Мой Харьков

Юлия Лещинская
Сегодня тридцатое сентября две тысячи… А, впрочем, какая разница? По большому счету, эти цифры ничего не значат. Сегодня – осень.

На пороге уже стоит, потирая в ожидании руки, красно-желтый октябрь. Дожди прошли, на минутку отошла в сторону непогода. Бабье лето улыбается своей неповторимой улыбкой – светлой, чистой, радостной.

В бездонно-голубом небе плывут, качаясь, ватные облака. Их клубы, на секунду пряча солнце, накрывают сероватой тенью зеленые, оранжевые, красные, бурые деревья. А налетевший ветерок, как будто заигрывая, сбрасывает с них и эту тень, и пару-тройку золотистых листьев. Они кружатся, танцуют и опускаются прямо мне под ноги.

Я беру в руки кленовый листок. Он словно светится нежно-желтым сиянием… Я поднимаю глаза вверх, в небо. Там – солнце… Такое же, как и этот маленький лист, только в сто, в тысячу раз больше… И сияет так же – нежно, чисто, тепло.

Я оборачиваюсь, рассматривая мир вокруг меня. Маленькая автобусная остановка, в сторону которой я иду, кажется в нем лишь крошечной крупинкой. Как этот самый листик – частичка солнца…

За спиной, по бокам, впереди – город. Он озарен солнечным светом. Каждое здание, сверкая оконными стеклами, улыбается мне.

Я выхожу на площадь. Здесь столько простора, столько воздуха, света!.. Я вдыхаю глубоко-глубоко… Оглядываюсь по сторонам. Слева от меня, далеко, за площадью – здание Университета. Серые стены «храма науки» покрыты солнечными бликами. Еще никогда они не казались мне такими гостеприимными. А рядом с ним, правее, сверкает тысячами стекол Госпром. Хорошо, наверное, там, внутри… Если столько окон – значит, и света много…

В конце площади, по-царски возвышаясь над людьми, стоит мраморный Ленин. Он ярко выделяется на фоне Госпрома, площади, неба… Перед ним – школьная ярмарка, а за ним – аллеи, клумбы и деревья, деревья, деревья…

Я смотрю направо. Здание Обкома… Что-то есть в нем такое величественное, особенное. Я не застала советское время, поэтому, наверное, вкладываю в эти слова несколько другой смысл, чем те, кто жили в Союзе… Хотя какая разница? Главное для меня сейчас – как это шикарное здание украшает главную площадь, как радует глаз.

Разве это не счастье – просто идти по самой большой площади Европы? Касаться подошвами брусчатки, впитывать солнечный свет, улыбаться случайным прохожим? Как часто мы не замечаем всего того хорошего, что рядом с нами! Ведь сотни харьковчан каждый день идут через эту площадь и даже не обращают внимания на окружающее великолепие! А любой приезжий многое бы отдал, чтобы просто постоять на ней в любую погоду.

Ой, осторожно! Любуясь площадью, я не заметила, как добралась до перехода и чуть не попала под машину. Нет, сегодня это не входит в мои планы.

Бросаю прощальный взгляд на площадь. Она тоже смотрит на меня – радостно и немного с грустинкой. «Ничего, я завтра снова буду здесь» – мысленно говорю ей, и она смотрит на меня с благодарностью, пока не скрывается за домами.

А вот и моя маршрутка. Я подбегаю и сразу занимаю место возле окна. Стоим…
Я смотрю на вход в метро. Люди… люди… Куда спешите, люди? Оглянитесь, посмотрите, какая красота! Какой сегодня чудесный день, какое солнце! Какое небо, какие деревья, даже здесь, почти в центре! Улыбнитесь, люди, жизнь прекрасна!

А люди, набившиеся в маршрутку, удивленно смотрят на меня, не понимая, чему я так улыбаюсь.

Знаю, чего не хватает. Достаю из кармана наушники. Теперь поверх уличного шума в ушах разливается любимая мелодия:

…Мой белый город, ты цветок из камня…

Поехали. Повернули на Сумскую.

Главная улица… В самом своем начале, в центре, возле Советской, – Сумская выглядит просто узенькой улочкой. Три с половиной века назад, когда строился город, ее было вполне достаточно. Теперь же автомобили толпятся там, создавая огромные пробки. Но я все равно люблю ездить по ней, ведь тогда маршрутка проезжает мимо Зеркальной струи… Отреставрированная, наша визитная карточка выглядит просто замечательно. Белая, сверкающая, а за ней зеленые аллеи и огромный фонтан, в котором играет радуга…

А напротив – Оперный театр… И снова фонтаны… К 350-летию в городе открылось много новых красивых фонтанов. Днем они сверкают прозрачными струями на солнышке, а вечером светятся сказочными разноцветными огнями – здесь, в парке, в саду Шевченко…

Если ехать в сторону Советской, то справа можно увидеть в окошко сад Шевченко. Вначале маршрутка проезжает мимо большого мраморного футбольного мяча. Этот забавный памятник «расписан» автографами известных футболистов и обычных харьковчан, неравнодушных к футболу. Там всегда собирается много молодежи.

А потом уже открывается вид на главную аллею сада. В ее начале – огромный памятник. Почти от самой земли вверх по спирали поднимаются ступеньки, на которых стоят небезызвестные шевченковские герои. Они тянутся ввысь, к самой верхней площадке, на которой стоит, задумчиво глядя куда-то за горизонт, сам Великий Кобзарь. Говорят, если приезжий найдет в этом памятнике колесо, то навсегда останется в Харькове.

Аллея уходит вдаль, обрамленная с двух сторон множеством деревьев. Сейчас они, наверное, золотисто блестят и осыпаются… В конце аллеи – фонтан. Его струи, извиваясь в разные стороны, рисуют в воздухе розу. А когда залюбуешься и незаметно для себя подойдешь ближе, осыпают тебя градом брызг…

А в глубине сада – Каскад. Вода там всегда очень громко шумит, скатываясь вниз по большим ступеням. Там две смотровые площадки с красивыми белыми перилами – одна побольше, другая поменьше. На большой – клумба в виде бабочки…

Как жаль, что я сейчас еду в другую сторону. Ведь там, наверное, очень хорошо сегодня…
Мимо меня в окне маршрутки пролетают дома, магазины, яркие вывески, люди, люди, люди… Но я-то знаю, что так будет продолжаться только две остановки.

Проехали Маяковского… Следующая – Парк Горького. Здесь уже не так много домов, мы оставили их позади. Справа – круг трамвая, а вот слева…

В парк ведет красивейший портал. Восемь колонн, а сверху большими золотыми буквами надпись: «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького». Давно уже ходит анекдот про то, что это «Центральный парк культуры имени отдыха»… К своему стыду не знаю, причем здесь Максим Горький, но этот парк – одно из лучших мест в городе, как мне кажется.

Остановились на светофоре… Сколько воспоминаний связано с ним, да и с самим парком тоже… Сердце колется так больно и вместе с тем сладко и тепло, но мне не хочется сейчас думать об этом. Я просто смотрю на красивейший парк за окном, на деревья, на гуляющих там, за окошком. Здесь, возле памятника Горькому, катаются на роликах, дальше, на центральной аллее – прохаживаются медленно, спокойно, рассматривая все вокруг. Мысленно я там, с ними. Прохожу по невероятно длинной центральной аллее до конца, до фонтана. Глазею на лошадей, безразлично глядящих перед собой и девушек, предлагающих малышам прокатиться. Поворачиваю налево. Прохожу мимо аттракционов – всегда боялась «бабочки» или «цепочек» – и иду дальше, к единственному, на котором люблю кататься. К чертовому колесу…

Сердце опять колется, когда вспоминаю, как красиво там, наверху. Кажется, что ты, как птица, паришь над чудесным городом. А в небе, чуть выше горизонта, зависло оранжево-желтое солнце. На него даже можно смотреть не отрывая глаз – совсем не больно. Приятно…

Нам зеленый. Поехали.

Здесь лицо города меняется, он уже совсем не такой, как две-три остановки назад. Кажется, отсюда начинается сказка…

Продолжение следует.