6. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского

Алла Добросоцких
СЛУЖЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА

При возвращении мощей в родную обитель – Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь – были явлены необычные знамения. За две недели до этого события замироточили 152 иконы Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. В монастыре мощи мироточили ежедневно три с половиной года подряд, это было, можно сказать, знаковое явление.
И еще одно удивительное событие связано с возвращением хозяина Свири. Во время перенесения мощей Александра Свирского после первого их обретения в 1641 году присутствовал митрополит Новгородский Афоний. Святитель из Нижнего Новгорода перекладывал мощи в новую серебряную раку в 60-е годы XIX столетия. Эта традиция не была нарушена и в 1988 году. К вечеру знаменательного дня прибытия мощей в родную обитель в монастырь приехал… архиепископ Новгородский и Старорусский Лев! За хлопотами по подготовке торжества его не успели пригласить на празднество, хотя думали об этом, Господь же сам привел его к чудотворцу всея Руси: проезжая мимо, Новгородский владыка решил заглянуть в монастырь, не зная, что мощи святого находятся уже там…
Местные жители рассказывали, что два дня спустя после внесения мощей в Преображенский храм видели, как над храмом встал огромный сияющий крест. Вряд ли это случайно – ведь именно крестом утверждается Истина.
 Здесь видели так много чудес, что теперь это не вызывает у монахов какого-то особого ажиотажа – они относятся к этим знакам милости Божией просто и благоговейно. Понятно, что для воцерковленного человека нет особой нужды в каких-то знамениях. О большинстве случаев чудесной помощи, как правило, не говорят вслух, потому что это очень личное. Зато о масштабе помощи свидетельствуют многочисленные крестики, цепочки, кольца, которые люди в благодарность оставляют у раки с мощами преподобного Александра…
Постоянное мироточение икон, продолжавшееся три с половиной года, сейчас прекратилось, оно бывает только временами и, наверное, в каких-то особых случаях, о которых знают Господь и преподобный, когда нужно проявить чудо, чтобы благотворно воздействовать на душу какого-то нуждающегося в этом человека. Наверное, святыня должна какое-то время побыть в тишине. Это необходимо и самому человеку, который нуждается в спокойном духовном труде, а не в ажиотаже… Ведь благодать Божия приходит в тихое сердце.
Именно в такой атмосфере идет непростая работа по восстановлению разрушенной святыни, по воссозданию духовной жизни, которая здесь всегда была очень напряженной. Человеку, не живущему в монастыре, трудно даже представить весь объем работ, который делается и который предстоит! Тем более что наместник монастыря архимандрит Лукиан (Куценко) является к тому же духовником двух женских монастырей – Покровско-Тервенического и Лодейно-Ояцкого в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, недалеко от которого в селе Мандера похоронены родители преподобного Александра Свирского, а также благочинным Лодейнопольского и Подпорожского районов. Такие труды возможны только при поддержке того, кто, как сказано в летописи, «труды к трудам прилагал» – хозяина Свирской обители.
«Все мы ощущаем необыкновенную помощь Божию по молитвам нашего преподобного Александра – ежедневно, ежечасно! – говорит архимандрит Лукиан. – Отец Александр, без всякого сомнения, игумен нашего монастыря не только в прошлом, но в настоящем и будущем! Он до сих пор строит, хозяйствует, всем руководит, а мы — просто исполнители. В трудных ситуациях почитаешь акафист преподобному, попросишь помочь – и сразу же тебе Господь посылает необходимое: и железо, и кирпич, и средства, и добрых помощников, и хорошую братию. Конечно, все это не с неба сваливается, а дается большими трудами – у нас есть кому подражать в трудах. Радостно видеть, что все время растет число братии монастыря, радостно, что у нас есть такой сильный молитвенник и помощник, с ним очень легко».
Довелось услышать о таком случае. Монастырь живет в основном за счёт пожертвований и доходов, которые бывают от выручки свечной, иконной лавки. Зимой же паломников приезжает немного. И так сложилось: когда рассчитались с рабочими, в монастырской кассе не осталось ни рубля. И пошёл отец настоятель к преподобному просить денег. К вечеру того же дня Господь послал нужную сумму. И не было такого, чтобы преподобный Александр не помог в какой-то нужде.
А однажды, через неделю после празднования второго обретения мощей преподобного Александра, в обитель приехала из Москвы семья ученых, верующих, но пока еще не очень церковных людей. Они поведали такую историю. Их дочери приснился Александр Свирский и сказал: «Я вас прошу – поезжайте в Александро-Свирский монастырь, отвезите отцу игумену пожертвование». Девочка рассказала о сне родителям, а те и не слышали о таком святом, не знают, что за монастырь. Стали спрашивать у друзей – кто-то им рассказал, как доехать до обители…
Но самое большое чудо — возрождение монастыря и возрождение душ. Это проявляется даже в самых трудных ситуациях при взаимодействии с психиатрической больницей, которая до сих пор занимает Троицкую часть монастыря. Монахи рассказывали, что когда в первые месяцы после открытия обители они шли крестным ходом вокруг корпусов, где находятся больные, было удивительное ощущение, что им противодействовала какая-то сила: из корпусов неслись крики, вопли, была видна какая-то суета. Но только начался крестный ход, как братия увидели бабушку, которая стояла перед окном и молилась – ее же увидели и в конце крестного хода… Сейчас многие из пациентов больницы приходят в храм, прикладываются к мощам. Душа многих потянулась к молитве, к добру, начинают воцерковляться медсестры. Монастырь поддерживает больных чем только может, помогая продуктами, вещами. Легкие больные не только исповедуются и причащаются, но и трудятся на благо обители. Недавно к мощам подошла одна болящая молодая женщина, известная своей агрессивностью, никогда до того не заходившая в храм, она сделала три земных поклона и приложилась к святыне! Конечно, видеть такое монахам – очень радостно. Преподобный Александр служит и этим людям, несчастным, больным, которые теперь имеют возможность побывать в храме, а некоторые даже исповедуются и причащаются.
«С новым обретением мощей преподобный Александр вышел на служение людям, – сказал архимандрит Лукиан. – Его особое, миссионерское служение продолжается и сейчас. Возле мощей иногда незримо происходит обращение к Богу людей, которые прежде ничего не знали о преподобном. Он, как и во время земной своей жизни, «трудится» для спасения людей, всячески помогает им, особенно в их обращении ко Господу. Но происходит это обновление душ, конечно же, не только благодаря преподобному Александру, а, прежде всего, благодаря Таинствам, самой Церкви, благодаря нашей вере православной. В этом чудотворец всея Руси схож со всеми великими русскими святыми нашей Церкви…»
Среди туристов и паломников есть совершенно особая категория посетителей – молодые солдаты и школьники, приезжающие из Подпорожья, Петрозаводска, Лодейного Поля, Мурманска, Олонца – из всех окрестностей Севера. Часто они бывают еще очень далеки от храма. Но с этими самыми обычными детьми здесь что-то происходит. И не потому, что им дали какую-то важную информацию – в них что-то незримо меняет преподобный Александр Свирский. Дети начинают задавать удивительные вопросы: «Как стать верующим?», « А если я помолюсь, моя бабушка поправится?». И они берут маслице от мощей, песочек с места явления Святой Троицы – с необыкновенной доверчивостью, спрашивая, как это потом использовать. Наверное, именно такое служение современного монастыря для мира – может быть, один из самых важных моментов его жизни.
Хотя бывают прискорбные случаи, когда людей ведет в монастырь нездоровый ажиотаж вокруг чудесных явлений, некие, если так можно выразиться, «страсти» по мощам. Происходит так потому, что мы забываем: главное в Церкви — это Господь, Спаситель, церковные Таинства, а святые молитвенники, подвижники благочестия – для нас только образы для подражания их молитвенному обращению к Богу. Страстное же отношение к мощам или иной святыне – это серьезная ненормальность духовной жизни, даже преступление против себя и против Бога. Иногда такое, человекоугодническое поклонение мощам переходит чуть ли не в идолопоклонство.
Тем более печально, если люди приезжают в святое место за каким-то оккультным «чудом» для нехороших целей! К сожалению, такое случалось: в одно время в монастырь зачастили экстрасенсы – чтобы «подпитаться», как они называют, энергией.
Один случай здесь запомнился особо. Из петербургского клуба «Здоровье» приехала группа медиков, которые, как они говорят, занимаются нетрадиционной медициной. Когда они подъехали к монастырю и стали выходить из автобуса, то одна из женщин вдруг упала на совершенно ровном, чистом месте, посыпанном песком. Два врача, которые были с ней, начали яростно скандалить: «Мы на вас в суд подадим! Это по вашей вине наша коллега ногу сломала!». Тогда монахи стали настаивать, чтобы пострадавшую осмотрел врач в монастырском медпункте, чтобы приезжие не затеяли потом какого-либо скандала. Женщину отвели к доктору, перелома у нее не оказалось, было лишь небольшое растяжение, понадобилась только перевязка.
Когда пострадавшую спросили, что с ней произошло, то услышали удивительные слова. Она сказала: «Я сама не понимаю, что со мной случилось. Как только я вошла в ворота, меня как будто кто-то подкинул – и я упала». Эта женщина, кстати, потом успокаивала своих агрессивных коллег: мол, я сама врач, я знаю, что мне профессионально наложили повязку, у меня все в порядке. Но те двое мужчин так и не смогли смириться с происшедшим: их крутило так сильно, что они ни в храм не зашли, ни к мощам подойти не смогли. Попусту приехали.
Сейчас, слава Богу, в обители экстрасенсов больше не видно – может быть, эта история стала для них каким-то уроком.
Рассказывают здесь и об еще более удивительной истории. Приехал в монастырь журналист из известной газеты, попросил разрешения сфотографировать мощи, говоря, что собирается публиковать материал о монастыре. Несколько часов спустя трудница, прибиравшаяся в храме, в крайнем волнении рассказала, что она видела нечто небывалое: как только открыли крышку на раке с мощами и корреспондент стал наводить свой объектив, из раки… поднялась нога преподобного и вышибла фотоаппарат из рук журналиста. Тот с проклятьями поднял с пола свою технику и сразу же убежал из храма, не стал снимать. В тот момент женщине не поверили, наместник даже отчитал ее: нечего, мол, вместо молитвы гоняться за разными чудесами – так может что угодно привидеться.
Так бы и забылся этот разговор, если бы два месяца спустя в монастырь не пришло письмо от того самого журналиста. Он признавался в том, что хотел обманом сфотографировать мощи, чтобы потом написать издевательский материал. Самое поразительное: то, о чем рассказала трудница, оказалось правдой. Журналист писал, что он сам не понимает, как это случилось, но у него было ощущение, будто нога, лежащая в раке, ударила по его фотоаппарату – тот упал, после такого шока было, естественно, не до съемки. Автор письма признавался: все эти месяцы он очень мучился и теперь чувствует, что просто обязан рассказать обо всем – это хоть как-то облегчит его совесть… Что ж, можно только молиться, чтобы этот человек, в конечном счете, всей душой обратился к Богу…
Нынешним летом, 30 июля, в день празднования второго обретения мощей преподобного Александра Свирского предстоит большой юбилей монастыря: 500-летие со дня его основания. С каким чувством поедут паломники в это заветное место, единственное место в России, где Бог явился в Троице земному человеку? В обители стараются сделать все, чтобы люди, побывав возле святыни, поняли, какая здесь духовная сокровищница, чтобы возвращались отсюда в свои дома не с пустыми руками и сердцем, а наполнившись духовным богатством… Хотелось бы, чтобы и те, кто еще только идет к храму, задумались бы и вернулись православными людьми. Пускай каждый в свою меру получит благодать, которая присутствует в этом святом месте.