Современному городу - современный гараж

Татьяна Кикиой
 
Машина делового человека — давно не роскошь и даже не средство передвижения, а надежный помощник. По статистике, в среднем автомобиль активно используется 4–6 часа в сутки, стоянка у дома занимает более половины суток. А всего без присмотра владельца автомобиль находится 18 –20 часов. Естественное желание владельца оградить дорогостоящую технику от неприятностей вынуждает постоянно думать об охране, стоянках, боксах, гаражах. А если гараж далеко, стоянка не предусмотрена, то, учитывая потраченное на дорогу время, машина становится настоящей роскошью. Остается вариант парковки «улица-двор». Принимая во внимание ускоренную автомобилизацию населения, можно предположить, что вскоре автомобили полностью займут пространство дворовой и уличной территории. И что тогда? Движение будет парализовано?
Гаражное строительство и парковочные зоны – одна из самых насущных проблем жизни города.


Правила гаражного движения

Современные требования к условиям городской жизни, а также анализ состояния дел в зарубежных странах, позволяют полагать, что для организации мест постоянного хранения автотранспорта необходимо строить многоэтажные и подземные гаражи-паркинги. Гаражи должны быть максимально приближены к жилым домам (зона пятиминутной пешеходной доступности). Капитальные и металлические гаражи, являющиеся сегодня лидерами гаражного хозяйства занимают дорогостоящие городские территории и очень часто в связи с отдаленностью от жилых домов водителей используются только для хранения запасных частей и домашнего хлама. Эти гаражи не отвечают требованиям современного города и должны быть заменены постоянными многоэтажными гаражами.
Открытые охраняемые стоянки необходимы как место кратковременного хранения автотранспорта. Стоянки должны быть оснащены современным оборудованием и благоустроены. Гаражи (автостоянки) могут быть наземные и подземные, располагаться под или над зданиями, в том числе и жилыми. Допускается пристройка к зданиям другого назначения. Надземные автостоянки могут быть с наружными стеновыми ограждениями (закрытого типа) и без наружных стеновых ограждений (с поэтажными ограждениями).
Парковка осуществляется с участием водителя или использованием грузовых лифтов. В состав автостоянки могут быть включены только технические помещения для инженерного оборудования, дежурных, противопожарного инвентаря и оборудования, ремонта и обслуживания. При размещении автостоянок над жилыми домами необходимо гаражи и жилое здание разделять нежилыми помещениями. Автостоянки с механизированным устройством парковки (без участия водителя) допускается блокировать только к глухим стенам с пределом огнестойкости не менее REJ 150.
 Обвалованные гаражи предназначены для строительства на дворовых территориях жилых районов, что позволяет использовать покрытия автостоянок для благоустройства, озеленения, создания игровых и спортивных площадок.
Проецируя то, что должно быть на наш город можно сказать, что современные гаражи у нас есть, но их количество по сравнению количеством единиц личного транспорта ничтожно мало. Значит надо строить больше? Однако парадокс заключается в том, что гараж в Кемерове стоит столько же, сколько машина, а порой и превосходит ее в цене.
Гаражное строительство все чаще становится приоритетным в бизнесе в крупных городах России, кемеровские строительные (инвестиционные) компании пока не торопятся вкладывать средства в строительство паркингов.
В современных рыночных условиях жилищное строительство гораздо важнее и прибыльнее. Автовладельцев много, но исходя из маркетинговых исследований, коэффициент людей способных купить гараж или машиноместо, невелик.
Заместитель председателя КУМИ, начальник управления развития территорий Владислав Геннадьевич Приффер полагает, что, прежде всего, необходимо учитывать объективные и создавать субъективные условия для решения проблемы:
«Хранение автомобилей может быть предусмотрено следующих видов:
постоянное хранение в капитальных гаражах подземного или наземного многоэтажного типа или на открытых охраняемых стоянках. Градостроительная гаражная политика учитывает сегодня потребности автовладельцев и комплексная застройка новых жилых районов невозможна без гаражных боксов и паркинга. В настоящее время администрация города занимается поиском земельных площадок под строительство данных объектов, отвечающих всем законодательным нормам и требованиям, которые затем будут предложены строительным компаниям. Согласен, что существует ценовая проблема, не каждый может себе позволить гараж стоимостью 40000 рублей за квадратный метр, но мы находимся еще в самом начале пути гаражного строительства, необходимо строить больше, тогда цена будет меньше».
Крупные строительные компании, по мнению В.Г. Приффера заинтересованы в гаражном строительстве, однако им необходимо пересмотреть ценовую политику, а возможно и технологию, чтобы сделать объект доступнее. Гаражные комплексы точечной застройки, имеющиеся в каждом районе города, будут постепенно модернизироваться, приобретать современный вид.
- Металлические гаражи, уродующие архитектурный облик города, будут подлежать сносу, по капитальным нужна отдельная программа. Замечательное решение нашла строительная организация «ООО Александра и компания» - достроить второй этаж капитального комплекса и получить аналогичное дополнительное количество гаражей. Этот проект уже претворяется в жизнь в районе ФПК, - говорит В.Г. Приффер.
Также Владислав Геннадьевич считает, что само население не должно оставаться в стороне. Если проблема касается всех, то и решать ее надо сообща.

Автодом
Где жить машине? Пока не запретили металлический гараж, он является наиболее дешевым и демократичным пристанищем автомобиля. Невысокая стоимость, мобильность и простота монтажа позволили ему завоевать свой сегмент рынка. Комфортность многоуровневых гаражей (отопление, технические средства охраны, охранная и пожарная сигнализация, вентиляция, вспомогательные службы) и долгосрочный землеотвод гарантируют в будущем большой спрос на них. Но должна быть определенная политика инвестора и заказчика, разумно стимулирующая выкуп боксов в собственность в сочетании с сезонной арендой.
Социологический опрос показал, что подавляющее большинство автомобилистов являются или хотят стать владельцами капитальных гаражей или охраняемых открытых парковок.
Итак, дом для машины выбрать можно, но нужно ли?

Доступность и комфорт
С точки зрения автовладельца, если автодом находится далеко от его жилища, то даже самый лучший гараж не интересен, ибо автомобиль должен проживать рядом с владельцем.
Покупая жилье повышенной комфортности в новом доме, оборудованном подземными гаражами и парковками, человек не торопится вкладывать в них денежные средства, даже если он их имеет, потому что всегда есть альтернатива более выгодного вложения инвестиций.
В результате некоторые подземные и наземные гаражи пустуют, а улицы и дворы по-прежнему остаются основным пристанищем для авто. С другой стороны каждый автовладелец говорит о том, что гараж машине нужен. Техника нуждается в полноценном уходе и заслуживает собственного жилища, но, принимая во внимание вышеперечисленные факты ценовой и территориальной доступности, машина продолжает ожидать хозяина за окном.
В общем, и стимула к покупке гараже у населения нет. Попробуем представить, что завтра городские власти примут решение о запрете парковаться везде, кроме специально оборудованных стоянок, тогда цены на гаражи станут еще выше. При этом любая автостоянка — от многоуровневых до фрагмента дороги у подъезда и во дворе — получит свой коммерческий статус. Придется либо покупать гараж, либо ходить пешком. Однако стимулирование населения само по себе не решит проблему ценовой доступности.
Что делать?
В столице нашей Родины, где понятно проблема засилья автомобилей стоит еще более остро, чем у нас, разработана и действует программа «Народный гараж».
 Основной принцип, заложенный в эту идею — прямое инвестирование непосредственно от группы будущих владельцев гаражей, образованных в простое товарищество. При этом включается ряд факторов, напрямую влияющих на снижение стоимости машиноместа. Аналогичный проект планируется в Санкт- Петербурге. В Новосибирске разработана программа "Модернизация гаражного фонда, мест парковок и автостоянок в г. Новосибирске на 2007-2010 годы", определен порядок освобождения данных участков с учетом интересов существующих землепользователей и устанавливается порядок реинвестирования средств, получаемых от реализации инвестиционных контрактов, на строительство гаражей-стоянок в составе жилых комплексов за счет средств городского бюджета. Особую значимость и широкий общественный резонанс ожидается от подпрограммы "Доступный гараж". Координационным советом по вопросам гаражного строительства в Новосибирске по предложениям администраций районов формируется и утверждается Базовый перечень участков для первоочередного строительства гаражей-стоянок по подпрограмме "Доступный гараж".
 Источниками финансирования Целевой программы являются: средства городского бюджета (на возвратной и невозвратной основе), собственные средства предприятий и организаций - победителей конкурсов (аукционов) по подбору инвесторов, средства населения города Новосибирска (программа "Доступный гараж"). Собственные средства предприятий и организаций – победителей конкурсов (аукционов) по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов направляются на реализацию закрепленных за ними инвестиционных проектов. В Перми решением проблемы, по мнению властей, является поэтапная замена гаражей на автостоянки различного типа: открытые, крытые, многоярусные и пр. Это позволит снизить дефицит стояночных мест легкового автотранспорта на территории города, упорядочить дислокацию металлических гаражей.
Администрация города Кемерова только приступила к разработке программы гаражного хозяйства, предусматривающей социальные льготы населению в приобретении машиномест.

Уж сколько раз твердили миру

Что, какой бы объект ни задумал застройщик, и какой бы проект ни разработал, всегда будет остро стоять земельный вопрос, ибо кому и какая принадлежит земля до сих пор малоизвестно. Мне лично, нравится идея дворовой парковки - собрались автовладельцы, договорились, скинулись и сделали аккуратненькую площадку. А что? Мероприятие малозатратное – залил территорию асфальтом, сделал разметку и вот они - авто – красота в два ряда, еще и гостям место останется. Не гараж, конечно, но все-таки. Идея хорошая, но насколько осуществима? Опыт жителей других городов, увы, печален.
Из-за уплотнительной застройки в Даниловском районе Москвы развернулась настоящая война. По одну сторону баррикад москвичи, считающие, что с появлением нового жилищного законодательства они получили право собственности на придомовую территорию. По другую сторону московские власти, не признающие за собственниками жилья никаких земельных прав. Причиной скандала стали планы строительства нового жилого дома. На спорной территории стоят гаражи жителей и расположен въезд во двор домов. Как уверяют жители, до последнего времени местные власти не подвергали сомнению принадлежность территории проезда и гаражей и люди рассчитывали, что, в конце концов, за ними будет закреплена их придомовая территория.
- Земля не оформлена исключительно из-за нежелания органов исполнительной власти ее оформлять, – заявил "Газете.Ru" представитель инициативной группы граждан Анатолий Никитин. – Все наши письма и устные обращения в управу были проигнорированы.
По мнению жителей, согласовав план строительства, власти нарушили не только их право на землю, но и градостроительные и санитарные нормы. По московским правилам уплотнительная застройка не допускается без обеспечения нормативными элементами придомовой территории и парковочными местами. Не ожидает ли кемеровских энтузиастов подобная тяжба?
В.Г. Приффер советует жильцам обратиться в территориальное управление, в жилищно-эксплуатационную организацию, для того чтобы определиться, кому и какая придомовая территория принадлежит. А потом строить планы по ее использованию.
Таким образом, организационные, экономические, инженерные приемы остаются доминирующими факторами, влияющими на ценовую доступность гаражей. Однако любое высказывание должностного лица, средств массовой информации, руководства города и округов по гаражной проблеме заканчивается земельным вопросом. Компаниям, которые хотели бы вести свой бизнес в секторе гаражного строительства, невозможно конкурировать с гигантами строительного рынка жилья. В городе остается все меньше свободных участков. Поэтому лавры победителя достанутся тому, кто практически реализует нетрадиционные и даже неожиданные варианты размещения автотранспорта. Только вот кто, где и когда?