Думки провинциала

Лев Агни
   1993год…Мой самолет подлетает к Краснодару. За окошком-иллюминатором виднеются аккуратные домики, желтые фигуристые нивы, зеленые поля, а между ними стройными рядами расположились зеленые деревья.
     Самолет долго не может  зайти на посадку, и я с разных сторон могу осмотреть окрестности столицы -   Краснодара. Поистине, красный дар!
       Позже выяснится, что у самолета не выпускались шасси. Поэтому, сходя с трапа, мы видели на аэродроме несколько единиц пожарной техники. Приземление прошло благополучно. Жертв и пострадавших, к счастью, не оказалось.
    Дорога к Ейску заняла около четырех часов езды на автобусе. Можно сказать, проехали половину Краснодарского края…Зато какой гордостью я был пьян за наше отечество, за ее обилие и бескрайность, за радушие и гостеприимство Русских людей (независимо от национальности). Еще совсем недавно, на дозаправке самолета, в Башкирии, Уфа встречала нас дождливой погодой. Теперь же - кубанская земля принимала нас теплым, приветливо-ласковым солнцем. Впервые я стал ощущать себя приобщенным (и причастным) к чему-то  большому и общему, - не просто из книжек заключать о бескрайних просторах Родины, но воочию наблюдать разные земли и разных людей. Мне казалось, даже уклад жизни на Кубани был каким-то не таким, как в Сибири, наверное, он был  южнорусским.
    Пребывание на Кубани многое дало мне новую пищу для размышлений, сравнить и сделать выводы, к чему в дальнейшем я не раз возваращался, прокручивая в памяти моменты прошлого. В то время, почти каждый год доводилось с родителями бывать и на Алтае, и в Казахстане, но все равно здесь, в Краснодарском крае, я чувствовал южнорусское отличие от всего прочего. Оно заключалось в земле, в воздухе, климате. В Казахстане,  не знаю почему, чувствовалась бедность природы, что-то одиноко-тоскливое таилось в этой, по большей части, степной стране…Помню казахстанскую жару, камни, пыль, горы; самое страшное место оказывалось – открытое пространство на солнцепеке при переезде в другой город: битком набитый автобус, жара, духота,пыль...
   На Юге было все то же самое, но было море и что-то было другое.
Интересно. Когда люди узнают, что ты приехал из Сибири, на какое-то время они становятся более эмоциональными, точно встретили родного брата, после длительной разлуки и теперь радуются его приезду. Только положительно-радостные воспоминания остались от поездки на юг, в несколько другую культуру (со своим жизненным укладом, бытом, традициями?).
    Трехнедельное пребывание в Краснодарском крае пролетели быстро, хотя оказались насыщенными и  оставили яркие, незабываемые воспоминания. Наступало время - возвращаться в родной Новокузнецк, негласную столицу Кузбасса…
     Самолет, снижаясь, открывал передо мной лунный пейзаж – «взорванную» техникой землю: зияющие дыры вырванной горной породы, груды шлака, железа, угля, скособоченные, проваливающиеся под землю дома, больше похожие на сараи, нежели на домики, виденные на Кубани. Вот это контраст!..Я не мог поверить в то, что жил…живу в этой «помойной» яме…
      Кузбасс встретил запыленностью и больными растениями вдоль  обочин и проездных дорог. В Новокузнецке блеклые листья деревьев едва дрожали от легкого дуновения ветра. Мир стремительно терял свежесть и яркость. Казалось, въезжал в чужой, отвратный город; параллельный мир, из которого хочется выбраться  во что бы  то ни стало. Но он, как черная дыра, затягивает и затягивает. Через несколько дней привыкаешь ко всему окружающему. В памяти остается залитый солнечным светом город, море и полоска песочного пляжа.
   …А когда-то Маяковский пел о Кузнецкстрое: «через четыре года здесь будет город-сад»...Во что он превратился? В «город-ад», - как было подмечено в одной надписи, красовавшейся, возле железнодорожного вокзала.
     Вроде бы, каждый должен гордиться своим городом (еще Сенека младший  писал, что родину любят не за то, что она велика, а зато, что своя), но я не могу – нечем. В детстве, еще полный иллюзий и романтизма, я пушился индюшачьей гордостью – это  мой город,  город металлургических гигантов, угольных шахт и разрезов, фармакологического производства  и т.д. и т.п. Теперь же, видя и сознавая весь маразм былых градостроителей, я подобен вылезшему из воды котенку…
    Чем гордиться? Что у нас заводы–гиганты, большие запасы угля, нефти, газа, золота? Но чем мы платим?! – Жизнями. Здоровьем. Глобально – генофондом.
    Ночью, когда работал рядом с заводом, увидел оранжевое облако в небе. Думал, галлюцинации начались, пока не пригляделся: скорее всего, с завода выбросы идут, по ночам, пока большинство жителей спят. Вскоре привык к «веселым картинкам» (розовато-оранжево-красным). Не надо ничего глотать и нюхать – вокруг одни сплошные «глюкогены», не Чернобыль, но тоже, «раскраска». Увы, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно», - как писал один русский классик.

                _________________


  Почему нас, простых людей, считают быдлом? Люди разве плохо горбатятся  на так называемую «элиту», нуворишей-олигархов, на  тех, что из «грязи в князи»? Если правительство и вся «элита» - криминалитет, то должны жить «по понятиям». Раз «по понятиям», то должны делиться с ближним (платить нормальную, человеческую зарплату). Таково наше полуворовское общество! Взять, к примеру, наше телевидение – как отражение эпохи, зеркало общества, тенденций. Сериалы либо про Ментов, либо про Братков: друг за другом гоняются, переходят на противоположную сторону «баррикад», и не понятно: кто из них кто? В итоге, становятся честными банкирами/предпринимателями, либо неподкупными милиционерами, спасителями отечества. За эрой 90-х «братков и ментов», настала эра нулевых (2000-х) - честных бизнесменов и порядочных представителей органов Внутренних дел. Если в 90-х романтизировали жизнь криминальных элементов, то сейчас, в 2000-х, обла-араживают облик милицанеров…
               
                _________________


    Наше общество постоянно кормят «слухами, сплетнями, скандалами, расследованиями» (прямо даже, появилась одноименная передача). Дошло до того, что биографии выдающихся личностей подают по обкатанному лекалу: что пил, чем кололся, с кем спал – будь то «пьяница» Есенин или «наркоман» Высоцкий…Или они прославились все-таки чем-то другим, о чем следовало бы рассказать? И следовало бы показать их личности со всех сторон, без всяких идеализаций, и, в то же время, без тошнотворного копания в грязном белье. Лично мне хотелось бы в таких случаях знать больше о человеке-творце, а не получать очередную порцию мифо-культа, приправленную скандальчиками из личной жизни.  Практика копания в грязном белье, наверное, пошла с этого года - годовщины смерти В.С. Высоцкого.
      Леонид Парфенов вел прекрасную передачу «Намедни». Озвучивал то, что нельзя было озвучивать. Особый интерес у меня вызывали репортажи, посвященные российской глубинке. В них показывалась жизнь простых россиян, без всяких приукрас, без путино-потемкинских деревень и прочего лизоблюдства. Так, например, город Тверь, находящийся «под боком» у Москвы, несостоявшаяся столица Восточной Руси - конкретно «убитый» город!.. Может быть, я страдаю комплексом провинциала, но простые люди повсюду нищие - от Камчатки до Калининграда. Зато столица неоправданно дорогой город! Разница между доходами между столицей и провинцией носит кратный характер разницы.
       Недавно в Париже, столице мод, самым безобразным образом (ну, полное обезьянобразие!) восстали плебеи...Им сразу выделили деньги, и они успокоились (немного). Неужели Москва (правительство, руководители головных офисов холдингов, в отрыве от реалий страны...) добивается того, что мы снова, как в 1990-е, начнем бастовать, перекрывать железные дороги? Не хочется вновь переживать тот опыт и весь творимый беспредел, граничащий с анархией. Но, на мой взгляд, все к тому и идет, как ни было прискорбно об этом сообщать.
     В этой связи вспоминаются опыты Аравии и Норвегии. В Норвегии, между прочим, уровень добычи природных ресурсов (нефти и газа) гораздо ниже, чем в России. Так с чего, вдруг, говорить о том, что «в Норвегии населения меньше, чем в России»? Просто в Норвегии совести больше у власть имущих и законодателей, нежели у наших, доморощенных…расейских.
   …Хрен с этими нефтедолларами!..Ну, неужели нельзя быть лояльными по отношению к своему народу?! Ну, вложите деньги в промышленность, сельское хозяйство!..Фермеры говорят, что фермерство в России не бизнес, а образ жизни, бизнес невозможно в России построить. И мы еще со всех трибун заявляем о не сырьевом характере нашей экономики? На все вопросы готов один ответ (как заклинание): нам нужны инвестиции. Только и слышно: мы ждем инвестиции, мы ждем инвестиции…Нельзя сменить пластинку? Сначала ждали коммунизма, теперь ждем инвестиций. Мозги нужны, а не инвестиции! Жаль, не продаются…Может, и себе кое-какие бы прикупил.
   …Пускай «Роман Абрамыч»  выстроит себе дом из бриллиантов, соорудит копию Титаника, - мне-то до того какое дело?! Человек сумел заработать (урвать, отмыть, украсть), и дай бог ему здоровья! Но я-то хочу жить по-человечески!! Пускай  вместо Путина или Медведева  посадят Попку-попугая (да хоть шута горохового!). Но  если я стану жить лучше, государство будет платить гуманную пенсию старикам, зарплату рабочим и служащим, уважать мои права и свободы (кстати, о чем сказано в Конституции РФ), а профсоюзы отстаивать мои интересы (а не трясти дешевыми путевочками в санаторий*), вот тогда я буду голосовать за того Попку-попугая! И плевать я хотел на Путиных и Медведевых, вместе взятых, с высокой колокольни.
    P.S. Если бы я жил в какой-нибудь захудалой стране, где, кроме, бананов ничего не растет, не производится, я бы молчал. Но, когда К.Райз (госсекретарь США) завидует России, зарясь на богатства Сибири, считая несправедливостью принадлежность оной только РФ, вот тогда мне хочется кричать и вымещать боль и обиду за творимый беспредел и беззаконие в моей стране, за надругание над ее народом («электоратом»), его культурным наследием и над землей, на которой он проживает.
               
 

 _________________________________________
* Смотрел передачу по местному телевидению, где в прямом эфире задавали вопросы представителю профсоюзной организации. Выяснилось, что профсоюз не может защитить работников, а представитель профсоюзной организации не может конкретно ответить на конкретно задаваемый вопрос, он только «путевочки» может предложить... Наверное, многим телезрителям хотелось сказать, чтобы он засунул «путевочку» себе в одно место, поскольку рабочих за людей не считают.