Гипатия - мудрейшая из мудрых

Иза Феминова
Гипатия Александрийская

В нашем мире традиционно считается, что острый ум и способность мыслить логически – счастливое качество особей мужского пола. В доказательство приведут целую вереницу мужских имён различных деятелей (кстати, не всегда умных).

А теперь я попрошу назвать мне имя хоть одного бога мудрости. Афина, скажут мне, Минерва... Вот мы и приехали. Нет бога мудрости. Есть богини.

О чём это говорит? О том, что мудрость изначально, "из глубины седых веков", принадлежала женщине . Только вот беда, "шовинистические мужские свиньи" уже который век подряд пытаются убедить весь мир (в первую очередь – самих себя) в обратном. Для достижения своей цели, они не брезгуют никакими средствами. Судьба Гипатии Александрийской – яркое тому подтверждение.

Если бы я знала точную дату рождения Гипатии, я бы с радостью осчастливила представителей того знака Зодиака, к которому она относилась. Но, к сожалению, даже время года, да и точный год рождения Гипатии неизвестен. Время её жизни, как робко обозначили историки "около 370-415 года", то есть, переход с 4 на 5 век нашей эры.

Гипатия родилась в научной семье, в Александрии. Её отцом был Теон – известный математик, астроном и механик того времени. Недалеко от их дома находилась известная Александрийская библиотека. С самого раннего детства девочка увлечённо слушала своего мудрого отца, который учил её старшего брата, впитывая знания, как губка, и очень скоро блестяще решала те задачи, которые её брату были не под силу. Брат ее под руководством отца тоже успешно постигал математику, но отставал от Гипатии. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений.

Заинтересованный отец обучил Гипатию музыке, философии, математике, астрономии и, будучи ещё совсем юной девушкой, она смогла стать помощницей отца, преподававшего математику и механику, а вскоре у неё появились и свои собственные ученики. Говорят, что она даже превосходила своего отца, ибо, как пишет Дамаский, была по природе “талантливее и утонченнее”.

Благодаря её выдающимся научным трудам, слава о Гипатии распространилась далеко за пределы Александрии. Её называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях распространялась все шире и шире. Александрия, жемчужина Египта, издавна славилась своими учеными. Теперь Гипатия становилась ее новой гордостью.

Тем временем миролюбивое христианство в Александрии боролось с язычеством. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм – Серапетум, и "заодно", находившаяся неподалеку Александрийская библиотека. Испуганный Теон запер свою дочь в доме, что бы она не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия рыдала несколько дней подряд и долго не могла вернуться к обычной жизни.

Я могу предположить, что не только разорение библиотеки вызвало сильную депрессию молодой девушки. Возможно, кто-то очень дорогой для Гипатии погиб, защищая библиотеку. Во всяком случае, она очень долго носила траур, а когда сняла его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии.

Кроме научных трудов занималась Гипатия, как и раньше, преподаванием. Послушать её лекции стекались всё новые и новые ученики.

- После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не ученому. Настоящий ученый не покинет родину в годину испытаний.

Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Все свободное от занятий время Гипатия сидела над книгами или изучала звездное небо. Она достигла совершенства в трудном искусстве наблюдать звезды. Гипатия не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея. Многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок. Она составила более точные астрономические таблицы. Дочь превзошла отца в астрономии. Слава Гипатии затмила славу Теона.

Постепенно от преподавания математики Гипатия перешла к чтению лекций по философии. Она излагала слушателям учения Платона и Аристотеля. Гипатия вызывала удивление. Казалось, в этой девушке воплотилась мудрость прошлого. Ее толкования греческих философов радовали обстоятельностью и глубиной. Все чаще раздавались восторженные голоса: никто так не знает философии, как Гипатия!

С годами слава о ее школе широко распространилась. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию ехали юноши из разных стран.

Сама девушка придерживалась старой веры, но это не помешало ей изучить многие христианские труды того времени. Она даже консультировала некоторых богословов!

Вскоре император Гонорий издал указ, в котором требовал от всех язычников явиться пред его светлы очи, сжечь свои книги, отречься от своей веры и принять христианство. В противном случае, их ждала смерть. Гипатия не собиралась отказываться от своей веры. И её пощадили. Слишком велика была слава мудрейшей женщины. Умирая, Теон попросил дочь не вмешиваться в религиозные и политические распри, которые только отнимают время от науки и обучения.

И Гипатия продолжила привычную жизнь – научную и преподавательскую работу. И, хотя не раз на лекциях ей задавали каверзные вопросы, стремясь услышать её отношение к политике и религии – она ни разу не поддалась на провокации и не нарушила завета отца.

Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных ей философов. Недаром ученики стекались к ней отовсюду. Она примыкала к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы.

Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.

Ей принадлежал обширный комментарий к сочинениям Диофанта по геометрии. Следуя за Аполлонием Пергским. она посвятила специальную работу коническим сечениям. В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших ее учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Часто на ее лекции сходилось много народу. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии, Сам префект нередко бывал ее гостем.

Познания Гипатии, рассудительность и скромность внушали уважение. Она всегда держалась с достоинством. Даже перед правителями появлялась в своем темном плаще философа. Ей охотно внимали магистраты. Свое влияние она никогда не употребляла во зло. Гипатию считали воплощением мудрости и к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах.

Можно смело утверждать, что эта женщина, по мудрости превосходила Афину, ибо в отличие от ревнивой и пристрастной богини, Гипатия не пыталась переменить ход истории, вмешаться в войну, политическую интригу. Просто училась сама и учила других.

Новому епископу Александрии, Кириллу, слава мудрейшей не давала покоя. Язычница! Женщина! Гений! Будучи сам человеком не очень умным (хоть и плодотворно пишущим), он предпочёл силой справиться с той, с кем не смог бы справиться словом. Подосланные Кириллом люди разгромили дом Гипатии.

Она переселилась к друзьям, а затем сняла жильё и продолжила свои занятия. Гонения, которым она подвергалась, надо думать, только добавили сияния её славе.

Тогда Кирилл натравил религиозных фанатиков на "соперницу". Что могла подумать женщина-учёный, увидев перед собой смерть? Скорее всего, пожалела о том, что не успела... Доизучить, дочитать, додумать. Или, как и полагалось язычнице, подумала о тех, с кем ей предстоит воссоединиться, и постаралась улыбнуться?

Гипатию затащили в христианский храм (!) и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре. Её ученики покинули город или были убиты, из-за чего затем произошел упадок Александрии, как образовательного и научного центра.

Кирилл же всю оставшуюся жизнь посвятил "изыманию из оборота" научных трудов талантливой женщины. Он в этом преуспел.

Практически ни одного сочинения Гипатии не дошло до наших дней. Но её слава, мудрейшей из мудрых, преодолела многовековые барьеры и мы знаем, что она была.

Наиболее подробный рассказ о драматической борьбе в Алекеандрии, одним из эпизодов которой было убийство Гипатии, содержится в "Церковной истории" Сократа Схоластика. В основе его лежат, вероятно, устные свидетельства очевидцев. Гипатия неоднократно упоминается в письмах Синезия Птолемаидского. Важные подробности сообщают Филосторгий, писатель-язычник Дамаский (отрывки из его сочинений сохранились у Свиды и в "Мириобиблионе" Фотия), Гесихий Милетский, византийский хронист Иоанн Малала и другие.

Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей.

В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.

Услужливые историки надежно и надолго окрыли истину.

Гипатию убили дважды: одни монахи растерзали ее в церкви, другие принялись последовательно и упорно уничтожать созданные ею книги. Гипатию обрекли на вечное молчание. Тем временем сочинения Кирилла размножали сотни переписчиков. Житие его украшали миниатюрами.

Несмотря на усилия ученых и писателей, пытавшихся восстановить истину и воссоздать подлинный облик Гипатии, справедливость так и не восторжествовала. В церквах поклоняются иконам с ликом "святого" Кирилла Александрийского. Из-под печатных станков все еще выходит его полное лжи жизнеописание. На полках библиотек стоят его многотомные сочинения.

А из книг Гипатии до сих пор не найдено ни единой строчки.

Столкновение защитницы античного мировоззрения, "жизнерадостного и светлого", с надвигающимся "мраком средневековья" - благодатная тема для романистов, особенно если их не слишком отягощает любовь к исторической достоверности. Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты".

Этот образ соблазнил не одного романиста. Искушение оказалось непреодолимым: обучающая философии молодая красавица требовала в качестве обязательного противопоставления темных монахов, которые, убивая ее, дают выход подавленному вожделению.

На русский язык переведены два романа, посвященные Гипатии, - Фрица Маутнера и Чарльза Кингсли, но оба они в большей или меньшей степени следуют той же схеме. У Маутнера Исидор, отвергнутый Гипатией, добивается от Кирилла позволения убить ненавистницу, ибо искушающий его дьявол принимает ее облик. Ненависть монахов к прекрасной язычнице усугубляется, по Кингсли, любовью Ореста к Гипатии.

Чего стоят подобные фантазии об убиваемой монахами мудрой девушке "с телом Афродиты", показывает хотя бы то, что Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было под пятьдесят.

Жизнь Гипатии еще ждет своего романиста, который, отринув штампы, сумел бы показать ее эпоху, эпоху великих социальных столкновений и ожесточенной борьбы идей.


кратко: 1630 лет со времени рождения Гепатии(370-415), греческого математика и астронома

       Родилась Гипатия и провела всю свою жизнь в Александрии. Она много и жадно читала и очень рано проявила глубокий интерес к науке, особенно к астрономии и математике. Гипатию отличали широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание учений Платона и Аристотеля. Она достигла большого искусства в наблюдении звезд. В своих лекциях, которые Гипатия читала в университете, она развивала идеи Клавдия Птолемея. Ей удалось внести в его труд "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах" ряд поправок. Блестящих успехов добилась она и в математике, ей принадлежит комментарий к сочинениям Диофанта по геометрии, следуя за Аполлонием Пергским, она посвятила специальную работу коническим сечениям. Современников Гипатия поражала разносторонностью. Она прославилась преподаванием математики и философии, но с не меньшим блеском рассказывала она о Гомере или греческих трагиках. Жизнь Гипатии не была безоблачной, а конец ее был ужасен. Епископ Александрии Кирилл постоянно возбуждал против нее невежественное христианское население города. И однажды (это случилось в конце марта 415) разъяренная толпа фанатиков напала на Гипатию и зверски растерзала ее. Труды ученого были уничтожены; математическая школа в Александрии прекратила существование!

"Церковная история", книга VIII, глава 9. Philostorgius Kirchengeschichte. Leipzig, 1913, S. III.

А. Штекли
Гипатия, дочь Теона
Оп.: Прометей, №8
Историко-биографический альманах серии "Жизнь замечательных людей". Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", Москва, 1971 г.