Свежий Ветерок

Мария Антоновна Смирнова
       
       Было на свете одно королевство, и посреди его рос волшебный лес. Люди, живущие с ним по соседству, говорили, что поселились в том лесу феи, эльфы и сильфиды. Многих манили таинственные чащи, но мало кто из тех, кто уходил в лес, вообще возвращался, а те, кто все-таки рвал его чары, жили недолго, да вроде бы и рассудка лишались.
       Однажды в лес ушел сын старой Марты, и целый год о нем не было ни слуху, ни духу. Марта уже успела оплакать сына, но через год он вернулся, бледный, странный и задумчивый. Бесцельно бродил он по полям и рощам, и люди видели, что он не раз пытался войти в заколдованный лес, но деревья не пускали его, сплетаясь ветвями: видно, крепко досадил он кому-то из лесных жителей. Наконец нашли его повесившимся на старом вязе, и старая Марта вторично оплакала его.
       Шло время, и горе притупилось. А однажды над деревней, где жила Марта, зашумела буря, и люди слышали, как пела она вроде бы человеческими голосами. Потом вдруг распахнулись все окна и двери в домике старухи, и подуло тихим ветром, свежим и душистым. И Марта увидела в дверном проеме тоненькую и хрупкую маленькую девочку с зелеными глазами, бедно одетую в какие-то зеленые лохмотья, но необыкновенно миленькую и славную. Светлая головка ее была украшена венком из трав, листьев и лесных цветов. На расспросы она не отвечала и только смотрела своими ясными глазами, похожими на омытые дождем листья. Сбежались соседки Марты, они ахали и разглядывали необыкновенное дитя, а ворожея Анна сказала, что, наверное, девочка эта — бесовское отродье, и ее следовало бы сжечь на костре. Но Марта возразила:
       - Дитя это послано мне добрыми силами. Лес отнял у меня моего единственного сына, а этот ветер подарил мне эту девочку, С ней я не буду так одинока.
       Марта приютила малышку, приодела и даже окрестила, потому что не знала, христианское ли это дитя. Но звала ее по-своему, памятуя о ветре, с которым она пришла, -Свежий Ветерок. Прозвища прилипают к людям более цепко, чем имена, поэтому все вскоре забыли христианское имя малышки и звали ее так же, как и Марта, - Свежий Ветерок. Вскоре полюбили ее за доброту и веселый нрав, но некоторые затаили опасливую злобу - уж очень непохожей на обычную девочку была зеленоглазая малютка. Она долго не разговаривала, а потом заговорила, словно не выучила, а вспомнила человеческую речь, да так ладно и толково, как не говорят маленькие дети. Злые языки утверждали, что в церкви, куда исправно водила ее Марта, девочка бледнела и дрожала, но она была просто непоседой и с трудом выстаивала долгую проповедь. Говорили также, что в лунные ночи Свежий Ветерок вылетает из трубы Мартиного дома и начинает порхать над сонной деревней, но это как раз было совершенной ложью: Марта, заметив подобное, строго-настрого запретила девочке летать, чтобы та не прослыла ведьмой; а Свежий Ветерок была послушной девочкой и не решалась нарушить запрет. Так что взлетала она крайне редко и только тогда, когда надо было что-нибудь рассмотреть. Другие дети встают на цыпочки, а Свежий Ветерок поднималась в воздух, но совсем невысоко и незаметно. Но вот что замечали все - это то, что она умела говорить с животными. Птицы и звери любили и слушались ее, и она была самой лучшей пастушкой в деревне. Иногда она приводила своих коз к самой опушке волшебного леса, рассаживала их в кружок и рассказывала сказки. Из леса выходили дикие звери - медведи, олени, зайцы, - рассаживались поодаль и тоже слушали. И ни волк, ни медведь никогда не трогали ее коз.
       А когда Свежий Ветерок выросла, она, конечно же, превратилась в прелестную, как лесные цветы, девушку. И однажды в тех местах охотился - разумеется! - принц Ганс, сын и наследник короля. Отбившись от егерей и сокольников, мчался он на белом коне, преследуя рыжую лису, и вдруг увидел на опушке леса прекрасную девушку, окруженную зверями. Рыжая лисица прыгнула на колени к девушке, свернулась клубочком, как домашняя кошка, и девушка сказала принцу, улыбаясь так мило, что принцу уже ничего не оставалось, как влюбиться в нее с первого взгляда:
       - Не обижайте мою сестрицу!
       - Кто вы? - спросил принц, становясь перед ней на одно колено. - Фея ли вы или сильфида? Ибо только волшебное существо может быть таким прекрасным... Как имя ваше?
       - Все зовут меня Свежий Ветерок, - ответила девушка, и зеленые глаза ее смотрели так завораживающе, что принц Ганс до позднего вечера просидел у ее ног, слушая ее дивные сказки и любуясь ею. А потом, вернувшись в королевский дворец, он твердо сказал королю:
       - Я полюбил прекрасную девушку и хочу жениться на ней.
       Король не обрадовался, потому что давно уже приглядел для принца Ганса в невесты принцессу Гретхен, дочь соседнего короля. Но против воли сына король возразить не решился и только грустно спросил:
       - Кто же она, твоя избранница, - принцесса, герцогиня, маркиза? Скажи, как звучит ее благородное имя?
       - Ее зовут Свежий Ветерок, и она пасет коз на опушке волшебного леса. Родителей у нее нет, а воспитывает ее старая крестьянка по имени Марта.
       Король даже чувств лишился от огорчения, но принц был непреклонен. Напрасно по приказу короля собирали всякие слухи о Свежем Ветерке и нашептывали принцу — решение его было тверже камня. И вскорости принц Ганс обвенчался со своей любимой, а после смерти короля, так и не оправившегося от огорчения, они разделили трон, И таков счастливый конец сказки о девочке, в бурную ночь появившейся в доме старой Марты.
       Но разве у сказок бывают только счастливые концы?..
       Были они счастливы и жили душа в душу, и король Ганс нарадоваться не мог, любуясь своей прекрасной королевой. Но вот злые языки стали нашептывать королю:
       - Королева - ведьма! В лунные ночи она вылетает из окна королевской спальни и летает над дворцом, как огромная ночная бабочка!
       Король посмеялся, но вспомнил, что и раньше, еще до женитьбы, он слышал нечто подобное. А без огня, как известно, дыма не бывает... Он выпил на ночь крепкого кофе и притворился спящим. Ближе к полуночи королева отбросила одеяло, взлетела к потолку и закружилась в воздухе, смеясь от радости. Потом она подлетела к окну и стала его открывать. И Ганс вскричал со страхом:
       - Что ты делаешь?!
       - Открываю окно, - сказала королева и засмеялась. - Разве ты не видишь?.. Помог бы, а то эти старые петли такие тугие!..
       - Зачем?
       - Я хочу полетать. Я всегда летаю в лунные ночи - с тех пор как стала королевой и перестала слушаться старую Марту. Я счастлива, а от счастья всегда хочется летать.
       - Я просил бы тебя не делать этого, - строго сказал король. - Ну,
здесь, в спальне, потихонечку - куда ни шло. А на виду у всех... Видишь ли, это просто неприлично для особы твоего звания.
       - Почему? — спросила Свежий Ветерок, взлетев под потолок и позвякивая хрусталиками люстры.
       - Где ты видела летающих королев?.. И потом, тебя могут принять за ведьму.
       Свежий Ветерок поскучнела, опустилась на королевское ложе и сказала:
       - Лучше уж быть летающей ведьмой, чем королевой, которой запрещают летать, - и, повернувшись к мужу спиной, она с головой накрылась одеялом.
       На некоторое время сплетни утихли, а потом возобновились. Теперь, правда, уже не говорили, что королева летает, — видно, ночной разговор возымел действие, - но слухи были еще ужаснее: королевский конюх шепотом и под большим секретом рассказывал всем, что однажды застал королеву в конюшне. Кони собрались вокруг нее, и она рассказывала им сказки. Теперь король был разгневан не на шутку. Он призвал к себе королеву и указал на недопустимость подобных действий. Но теперь и королева рассердилась.
       - Как, и этого нельзя? — раздосадованно сказала она. — Ты хочешь превратить меня в покорную игрушку? Я люблю зверей, мне с ними интереснее, чем с придворными сплетницами. Делай что хочешь, но и мне не мешай жить по-моему!
       И теперь она только смеялась, слушая уговоры и увещевания.
       Король, огорченный и раздосадованный таким ее поведением, страшно загрустил, а так как в своем королевстве он не имел равных себе друзей, то уезжал в соседнее королевство и за чашкой черного кофе рассказывал своему старому другу, принцессе Гретхен, о своем несчастье. Гретхен успела со времени их знакомства выйти замуж и овдоветь, и поэтому она с особенным вниманием выслушивала несчастного короля.
       - Я женился на этой девушке, - всхлипывая, говорил Ганс, - потому что она была так прелестна и так необычна. Да, я слышал, что она летает и разговаривает с животными, но я полагал, что, став королевой, она научится соблюдать приличия. Боже мой, у меня самое обычное королевство, а не волшебные владения каких-нибудь эльфов или сильфид! Я, право же, люблю сказки, мне очень симпатичны все эти милые волшебные существа, но не в моей же королевской спальне!.. Я самый обычный король, и я хочу обычного королевского счастья! Мне стыдно, когда моя жена летает под потолком и рассказывает сказки моим лошадям!
       - Да-да, - вздыхала принцесса Гретхен, - это просто ужасно! Бедный, бедный король Ганс!
       - Ах, почему я не послушался своего мудрого отца?.. - вторил ее вздохам Ганс. - Почему я женился против его высочайшей воли?.. Лишь вы, вы одна, дивная принцесса Гретхен, понимаете меня, лишь вы достойны быть моей королевой! Ах, какую роковую ошибку я совершил! У нас было бы простое королевское счастье, тихое и спокойное...
       Гретхен была дама умная и практичная, и она мудро сказала:
       - Послушайте, мой милый Ганс! Ваш жена - ведьма, поступите же с ней, как подобает поступать с ведьмами, - отправьте ее на костер, А когда вы таким образом овдовеете, то сможете жениться вновь, и мы с вами создадим свое простое королевское счастье.
       Подобный совет ужаснул короля Ганса меньше, чем мог бы ужаснуть - он и сам порой об этом подумывал, только даже себе самому вслух не решался высказать, памятуя о своей былой любви к прекрасной королеве. К его чести, он не сразу решился на подобную крайнюю меру, но выхода у него не было. И вот королеву Свежий Ветерок привезли в цепях на городскую площадь, приковали к столбу над аккуратно уложенными поленьями, подошел палач с факелом и...
       И таков грустный конец сказки о девочке, в бурную ночь появившейся в доме старой Марты...
       Но разве у сказок бывают только грустные концы?..
       Ибо цепи, приковавшие королеву к столбу, стали гирляндами цветов, поленья покрылись зеленой листвой, а факел в руках палача превратился в огромный красный мак... Свежий Ветерок засмеялась, стряхнула с себя цветочные гирлянды и взлетела над площадью.
       — Простите, что испортила вам зрелище, — сказала она. — Но я ведь пришла из волшебного леса, я не могу вот так запросто умереть!
       Вокруг ее головы засверкала радуга, она села на краешек облака, и легкий ветер помчал ее в сторону волшебного леса. Говорят, там Свежий Ветерок стала королевой фей, что достоверно, впрочем, никто не знает.
А король Ганс скоро утешился - он только приказал сжечь старую Марту как ведьму и сровнять с землей ту деревушку, где впервые появилась Свежий Ветерок. А потом он женился на принцессе Гретхен, она родила ему множество принцев и принцесс, и все-все были счастливы. Правда, у всех их и у их потомков была одна странная черта: ни в детстве, ни позже никто из них никогда не верил в сказки.

       Иллюстрация Е.А.Смирнова