K старообрядцам

Валериан Чобану
Почему кончается последний месяц осени? И почему олени и коровы мычат, Му-ууу!
Почему, меня тянет к старообрядцам?
Это потому-что я давно не бывал в родные места.
Это первая мысль, которая приходит в голову. А вторая…
Её труднее излагать, а поэтому я расскажу, кто такие старообрядцы, если не знаете.
Их называют ещё староверы, раскольники, липоване, кацапы. Вы, разве об этом не слыхали? Это те, которые с бородами, крестятся, мол, двумя перстами.
Солженицын назвал старообрядчество самой чистой и крепкой верой, а Василий Песков, автор альбома Отечество, Patria, печатал большой «сериал» статей о староверах-отшельниках Лыковых.
Я же хочу к своим старообрядцам из Куничи…
И знаете, хотя бы, где эта Кунича?
Она рядом с моим родным местом рождения и не где-то в Сибири а в почти, что в центре Европы, на севере Молдовы.
Туда можно туристской тропой заезжать…
 Но, вначале можно посетить монастырь в селе Добруша, у более чем 700 летнего дуба побывать. Этот дуб в моё, в родное, в Кобылеa…
 Так село называется. А за лесами Кунича! Старообрядцы. Они россыпью или компактно проживают в 20 странах мира 4 континентов. Густо «об сеяли» Балканы, встречаются в Японии и Китае, Иране и Австралии, в обеих Америках. Много липован (название или прозвище такое они заслужили за их любовь к липовой утвари) здравствуют в Румынии и Молдове. На юге в уезде Добруджа с центром в Тульча а на севере Молдовы в Куниче.
Говорят, самое старинное кацапское село – Кунича в Флорештском районе.
Кунича – неформальная столица или центр бессарабского старообрядчества.
Испокон веку они были прекрасными садоводами и огородниками. Растили зерновые и ягоды. Били масло и торговали грецкими орехами, вареньем, сушёными фруктами, вязали веники.
Они чему – то учились у молдаван из соседних сел: Кобыля, Кухурешть, да и у местных, у тех, которые раньше них жили в Куниче, то есть у местных румын.
Были времена, когда московские студенты с диктофонами ежегодно приезжали сюда за золотым товаром – только здесь сохранившийся диалект русского языка со старыми песнями, обрядами, сказками…
Однажды в юности столкнулся с одним таким студентом. Когда я ему сказал, что мой родной язык такой-то и я по происхождению не русский, а румын, то он имел неосторожность вымолвить, т. е. цыган!
Я сразу же вспыхнул. В моих венах пламенно загорелись частицы крови древних римлян, переплетённые с кровью наших предков - даков и я его свалил на землю и давай, давай по башке, чтобы помнил, что я может быть в сто раз светлее его. Ибо и я тоже был рыжим, золотым, другим словом!
Но, из тех времён переправимся в наши, когда в Куниче тоже устраивают конкурсы: Мисс-Кунича, самый хороший семьянин и другие.
Мне хотелось бы встретить 86 – летнего батюшку Иоанна Андроникова, который 37 лет совершал служение Богу в уникальной кунической церкви Флора и Лавра, сработанной без единого гвоздя.
Еще моя бабушка говорила о нем как о гренадерского роста старичка, могучего дуба, у которого теплая душа. Тысячи покойников отпел, тысячи молодых пар переженил, такое же количество же младенцев окрестил. И прекрасно знает не только русский, но и румынский язык, ибо в юности служил в армии королевской Румынии.
Вот вам и ностальгия последнего месяца осени  и меня охватила. Может быть потому, что хочу подышать свежим воздухом малой Родины или запахом спелой айвы? Кто знает!?