Поговорим о названиях

Сергей Николаевич Емельянов
 
Вы где живете? – На Розочке!-
( из разговора двух таганроженок)
 Если бы это услышал приезжий, незнакомый с Таганрогом человек, он бы немало удивился. Но для коренных жителей города все понятно. Женщина живет по улице Розы Люксембург. Но Р. Люксембург имеет к Таганрогу такое же отношение, как Ф. Энгельс к Ростову, его имя еще недавно носила главная улица областного центра.
Уже много говорили о том, что старые таганрожцы до сих пор называют определенные части и районы города своими названиями, которые хотим мы того или нет, но вошли в историю. Сегодня мы узнаем, как и почему возникли эти названия.
Ведь давно уже очень возникли такие топонимы, как Богудония, Касперовка, Камбициевка, Крепость и т.д.
Крепость - это район города, самый старый, он занимал фактически бывшую Петровскую крепость. Это название просуществовало недолго, т.к. крепость практически не возрождалась, потому что Таганрог после 1769 года вскоре потерял значение, не только как крепость, но военно-морской порт, т.к. уже осваивалась Новороссия, и быстро строились черноморские порты Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь и другие.
Город - это район, который начинался от нынешнего переулка Гарибальди и практически до Кладбищенского (ныне Смирновского) переулка. И сейчас отправляясь в центр города, скажем от улицы Свободы или Дзержинского, или Западного жилого массива, горожане говорят - Едем в город. Почему? А все просто. Прежде город заканчивался в районе Гоголевского переулка и старое кладбище, и старый вокзал были окраинами и даже не в черте собственно города.
Богудония - район, где проживали таганрогские рыбаки и были расположены в большом количестве разные мастерские по ремонту баркасов, сетевязальни, коптильни, ледники и пр. Здесь хозяйничали прасолы. Они наживали бешеные деньги и были фактическими хо-зяевами этого района. Именем одного из прасолов – рыбопромышленников «милионщика» Богудона (Бугудона) и был назван этот район. Есть другая версия - это название одного из местных ветров, но в названии всем равно присутствует имя этого теперь уже легендарного английского купца.
Касперовка - обширный район городской земли, принадлежавшей коменданту крепости генерал-лейтенанту Ивану Петровичу Касперову. Этот район частями сдавался под огороды, а позже здесь были построены первый и второй кожевенные заводы купца Серебрякова. Ныне это густо застроенный район Таганрога и тянется от центрального парка культуры и отдыха до городка металлургов.
Камбициевка - после подведения к Таганрогу дорога в 1869 году начинает быстро застраиваться привокзальная территория. Это прежде был район частных владений купцов Камбициевых. Богатые хлеботорговцы, нажившие свои капиталы на хлебных спекуляциях и на нажитые таким образом деньги, скупившие ближние пригородные пустующие земли, которые и получили название по фамилии владельцев.
Скараманговка - ныне район металлургического завода. Эти земли прежде принадлежали богатому греку-негоцианту Скараманге. Эта городские выгонные земли скупил барон Франк (один из таганрогских градоначальников). Он построил себе там дачу и разбил фруктовый сад и даже виноградник (очень редкое явление тогда в наших местах). Этот район и назывался долгое время Франковкой.
Другие этот же район называли Бароновкой. Здесь в середине прошлого века купил себе поместье известный русский писатель и общественный деятель Нестор Кукольник, переехавший на жительство из Петербурга в Таганрог. Здесь он прожил последние годы и умер и был похоронен в своем имении. Таганрогский журналист, много лет посвятивший изучению жизни и творчества писателя, А.И. Николаенко, добился того, что недавно в городе появилась улица Нестора Кукольника. Долгие годы имя этого незаурядного человека было незаслуженно забыто и предано забвению, хотя многие таганрожцы в довоенные годы знали, что старый дом Кукольника, старый сад, колодец и могила писателя были уничтожены при застройке стахановского городка металлургов в 1935-39гг.
Шиловка - это предместье Таганрога, оно было самое маленькое, по размерам, как крепость Петровская и только жители окрестных улиц иногда и сейчас называют свой край (чисто таганрогское выражение, в Новгороде к примеру говорят концы, а все это по - современному именуют микрорайон) Шиловкой. Название от фамилии богатого мясопромышленника Шилова, имевшего в этом районе самые крупные в округе скотобойни. Теперь на этом месте расположена детская многопрофильная больница. Я не очень суеверный человек, но честное слово, не стал бы здесь сооружать больницу, да еще детскую. В те времена рядом со скотобойнями селились рабочие скотобоен, а также горожане, жившие от огородов, извоза и рабочие черепичных и кирпичных заводов. Шилов был известен в городе тем, что пожертвовал деньги на строительство храма Петра и Павла на Мясницкой площади и еще 30 тысяч рублей на сооружение больницы. Эта больница была построена на месте бывшей Артиллерийской рощи, (ныне городская больница № 1).
«Петербург» - такое довольно странное название носил в Таганроге район между нынешними улицами Чехова и Александровской от Кладбищенского переулка. Дело в том, что в 1890 году городские власти, предприняли второе по счету выселение босяков из землянок в районе бывшей крепости. Им отвели здесь пустующие земли и здесь в трущобах жили самые бедные и убогие таганрожцы. Правда и отсюда они пытались вновь вернуться в родные места в Крепость, но после страшного холерного 1892 года, их снова в 1894 году выселили, и последние жители земляного городка теперь осваивали новый район на продолжении улиц Елизаветинской (ныне Р.Люксембург) и Митрофановской (ныне К.Либкнехта).
Акимовка - это небольшой район на продолжении улицы Гимназической после Кладбищенского переулка. Назван по фамилии владельца участка.
Адмиралтейская слободка - так называли долгое время небольшой район по правую сторону от Никольского спуска (район рыбзавода). Слева от этого спуска на горке было сооружено когда-то здание Адмиралтейства, Здесь проживали матросские жены, рыбаки, рабочие судоремонтного завода.
Суграф - ныне это название практически забыто. Это небольшая территория по правую сторону от Банного (ныне Дуровского) спуска. В начале 19 века эти земли принадлежали богатому грек Суграфу. Он устроил здесь первые в городе кирпичные и черепичные заводики, позже по приказу градоначальника барона Кампенгаузена перенесенные за Кладбищенский переулок.
В начале 20 века возникают новые районы и новые названия. Так появилась Новоселовка. Здесь строили свои саманные глинобитные домики рабочие и строители Русско-Балтийского (комбайнового) и авиационного заводов. Новостроенка - это северная часть Новоселовски (Новые строения), Нахаловка - это территория от Татарского (мусульманского), ныне снесенного, кладбища до железной дороги (Транспортной улицы), Назвали этот район так потому, что это был самострой, люди просто отгораживали себе участок земли, строили там свои хибары. Собачеевка - это большой район ныне «расчерченный» тридцатью переулками по продолжению улиц, от Александровской до Водопроводной. Название, думаю, в комментарии не нуждается. Собаки в каждом дворе и сегодня, Собачеевка расстраивалась вплоть до территории 5 -й горбольницы.
На пленуме Таганрогского горсовета 25 нюня 1924 года было принято решение о переименовании прежних районов (местечек) нашего города. Именно тогда Касперовка официально стала Заводским городком, а Камбициевка - Октябрьским городком, Скараманговка стала Рабочей Слободкой, а Собачеевка еще с 1923 года превратилась в Красный городок. Когда к 7 ноября 1927 года было завершено строительство рабочего городка авиационного завода ГАЗ № 10 «Лебедь», его назвали Городок X лет Октября (ныне это двухэтажные дома в треугольнике улиц Свободы, Инструментальной и Красногвардейскому переулка).
Купеческая биржа была названа Приморской Слободкой, а Адмиралтейская слободка стала Моряцкой слободкой. Но, увы, все эти красивые названия не прижились и люди и власти вскоре об этом забыли. Но за то, как сохраняются некоторые неофициальные названия. Например, Старый базар. Новый базар, Карантин, Черный мост, Бандитская тропа, Бухта Андреева, Шестьдесят пятый завод, и т.д.
Сегодня в Таганроге более шестисот улиц и переулков, и хочется уже в который раз обратить внимание на названия: Почему многие, очень многие улицы и переулки нашего города носят такие, мягко говоря, странные, а часто просто заумные или неприглядные названия: Никто не скажет, что улица Чехова Таганрогу не нужна. Также можно оправдать такие названия как Греческая, Портовая, Котлостроительная, Азовская, Вокзальная, Доменская, Газовая, Карантинная, Красногвардейская, Инструментальная, Транспортная и многие другие. У них есть основания так называться.
Меня удивляет - почему в нашем городе так много названий улиц и переулков явно надуманных, ничего не выражающих и просто случайных. Вспомним нашего певца-песенника Юрия Антонова и его когда-то популярную песенку. «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Теннистой улице я постою в тени...». Словно пел о Таганроге. (Правда, он здесь когда-то учился в радиотехническом институте). У нас таких улиц более чем достаточно. Но Господь Бог и власть предержащие, нас пока не сподобили на Абрикосовую улицу, но есть у нас и Виноградная, и Вишневая, и Прохладная, и Песочная (их аж три), а также Рабочая улицы, Крестьянский и Сельсоветский переулки, имеется также улица Театральная (хотя никаких театров там нет и не было, даже близко).
Странно и обидно. Но это все таки еще очень даже благозвучные названия и я уверен, что жители многих из названных улиц и переулков скажут, а чем плохи они - эти названия. Кому-то приятно жить на улице с такими названиями. Но, прежде всего я говорю не о приятности, а о логике поступков тех, кто придумывал эти названия. Мне, к примеру, не хотелось бы жить на улице или переулке с такими названиями - Тупой, Глухой, Узкий, Сквозной, Квартальный, Контрольный, Безымянный переулки, Кривой проезд, Короткая, Средняя, Крайняя, Канавная, Ветренная, Широкая, Шлаковая улицы и т.д. А они у нас есть. И носят они , мягко говоря, совсем непривлекательные имена.
Можно только поражаться убогости ума людей, придумывавших названия улиц и переулков в Таганроге. Вот характерный пример. Сколько у нас безликих «цифирных» названий. Ну еще можно понять такое множество, как аж Девятнадцать Артилерийских переулков. Как никак было там прежде Артиллерийское поле. Но почему застроенная территория бывшей «Собачеевки» получила тоже простые номера от Первого аж до Тридцатого. Но этого оказалось мало. При застройке Северного жилого массива началось созидание новых «цифирей»: Тридцать Три Квартальных проезда, Восемь Линейных проездов, Семнадцать Новых переулков, а еще в нашем городе есть Восемнадцать Садовых проездов, сразу Семь Щемиловских переулков, Три Школьных улицы, Две Цветочных улицы к одной - просто Цветной, Две Советских улицы, несколько Садовых площадок, Два Первомайских переулка, Три Надгорных улицы и две Нижних Полуторки, Три Лодочных улицы, Два Малых проезда, Две Кожевенных улицы и Три Котельных и т.д. Правда, уже не смешно, а даже обидно.
Меня удивляет в нашем городе обилие «литературных» улиц и переулков. Чего стоят, например. Гоголевский, Тургеневский, Некрасовский, Добролюбовский, Лермонтовский переулки, улицы Гончарова, Кольцовская, Максима Горького, Жуковского, Крылова, Фадеева, Фурманова, Фучика, Шевченко, Маяковского. Из всех этих действительно известных и почитаемых литераторов только Горький, Фадеев и Маяковский были в Таганроге и то проездом. Зачем же так было нужно их называть? Одно время в коридорах нашего «Белого дома» вновь заговорили о переименовании Лермонтовского переулка в Варвациевский. Если уж так нужно это сделать, то назовите сей переулок именем достойного писателя - таганрожца, который долгие годы жил и творил именно здесь. Именем классика мировой детской литературы Ивана Дмитриевича Василенко. Он и жил здесь рядом. Ведь герои его произведений - таганрогские ребята и девчонки. А то назвали сравнительно недавно его именем маленькую улочку в деревне, аж в бывшей Михайловке!?
Давайте думать о прошлом и будущем. Чтобы над нами не смеялись наши потомки в уже шагающем твердой поступью двадцать первом веке. Как говорит писатель-юморист Михаил Жванецкий - Тщательнее надо, тщательнее!