раз встретился с певицей только перед концертом и… замер от восторга! На протяжении всего выступления он не мог отвести от нее взгляд, а в мыслях образ этой женщины и музыка слились воедино. После концерта Паганини сделал певице предложение и пригласил в Милан для совместной работы. Она улыбнулась и в мгновение ока придумала забавную игру, чтобы убедиться в действительности намерений Паганини, и согласилась.
Отправившись на гастроли, Николо долго ждал весточки, проклинал почту, сгорал от нетерпения и страсти, пока наконец догадался что его обманули. В те времена гастроли всех известных артистов проходили в больших городах, и всегда можно было узнать кто и где выступает. Но Антониа постоянно переезжала, меняла адреса, оставляла сообщения с ложными обещаниями то в Турине, то в Милане, то в Болонье… Паганини был вынужден купить собственную карету и почти постоянно находиться в дороге: «Если она бежит от себя, это будет продолжаться всю жизнь. А если от меня?..» В поисках любимой он проехал всю Италию с севера на юг…И вот знаменитый скрипач добрался до Палермо, дальше – море и африканский берег – бежать некуда…

После свадьбы они много выступали вместе. Бьянка была очень ревнива к своей музыкальной славе и уже после третьего совместного концерта захотела чтобы имя Паганини на афише стояло вторым, после ее имени, чтобы ее партия значилась ведущей, а Николо считался ее аккомпаниатором… Он смеялся в ответ и говорил, что в творчестве нет места ревности, что они оба ведут самостоятельные партии, но после охотно соглашался.
Возможно в дальнейшем это и привел бы их к разрыву, но появилась новое обстоятельство, заставившее Бьянку на время оставить сцену.
Она ждала ребенка и ей требовался покой. Супруги переехали поближе к морю в Палермо и поселились у тетки Антонии. Ворчливая старуха очень привязалась к зятю: ей нравились его острый язык, его богатство и независимость и особенно нетерпение, с которым он ждал ребенка. Она даже успела поссориться со своей племянницей, потому что постоянно и неустанно восхваляла синьора Паганини. Рождение сына привело знаменитого скрипача в полный восторг. Голубоглазый и с золотыми кудрями – ребенок походил на ангела. Имя ему дали в честь древнегреческого героя Ахилла, и счастливый отец проводил с ним почти всё время.
Вечерами, когда он выносил ребенка морю, дети местных рыбаков прибегали показывать им оранжевых и ярко-зеленых рыбешек, причудливые водоросли, морские звезды. А потом Паганини брал скрипку и выходил на песчаную косу , а сотни сицилийских рыбаков, расположившись полукругом, слушали его игру.
Поначалу жаркое сицилийское солнце словно преобразило их: между скрипачом и его любимой музой вспыхнула прежняя страсть, они казались моложе, чувствовали себя счастливыми и не могли и представить себе, что когда-нибудь это закончится.

Но перемены были уже не за горами. Располневшая за четыре года Антониа стала грустить, жаловаться на пошатнувшийся голос, ревновать мужа к Ахиллино. Когда-то она мечтала о концертах в Европе, продолжении карьеры, но оказалось, что тепло гревшее Паганини солнце Палермо, ее сожгло окончательно… Она начала скандалить, настаивать на переезде, угрожать разводом. Больше всего на свете боявшийся потерять сына, Паганини пошел ей на встречу: вскоре, взяв с собой тетку и даже теткину собачку, семейство переехало в Неаполь.
Первый концерт дал полный сбор, но Паганини заметил, что публика изменилась: если бОльшая часть зала по-прежнему аплодировала ему стоя, то первые четыре ряда хранили тяжелое молчание. Поехав с утра с визитами к неаполитанским властям и музыкантам, Николо и Антониа с удивлением обнаружили, что большинство дверей оказались для них закрыты.
Наживший приличное состояние, маэстро не хотел делить им с папским двором, и поэтому всегда отказывался сочинять псалмы. Но могущество церкви всё же его догнало: пока он наслаждался жизнью в Палермо,  двери не только в Палермо, но и в других городах для его семьи закрылись.
Используя все возможные связи, супруга устроила Паганини выступление в Риме. К полному ее удовольствию скрипачу вручили орден Золотой шпоры и дюжину рекомендательных писем. Но маэстро уронил пакет с наградой и наступил на него - Антониа в ярости ударила мужа.

Во время его европейского тура, между ними произошел окончательный разрыв. Антониа связалась с нечистыми на руку импресарио, и вот уже на улицах Вены и других городов висели портреты Паганини за решеткой: он сидел с грустным лицом на соломе, играя перед распятием и вымаливая прощение. Афиши гласили: «Спешите! Приговоренный к смерти и спасшийся из тюрьмы великий итальянский скрипач Николо фон Паганини дает концерт. Папа простил ему многочисленные преступления и убийства».

Скоро газеты написали о том, что великого скрипача одолели бесы, и он выгнал из дома жену и отобрал сына. Читатели не успели удивиться этой новости, а уже появилась другая: маэстро скончался, его вдова разыскивает Ахиллино. Бьянки понеслась в Париж, чтобы забрать своего ребенка и вступить в наследство. В это время живой и здоровый Николо направлялся на отдых в горы. Спустя некоторое время пресса опять его «убила», и Бьянки снова искала могилу, деньги и сына. Но публике Паганини живой был гораздо интереснее умершего. И газеты с опровержениями выходили двойным и даже тройным тиражом. Но когда он действительно умер -  многие не сразу в это поверили.

«27 мая 1840 года умер в Ницце знаменитый скрипач Паганини, завещав свое великое имя и состояние единственному сыну 14 лет. Забальзамированное тело было отправлено в город Геную на родину скрипача. Будем надеяться, что и это сообщение, как все предыдущие, будет счастливо опровергнуто», - писала «Музыкальная газета». Бьянки немедленно выехала в Ниццу.
Перед гостиницей, бушевала толпа, несколько священников подогревали народный гнев, утверждая, что покойник был связан с нечистой силой, отказался крестить сына и тем обрек его на вечные муки, убил собственную жену, чтобы использовать ее жилы в качестве струн, и теперь скрипка поет голосом Бьянки. Люди были готовы разнести гостиницу в щепки. Ахиллино был так напуган, что бился головой об стену с пеной на губах.
Напрасно синьора Антониа умоляла священника совершить последний ритуал над покойным. Его отказывались похоронить – настолько велика была ненависть церкви. Когда зазвенели разбитые камнями стекла, Антониа вышла на улицу:
     - Тише! Вы видите, что ваше волнение напрасно: я жива, мой покойный супруг не делал скрипичных струн из кишок своей жены. Лишь по недосмотру докторов он не смог причаститься и воссоединиться с церковью. Я прошу вас разойтись и не тревожить праха усопшего.
     И толпа послушалась ее. Бьянки защитила тело мужа, исполнив свой последний долг. Она знала, что великий скрипач любил ее даже в годы разлуки, хотя так и не сказал «прости».   

По книге А.Виноградова «Осуждение Паганини»

12 марта 2008 года