Кадетский тур

Иван Паршиков
За алыми погонами



   
Дороги, которые мы выбираем   
О.Генри


*

            Утро. Воскресенье. Проснулся и выхожу в общую комнату. На диване спит, разметавшись во сне, сын, еле помещавшийся на диване. У него мускулистое, тренированное тело, тело спортсмена. Отцовская гордость затопило мое сердце, сын - будущий офицер, сержант, в отпуске, дома! Отпуск короткий - пятнадцать суток. Правда, за отличную учебу добавили пять суток, но все равно мало для нас, родных. Домой под утро пришел, теперь до обеда спать будет. Почти шесть лет самостоятельной жизни, приезжает домой только в отпуск. Мне говорили, лишил сына детства, но он сам выбрал свою дорогу. А я не мешал и в меру своих сил помогал ему в этом. А шесть лет назад...
   
            Вечером сын пришел и сказал, что собирается поступать в Омский кадетский корпус. Еще он сказал, что оформляться будет с другом Женькой. Все будет делать сам, от нас нужно разрешение. Его слова были приняты не всерьез. Что взять с мальчишки тринадцати годков? Из нашего города уже учился в кадетке сын военкома, Сашка и я видел его в форме. Но когда сын, начал посещать военкомат после школы, пришлось мне задуматься. Ранее мы с ним несколько раз разговаривали на эту тему. Один раз даже, по карте вымеряли расстояние до ближайшего суворовского  в Свердловске. В Омске тогда еще не было кадетки. Видя его стремление, у меня в сердце начала селилась пустота, которая по правде сидит и сейчас. Как сын уедет? Мой родной, любимый! Но думаю, впереди еще полгода, передумает. Периодически я его спрашивал, как идет оформление? В ответ получал: - Все нормально. Но я тоже не пальцем делан, в армии уже двадцать пять годков, руки сложа, не сидел. Получил в кадрах приказ Министра по суворовским и кадетским корпусам, изучил его. Из него узнал:  Сын идет вне конкурса - я имея выслугу (от двадцати лет), заработал сыну льготу. Сдается два экзамена, оба письменно: русский - диктант, математика - контрольная и зачет по физо, профотбор и медкомиссия.    
            Подумаем - учится на отлично, изредка четверки, физо - пять, куча детских разрядов, о чем свидетельствовали книжечки из спортшколы. Шанс есть! Живя в закрытом городке, изредка выезжая в цивилизацию, был наслышан о творящихся безобразиях при поступлении в учебные заведения. Взятки, телефонное право, знакомства и так далее. Денег на взятки нет, да я и не научен  их давать. Армия до последнего боролась с этой гадостью, главная взятка в армии была - бутылка водки, а круче - коньяка. Это сейчас!!! Далее знакомства - есть и много. За службу, практически во всех городах, есть знакомые, а то и друзья, нужно порыться. Так, теперь со сдачей экзаменов, что письменно - хорошо, можно проверить, но тогда знакомства не помогут, ну и чёрт с ним. Была еще мысль, не разрешить, но сразу подавлена. Раз решил сам - иди, учись. Моя роль в этом, как отца - помочь в осуществлении цели.

            Итак, что мы имеем:
   1.Учится отлично - шанс есть! Сдать можно на тройки, льгота.
   2.Денег на взятку нет. Приучили, сразу мысль о взятке!
   3.Искать знакомых, должны же быть.
   С первым пунктом все ясно, второй сразу же отметаем, не приучен, хотя можно ссуду взять, но отметаю. Итак, третий пункт - что имеем? А имели многое, как оказалось, полковника Сергея Я., бывшего начальника, друга можно сказать, проживающего в Омске, зама Генерального в крутой фирме. Зная его характер, можно с уверенностью сказать, что поможет и связи у него есть. Плюс земляка в Омском кадетском, немалый чин, на него уже вывел брат, живущий в родных местах, еще не вывел, но наметки появились. Сейчас пишу, а самому стыдно, нужно было надеяться на сына, а там, как вывезет кривая! Но я отец и моя ОБЯЗАННОСТЬ помочь СЫНУ!
   
            Созвонился с Сергеем Я.- Да связи есть, конечно, поможет, сколько хлеба съели вместе.
–Что буду должен?
–Да ничего, разве бы ты, не помог, - вот весь разговор.
   Теперь с земляком, нужные люди позвонили, попросили - все поможет. А вот уже апрель и медкомиссия в облвоенкомате - прошел. А как не пройти? Мой же сын и гордость моя. Дружок Женька тоже прошел, отец прапорщик, тоже поедет с сыном, вдвоем веселее. В военкомате сказали, что теперь остается ждать вызова.

            Всё. Вызов пришел: "Прибыть в облвоенкомат 29 июля к 10.00". Отпуск оформлен. Командир, полковник Д.  Павел Станиславович, сразу же сказал:- Контактов нет, помочь бы рад, но нечем, все, что от меня зависит, сделаю,- спасибо ему за это. В военкомате- инструктаж, представили старшего группы, старшего прапорщика. Итого: едет от области 38 человек. Поезд на перроне. Поехали.

**
   
            Утро. 31 июля. Вокзал Омска, вокзал небольшой, везде порядок. Город встретил дождем, настроения и так нет, а тут слякоть, сырость. Прапорщик проверил группу, и мы поехали в полевой кадетский лагерь на трамвае. Сразу же обратил внимание, если в нашем городе билет для детей стоит- 5 рублей, как для взрослых, то здесь всего 50 копеек, забота, однако. Город сразу же понравился, еще не старый, но заметна 300-летняя история, ухоженный, транспорт ходит хорошо, попадаются старые дома. Пока ехали в троллейбусе, разговорился с женщиной кондуктором (потом наши сыновья окажутся в одном взводе). Она много поведала о корпусе. Приехали в лагерь, который находился за городом, сразу же на заметку: хорошо транспорт ходит - это плюс. Рядом военный городок, учебный центр ВДВ, так я встретился со своей юностью. Ведь в этом соединении, 25 лет назад, я начинал свою службу. Правда, соединение, было дислоцировано в другой республике. Потом я искал свою часть, но, к сожалению, она за год до описываемых событий, была расформирована.

            Полевой лагерь кадетского корпуса представлял собой - участок местности, по периметру отгороженный сеткой - рабицей. Внутри были развернуты десятки 8-местных палаток, из капитальных зданий - КПП, столовая, несколько домиков для командного состава. Кругом лес, свежий воздух. Что еще надо для мальчишек? Обратил внимание на песчаную почву - мало грязи, и очень малое количество комаров, которые в нашем военном городке, являются бичом, для проживающих. Одни плюсы. Детей забрали, а мы остались за периметром. Родителей было довольно много, все обменивались впечатлениями, догадками, рассказывали друг другу, что знают. На доске объявлений прочитали, что в 17.00 состоится родительское собрание.
   
            Теперь нам с Вовкой (отец Евгения, друга сына), нужно самим где-нибудь устроиться. Был бы один - поехал бы к Сергею Я., хотя не люблю надоедать. Может, где-нибудь пристроил бы? Из разговоров узнали, что есть гостиница недорогая "Огни манежа", отправились туда, и получили двухместный номер. Просто  комната, из мебели - две кровати, стол, стулья и шкаф. А что нам, старым солдатам надо? Покушали,  Вовка, начальник столовой по должности, ему и карты в руки по готовке. Пора на собрание.
   
            Полевой лагерь. Кадетская столовая. Здесь проходит собрание родителей будущих кадетов. Заняты почти все лавки. Входит начальник кадетского корпуса с офицерами управления и представляется: - Полковник Басаев Виктор Романович,- шум среди родителей - фамилия!
–А это мои замы,- и представляет их. Далее он рассказал об истории корпуса, а потом перешел на общие вопросы. В корпус на двести мест поступают семьсот пятьдесят человек. Абитуриенты будут разбиты на группы по тридцать человек. Экзамены начнутся с первого августа и продлятся до двенадцатого, зачисление  семнадцатого. Потом вопросы родителей, а далее повели смотреть, как разместили наших детей. Улучив момент, я подошел к своему земляку, представился, поговорили, и он сказал, что в случае чего, поможет.

            Окрыленный, я попрощался с сыном и поехал к своему однополчанину в офис. Встретились, поговорили, и что сразу же меня насторожило, он обмолвился, чтобы сын не молчал на экзаменах, а там все под контролем. Но экзамены то, письменные? Тут я понял: "Помощи не будет! Домой он меня не пригласил, что тоже было знаково. Сейчас другие, мутные времена, хотя всё зависит от человека. Ведь раньше встретил однополчанина, домой и никаких гостиниц, чтобы не слышал. Живи, мой дом - твой дом. О, времена, о нравы! Живя в закрытых городках, мы отстали от жизни, от жизни этой сволочной, что сейчас творилась вокруг. Попрощавшись, договорились о связи  и в гостиницу.

            Первого августа сын проходил медкомиссию, а Женька - профотбор (они попали в разные группы). Мы с Вовкой слонялись у лагеря, разговаривали с родителями. Я же русский человек, если у меня все получается, то надо помочь другу. Увидев земляка, я подошел к нему с просьбой о помощи однополчанину и уже во время разговора, я понял свою ошибку: "БОЛИВАР ДВОИХ НЕ ВЫНЕСЕТ". Так я лишился поддержки и здесь, с этого момента земляк перестал узнавать меня. Потом я, даже был рад этому - никому, ничего не должен! Вокруг поступления ходило много слухов, но я не буду их повторять, я пишу, что видел и через что прошел сам. Хочу только сказать, если у мальчишки есть знания и он хочет учиться, он поступит. Крутится много "шуриков" возле сдачи, хотящих погреть руки на экзаменах. Мой опыт говорит:- Надейся на свои силы и все получится.
   
           Второго августа у сына диктант, а у Женьки математика, утром мы обнаружили в списках, что медкомиссию сын и профотбор Женька- прошли, теперь экзамен. Экзамен проходил в открытых летних классах, была только крыша и столы. Как потом рассказывал сын, кругом крики, физо сдают, из офицерских домиков музыка, сосредоточится трудно, но можно. К обеду, после сдачи сыновей отпустили, и мы пошли к десантникам - на праздник. Там сын у меня совершил прыжок с парашютной вышки. Чему я был рад, батьку не опозорил, по моим стопам пошел!
 
            Следующий день был выходной, и мы с сыновьями гуляли по городу. Город, скажу сразу, прекрасный, зеленый, люди приветливые. В понедельник в списках я увидел, что за диктант сын получил "четыре".  Естественно радость. А двумстам абитуриентам горе - двойки по русскому и математике, плюс еще десяток не прошел медкомиссию и пару десятков профотбор. Осталось около пяти сотен кандидатов. Теперь профотбор, который будет шестого, и седьмого физо, девятого математика. Не буду тянуть, скажу - профотбор сын сдавал в течение четырех часов, вышел очумелый, но прошел. Вопросы были каверзные. Типа: – Любите ли вы животных?– Да люблю. Через несколько пунктов:– Охотник вы, или нет? –Да. Вы, значит, лжете, охотник не любит животных, он их убивает.

            Теперь физо: 100метровка - 4, 1000метров - 3, и что было неожиданно, подтягивание -2 ,но все равно зачет, общая - три. Вообще физо шло, как зачет, и роли большой не играло. Как сказал Басаев, начальник корпуса:- Физо мы подтянем за полгода, а математику и русский не получится, ведь в школе проучили уже восемь лет. Совет родителям - не верьте оценкам по физо в школе. Осталась математика, сдал девятого, а двенадцатого на доске объявлений вывесили оценки. Я долго не мог найти фамилию и, о счастье, ПЯТЬ! ВСЕ, ПОСТУПИЛ, ведь для сына, как льготника, проходной бал шесть, а здесь ДЕВЯТЬ! Проходной бал для остальных, был семь (три + четыре). Большой, даже выкашивающий отсев, давал русский язык.
   
            Кстати, забыл сказать, было две группы круглых пятерочников - шестьдесят человек. Они сдавали один экзамен и прошли его только десять, остальные на общих основаниях. Еще была группа сирот, около тридцати человек. Прошло собеседование только четырнадцать. Не понятно, ведь когда Сталин создавал суворовские училища, сирот зачисляли всех. А тут собеседование для сирот?
         Итак. Сдали экзамены успешно чуть более трехсот абитуриентов, на двести основных мест и двадцать дополнительных. Объясняю по дополнительным местам. Заказ Министерства обороны ежегодно 200 , а за время учебы много отсеиваются. Так в роте у сына из ста двадцати человек, окончили корпус только девяносто шесть кадет.

            Потом была мандатная комиссия, а следом зачисление и курс молодого бойца в полевом лагере - время, с которого начались первые отчисления, не выдержавших нагрузок. Когда сын, переодетый в форму, подбежал к ограде лагеря в толпе галдящих, возбужденных формой кадетов, я долго не мог его найти. Из тридцати восьми абитуриентов, прибывших из нашей области, поступило восемь, каждый пятый. Женька, друг сына, завалил диктант, тринадцать ошибок, и они с отцом уехали. Жалко конечно, но такова жизнь!

***
   
            Первого сентября, я вместе с супругой и дочерью, стояли среди родителей на плацу кадетского корпуса. Перед нами стояли семьсот пятьдесят мальчишек в парадной черной форме, в четком строю, построенных для принятия первым курсом  клятвы кадета. Во время принятия Клятвы у меня заслезились глаза. А потом пошли ротные колонны с песней, у наших правда, еще не очень получалось, и тут пошла шестая рота ( третий курс):
   
Нам рано на покой, но память не замрет
Оркестр полковой, вновь за душу берет
Прости красавица, что жизнь пехотная
Вновь расставание сулит тебе.
   
  Да в два голоса, с подпевкой, многие родители сразу заплакали, и в этих слезах присутствовало все:  Радость за своих детей, горечь от расставания с ними, даже у бывалых вояк мокрые глаза. К чему бы это?
   
   ЭТО ТАКАЯ КРАСОТА - СЕМЬСОТ ПЯТЬДЕСЯТ МАЛЬЧИШЕК, ВЫРВАННЫХ ИЗ ГРЯЗНЫХ ПОДЪЕЗДОВ, ОТОРВАННЫХ ОТ ПИВА, КУРЕНИЯ И, ВОЗМОЖНО, НАРКОТИКОВ.
   
****

            Утро. Второе сентября. Я у ворот Омского Кадетского Корпуса, жду сына. Сын понес в роту вещи. Семья уже уехала, у дочери последняя линейка в школе и на будущий год опять головная боль отца. Куда учится, как поступить? Оказалось - проще простого. Медаль в школе, собеседование в Академии и студентка.
            Стою, жду, и вот подбегает к забору из металлического прутка сынок, кровинушка моя! Как я тебя брошу? Оставлю чужим дядям!  Правда, я сам уже двадцать пять, а сейчас пишу, тридцать два года являюсь командиром, отцом и всем остальным. НО КАК ОСТАВИТЬ? Смотрю на него, маленький, худенький, из великоватого камуфляжа, торчит тоненькая шейка, и у меня начинает обрываться все внутри. В глазах у него  уже зарождаются слезы и вопрос:
- Папа, а ты больше сегодня не придешь?
Поезд через два часа. У меня тоже в глазах мокро, отвернулся, чтобы не увидел сын и довольно грубо, говорю:
- Нет, давай учись кадет,- и пошел. Быстро, быстро пошел, иду и плачу. Все от меня шарахаются, детина ревет, а я иду, плачу и знаю: "Если вернусь, заберу и всё!".
 
            Три года спустя. После мандатной комиссии в военном училище, забирая парадную кадетскую форму у сына, я спросил:- Сынок, теперь форма пусть для внука висит?
   Сын посмотрел на меня внимательно, оценивающе и отрицательно махнув головой сказал:
- Каждый сам выбирает свою дорогу.
 Посмотрим, годы пройдут. Но я уже втихую, примерял форму внуку Тимофею (дочкиному сыну), двух годов от роду. Идет ему, дочь правда ругается:- Не отдам!
   
   А Я ВЕРЮ, ПОКА МАЛЬЧИШКИ БУДУТ НОСИТЬ КАДЕТСКУЮ ФОРМУ - БУДЕТ СТОЯТЬ РОССИЯ!



   
  В заключение хотел бы осветить несколько вопросов:
   
   1.Лишил я сына детства, не запретив поступать в кадетский корпус.

Спрашиваю у него.
Ответ сына: - Заключается в вопросе:  НЕ ЗАПРЕТИЛ, а, следовательно, я сам выбрал свою судьбу. Каждый раз, приезжая в отпуск я смотрел на своих товарищей одноклассников. Еще раз убеждался, что не ошибся, что, немного ограничив себя в будущем, будет легче, спустя годы. Товарищи те уже студенты, которым ой как не легко живется.
   
   2.Что дал сыну корпус?

Ответ сына:– Корпус дал мне многое, но вот основное - высокий уровень образования. Первый курс в институте вытянул на знаниях полученных в кадетке. Физическую подготовку- выносливость, силу и терпение, и, конечно же, умение подчиняться, что в дальнейшем дало право, командовать другими людьми в училище. Успешно командовать!
   
   Огромное спасибо ротному командиру,  Тюлькову Евгению Юрьевичу - кавалеру ордена Мужества, Зуб Михаилу Николаевичу, Стрельченко Юрию Николаевичу, Шатило Андрею Николаевичу, Шабашову Сергею Николаевичу и всему преподавательскому составу ОКК.
   
  На два вопроса ответы дал сын  и сам напечатал, попросив меня уйти в другую комнату.
   
            От себя хочу добавить. После первого курса, сын полностью изменился и даже взгляд стал другим, внимательным, оценивающим, как бы спрашивающим - А что ты стоишь? На что годишься?
            Можно сюда добавить поездку в Москву - за  отличную учебу. Театры, почти еженедельные походы во дворец спорта на "Авангард" хоккейный. Балы, устраиваемые в корпусе, бальные танцы, углубленное изучение военного дела, бывает, отца учит, да много еще чего.
   
            А лишил его – вечерних, темных подъездов, полупьяных дискотек с пивом в ближайшем городке. Ну и конечно главного - РОДИТЕЛЬСКОГО ТЕПЛА И ЛАСКИ! Но тут выбирать нужно, всё и сразу не бывает, а если бывает, то в народных сказках.
   
            Сын пишет, что студентам не легко живется. А курсантам и кадетам получается легко? Хотя я знаю ох и нелегко!
   
            Хотел бы добавить еще, спасибо начальнику корпуса Басаеву Виктору Романовичу и всему командному составу за заботу о кадетах, за создание прекрасных условий для службы, учебы и быта кадетов.
   
   3.Кое-что о гнусном времени.
   
            По приезду из корпуса у меня состоялся разговор с  Павлом Станиславовичем Д. командиром: - Иван, а у тебя еще деньги не просили?
  Я в ответ:- Нет, да и кто будет просить и за что?
  На что командир, хмыкнув, сказал:- Подожди.
  Через месяц, звонок от полковника Сергея Я.:
-Иван возникли проблемы, ты должен за поступление сумму.
–Но ведь поступил сам!
 Ответил, что, мол, твоему сыну помогли. Я его послал на "хутор", ну вы знаете, куда русские люди посылают. Примерно через год, опять от него звонок, но теперь с извинениями. Товарища, который якобы "помогал" и не одному, они раскрыли и наказали. Получается беспроигрышная лотерея: обратился. Да помогу и сижу, жду. Поступил-помог. Не поступил - извини, не получилось. Сергею, который в разговоре сказал:- Будешь в Омске заходи,- я ответил:- Умерла, так умерла. А из головы не выходят слова - предвидение командира:- Доить будут,- дословно, хоть и грубо. Хотя, идя в обход, должен помнить, могут быть МИНЫ! Это я о себе. Вот такая Санта-Барбара.
   
   4. Что мне не понравилось в кадетском корпусе?

            Это отсутствие личного оружия. Мне могут возразить, мол, дети! А кого готовят в кадетках? Правильно офицеров. Офицер, должен с малолетства, приучен к оружию. Дайте, в конце концов, карабины учебные, СКС списанные. Насверлите дырок в стволах, как решето, но пусть стоят в пирамидах. Пусть во время, отведенное для ухода за вооружением, чистят их до посинения. На строевой подготовке отрабатывают приемы с оружием. Кадеты будут знать, что у них есть свое оружие, пусть учебное, но все равно ОРУЖИЕ!
   Хотя о чем это я? Ведь во многих действующих частях, да и в училищах, оружие на складах. ТАК СПОКОЙНЕЕ!?!?! Только КОМУ?
   
   5.И еще.

            Повысьте статус корпусных командиров. Пусть начальник будет генералом, а ротные командиры - полковниками полными. В старой русской армии мудрые люди служили.  Читаешь: корпусной - генерал, зам-генерал, ротные-полковники, подчеркиваю, полные. Пусть дети с самого начала видят, до чего можно дослужиться, служа своей Родине!
   
   
            31 августа  воспитатель Зуб Михаил Николаевич рассказал, что сын еще на курсе молодого бойца с друзьями из взвода, направились в самоход, но были пойманы. Нелегок труд в кадетских ротах для командиров. А может, я ошибаюсь? Тяжел, но и сладок. При получении документов, ротный командир, подполковник Тюльков Евгений Юрьевич сказал сыну:
 - Запомни Илья, только из разгильдяев, получаются люди.
На что, среагировал старшина роты, старший прапорщик Шатило Андрей Николаевич:
- Судя по Илье, быть ему президентом.
       Ох, и не легко им приходится с нашими детьми, но Михаил Николаевич, я знаю, говорит новым своим:- Вот те были лучше,- а потом при выпуске, будет украдкой смахивать слезу. Верно, я говорю, товарищ подполковник Зуб Михаил Николаевич?

   НИЗКИЙ ПОКЛОН КОМАНДИРАМ КОРПУСА  ОТ НАС!
   
  Ну и совсем в заключении любимая тема, байка. Как без неё?
   
   Сын с другом, тоже Ильей, идут по роте. На встречу старшина со словами:- Два Ильюшки - две подружки.
Сразу же следует вопрос:- Товарищ прапорщик, а можно частушку про вас?
Старшина милостиво разрешил.
 
   Захожу я как-то в роту, вижу попу бегемота
   Через час я догадался - что старшина наш улыбался.

Правда, вместо старшины там фамилия, но не будем.
   
  P.S. Писал этот рассказ в надежде, что может быть кому-нибудь, мой "турпоход" поможет. Помните - Только опора на свои силы!
   С уважением. Отец своего сына.