Конфуций

Лариса Коняхина
«Мудрец не грустит о том, что люди не знают его, он грустит о том, что не знает людей».
                Конфуций.

Кун Цзы или Кун Фу-цзы, Учитель Кун, Первоучитель – так называют Конфуция в Китае, Японии, Корее, Сингапуре, на Тайване и в Малайзии. Он стоит в одном ряду с Буддой и Заратустрой. В нем видят религиозного реформатора. Но ему не поклоняются как божеству или пророку, его уважают и глубоко почитают.
Он никогда не записывал на бумаге свои мысли и высказывания. За него это делали его ученики. Они же и написали его биографию, которая в отличии от жизнеописаний различных пророков и предсказателей, совершенно лишена налета легенд или каких-то чудесных описаний.
Кун родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу в период династии Чжоу. Отец его Шулян Хэ был главой знатного княжеского рода и храбрым воином. В первом браке родилось у него девять дочерей, во втором родился мальчик, но был он калекой. И когда ему исполнилось 63 года, решился он на третий брак. Женой его решается стать молодая девушка из рода Янь. Видения, посещающие ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению Конфуция предшествовало много чудесных предзнаменований. Согласно легенде, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Отец умер, когда Куну было 3 года. Чистота личной жизни матери сыграла большую роль в формировании личности и характера Конфуция. Уже в раннем детстве он отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Конфуций не играл в детские игры, а старался подражать различным церемониям, повторяя древние священные ритуалы. А его главным развлечением были беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать, считать. Его ум был очень восприимчив к учебе, и усваивал все знания, изложенные в книгах той эпохи.
Когда ему исполнилось 16, умерла его мать. Единственный из всех учащихся, он закончил школу сдачей труднейшего экзамена. В 17 его взяли чиновником на государственную службу на должность хранителя амбаров. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства.
Учить он начал в 22 года, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин"). Его школа была замечена, и в 25 лет  он получил приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной.
В 496году до нашей эры в возрасте 50 лет он достиг поста первого советника в Лу – Министра правосудия – в те времена это была самая ответственная должность в государстве. Конфуций сделал так много для своей страны, что слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. И царства эти стали опасаться страны, столь блестяще развивающегося усилиями лишь одной личности. Зависть, ложь и клевета привели к тому, что правитель Лу перестал прислушиваться к советам Конфуция. Это заставило его покинуть свой пост, а вскоре и родину и 13 лет путешествовать с ближайшими учениками по другим царствам Китая.
Везде, где проходил он и его ученики, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Однако большинство правителей остались глухи к его учению.

Последние свои годы он провел на родине в Лу, занимаясь преподаванием и дальнейшим развитием своего учения.
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.
Сам Конфуций так говорил о своем жизненном пути:    
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. 
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
Конфуций всегда подчеркивал свою приверженность традициям: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее'» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Современность же представлялась ему царством хаоса.
Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн1) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу2), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – разные проявления единого «Пути» (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чье наименование – «жу» стало обозначением конфуцианцев. Нормальное общественное устройство Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо – «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Первым обратил внимание на учение Конфуция первый император ханьской династии Гао-цзу. Он посетил могилу Учителя на его родине в Цюйфу в 174г. до н.э. и принес в жертву быка. Он же и объявил конфуцианство официальной идеологией всей страны. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267г императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 приказывалось соорудить в каждом городе, где есть представитель власти, храм в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. В ХХ веке после падения империи учение Конфуция посчитали главным символом консерватизма и традиоцинализма, и в 1960-годы почти полностью отреклись от него. Однако в 1980 годах внимание к Конфуцию, как к родоначальнику национальной идеи, стало все более усиливаться. В 1985 в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).

Хотя конфуцианство и считается религией, но в нем нет института церкви, и мало внимания уделяется теологическим проблемам. Гармоническое общество созданное по древнему образцу, в котором каждая личность имеет свою функцию  – вот идеал конфуцианства. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы)

Жэнь  — человеколюбие. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причем gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже, символом постоянства жэнь стало дерево.
И  — справедливость. Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «жэнь» и сообщает благородному человеку необходимую твердость и строгость. «И» противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет „и“, а низкий — выгоды». Добродетель и впоследствии была увязана с металлом.
Ли  — буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на создание идеального общества.
Чжи  — здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество «и», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом воды.
Синь — искренность, доброе намерение, непринужденность и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент земли.
Изречения  Конфуция:
Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание - есть долг.
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, - это скромность, открывать их своим друзьям - простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми - гордость.
Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее - то же самое, что ее перейти.
Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.
Кто-то сказал: – Юн человечен, но лишен красноречивости. Учитель ответил: – Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?
Незыблемая середина – эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, [кто стоит наверху], неправильно, то хотя приказывают [народ] не повинуется.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: – Быть человечным – значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься.
Кто-то спросил: – Что если за зло платить добром. Учитель ответил: – А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.
Лишь та – ошибка, что не исправляется.

июль 2008 года