Маленький принц. Мюзикл Р. Кочьянте и Э. Анаис

Киселева Екатерина
Перевод с французского языка


Текст оригинала арий: Элизабет Анаис
Отрывки из книги А. де Сент-Экзюпери, являющиеся составной частью мюзикла, приведены в переводе Норы Галь




АКТ 1

ПОСВЯЩЕНИЕ (DEDICACE)

Летчик:
Я прошу детей простить меня за то,
Что взрослому рассказ свой посвящаю,
Но этот взрослый –
Это самый-самый лучший мой друг
В оправданье я скажу:
Он может все понять,
Даже книги для детей,
Еще скажу, что там, где он живет,
Нет пищи и тепла,
И если б знали вы
Как сильно этот человек
Нуждается в поддержке!
Если бы мои слова
Могли его утешить!
Я надеюсь, что привел
Достаточно причин,
Но если вдруг все ж их мало,
Рассказ я посвящаю
Мальчику, которым он когда-то был…

Детский хор:
Взрослые когда-то тоже были все детьми
Взрослые когда-то тоже были все детьми

Экзюпери:
Были все детьми

Детский хор:
Взрослые когда-то тоже были все детьми

Экзюпери:
Когда-то были все детьми
Были детьми
Но мало кто это помнит
Мало кто это помнит…



Ночь – гроза – молнии
Сигнал СОС по радио
Удар – Темнота – Тишина – Ветер – Звезды

Летчик:
Мотор сломан, самолет застрял, прямо в пустыне, быть может, за тысячи миль от обитаемой местности. 30 декабря 1935. Починка будет сложной. Воды на 8 дней. Ну что ж, мой дорогой, ты хотел стать летчиком, ты им стал. Лучше бы ты продолжал рисовать удавов.

Летчик:
Вы знаете, что это такое?

Взрослые:
Э-э…
Это шляпа

Летчик:
А это?

Взрослые:
Ну…

Летчик:
Это удав.

Взрослые:
Ааа…

Первый Взрослый:
Ты выучил все уроки по арифметике? Сколько будет 9*8? 7*6? 6*9?

Второй Взрослый:
Где находится Китай? А где Япония, Аризона?

Третий Взрослый:
Ты бы лучше играл в другие игры - в гольф, в бридж…

Четвертый Взрослый:
Будь же благоразумен. Надо быть благоразумным.

Пятый Взрослый:
Это шляпа.

Шестой Взрослый:
Не забудь погасить лампу.

Седьмой Взрослый:
Тебе сказано «погаси лампу».

Няня: Боже мой, что за несчастье этот ребенок, ты ведь простудишься, не стой на сквозняке, и надень шарф!

ЭТО ШЛЯПА (C’EST UN CHAPEAU)

Летчик:
Разве мой рисунок не страшный?

Взрослые:
Как же может шляпа быть страшной?

Летчик:
Все не так, они все не правы,
Это же ведь слон, слон в удаве…

И тогда убрал я на полки
Все карандаши и картонки,
Выбрал я другую работу,
Летчиком я стал, стал пилотом.
Со взрослыми так нелегко,
Им не понять ничего,
И все нужно им объяснять,
Снова и снова – все объяснять!

Я встречал с тех пор взрослых разных,
Но искал в них друга напрасно,
Ведь не волновали тех взрослых
Ни цветы, ни змеи, ни звезды…

И если показывал им
Рисунок свой иногда,
Ответ неизменно один –
«Ах, это шляпа!» – слышал всегда.

Потому я стал обсуждать лишь
Галстуки, политику и бридж,
И знакомству все были рады
С человеком столь здравых взглядов.

Разве мой рисунок не страшный?

Взрослые:
Как же может шляпа быть страшной?

Летчик:
Почему же не понять взрослым
Глубину вещей, суть вопросов?..


Взрослые:
Это шляпа! Это шляпа! Это шляпа!

Летчик:
Взрослые никогда ничего не понимают сами, и для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

ВОСХОД СОЛНЦА (LEVER DU SOLEIL)

Маленький Принц:
Пожалуйста, нарисуй мне барашка. Нарисуй барашка.

Летчик:
Но… что ты здесь делаешь?

Маленький Принц:
Пожалуйста, нарисуй барашка.

Летчик:
Ох, ты знаешь, я учился больше географии, истории, арифметике… я не умею рисовать.

Маленький Принц:
Все равно, нарисуй барашка.

Летчик:
Послушай… Единственный рисунок, который я только и умею рисовать, это вот это. Смотри. Подойди сюда.

Маленький Принц:
Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.
Это не барашек, это большой баран. У него рога…
Ой! Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Летчик: Вот тебе ящик, а в нем сидит твой барашек.

Маленький Принц:
Ах! Вот такого мне и надо! Но как ты думаешь, много он ест травы?

Летчик:
А что?

Маленький Принц:
Ведь у меня дома всего очень мало…

Летчик:
Ему хватит, я тебе даю совсем маленького барашка.

Маленький Принц:
Не такой уж он и маленький.... Смотри-ка, он уснул…

ЗАКАТ СОЛНЦА (COUCHER DU SOLEIL)

Маленький Принц:
Что это за штука?

Летчик:
Это, это не штука, это – самолет. Мой самолет. Он летает.

Маленький Принц:
Как, ты упал с неба, и ты тоже?

Летчик:
Но откуда прилетел ты, малыш?

Маленький Принц:
Очень хорошо, что ты дал мне ящик, ночью барашек будет там спать по ночам.

Летчик:
И… еще я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать, и колышек.

Маленький Принц:
Да куда же он пойдет?

Летчик:
Мало ли куда, все прямо и прямо...


ЕСЛИ ИДТИ ПРЯМО (DROIT DEVANT SOI)

Маленький Принц:
Тоже с неба ты упал?

Летчик:
А откуда ты, малыш?

Маленький Принц:
Ну, на крыльях далеко таких не улетишь!
Так, за шагом шаг, но никак, не уйти никак вперед

Летчик:
За шагом шаг, но я все так же от тебя далек

Маленький Принц:
И барашка для чего
Мне привязывать, скажи?

Летчик:
От тебя он далеко иначе убежит!

Маленький Принц:
Нет, за шагом шаг, нам никак, не уйти никак вперед

Летчик:
За шагом шаг, но я все так же от тебя далек…

Маленький Принц:
И бежать ему куда?

Летчик:
Вдаль, куда глядят глаза

Маленький Принц:
Заблудиться никогда у меня нельзя
Так, за шагом шаг, но никак, не уйти никак вперед

Летчик:
За шагом шаг, но все ж никак
Не найти в твой мир мне пути…

Маленький Принц:
Так, за шагом шаг,
Путь вперед в никуда ведет,
Лишь тот,
Кто терял, может обрести


Летчик:
Я нашел друга!

Взрослые:
Ооо!

Летчик:
Он прилетел с другой планеты!

Взрослые:
Ах!
А сколько ему лет?
Сколько у него братьев?
Сколько зарабатывает его отец?
Сколько он весит?

Летчик:
Но почему вы не спрашиваете меня, какой у него голос, в какие игры он любит играть, ловит ли он бабочек?

Взрослые:
Что?
Что это значит?
Где он живет?

Летчик:
Он живет на совсем маленькой планете. Там есть два действующих вулкана, которые нужно тщательно прочищать, потому что на них удобно по утрам разогревать завтрак. И один потухший вулкан, который тоже нужно прочищать. Мало ли что может случиться...

Маленький Принц:
Мало ли что может случиться...

Взрослые:
Мало ли что может случиться...

Летчик:
Это чтобы избежать извержений, ведь извержение вулкана – это все равно что пожар в печной трубе.

Взрослые:
Что это еще за история? Что ты тут навыдумывал?

Маленький Принц:
На Земле взрослые слишком малы, чтобы прочищать свои вулканы, вот почему они доставляют им столько неприятностей.
-----------------------------------------------------------

Летчик:
Сегодня – третий день в пустыне. И вот доказательства, что Маленький Принц на самом деле существовал – он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка.

Взрослые:
Ооо…

Летчик:
А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует. И он прилетел с планеты, которая называется Астероид В-612.

Маленький Принц:
Но это, это…

Летчик:
Тсс! Дети должны быть снисходительны к взрослым.

ВЗРОСЛЫЕ – СТРАННЫЙ НАРОД (LES GRANDES PERSONNES SONT COMME CA)

Летчик:
Есть основанья полагать,
Что прилетел Маленький Принц
к нам
С планеты В-612
Ее однажды разглядел
В тысяча девятьсот девятом
Турецкий астроном,
И об открытии своем
Он на конгрессе доложил,
но
Одет он по-турецки был,
И не поверили ему…

Взрослые – странный народ,
Их не понять…

Ну а потом велел султан
Народу своему носить
сплошь
Одежду европейскую,
И вот тогда тот астроном
В костюме современном смог
вновь
Доклад свой повторить,
И в этот раз конечно все
Тотчас же согласились с ним,
хоть
Не изменилось ничего,
Лишь только внешний вид…

Взрослые – странный народ,
Им не понять
Простых вещей,
Им не понять,
Их не понять…


ВОСХОД СОЛНЦА (LEVER DU SOLEIL)

Маленький Принц:
Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?

Летчик:
Да, правда.

Маленький Принц:
Значит, они и баобабы тоже едят?

Летчик:
Ну, видишь ли, баобабы – это не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и даже если ты приведешь целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.

Маленький Принц:
Но баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие, разве не так?

Летчик:
Ну да…

Маленький Принц:
Значит, барашки едят маленькие баобабы.

Летчик:
Но зачем барашкам есть маленькие баобабы?

Маленький Принц:
А как же? Ведь если позволить баобабам расти на моей маленькой планете, их станет слишком много и они разорвут планету на клочки. Баобабовая катастрофа – это ужасно. Нарисуй такую картинку, чтобы предостеречь детей на твоей планете.

БАОБАБЫ (LES BAOBABS)

Маленький принц:
Сколько опасностей, скрытых от глаз,
В недрах земли таятся для нас

Летчик:
Каждое зернышко станет потом
Хищным, коварным и злым ростком!

Маленький принц:
Дремлют они до поры, но когда
Проснутся и вырастут – будет беда!

Летчик:
Будьте внимательны, чтоб не смогло
Корни пустить на планете зло!
Столько опасностей скрыто в земле –
В дурной траве и в дурном зерне

Маленький принц:
И ежедневно планету с утра
Мы должны чистить и убирать,
Ведь если не выполоть все сорняки,
Планету они разорвут на клочки!

Летчик:
Дети, прислушайтесь к этим словам –
Ведь гибелью станет ошибка вам!

Маленький принц и летчик (вместе со взрослыми):
Вниманье – эти баобабы
Все хотят захватить,
Все задушить, заполонить,
Надо скорей их гнать,
Резать, давить, топтать,
С корнем их выдирать!
Вниманье – это баобабы!
Столько беды от них!
Безотлагательно
Вы вырывайте их!
Вниманье – это баобабы,
Уничтожайте их!

Вниманье – эти баобабы
Все хотят захватить,
Все задушить, заполонить,
Надо их отыскать,
Вовремя распознать,
Вырасти им не дать!
Вниманье – это баобабы,
Уничтожайте их!
Нельзя ни на миг
Откладывать это!
От баобабов должны мы
Спасти планету!

Взрослые:
Вниманье – эти баобабы
Все хотят захватить!
Вниманье – это баобабы!
Вниманье – эти баобабы
Все хотят захватить!

Все вместе:
Вниманье – эти баобабы,
Все хотят захватить,
Все задушить, заполонить,
Надо их истреблять,
Пощады не давать,
Сразу же вырывать!
Вниманье – эти баобабы
Все погубить грозят,
C ними никак нельзя
Борьбу нам оставить,
От баобабов должны мы
Планету избавить!

Вниманье – эти баобабы
Все захватить хотят!
Вниманье – эти баобабы
Все погубить грозят,
C ними никак нельзя
Борьбу нам оставить,
От баобабов должны мы
Планету избавить!

Летчик:
Ты прав, нельзя давать расти маленьким баобабам. В некоторых обстоятельствах, на некоторых планетах это очень серьезная опасность.

Летчик:
У тебя печальный вид…
Маленький Принц:
Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце.
Летчик:
Ну, придется подождать.
Маленький Принц:
Чего ждать?
Летчик:
Чтобы солнце зашло.
Маленький Принц:
А у меня все такое маленькое, что мне довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И я снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть. Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза! …Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…
Летчик:
Значит, в тот день тебе было очень грустно?


Сегодня мой четвертый день в пустыне.
ЗАКАТ СОЛНЦА (COUCHER DU SOLEIL)

Маленький Принц:
Если барашек ест кусты, он и цветы ест?
Летчик:
Он ест все, что ему попадается.
Маленький Принц:
Даже такие цветы, у которых шипы?
Летчик:
Да, и те, у которых шипы.
Маленький Принц:
Тогда зачем шипы? Зачем нужны шипы?
Летчик:
Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.
Маленький Принц:
Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, что если у них шипы, их все боятся… А ты думаешь, что цветы…
Летчик:
Да нет же, ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.
Маленький Принц:
Серьезным делом? Ты говоришь, как взрослые! Я знаю одну планету, там живет такой господин, который занят только одним: складывает цифры. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, и с утра до ночи он твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» – совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.
Летчик:
Что?
Маленький Принц:
Гриб! Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это по-твоему не важно?!
Летчик:
Цветку, который ты любишь, ничего не грозит, я нарисую твоему барашку намордник, нарисую для твоего цветка броню… Вот, посмотри… Ну посмотри, посмотри…

Маленький Принц:
У меня всегда росли простые, скромные цветы – у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Но однажды появился мой цветок, из зерна, занесенного неведомо откуда. Сначала я испугался, что это какая-то новая разновидность баобаба. Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился цветок, огромный бутон.

РЯДОМ С НЕЙ (PRES D’ELLE)

От посторонних укрывшись глаз
В доме зеленом, не торопясь,
Примеряла она свой наряд
Несколько дней и ночей подряд,
Лепестков выбирала цвет,
Чтоб красивой явиться на свет,

И вот
Я ждал, что чудо произойдет,
И что с ней
Моя планета станет светлей

На планетке моей все цветы
Незаметны и очень просты,
Распустившись едва на заре,
Без следа исчезали в траве,
Никогда прежде не был знаком
Я с таким необычным цветком,

И вот
Я ждал, что чудо произойдет,
И что с ней
Моя планета станет теплей…

Заблудившись в просторах небес,
Эта гостья решила, что здесь
Будет можно найти ей приют
И показать красоту свою,

И вот
Я ждал, что чудо произойдет,
И что с ней
Моя планета станет светлей…
И вот…


Маленький Принц:
Как вы прекрасны!

Роза:
Да, правда?

Маленький Принц:
Вы прекрасны, но кажется, у вас трудный характер…

Роза:
Ах, проснулась я с трудом,
Ах, как долго я спала,
Но, заметьте, что зато
Одновременно с солнцем я родилась!

Маленький Принц:
Она прекрасна, но немного врунья.

Роза:
Ах, прошу меня простить,
Ах, не будете ль добры
Мне на завтрак принести
Немного свежей ключевой воды?

Маленький Принц:
Они прекрасна, но немного капризная.

Роза:
Ах, четыре есть шипа,
Ах, никто не страшен мне,
Ах, и я могу сама
Легко от тигров защититься вполне!

Маленький Принц:
Они прекрасна, но немного заносчивая.

Роза:
Ах, как здесь замерзла я!
Ах, боюсь я сквозняков!
Укрыть не можете ль меня
От ветра вы стеклянным колпаком?

Маленький Принц:
На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.

Роза:
Я не трава. В любом случае, когда настанет вечер, накройте меня колпаком.

Маленький Принц:
Что?

Роза:
У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…

Ах, простите! Ах, это дикие гуси! Да, да!

Маленький Принц:
Ах, моих нет больше сил
Ах, кокетство выносить!
Надо перелетных птиц
Взять скорей меня с собой попросить!

Маленький Принц:
Ну вот и все, я улетаю. Я сделал все, что нужно. Все вулканы прочищены. Тебя накрыть колпаком?

Прощай…

ПРОЩАЙ (ADIEU (ET TACHE D’ETRE HEUREUX))

Роза:
Прощай,
И поверь, мне жаль,
Что я себя вела
Глупо и смешно,
Чувства и слова
Я скрывала зря,
Ты прости меня -
Была я не права…
И сказать давно
Я должна была,
Что люблю тебя…
Всё,
А теперь иди,
Ветер и дожди
Станут мне друзья,
Буду без тебя
Я учиться жить,
Бабочки пускай
Мне развеют грусть…
Не тяни ж, прощай!
Отправляйся в путь,
И счастливым будь!


Король:
А, вот и подданый!

Маленький Принц:
Но вы же меня не знаете!

Король:
Но все люди – мои подданые.

Маленький Принц:
Ах вот как…

Король:
Здесь нельзя зевать.

Маленький Принц:
Но я устал…

Король:
И разговаривать нельзя. И садиться тоже нельзя.

Маленький Принц:
Но я так устал, Ваше Величество, и мне уже стало тут скучно. Я думаю, мне пора отправляться дальше.

Король:
Нет, подожди!


Я ВЕЛЮ ТЕБЕ (JE T’ORDONNE)

Король:
Велю тебе я: сядь!
Велю тебе: зевай!
Велю я: говори!
Вопросы задавай!
И уходить не смей!

Я один правлю здесь,
Всем вокруг, всем, что есть,
Абсолютный монарх –
Повелитель небес,
И я не потерплю
Непослушания,
Ведь разумны всегда
Повеленья мои…
Напротив, если же вдруг
Я народу велю
Бабочкой по цветам порхать,
Или прикажу я ему
Бросится в океан,
И не станет народ
Мой приказ выполнять,
То народ будет прав.
А кто ж будет в том виноват?
Ну конечно, я сам!
Перво-наперво власть
Быть разумной должна.
Требовать с каждого нужно
То лишь, что он в силах дать.

Маленький Принц:
А чем вы правите?

Король:
Всем. Я – абсолютный и полновластный монарх.

Маленький Принц:
И даже звезды вам повинуются?

Король:
Ну конечно. Я не терплю непослушания.

Маленький Принц:
Тогда пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться…

Король:
Хорошо, я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Маленький Принц:
А когда условия будут благоприятные?

Король:
Вечером. Сегодня это будет примерно в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Маленький Принц:
Понятно… Мне пора…

Король:
Нет, останься, я назначу тебя министром! Министром юстиции.

Маленький Принц:
Но ведь здесь некого судить!

Король:
Тогда суди сам себя. Себя судить куда трудней, чем других.

Маленький Принц:
Сам себя я могу судить где угодно. Для этого мне незачем оставаться у вас. Прощайте.

Король:
Нет, подожди! Мне кажется, где-то живет старая крыса – я слышу, как она скребется по ночам. Время от времени выноси ей смертный приговор, но потом каждый раз надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна.

Маленький Принц:
Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще, мне пора.

Король:
Нет, не пора.

Маленький Принц:
Лучше повелите мне, например, пуститься в путь, не мешкая ни минуты.

Король:
Нет.

Назначаю тебя послом, иди!

Маленький Принц:
Странный народ эти взрослые…


Честолюбец:
О, вот и почитатель явился!

Маленький Принц:
А это - честолюбец. Какая у вас забавная шляпа!

Честолюбец:
Это чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. Похлопай-ка в ладоши.

Я ЛУЧШЕ ВСЕХ (MOI, JE)

Честолюбец:
Больше всего мне нужны
Аплодисменты и цветы,
И шквал похвал, и рампы свет –
Ничего милей нет!
Я люблю слушать лесть,
Так пойте в мою честь
Восторженные песни!
Пусть восторг будет лжив,
Но одним только им я жив!
Пусть вознесут меня до небес –
Я люблю славы блеск!
И пусть хвалят меня,
Чтобы чувствовал я
Счастливым себя!

Я – я красивей всех,
Я – я богаче всех,
Я – я умнее всех,
Я, один я, только я,
И прекрасней меня
Нигде не найти,
Жаль, что это признаю
Только я один
Но я лучше всех!

Так аплодируй мне,
Восхищайся мной,
Мне будет так приятно,
Ведь я лучше всех!


Маленький Принц:
Я восхищаюсь, но тебе от этого что за радость?

Право же, взрослые – очень странные люди…


Маленький Принц: Что это ты делаешь? Как это нехорошо!

Я ПЬЮ, ЧТОБЫ ЗАБЫТЬ (JE BOIS POUR OUBLIER)

Пьяница:
На моей чуднOй планете
Ничего не разглядеть мне,
Будто все плывет кругом,
Все двоится, все вверх дном.
Полных и пустых бутылок
Кучу целую скопил я,
Тебя удивляет,
Чем я тут все время занят?
Я пью, чтоб забыть

Маленький Принц:
Что же хочешь ты забыть?

Пьяница:
Забыть, что мне стыдно

Маленький Принц:
Стыдно от чего тебе?

Пьяница:
Стыдно, что я пью!

Маленький Принц:
И от этого ты пьешь?

Пьяница:
Я пью, чтоб забыть
Чтоб забыть о том, что пью!

Маленький Принц:
Да, без сомнения, взрослые – очень, очень странный народ…


Я ЧЕЛОВЕК СЕРЬЕЗНЫЙ (JE SUIS UN HOMME SERIEUX)

Маленький Принц:
Добрый день! Ваша сигарета погасла.

Деловой человек:
К трем прибавить два
Равняется пяти,
К пяти прибавить семь и три

Добрый день

…Получим двадцать шесть,
Нет времени зажечь,
Еще плюс пять – тридцать один.
Итого пятьсот один миллион
Шестьсот двадцать две тысячи
Семьсот тридцать один.

Маленький Принц:
Пятьсот один миллион чего?

Деловой человек:
Ах, ты еще здесь?
Пятьсот один миллион…
Сам не помню чего

Маленький Принц:
Пятьсот один миллион чего?

Деловой человек:
Я ужасно занят,
Мне некогда болтать
И слушать всякий вздор

Маленький Принц:
Миллионы чего?

Деловой человек:
Хватит, ты мешаешь мне,
К двум прибавить пять…
Я человек серьезный

Маленький Принц:
Миллионы чего?

Деловой человек:
Звезд миллионы…
О них мечтают лентяи,
Ну а я их считаю
Я серьезный человек, нужно мне
Нужно мне всем владеть, чтоб счастливым быть,
Должен я быть богат, для того чтобы жить!
Звезд миллионы,
Я могу лишь считать их,
Не дано мне мечтать, нет…

К трем прибавить два
Равняется пяти,
К пяти прибавить семь и три,
К ним прибавить пять,
Потом еще плюс шесть,
Еще плюс пять – тридцать один.
Итого пятьсот один миллион
Шестьсот двадцать две тысячи
Семьсот тридцать один…


Маленький Принц:
Я знаю, звезд. Я уже видел короля, который владел звездой.

Деловой человек:
Но короли ничем не владеют, они только правят. Это совсем другое дело.
Маленький Принц:
А как можно владеть звездой?

Деловой человек:
Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.

Маленький Принц:
Это верно, но ты же не можешь сорвать звезду, как цветок, и унести с собой.

Деловой человек:
Нет, но я могу положить их в банк. Я пишу на бумажке, сколько у меня звезд, а потом запираю эту бумажку на ключ в ящик.

Маленький Принц:
Это даже поэтично, но не так уж это серьезно. Вот я прочищаю свои вулканы и поливаю свой цветок, поэтому и моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя никакой пользы… Я хочу побывать еще где-нибудь. Вон там хорошая планета.

Деловой человек:
Эта планета совсем крошечная, и к тому же нелепая. Для чего на планете, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик?

Маленький Принц:
Может быть, это человек и нелеп. Но он не так нелеп, как все вы, потому что когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Это прекрасное занятие, и это по-настоящему полезно, потому что красиво.
Прощайте.
Нет, взрослые и правда поразительный народ.

ТАКОВ УГОВОР (C’EST LA CONSIGNE)

Маленький Принц:
Почему ты погасил свой фонарь? Ты же его только что зажег.

Фонарщик:
Я должен гасить фонарь
И тут же зажигать –
Таков уговор,
Добрый день, добрый вечер
Должен зажечь фонарь
И погасить опять –
Таков уговор,
Добрый день, добрый вечер.

Пусть работа трудна –
И день, и ночь тружусь
Без отдыха и сна,
Но слово я сдержу,
Уговор есть уговор,
Добрый день, добрый вечер,
Добрый день, добрый вечер.

А когда-то давно
Я помню, жизнь текла
Спокойно, но потом
Беда произошла:
Планета все быстрей
Вращалась каждый год,
И делает теперь
В минуту оборот,
Добрый день, добрый вечер.

Уж счет потерян дням,
Но прежний уговор
Никто не отменял,
И больше нет с тех пор
Покоя у меня,
Добрый день, добрый вечер

Я должен гасить фонарь
И тут же зажигать –
Таков уговор,
Добрый день, добрый вечер
Должен зажечь фонарь
И погасить опять –
Таков уговор,
Добрый день, добрый вечер.


Маленький Принц:
По крайней мере, этот человек думает не только о себе. Если бы у него здесь хватало места для двоих, я был бы рад с ним подружиться. Кроме того, здесь солнце заходит шестьдесят раз в час, это значит… в сутки можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз! Я сюда вернусь!

О, вон какая большая планета.

Географ:
Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник!

Маленький Принц:
Что это за огромная книга? Что вы здесь делаете?

Географ:
Я географ, и я записываю рассказы путешественников.

Маленький Принц:
Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть?

Географ:
Этого я не знаю.

Маленький Принц:
А горы, города, реки, пустыни?

Географ:
И этого я тоже не знаю.

Маленький Принц:
Но ведь вы географ!

Географ:
Вот именно, я географ, а не путешественник. Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников, и если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ проверяет, порядочный ли человек этот путешественник.

Маленький Принц:
А зачем?

Географ:
Да ведь если путешественник соврет, ты представляешь себе, какая будет беда, а? А если он пьяница, у него же двоится в глазах, и там, где на самом деле одна гора, он увидит две.

Маленький Принц:
Ааа, ага...

Географ:
А ты, ты явился издалека? Я запишу твой рассказ, сначала карандашом, а когда ты представишь доказательства – то чернилами.

Маленький Принц:
Какие доказательства?

Географ:
Это очень просто. Например, если путешественник открыл большую гору, пускай принесет с нее большие камни. Итак, я слушаю тебя.

Маленький Принц:
Ну, у меня все очень маленькое, два действующих вулкана и один потухший…

Географ:
Его я тоже запишу, мало ли что может случиться.

Маленький Принц:
Потом, у меня есть цветок.

Географ:
Цветы мы не отмечаем, они эфемерны. Мы пишем только о вещах вечных и неизменных, которые никогда не устаревают.

Маленький Принц:
А что значит “эфемерный”?

Географ:
Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.

Маленький Принц:
Моя краса и радость недолговечна, и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!


Я ГЕОГРАФ (JE PRENDS NOTE)

Должен бы знать я все пески,
Все реки и родники,
Все острова и моря,
Все равнины и все поля,
Но могу лишь мечтать о них,
И увидеть лишь во сне
Вершины гор, гребни волн седых,
И вулканы в огне
Географ я…
И ничего не видно мне
По ту сторону карт и книг,
И я в них
заточен, как в тюрьме,
Географ я…
И жизнь пуста, жизнь нелепа,
Жить неподвижно – мой удел,
Я доверять должен слепо
Открытиям других людей

Географ я…
Записываю все на века
В книги я,
Но труд мой – лишь одна суета,
И никчемные эти слова
Засоряют стихи и сердца
Географ я…

И о планете неизвестно
Мне совершенно ничего,
Знаю лишь свой кабинет тесный –
Границу мира моего.
Географ я…


Маленький Принц:
Напрасно я ее слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх…они должны были меня расстрогать, а я разозлился… Ничего я не понимал. Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Географ:
И все это мы тоже не записываем…

Маленький Принц:
Куда вы посоветуете мне отправиться?

Географ:
Посети планету Земля. У нее неплохая репутация…


ЗЕМЛЯ (LA TERRE)

Географ:
Итак, седьмая планета будет Земля,
Земля – планета не простая,
На ней насчитывается сто одиннадцать королей,
В том числе, конечно, и негритянских…

Маленький Принц:
Вот забавно!

Георгаф:
Семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов,
Семь с половиной миллионов пьяниц,
Триста одиннадцать миллионов честолюбцев,
Итого около двух миллиардов взрослых

Летчик:
В этой
Большой вселенной
Из темной бездны неизвестной
Возникла
Осколком света
Эта планета:
Страны и континенты,
Моря и пустыни,
Все те, что прежде были
Лишь звездной пылью…
Но с тех пор и доныне
Земля – им имя,
И не найдется
Нигде под солнцем
Планеты
Такой, как эта,
Такой прекрасной и светлой

Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что пока не было изобретено электричество, на всех шести континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – четыреста шестьдесят две тысячи пятьсот одиннадцать человек. Если поглядеть со стороны, это было великолепное зрелище.

Земля…
Всё то, что прежде было
Лишь звездной пылью,
Носит гордое имя
Земли отныне

Этой
Большой планетой,
Смешной и вздорной,
Непокорной,
Гордимся
Все мы по праву,
И благодарны
За то, что дарит
Земля нам…

Земля…


АКТ 2


ПРИЗРАЧНЫ (EPHEMERES)

Летчик:
В шатком мире пустой суеты,
Где стихи, и сердца, и умы
Преходящим загромождены,
Так хотим верить в вечное мы
Ведь мы так
Призрачны,
Под угрозой живем беды:
Катастрофы, войны,
Иль огня страстей мимолетных…

Призрачны
Сила и мудрость нам даны,
Чтоб с улыбкой принять, что должны
Эту землю покинуть однажды

Призрачны
Но в порыве безумства мы
Нам бессмертия дать взаймы
Просим у сил небесных

Призрачны
И чтобы смысл обрела наша жизнь, нужны
Лишь молитвы

Призрачны
И заранее обречены,
Как те бабочки, что рождены
Угаснуть в разгар весны

Призрачны
И растаем, как пыль иль как дым
В бескрайности бездны…


Маленький Принц:
Добрый вечер

Змея:
Добрый вечер

Маленький Принц:
На какую это планету я попал?

Змея:
На Землю. В Африку.

Маленький Принц:
А где же люди?

Змея:
Это пустыня, в пустынях никто не живет. Но Земля большая.

Маленький Принц:
Я знаю, два миллиарда жителей, и целая армия фонарщиков – четыреста шестьдесят две тысячи пятьсот одиннадцать человек на шести континентах, и сверху это было великолепное зрелище, совсем как балет. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии и Австралии, затем…

Змея:
Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Смотри, у тех, кто не знает этой планеты, сложится о ней ложное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы все ее жители сошлись и стали сплошной толпой, то все человечество уместилось бы на самом маленьком островке в Тихом Океане.

Маленький Принц:
Взрослые тебе ни за что не поверят.

Змея:
Они кажутся сами себе величественными, как баобабы.

Маленький Принц:
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся… Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. Смотри, вон моя планета, прямо над нами. Но как до нее далеко!..

Змея:
Красивая планета. Но что ты будешь делать здесь?

Маленький Принц:
Я поссорился со своим цветком.

Змея:
С цветком?

Маленький Принц:
Нет, обычные цветы из трех лепестков, ничего особенного. А мой цветок эфемерен.

Змея:
Ааа…

Маленький Принц:
Но где же люди? В пустыне все-таки одиноко…

Змея:
Среди людей тоже одиноко.

Маленький Принц:
Странное ты существо. У тебя даже лап нет, ты и путешествовать не можешь.

Змея:
О, я могу унести тебя дальше, что любой корабль. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел. Но ты чист и явился со звезды, мне жаль тебя, ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…

Маленький Принц:
Я прекрасно понял. Но почему ты все время говоришь загадками?

Змея:
Я решаю все загадки.

Маленький Принц:
Здравствуй

Кактус:
Здравствуй

Маленький Принц:
А где люди?

Кактус:
А, люди! Их всего-то кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать – неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно.

Маленький Принц:
Прощай

Кактус:
Прощай

Маленький Принц:
Я хочу подняться на ту высокую гору. Видишь ли… ай!

Кактус:
Ах, извини!

Маленький Принц:
У меня никогда не было таких гор. У меня только три вулкана, которые мне едва по колено.

Кактус:
По колено?

Маленький Принц:
А с такой вершины я сразу увижу всю планету и всех людей.


ЭХО (L’ECHO)

Маленький Принц: / Эхо:
Добрый день… / добрый день, день, день, день…
Кто вы?.. / кто вы, кто вы, кто вы…
Будем друзьями! / друзьями…
Я один… / я один…

Маленький Принц: / Эхо:
Добрый день… / добрый день, день, день, день…
Кто вы?.. / кто вы, кто вы, кто вы…
Будем друзьями! / друзьями…
Я один… / я один…


Маленький Принц:
Как же так,
Неужели Земля
Вот такая –
Вся суха и пуста?
Ну а у людей
Воображенья нет –
Они могут лишь
Повторять слова?

Маленький Принц: / Эхо:
Добрый день…  / добрый день, день, день, день…
Кто вы?..  / кто вы, кто вы, кто вы…
Будем друзьями!  / друзьями…
Я один…  / я один…
Один…  / один, один, один…

Маленький Принц:
Дома у меня был цветок:
он всегда заговаривал первым…


РОЗОВЫЙ САД (LES JARDIN DES ROSES)

Розы:
Ах, проснулась я с трудом,
Ах, как долго я спала,
Но заметьте, что зато
Одновременно с солнцем я родилась!

Ах, прошу меня простить,
Ах, не будете ль добры
Мне на завтрак принести
Немного свежей ключевой воды?

Маленький принц:
Мой цветок считал,
Что во вселенной всей
Не найти нигде цветов,
подобных ей, но вот
Таких же, как она, целый сад!
Ах, увидев этот сад,
Она сгорела б от стыда,
И предпочла бы умереть,
Лишь только бы не выглядеть смешной,
Ну а я бы должен был
Ходить за ней, как за больной,
Ведь если б отказался я,
Она в отместку бы и вправду умерла!
Зря поверил я,
Что мой цветок особенный,
Ведь она была
Лишь розою простой,
Какой я после этого принц?…

Розы:
Ах, четыре есть шипа,
Ах, никто не страшен мне,
Ах, и я могу сама
Легко от тигров защититься вполне!

Ах, как здесь замерзла я!
Ах, боюсь я сквозняков!
Укрыть не можете ль меня
От ветра вы стеклянным колпаком?


Маленький Принц:
Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… Какой же я после этого принц?



Лис:
Здравствуй!

Маленький Принц:
Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый...

Лис:
Я – Лис.

Маленький Принц:
Поиграй со мной, мне так грустно…

Лис:
Не могу я с тобой играть, я не приручен.

Маленький Принц:
Ах извини. А как это – приручить?

Лис:
Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

Маленький Принц:
Людей ищу. А как это – приручить?

Лис:
У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

Маленький Принц:
Нет, я ищу друзей. А как это – приручить?

Лис:
Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.

Маленький Принц:
Узы?

Лис:
Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков, и ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен, я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете…

Маленький Принц:
Есть одна роза…наверно, он меня приручила…

Лис:
Очень возможно. На Земле чего только не бывает.

Маленький Принц:
Это было не на Земле.

Лис:
На другой планете?

Маленький Принц:
Да.

Лис:
А на той планете есть охотники?

Маленький Принц:
Нет.

Лис:
Как интересно! А куры есть?

Маленький Принц:
Нет.

Лис:
Нет в мире совершенства. …Пожалуйста, приручи меня.

Маленький Принц:
Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

Лис:
Узнать можно только те вещи, которые приручишь.


ПРИРУЧИ МЕНЯ (APPRIVOISE-MOI)

Лис:
Коль хочешь ты со мной играть,
Ты должен приручить меня,
Чтоб узы нас могли связать,
И крепли чтоб день ото дня,
Коль нет, то я останусь лишь
Одной из тысячи лисиц,
И я не отличу, малыш,
Твое лицо от тысяч лиц…

Приручи, прошу, меня,
И другом верным стану я,
И ты навеки станешь мне
Дороже всех на всей земле...

И если приручишь меня,
Светлее станет жизнь моя,
Я буду различать твои
Шаги за сотни миль вдали,
И полюблю я шум полей,
И цвет колосьев лишь за то,
Что мне напомнит о тебе
Пшеничный колос золотой.

Приручи, прошу, меня,
И другом верным стану я,
И ты навеки станешь мне
Дороже всех на всей земле

Узнать ведь можно только то,
Что ты сумеешь приручить,
Но люди полагают, что
Готовым можно все купить,
Но нет такого места, где
Им продавали бы друзей,
И потому-то у людей
Давным-давно уж нет друзей

Приручи, прошу, меня,
И другом верным стану я,
И ты навеки станешь мне
Дороже всех на всей земле


Маленький Принц:
А что для этого надо делать?

Лис:
Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там поодаль, а я буду на тебя искоса поглядывать.
Маленький Принц:
И…

Лис:
И ничего не говори.

Маленький Принц:
Ааа…

Лис:
Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…


Маленький Принц:
Мне нужно уходить…

Лис:
Я буду плакать о тебе…

Маленький Принц:
Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

Лис:
Да, конечно…

Маленький Принц:
Но ты будешь плакать!

Лис:
Да, конечно…

Маленький Принц:
Значит, тебе от этого плохо.

Лис:
Нет, мне хорошо. Вспомни, что я говорил тебе про золотые колосья. Пойди взгляни еще раз на розы, и ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире.


ВЕДЬ ЭТО МОЯ РОЗА (PUISQUE C’EST MA ROSE)

Маленький принц:

Нет, моей розе вы не чета,
И будто с ней похожи вы
Пусть говорят прохожие,
Это совсем не так!

Еще никто вас не приручил,
Вам неизвестно, что значит «друг»,
И не умеете вы дарить
Ни радость встреч, ни боль разлук

Прекрасны вы, но в вас нет души,
За вас не хочется жизнь отдать,
И роза мне моя одна
Дороже всех чужих!

Ведь это ее я поливал,
Это ее я защищал,
Ее капризы исполнял,
Ведь она моя!

Лис:

Одну вещь важную хочу сказать –
Мои слова ты не забудь:
Зорко лишь сердце, а глаза
Не могут видеть суть.
Пойми, роза для тебя твоя
Всех дороже, всех важней
Потому, что ты отдавал
Все дни свои одной лишь ей
Ты в ответе, помни, навсегда
За тех, кого ты приручил

Маленький принц:
Теперь в ответе навсегда
Я за розу мою…
Ведь это ее я поливал,

Лис: поливал…

Маленький принц:
Это ее я защищал,

Лис: защищал…

Маленький принц:
Ее капризы исполнял,
Ведь она моя!

Лис: ведь она твоя…

Маленький принц:
Ведь это ее оберегал,

Лис: оберегал…

Маленький принц:
Это ее я утешал,

Лис: утешал…

Маленький принц:
Ведь это ее я так любил,
Ведь она моя!

Лис: ведь она твоя…

Маленький принц:
Роза моя…
Ведь она моя!


Маленький принц:
Прощай.

Лис:
Прощай. Не забывай мой секрет: зорко одно лишь сердце.

Маленький принц:
Зорко одно лишь сердце.

Лис:
Самого главного глазами не увидишь.

Маленький принц:
Самого главного глазами не увидишь.

Лис:
Ты отдавал своей розе все дни…

Маленький принц:
Я отдавал моей розе все дни…

Лис:
и вот потому…

Маленький принц:
и вот потому…

Лис:
она так дорога тебе.

Маленький принц:
она так дорога мне… Самого главного глазами… Зорко лишь сердце…

Лис? Лис! Лис! Лис!!!


ПЕСЧАНАЯ БУРЯ (TEMPETE DE SABLE)

Маленький Принц:
Добрый день. Добрый День!

Стрелочник:
Добрый день!

Маленький Принц:
А кто ты такой?

Стрелочник:
Я – стрелочник.

СТРЕЛОЧНИК (L’AIGILLEUR)

Стрелочник:
Я сортирую пассажиров, отправляю их
В поездах по тысяче человек за раз,
Один поезд направо, другой налево.

Маленький Принц:
Как они спешат! Чего они ищут?

Стрелочник:
Даже сам машинист этого не знает.

Маленький Принц:
Они уже возвращаются?

Стрелочник:
Нет, это другие. Это встречный.

Маленький Принц:
Им было нехорошо там, где они были?

Стрелочник:
Там лишь хорошо, где нас нет.

Маленький Принц:
Они хотят догнять тех, первых?

Стрелочник:
Ничего они не хотят. Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

Маленький Принц:
Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…

Стрелочник:
Их счастье…


Торговец пилюлями:
Покупайте лечебные пилюли, покупайте пилюли против жажды!

Маленький Принц:
Добрый День!

Торговец:
Добрый день!

Маленький Принц:
Что ты делаешь?

Торговец:
Я торгую усовершенствованными пилюлями, которые утоляют жажду. Покупайте лечебные пилюли, покупайте пилюли против жажды! Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.

Маленький Принц:
Для чего ты их продаешь?

Торговец:
От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.

Маленький Принц:
А что делать в эти пятьдесят три минуты?

Торговец:
Ну, да что хочешь!

Маленький Принц:
Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, я бы просто-напросто пошел к роднику. Пожалуй, я вернусь в пустыню, в пустыне лучше…

ВОСХОД СОЛНЦА (LEVER DU SOLEIL)

Маленький Принц:
Нарисуй мне барашка.

Летчик:
Но что ты здесь делаешь?

Маленький Принц:
Нарисуй барашка. Это для моей розы. Чтобы защитить ее от баобабов. И еще мне нужен намордник, чтобы защитить розу от барашка. Ведь барашек ест даже такие цветы, у которых шипы. Понимаешь, я в ответе за мою розу.

ЗАКАТ СОЛНЦА (COUCHER DU SOLEIL)

Летчик:
Восьмой день в пустыне. Вода закончилась. Никаких шансов найти колодец в этих бескрайних песках.

…Ты думаешь о розе. Ее образ лучится в тебе, словно пламя светильника, даже когда ты спишь…

Маленький Принц:
Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. Мне нравится в пустыне.

Летчик:
Мне тоже всегда нравилось в пустыне. Ничего не видно, ничего не слышно, и все же тишина словно лучится…

Маленький Принц:
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…

Летчик:
Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?

Маленький Принц:
Вода бывает нужна и сердцу…

Летчик:
Будь то пустыня или звезды – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме – рассказывали, будто в нем запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну. То, что ты видишь – все это лишь оболочка, самого главного глазами не увидишь.

Маленький Принц:
Я очень рад, что ты согласен с моим другом Лисом. Хорошо, если у тебя когда-то был друг Лис, пусть даже придется умереть от жажды. Пойдем поищем колодец.

Летчик:
Вот так наугад? В пустыне?
Куда ты смотришь?

Маленький Принц:
На родники, которые отражаются в звездах.


ИСКАТЬ РОДНИК (CHERCHER LA SOURCE)

Летчик:
Хотел бы я
Как хрупкий ценный клад, прижав к груди,
его нести,
Под оболочку тела заглянуть,
увидеть суть,
Тронуться в путь, вперед идти

С чистой водой
Ключ отыскать,
Долго шагать
Вослед звезде

В бескрайности песков дорогу вновь
свою найти,
И руку протянуть тому, кто путь
земной постиг,
Надежду опять обрести…

Долго шагать,
Ключ отыскать
С чистой водой,
И наконец
Края небес
Коснуться рукой…

Долго шагать,
И отыскать
Чистый родник,
И наконец
Истины блеск
Увидеть на миг

И вверх вознестись
В звездную высь,
Там искать жизни смысл


Летчик:
Странно… Этот колодец не такой, как все колодцы в Сахаре. Тут все приготовлено – и ворот, и ведро, и веревка, будто это деревенский колодец. Но деревни тут нигде нет.

Маленький Принц:
Слышишь? Мы разбудили колодец, и он запел. Мне хочется глотнуть этой воды. Дай мне напиться…

Летчик:
Это как самый настоящий пир.

Маленький Принц:
Это гораздо больше, чем просто вода.

Летчик:
Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа в;рота, из усилий моих рук…

Маленький Принц:
Она как подарок сердцу.
Летчик:
Когда я был маленький, так светились для меня рождественские подарки: сияньем свеч на елке, пением орг;на в час полночной мессы, ласковыми улыбками.

Маленький Принц:
На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз, и не находят того, что ищут.

Летчик:
Не находят.

Маленький Принц:
А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... Но глаза слепы.

Летчик:
Искать надо сердцем.


Маленький Принц:
Разве ты не помнишь? Ну да, это было ровно год назад, день в день, но только в другом месте… Жди меня, сегодня ночью я туда приду. А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

Летчик:
Что это тебе вздумалось, малыш! Чего ради ты заводишь разговоры со змеями?

Маленький Принц:
Нарисуй намордник для моего барашка. Не забывай, я в ответе за мой цветок.

Летчик:
Но я ведь никогда не умел рисовать, разве только удавов снаружи и изнутри.

Маленький Принц:
Ну ничего! Дети и так поймут.

Летчик:
Малыш, ты что-то задумал и не говоришь мне?

Маленький Принц:
Знаешь, завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю. Я упал совсем близко отсюда.

Летчик:
Значит, неделю назад, в то утро, когда мы познакомились, ты не случайно бродил тут совсем один, за тысячу миль от человеческого жилья? Ты возвращался к месту, где тогда упал? Может быть, это потому, что исполняется год?

Маленький Принц:
Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над местом, где я упал год назад. Змея обещала… мне помочь. Но ты знаешь, мы всегда сможем встретиться. Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Летчик:
Да, конечно…

Маленький Принц:
Это как с водой. Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка, а все из-за в;рота и веревки. Помнишь? Она была очень хорошая.

Летчик:
Да, конечно…

Маленький Принц:
Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу ее тебе показать. Она будет для тебя просто одна из звезд. И поскольку ты будешь знать, что на одной из звезд я живу, я смеюсь, ты услышишь, что все звезды смеются. Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов…


МЫ ВСЕГДА СМОЖЕМ ВСТРЕТИТЬСЯ (ON AURA TOUJOURS RENDEZ-VOUS)

Летчик:
Маленький принц, спустился ты
С далекой крошечной звезды,
Моим мечтам вновь подарил
Размах и мощь бессмертных крыл

Маленький принц:
Да, я пришел издалека,
Через пространства и века,
Вернуться должен я туда,
Но тебя мне не забыть никогда…

Вместе:
Мы сможем встретиться с тобой
Здесь, средь песков, в момент любой,
Здесь, где душа увидит то,
Что видеть глазу не дано

Маленький принц:
Если глаза солгут тебе,
Что будто умер я – не верь,
Не верь, это совсем не так,
Я просто в вечность сделал шаг…

Летчик:
И каждый в глубине души
Одною розой дорожит…
Соседствуют в каждом из нас
Печаль и радость, страх и страсть

Вместе:
Мы сможем встретиться с тобой
Здесь, средь песков, в момент любой,
Здесь, где душа увидит то,
Что видеть глазу не дано

Летчик:
И знаем мы, что счастья нет
В подсчете чисел и монет,

Маленький принц:
И во сто крат богаче тот,
Кто друга верного найдет

Вместе:
Мы сможем встретиться с тобой
Здесь, средь песков, в момент любой,
Здесь, где душа увидит то,
Что видеть глазу не дано

Летчик:
Да, ты пришел издалека,
Через пространства и века,

Маленький принц:
Вернуться должен я туда

Вместе:
Но тебя мне не забыть никогда…


Маленький Принц:
Не ходи со мной. Тебе покажется, что мне больно. И тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда. Видишь ли… это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести. Но это все равно, что сбросить старую оболочку.

Летчик:
Я тебя не оставлю.

Маленький Принц:
Тут нет ничего печального. Знаешь, будет очень славно. Я тоже стану смотреть на звезды. И все звезды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст мне напиться… Моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! У нее только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.
Ну… вот и все…


ФИНАЛ: САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И САМОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ
(LE PLUS BEAU ET LE PLUS TRISTE PAYSAGE DU MONDE)

Летчик:
Нет нигде
На всей земле
Места прекрасней
Чем то, где исчез ты…

Появился и исчез,
Как яркий свет,
Как огненный след
Летящей кометы

И если вдруг
Вас судьба
Забросит сюда,
В эти пески,
И окажетесь вы
Под этой звездой –
Не спешите, прошу,
И если тогда
Подойдет к вам малыш
С золотыми волосами,
Вы догадаетесь, кто он…
Тогда, очень прошу вас, не забудьте утешить меня в моей печали,
Скорей напишите мне, что он вернулся…

Нет нигде
На всей земле
Места печальней
Чем то, где исчез он…