Лоран Бутонна, биография

Мария Сергина
  Из каких миров явился
  Этот сказочный творец?
  В сером взгляде отразится,
  Далей призрачных венец.
 
  Их задумчивость уводит
  В мир из снов и дивных
  Красок.
  Одиночество уходит -
  Не увидишь лжи и масок.
 
  Все прекрасно - песни,
  Фильмы,
  Волос, профиль
  Утонченный.
  Жак и помощь верной Лины,
  И слова твоей Сильфиды.
  Знаешь, как спасти Катрин
  От ошибок льда Фемиды.
 
  Биография.
  Лоран Бутонна - композитор и автор отдельных ранних текстов песен Милен Фармер, режиссер большинства ее неординарных и неподражаемых клипов. К сожалению, ему обычно уделяют очень мало внимания СМИ и не только. Впрочем, если о Милен мало что известно, то о Лоране известно еще меньше. Милен редко дает интервью, а интервью Лорана можно вообще пересчитать по пальцам.
  Что же все-таки известно об этой второй и значимой половинке творчества Милен, о том, с кем настолько хорошо и неподражаемо гармонирует ее внутренний мир?
  Лоран Бутонна родился 14 июня 1961г. Его отец был директором социального (общественного) отделения компании EMC (Еnterprise, занимающейся горной и химической промышленностью.) Его мама - домохозяйка. Лоран обладает мягким, чуть с хрипотцой (от сигарет) голосом, но его голос достаточно приятный по звучанию, как и у Милен.
  Он старший в семье из пяти детей. Музыкой, игрой на фортепьяно, Лоран занимался с пяти лет. В 10 лет он стал снимать фильмы на 8мм. пленке. Родители, в честь его дня рождения, позволили пользоваться видео-камерой отца. Один из первых фильмов Лорана того времени была адаптация "Бэмби." (Кстати, Милен также упоминает эту сказку в качестве любимой. В одной из телепередач ей даже дарят игрушку и картину с этим персонажем, из мультфильма "Уолт Дисней.") Затем Лоран начал писать небольшие рассказы, которые снимал и в которых также снимался.
  Во время учебы в школе у иезуитов он ленился, ему нравились только литература и философия. В пятнадцать лет он бросает школу, чтобы учиться на театральных курсах.
  В семнадцать лет Лоран снимет фильм: "Баллада о фее-путеводительнице" ("La Ballade de la faconductrice" - название можно также перевести как... о фее-проводнице.) Вот что рассказывает об этом фильме сам Лоран: "В 17 лет возникает неизбежное желание шокировать взрослых. Это был юношеский фантазм, съемки которого были для меня развлечением, с очень маленьким бюджетом. Я делал все: грим, костюмы... Я снимал план, а на другой день проявлял бобину. А позже все это превратилось в фильм продолжительностью час и пятнадцать минут. По правде говоря, я уже не очень хорошо его помню. Это была история серийной убийцы, которая переодевалась в клоуна перед каждым преступлением." В книге французской журналистки Каролин Би есть следующий очерк об этом фильме, основанный видимо на каких-то критических статьях: "Фильм о странствии одной молодой девушки, пути с религиозным покровом, злой феи, которая сеет смерть на своем пути (нищему, ребенку, беременной женщине, слепому) и передает по пути одному молодому человеку свое желание нести смерть..." Тем не менее, сам Лоран об этом говорил только вышеизложенное (в виде его цитаты.) Исходя из общего сюжета, изложенного Каролин Би, могу сделать вывод, что злая фея - это например как изображение в конкретном образе чумы в некоторых литературных произведениях. Это как символ гибели - того что не пожалеет ни ребенка, ни будущую мать, ни больного... если их путь пересекется с ее.
  Этот фильм показывают в одном кинотеатре в Париже в течении двух недель с ограничением возраста просмотра до 18-и лет. Кроме того, Лоран представляет фильм в Каннах в 1979г. Фильм опередил другие "громко-возвышенные" фильмы своей авторской работой (можно сказать, "ручной", ведь Лоран в фильме все делал сам: грим, костюмы, написал сценарий, снял и сделал монтаж и вероятнее всего афишу своего фильма), нигилизмом и ужасом  (определения прессы.., хотя понятие "нигилизм" у меня не вяжется с творчеством Лорана совершенно). Одновременно с фильмом Лорана были представлены также фильмы Virginie Despentes ("Baise-moi") и Jan Kounen ("Doberman.") В критических статьях писали о фильме либо в пренебрежительном ключе: "Насмешка обучающегося, в нехватке сильных сенсаций" или в несколько запугивающем: "Фильм фантастический, в заключении приводящий к надгробному камню. Сильная сопутствующая музыка."  Но я думаю, что Лоран действительно хотел сделать что-то такое, чтобы шокировать, так как понятно, что не всякий воспримет серьезно дебютный фильм молодого человека семнадцати лет и это конечно неправильно. (Потому что о творчестве можно судить только по творчеству: возраст, "происхождение" и прочее, как правило, о произведении ничего сказать не могут. Да и о самом человеке лишь поверхностно. Поэтому я и не понимаю смысл, например, современных оформлений некоторых книг с "титулами" авторов. Если бы писали жанр произведения и нормально основу сюжета, лично мне бы это давало гораздо больше для того чтобы понять, представляет ли, например, для меня интерес данное произведение.) Позже у Лорана уже не будет надобности создавать "насмешки". Его фильмы "Джорджино", "Жак-Бедняк" и клипы настоящие шедевры - неподражаемы, великолепны и как нельзя лучше отображают необычный внутренний мир их создателя. К тому же по ним видно насколько человек серьезно относится к тому, чем заканчивается любая жизнь, несмотря на то, что первый его фильм известный широкой публике был "шокирующим" по своему сюжету, хотя и не поверхностным.
  Когда Лорана спросили, что он делал после этого фильма, то он ответил: "После провала фильма я был в полумертвом состоянии (смеется). На самом деле началось все с того что в 15 лет я бросил школу, где был лентяем, чтобы в течении трех лет заниматься на театральных курсах. Тогда я уже снял этот фильм." (То есть во время учебы на курсах в 17 лет.)
    Затем, по словам Лорана, он устраивается кинооператором для серии научных репортажей о ядерной энергии, к известному телерепортеру Жану-Франсуа Шовелю (он умер в 1986г...) Лоран должен был освоить всю технику, с которой ему предстояло работать и по его словам он "зубрил инструкции как ненормальный." Лоран колесил с Шовелем по всей Франции и в течении года многому научился.
  Затем Лоран снимет несколько телевизионных роликов, а также программу о школе "Parents si vous saviez." Последняя программа о функционировании традиционного образования в организме католицизма, о работе учителей в таких школах; что в этой традиционной образовательной системе есть такая же радость, веселье, как и в обычных школах. В конце репортажа можно увидеть силуэт молодой женщины, которая очень сильно похожа на Милен.
  Параллельно этой работе, появляется и песня "Maman o Tort", написанная Лораном в соавторстве с его другом, Джеромом Даан. И вскоре - встреча с Мари-Элен Готье, исполнительницей этой песни (будущего хита 1984г.) и встречей с будущей Милен Фармер.
  В итоге творческий путь Лорана разворачивается несколько в другую и неожиданную для него сторону - в музыкальную. Тем не менее, свое стремление к режиссуре Лоран проявляет через клипы Милен - определенно больше чем просто клипы. "Клипы стали для вас средством делать кино окольным путем?" - спросили в одном из интервью Лорана. "В какой-то степени. Я был счастлив. То, что я снимал, позволяло мне находить необходимые деньги для съемок, и в тот период я научился быть довольным тем, что делал в жизни. Раньше, даже при моем сотрудничестве с Милен, у меня было ощущение, что я работаю по-дилетантски" - ответил он. Я думаю, Лоран говорит о том, что он наконец-то смог снять свой первый фильм, а не быть просто режиссером оригинальных клипов.
  Хотя его клипы - это настоящие фильмы, и настоящие видео-шедевры, к тому же снятые на кинопленку (что за стандартными клипами обычно не замечается.) Ничего похожего на стиль съемки, и идеи Лорана найти просто невозможно: настолько оригинально его творчество. "Эта таинственная алхимия рождается из идеи, из фантазии, из видения, из ситуации," - скажет Лоран Бутонна в одном из своих немногочисленных интервью.
 
  Режиссура.
  У Лорана наконец-то появляются средства на съемки фильма, о чем он всегда мечтал. Конечно же, он снял в нем Милен, когда-то учившуюся на актерских курсах, и которую также случайно "повернуло" к музыкальному творчеству.
  И как тяжел в итоге был для Лорана коммерческий провал этого фильма (и для Милен.) Конечно, это был сильный удар - ведь все знали о его мечтах и говорили о призвании режиссера, и для него это в первую очередь было очень важно. Но если задуматься по поводу провала... фильм Лорана достаточно неординарен и тяжел. Он, в общем-то, по атмосфере не особо разнится с его клипами. Но одно дело для масс: пять-двадцать минут клипа (к тому же с музыкой... Ведь как известно, музыка легче воспринимается, чем кино и литература. Включил и слушай недолго, много усилий не нужно). И совсем другое дело - три часа фильма (к тому же фантастического психологического триллера, а не полтора-два часа какого-нибудь боевика или комедии). Ко всему прочему в фильме и не много ультра известных актеров. Хью Грант не согласился на роль "Джорджино" (ведь дебют режиссера- всегда коммерческий риск), да и настроение фильма... На подобную авантюру наверное из знаменитых пошел бы только Джонни Депп, но герой все же явно не подходит этому актеру (актер должен быть не смазливый, а аристократичный, бледный и не столько по виду индивидуалист, сколько очень романтичный и сострадательный.)
  Конечно такого коммерческого успеха как альбомы и клипы Милен, такое оригинальное кино не могло принести сразу. (Или же большинство любит что-то, над чем нужно очень переживать и во что нужно вникать, и не один раз? А если учесть неординарность Лорана, то процент интересующихся и понимающих еще уменьшается....) Но причина тогдашнего провала фильма, несмотря на его художественную и кинематографическую ценность, в том, что он был фактически снят на деньги заработанные Лораном благодаря музыке и т.п., и не вернул даже части потраченного... В США именитые режиссеры нет, да и снимут порой что-нибудь провальное. Даже Тарантино вляпался... (Но у него денег больше и ему спонсоров легче найти.) Зато, по словам режиссера, то что его особо никто не спонсировал, позволило ему быть совершенно свободным в выборе актеров и др.
   Кроме того Лоран говорил: "Очевидно, что сегодня я подошел бы к такому проекту по-другому. Я думаю, что не будь в тот период этой необходимости, этого желания снять фильм, этот фильм никогда бы не был снят. Его бюджет, то, как он смонтирован, нерациональны, так что он не существовал бы." Милен же в свою очередь высказывалась следующим образом: "Лоран создал настоящую атмосферу. Личность Лорана также очень нетипична. Для своего первого фильма он обратился к двум людям, которые играли впервые (Милен имеет ввиду себя и Джефа Дальгрена). У Лорана есть склонность к риску, и он умеет повести за собой других по узкой дорожке своих приключений. Он подвергает себя опасности и готов пойти на многое, чтобы достичь своих целей."
  С момента первой премьеры фильма "Джорджино" и не большого интереса к нему широкого круга зрителей прошло много времени. Лоран снял новый фильм, а затем выпустил и "Джорджино" и он продается отлично на данный момент. Это говорит о том, что не столько фильм был плох, сколько зритель неподготовлен. И это еще раз подтверждает то, что Лоран действительно снимает киношедевры, а не поверхностные фильмы - "развлекалки." Тем не менее в результате первого финансого провала и давления общественного мнения, СМИ и того о чем мы узнаем только от Милен и Лорана (а они все равно не скажут), мы лицезреем с 1995г. совершенно иные клипы Милен, несколько другой ее стиль, отличный от того, что было до фильма "Джорджино." (Ранее стиль Милен был более "художественный и кинематографический", сейчас - более женственный и сексуальный.)
  И несмотря на то, что в Милен есть талант, который в любой клип и образ клипа добавляет изюминку, хотелось бы чтобы этого расставания с Лораном, как с режиссером ее клипов, не было. Мне кажется, что и альбомы были бы тогда еще лучше, чем есть...

  Лоран и Милен - единение миров.
  Очень жаль, что русскоязычные знатоки французкого языка так мало уделяют внимания "доброй половине" творчества Милен Фармер - Лорану. И как только Милен не участвует в проектах Лорана, внимание тому, что делает Лоран, почему-то практически совершенно не уделяется.
  Но, думаю, чтобы больше знать о Милен, нужно больше знать и о Лоране. Ведь они прошли вместе практически через всю жизнь, и их совместное творчество было бы невозможно без похожести их миров, их фантазий и восприятия жизни. "У Милен этот мир в ней, а у меня во мне. Это не случайно. Было бы слишком сложно работать вместе, если бы у нас были противоположные желания. Но я себя спрашиваю, не закончилось ли бы все их объединением, когда проводишь с кем-то столько времени, пусть даже если мы слишком разные вначале", - говорит Лоран в одном из своих малочисленных интервью.
  Конечно, совместное творчество объединяет внутренний мир двух людей. Но чтобы лучше понять его, нужно одинаково хорошо понять и внутренний мир обоих людей, от которых это творчество исходило. И если каждое слово Милен и поступок, можно сказать, фиксируют, то интервью Лорана и статьи о нем как-то по большей части проходят мимо (Даже в плане переводов.) Это крайне досадно и мне кажется большим упущением.
  А что Милен говорит в своих интервью о Лоране? Предоставим слово той, кто, предполагаю, знает его лучше всех (после него самого):
"Встреча с Лораном была волшебной для меня, потому что у нас есть общие интересы, мы очень близки в них. Лоран очень талантлив. Он музыкант, режиссер, он любит образ. Он один из тех, кто хорошо владеет слогом.
  Со своей камерой и своими словами Лоран вызывает волнение. Он поэтичен. Лоран настойчиво работает, он делает это для себя, но он отказывается целовать руки, даже если придется получить награду. Мне это нравится. К тому же эта манера снимать, так мало людей с таким настоящим талантом." 
  "Мне кажется, Лоран стремился к более созерцательному и, даже осмелюсь сказать, более богатому выражению вещей, это моё мнение. Более благородному что ли." "У Лорана много талантов: он пишет, он ставит, он снимает, он сочиняет музыку. Это одновременно поразительно и чрезмерно, зависит от точки зрения. Волнительно быть актрисой у режиссера, с которым у вас нет секретов друг от друга."
  Встреча Мари Элен Готье (Милен Фармер) и Лорана Бутонна - это действительно подарок судьбы для обеих творческих личностей.
  Творчество Лорана неподражаемо. Оно сказочно, нередко меланхолично, оно уносит в мир фантазии и завораживает своими историями. Но эти истории не оторваны от реальности. В них есть и чувства, и трагедия и счастье.
  Лоран Бутонна одинаково уникален и в музыке и в режиссуре. Его образы, сюжеты клипов, их атмосфера - это не то, что быстро станет неинтересным и ненужным. Это то, что будет интересно, независимо от того, сколько пройдет еще времени, скажу без сомнения... И я думаю, если какой-то кассовый фильм-блокбастер рано или поздно выйдет из моды, хотя и соберет "алмазные горы", то его фильмы и, как это не парадоксально звучит в наше время, клипы, вне времени. Они не устареют... И я надеюсь, что его вклад в кинематограф, музыку по заслугам смогут оценить в полной мере именно сейчас, а не как многих классиков разных жанров искусства, когда они уже не смогут услышать этого признания.

  Милен о совместной творческой работе с Лораном.
  Цитаты Милен Фармер из различных интервью по поводу совместного творчества с Лораном Бутонна:  "Вся разница кино и сцены - это то, что на сцене я говорю: "Вы нужны мне", а в кино я жду, когда постановщик мне скажет: "Вы нужны мне." Конечно, я чувствовала это и с Лораном, но это - разные вещи, так как мы знали, как нужно работать вместе и умели делать это. Я думаю, это нужно отметить особо."
  "Наши миры воссоединились, это правда... Как близнецы. Его способность реализовывать это, вероятно больше, чем у меня. Я способствовала этому лишь написанием слов. И это меня очень быстро увлекло..."
  "Я могу сказать лишь, что касается камеры Лорана, потому что с другими я не работала (именно на тот момент - прим. автора.) Все, что я знаю, это то, что камера любит меня, что она здесь для того, чтобы сделать все и дать все, что нужно для блага меня самой. Это не враг".
   Певица ответила: "Да, я пишу тексты, он музыку, а затем появляются образы, которые отображают мои клипы. Мы работаем одновременно и вместе, и поодиночке. У нас нет особой потребности общаться друг с другом, советоваться. Коммуникация проявляется по-другому, мы знаем друг друга..."
  Лоран настолько талантлив и неординарен, что я не сомневаюсь, если бы он вдруг решил... вырезать по дереву это было бы тоже гениально. За что бы он не взялся, все у него получается великолепным, не от мира сего, искренним и завораживающим, не похожим ни на что остальное.
  Кино же по большей части нынче обмельчало своим содержанием, как и литература (конечно не все.) Прогресс дает много возможностей, но вместе с тем он насыщает нас теми, кто ради тщеславия и без таланта занимается не своим делом - музыкальная сцена полнится какими-то песнями однодневками, книжные магазины завалены ширпотребом с яркими обложками, которые через пол года, а то и раньше, уже никто не вспомнит...
  Но талантливых людей меньше не стало, просто стало больше возможностей для насыщения окружающего пространства чем-то очень далеким от искусства. Я думаю, выйди тот же "Джорджино" намного лет раньше, он был бы более востребован. Тогда зритель еще не был так избалован, ленив и завален фильмами так, что для того чтобы добраться до чего-то стоящего, нужно потрудится.
  Тем не менее, я не считаю что это полное вырождение. Так было всегда и никуда от этого не деться. Лично я благодарна судьбе за то, что я встретила ту музыку и тех деятелей искусства, которые для меня действительно интересны и их творчество со мной уже много лет.
  Единственное, что бы хотелось - это еще больше фильмов Лорана, его новых песен и клипов для Милен, новых песен и текстов Милен. И я думаю, что не одна я этого хочу. Вот и весь "маркетинг", который присутствует, по мнению СМИ, у Милен и Лорана.
 © Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна - Фея и Сказочник." Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat - la Fee et le Conteur." Chapitre: "Laurent Boutonnat."
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru