Рустам, Рыча и купание в шортах

Кенга
 
       2 августа - день Ильи пророка и, я бы добавила, влюбленных бабочек (тех, что с крылышками, а точнее – «павлиний глаз»). То и дело отлавливаю и выпускаю на волю – ошалевшие парочки залетают на террасу и даже в дом. Зной. Сегодня, по народным приметам, добрые люди заканчивают купальный сезон, а мой ретривер Рыча, который считается водолюбивой собакой (у него даже перепонки между пальцами), так ни разу и не влез в реку, однако, подтверждая свою приверженность к воде, ложится во все лужи – желательно глубокие и самые густые от грязи. Если бы я сама купалась, возможно, он тоже соблазнился. И тем не менее, я регулярно вожу его к реке, все надеюсь… Вот и сегодня.
У калитки каменного «недодворца», окруженного глухим высоким забором, стоит, словно поджидая, – как бы назвать? Господин? – нет, скорее, мужик, но не в нашем понятии, так как несколько экзотичен.
       Крепкий, загорелый до черноты, в тяжелых кирзовых сапогах и ветхих портках, на которых больше дыр, чем ткани, когда-то, кажется, шелковой. Новая бирюзовая рубашка лишь подчеркивает необычность его наряда. Выражение лица приветливое. Я и раньше видела его, отмечая, что он здоровается. На этот раз, поприветствовав, пошел рядом. Спросил, в какую сторону мы идем.
       – К речке.
       – Я тоже.
       Какое-то время шел молча, потом сказал, словно решив представиться, что он из Таджикистана. Предложил угадать его возраст. Я почти точно определила. Оказалось, как Андрей, всего на три дня старше.
       – Значит, – говорю я, – как мой сын.
       Удивился. Он думал, что я моложе.
       – А моей матери уже нет, она умерла.
       Сказал, что решился подойти, так как видел меня еще в прошлом году с другой собакой, почувствовал, что я не сгрублю ему. Рассказал, что отслужил 4 года в армии, был чемпионом республики по тяжелой атлетике. Работал механиком и любит технику. Играет в шахматы. Читал книги, а сейчас некогда. До 90-х годов жизнь была вполне устроенная. Теперь здесь на заработках. Работает и живет в этом строящемся доме. Не пьет и не курит. Любит готовить плов. Дома осталась жена 48 лет, сын. Но вот беда: жена потеряла интерес то ли к нему, то ли вообще к жизни. Она отпускает его, не скучает. Он сокрушается, что стал ей совершенно не нужен, даже когда приезжает навестить.«Если из источника не брать воду, он постепенно иссякнет или зарастет. Так и она. Я бы не посмел об этом рассказывать никому, но у вас добрые глаза».
       Как раз и дошли до Клязьмы. Я сказала: - Жаль, пропадает такой случай: была бы в купальнике, могла бы искупаться и заманить в воду собаку. Он без меня не войдет в воду, но одна я не решаюсь: трудно выбраться из реки – крутые осклизлые берега.
       Попутчик купался, а я придумала, что войду в реку как есть, в шортах, хотя бы просто постою, не страшно, если вымокну. Так и сделала. Риччи жутко волновался, не зная, как быть с мамой – что это она придумала? Я поманила, потянула его за лапы, и он, не сопротивляясь, повис на моих руках в воде. Даже немного проплыл. Я помогла собаке выбраться, а меня - словно "вес взят!", - вынул за руки Рустам, как он, после этого упражнения в поднятии тяжести, представился.
       С Риччи случился такой припадок счастья, что и рассказать невозможно. Он носился кругами, унесся вдаль по берегу реки. Вид ошалелый, глазки выпучил, словно хохочет. И главное – совершенно сухой! Будто с гуся вода! Ах, как приятно видеть настоящее счастье! Рустам сказал, что завтра он будет ждать нас, чтобы снова, теперь уже по настоящему, искупаться.
       Вот ведь какая я дурная. Порядочная женщина – сделала бы гордое лицо и отшила «нахала» в самом начале. Но нет, он не нахал. Он просто очень неустроенный мужчина.
       Наверное, хорошо, что купальный сезон заканчивается. Будем гулять с Рычей в другом месте.




  Продолжение.
Последние числа мая 2012. Идем с Рычей на прогулку. Возле «недодворца», так и не ставшего за прошедшие годы не только дворцом, но даже привлекательным домом, стоит группа «приезжих».
С чего это вдруг подумалось, что среди них может быть Рустам?  Ведь после  купания в шортах, той же осенью,   мы разговаривали  еще раз,  когда Рустам, сказал, что его  перевели работать в другое место. Попрощались и  больше не виделись. Почему  вспоминаю его? Может, став героем незначительного эпизода,    поселившись  сначала в компьютере, потом в книжке моих рассказов,  изданной   АСТ года три назад, незнакомец занял место и в моей памяти? Да, нет.  Что-то зацепило в искренней исповеди этого достойного человека в тот, единственный  день  нашего знакомства.  И, не успела додумать, как  большой человек в  добротном костюме, чем он  и  отличался от  рабочей компании,    кинулся ко мне.
 – Вы меня помните? – Ну, конечно, Рустам. Я рада видеть вас.
 Он, словно откланявшись коллегам,  попросил у меня разрешения присоединиться к  прогулке. Первое, о чем спросил  Рустам,  сколько лет  Риччи, ведь тогда он был   щенком.
   – К концу лета исполнится восемь, - быстро подсчитала я.    (Мама, моя! Прошло,  пролетело, промелькнуло  семь лет!)
- А мне 16 мая исполнилось   шестьдесят лет,
- Поздравляю, вас, Рустам! Моему сыну  тоже стукнуло шестьдесят,  ведь вы всего на три дня старше него.  Что и говорить,  время – оно такое:  чем старше мы, тем  быстрее мчится  оно. 
Рустам рассказал о семье,  в которой, как оказалось кроме одного сына, о котором я узнала прошлый  раз, еще четверо детей.  Один из сыновей недавно попал  на мотоцикле в аварию, в результате чего остался без ноги. Еще о том, что он купил  надел  земли,  для семьи.  И о том, что, работая все эти годы, в основном, на отшибе,  регулярно умудряется посылать домой сто - сто пятьдесят долларов в месяц. Сейчас он ищет работу здесь.
Через пару дней  вновь увидела Рустама. Он был уже в рабочем  облачении, хотя и не столь экзотичном, как семь лет назад.  Эти два дня у него была работа, но уже закончилась. Рустам  прогулялся с нами,  вежливо отобрав у меня  ношу (мы с Рычей гуляли после посещения  магазина).
В этот раз наша беседа носила более глубокий характер. Мы говорили о вере, о нашем едином Боге, который у каждой веры, свой.  Рустам  исповедует ислам, живет по его законам, то есть, не пьет, не курит,  не совершает поступков, противоречащих его канонам.  Молится  три или четыре раза в день, предварительно свершив омовение,  и каждую молитву повторяет несколько раз.  Словом,  в сутки, своему Богу  Рустам отдает около часа личного  времени.  И попросил меня, если я не знаю молитв,  непременно, хотя бы утром и вечером благодарить Создателя, что  Он дал мне жизнь и наполнил ее смыслом.
 Хочу надеяться, что  Рустам  в этот приезд найдет  постоянную работу и пристанище.