Войны Горских Евреев

Андрей Зелев
Горские евреи – это евреи Восточного Кавказа, которые отличны от живущих там же курдских, ашкеназских и грузинских евреев древностью своего поселения в Дагестане и Азербайджане, особенным языком и другими культурными особенностями.

Живущие в Дагестане горские евреи живут по обычаям Дагестана, живущие в Азербайджане – по азербайджанским законам.

Предки Горских евреев переселились на Кавказ очень давно из Ирана и Вавилонии в I–V вв. н.э. Они упомянуты в Талмуде. Вполне возможно, что персы выслали их из-за их восстаний.

Первые сведения о евреях относятся именно к военной тематике: сообщается, что например около середины 3 в. до н.э. могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I «за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество». Царь пожаловал его роду право быть наследственным тагадиром, т.е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Своё влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как отклонил предложение Вагаршака оставить еврейскую веру. Но высокое положение рода Багратуни сохранялось недолго. Аршак (128-115 до хр. э.) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить субботу.

Положение рода ещё более осложнилось при Тигране Великом (95 до хр. э.). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и были поэтому лишены начальства над войсками, причём одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято.

Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена.

Другой могущественный род еврейского происхождения был, по словам М. Хоренского, род Аматуни, переселившийся из восточных арийских стран в Армению в царствование Арташеса (85-127 хр. э.). Род Аматуни доставляли Армении полководцев, советников и духовных лиц до начала крестовых походов.

Вследствие гонений, евреи, по словам хазарского чиновника, бежали из Армении в Хазарию (Дагестан).

Горские евреи входили в состав армии и администрации Хазарского каганата, цари которой были тоже горскими евреями. О войнах хазар мы говорили в другой статье.

***

Известный еврейский путешественник Эльдад га-Дани (IХ в.) пишет: "Колено Симеона и половина Манассии в стране Хазар, которая находится на расстоянии 6 месяцев пути от Иерусалима"; "Они неисчислимы и собирают дань с 25 царств".

***

Среди хазарских военачальников выделяются Булан, утвердивший Иудаизм, воевавший с арабами, и Песах, победитель славяно-русов и Византии.

***

Вместе с хазарами, горским евреям пришлось воевать с арабами, руководимых полководцем Масламом бен Абдул-Маликом (Абу-Муслимом) в 735 (737).

Арабский полководец Мерван, будущий халиф, дошёл до Дербента, разбил хазар, вытеснив их на Волгу, огнём и мечом вводил ислам среди покоренных народов, в том числе и среди «исполнявших закон Мусы».

Когда мусульмане покорили селение Ахты на юге Дагестана, этим селением правил еврей Исхак Кундишкан.

Вышеупомянутый Абу-Муслим, разбив хазарского военачальника Самсама, выдал за еврея Исхака Кундишкана свою сестру Юмюл Маминад замуж.
 
Успехи арабов объясняются тем, что среди их врагов не было единства: уже сам Ицхак Кундишкан воевал с хазарским военачальником Самсамом (Ахты-намэ: «Много раз Самсам подходил с сильною ратью под Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи / Исхак Кундишкан /, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми»), который в свою очередь воевал с собственным визирем Кагой.

***

О войне горских евреев туманно повествует чеченская «Летопись племени Нахчу».

В ней говориться, что в 922 году (370 г. Хиджры) в Авар / Аварию (область Дагестана, населённую аварцами) пришли «князья Кабатийские Суракат и Кагар, князья еврейские».

«Суракат поселился в Аваре, а Кагар в Чир-юрте».

«Летопись племени Нахчу» подчёркивает, что в то время «в горах» было только 3 князя – чеченский – Аргун и евреи Суракат и Кагар, причём Аргун был мусульманином, а Суракат и Кагар – «неверными».

Летопись сообщает (от имени Аргуна), что «Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмад, получивший титул "владетель открытого места, старик преклонных лет и мученик за веру", прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом (полководцы халифа Мервана II / VIII в. /, обратившие дагестанцев в ислам. Вели жестокие войны с хазарами)».

«Они распространили Ислам войною от Кара-Хайдака до Чир-юрта».

Из этих уже слов чеченской летописи ясно, что горские евреи воевали с арабами и местными мусульманами, причём имам Шейх-Ахмад назван мучеником за веру, из чего можно понять, что он погиб в войне с евреями.

То что война шла именно с евреями ясно из следующих слов этой Летописи:

«Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли».

Однако война шла практически на равных, – потому что:

«Вскоре Шейх-Ахмад и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах, в Хунзахе. Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег его башни, истребил все его владение и сам остался жить в Аваре, как имам всего Дагестана и каждого мусульманина. Он сделался аварским князем».

Но войну выиграли евреи!

«После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять завладел потомок Сураката. Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Аллаха - да будет над ним благословление и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы, остался в их власти.
Описанное произошло в 645 году после хиджрии».

Ахмад Сулейманов в своём труде "Топонимия Чечни" писал: "Согласно тептарам (летописи), хранившимся у предков автора данной работы до февраля 1944, после крушения царства Симсим (XIV век) царь Суррокъат и его приближенные отступили на запад с большим караваном, нагруженным оружием, казной, с остатками войск, временами останавливаясь в пути своего движения, дошли до реки Чанты-Аргун и на левом берегу его, на высоком мысе, заложили мощное башенное укрепление. Остатки этого укрепления сохранились до наших дней под названием «КIирда бIаьвнаш». Потомки царя пытались утвердиться здесь, назначив князьями своих вельмож Бийриг Биччу и Элди Талата, которые сразу же начали междоусобную войну. Царь Суррокъат и его сын Байра не сумели укрепиться здесь, восстановить свою прежнюю власть и вместе со своим войском, сподвижниками ушли частью в Китай, частью в Японию."

Данный таьптар автор ошибочно соотносил с событиями 14 в., когда Тамерлан прекратил существование государственного образования Симсир (Симсим) находившегося на территории нынешней Чеченской Республики, где-то в районе Ханкальского ущелья. Известно, что правителя Симсира звали Мухамад, и был он из потомков Кахьира. Кахьир же, согласно хроникам, в том числе и чеченским, был в 13 в. правителем Чир-Юрта (нынешний Эндирей). Кстати, Ханкальское ущелье по-чеченски называется Шина-суьйра юкъ. Не отсюда ли Симсир (из Шина-Суьйра)?

На самом деле "Сулеймановский" таьптар сообщает о событиях начала 13 в., когда арабские газии во главе с Абу-Мусламой покорили царство Серир с центром в Хунзахе, находившегося на территории нынешнего Дагестана и населенное аварцами. Правитель Серира - Суракат, бежал вместе сосвоим сыном Бейаром на запад. Позже его внук, сын Бейара, Амир-Султан собрал войско и с помощью верных старой власти жителей Хунзаха перебил мусульман и вернул себе власть над Сериром, однако, вскоре сам принял Ислам и стал его (Ислама) ревностным распространителем. Что касается Абу-Мусламы, то после покорения Серира он двинулся дальше на запад (то ли на тушин, то ли на чеченцев), но, по одной из версий - в пути смертельно заболел, по другой - был смертельно ранен в бою с чеченцами в районе селения Рахата. Похоронен Абу-Муслама в Хунзахе.

***

В 965 русские, во главе с князем Святославом Игоревичем, совместно с гузскими племенами и Византией разгромил Хазарию, в том числе и город Семендер в Дагестане (ныне Тарки-Махачкала).

***

Монголы, а именно Батый в 1223 и Тамерлан в 1395–96 окончательно уничтожили еврейские княжества в Дагестане и Чечне, а последний обратил их жителей в ислам.

***

В другом чеченском предании сохранилось глухое известие о войне с евреями:

Некогда существовало селение Васар-кхелли (Фаранз-кхелли) – «Фаранза поселение» – руины древнейшего аула в обществе М1айста, рядом с Пуог1а. Представлял собой город-крепость, состоявший из одних боевых и жилых башен. «Поселение (крепость) мужественных».

       Предание: «Днём и ночью Васар-кхелли охранялся вооруженной стражей. Васар-кхелли мог выставить в случае военной опасности до 1500 хорошо вооруженных воинов, не знавших ни страха, ни поражения. Слава о бесстрашных воинах Васар-кхелли и их ратных подвигах разошлась далеко за пределами Кавказа. Но случилось великое несчастье. Никем не замеченным глубокой ночью, перебив всю стражу, охранявшую далекие подступы к крепости, подошло большое войско, состоявшее из одних евреев, которое внезапно напало на Васар-кхелли и перебило всех жителей – детей, стариков, женщин; и только двоих отпустили живыми – мужчину и женщину, чтобы они поведали всем горцам о случившемся. С тех пор Васар-кхелли больше не заселялся. В один день перестал существовать Васар-кхелли, оставив после себя руины и одно случайно уцелевшее святилище – Васар-кхеллира ц1ив – немой свидетель былой славы и позора падения некогда мощного замка-крепости Васар-кхелли». Первая часть назв. Васар, вероятно восходит к бацб. «мужчины». «Мужественных поселение».

***

В 1741 на горских евреев напал Надир-шах. Когда он овладел Кубой (северный Азербайджан), где еврейская часть города отделяется от мусульманской части рекой и составляет как бы самостоятельный город, он во время богослужения с обнаженным коротким мечом вошел в самую большую синагогу и угрожающе приблизился к кафедре (юхал), требуя от читающего Сефер-Тору отречься от Иудейской религии и принять ислам. Раввин, естественно отказался, предпочитая смерть принятию ислама. Тогда тиран со всего размаха обрушил на него меч. Но в это мгновение раввин машинально поднял Тору. Меч, наполовину разрубив свиток вместе с серебряным футляром, застрял в нем. Надир-шах, видя это, начал умолять раввина, чтобы тот прочитал молитву о пощаде перед Всемогущим такого содержания: "Муса-Пэйгамбаром (Моше-Рабину), пусть простит его (т.е. Надир-шаха) Всевышний за то, что он поднял руку на Священное Писание пророка". Шах угрожал сжечь весь город, если раввин откажется выполнить его просьбу. Тогда раввин сам обрушился на него: "Кайся, кайся, злодей. - кричал раввин, — ты осквернил Божий дом и надругался над пророком... Кайся, иначе тебе не бывать ни в удаче, ни в счастье!". Надир-шах, порвав на себе одежду, попросил прощения. Раввин прочитал что-то (видимо, проклиная тирана), а Надир-шаху сказал, что Моше-пророк простит его, если он прекратит издеваться над народом – евреями (егудами).

Так совершилось ещё одно еврейское чудо: по приказу шаха немедленно прекратилось преследование евреев, было возвращено все награбленное еврейское имущество. Надир-шах вместе со своей свитой и остальными воинами покинул еврейскую часть города, так и не учинив кровавой расправы над евреями Кубы... В легенде говорится, что "волею Всевышнего, Тора Моше-Рабину оказалась настоящим щитом для маленькой общины города Кубы".

И действительно, есть факты, подтверждающие, что после этого случая Надир-шах относился к евреям благосклонно.

Другая легенда гласит, что после этого случая Надир-шаху во всех его походах сопутствовала неудача, что он до конца жизни упрекал себя в содеянном в кубинской синагоге и, будучи человеком глубоко религиозным, все свои неудачи объяснял тем, что поднял руку на священную книгу – Тору.

Надир-шах умер в 1747. Так закончилась жизнь одного из величайших тиранов периода введения ислама на Кавказе.

***

В 1722 русские войска под командованием Петра I продвинулись в глубь Восточного Кавказа и дошли до района реки Самур. Один из офицеров, участников этого похода, князь и ученый, историк Дмитрий Кантемир, обследовав горную стену Дербентской оборонительной системы дошел до селения Камах, составил ее план-карту. На этом плане наряду с дошедшими до нас поселениями значится и село Пирдамиши. Однако же к концу 19 в. при новом появлении здесь русских село это уже не существовало. В том, что село было еврейское, не оставляют сомнения сохранившиеся могилы. О времени его исчезновения можно только предполагать: либо село было уничтожено отрядами Надир-шаха (1741–1744), либо властелином Фет-Али-ханом Кубинским (1758–1788).

***

Следующая война горских евреев закончилась разгромом цветущего еврейского села Аба-Сава:
В 1797, глубокой ночью, вооруженный отряд лакцев во главе со своим ханом – Сурхаем Казыкумухским неожиданно напала на еврейское поселение Аба-Сава. За одну ночь поселок был полностью разграблен и превращен в груду развалин и пепла. Почти никто не смог спастись. Мужей и сыновей убивали на глазах у беззащитных женщин, а женщин и девушек насиловали на глазах истекающих кровью мужчин. Не щадили даже детей. Многие женщины были похищены бандитами.

Когда таким образом 160 мужчин села погибли в боях, победитель уничтожил всех мальчиков, а женщин увел в полон. Так прекратила существование "еврейская долина". Евреи бежали в более спокойные места, на Кавказ, но многие по страхом смерти переходили в мусульманство.
Абасавинские события послужили своеобразным сигналом к началу массовых грабежей и новых попыток насильственного обращения евреев в ислам. И одновременно эти же события заставили евреев насторожиться. В короткий срок евреи наладили тесную связь между всеми аулами, и каждое поселение было готово по первому зову прийти на помощь другому.

Давид Бен-Рахмиль, со слов своего отца Рахмиля Бен-Гуршума, умершего в возрасте 120 лет в 40-е гг. 20 в. рассказывал, что контакт был налажен даже с самыми отдаленными пунктами Северного Кавказа и Прикубанья, а также с еврейскими общинами Кубы, Ганджи и Варташи и других мест Кавказа. На общественные средства каждое село организовывало наемную милицию. Все еврейство огромной территории Восточного Кавказа превратилось как бы в готовый к удару кулак, сумевший предотвратить гибельную волну еврейских погромов.

***

Так называемая Кавказская война (1810–1859), апогеем которой была борьба с Шамилём (1834–1859) стала страшной страницей истории горских евреев.

Шамилем было обращено в ислам все Андийское ущелье (существуют легенды еврейского происхождения андийцев). В народе сложены легенды о жителях Гумбета. многие из которых предпочли смерть принятию ислама.

В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана. Носили местную одежду, знали кухню, внешним видом походили на коренное население, но крепко держались за веру своих отцов, исповедуя Иудаизм. Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины. Разумеется, во время войны евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия. Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью, но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания – выживайте, мол, сами!

В 1851 командующим левого фланга Кавказской линии фронта был назначен князь А. И. Барятинский – потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру. С первого дня своего пребывания в Дагестане Барятинский начал претворять в жизнь свой план. Он встречался с лидерами общин – раввинами, организовал агентурную, оперативную и разведывательную деятельность горских евреев, ставя их на довольствие и приводя к присяге, не посягая при этом на их веру.

Результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 была создана агентурная сеть левого фланга. Джигиты горских евреев проникали в самое сердце гор, узнавали местоположение аулов, наблюдали за действиями и передвижениями отрядов войска неприятеля, успешно заменяя продажных и лживых дагестанских лазутчиков. Бесстрашие, хладнокровие и какое-то особенное прирождённое умение внезапно застать неприятеля врасплох, хитрость и осторожность – вот главные черты джигитов горских евреев.

В начале 1853 пришло предписание иметь в конных полках по 60 человек евреев-горцев, в пеших – по 90 человек. Кроме того, призванные на службу евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 имам Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта.

Немного о Шамиле. То был умный, коварный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза", но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля. Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему голову. Исмиханов был спасён.

Лекарем у Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой – дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей...

В 1856 князь Барятинский был назначен наместником Кавказа. На протяжении всей линии кавказского фронта были прекращены бои, и развернулась разведывательная деятельность. В начале 1857, благодаря разведке горских евреев в Чечне были нанесены сокрушительные удары по жилым пунктам и продовольственным базам Шамиля. И к 1859 Чечня была освобождена от деспотического правителя. Его отряды отступили в Дагестан. 18 августа 1859 в одном из аулов последние остатки войска имама были окружены. После кровопролитных боёв 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.

Кавказская война постепенно завершилась. Русские войска потеряли за 49 лет военных действий около 100 тысяч человек. Высочайшим указом все горские евреи за доблесть и храбрость были освобождены от уплаты податей на 20 лет и получили право свободного передвижения по территории Российской Империи.

***

Однако испанец на русской службе Ван Гален, участник Кавказской войны, упоминает о том, что в Эндери против русских воевали и евреи, жители этого села. Так что, какая-то часть горских евреев воевала на стороне чеченцев.

***

По данным архивов (собрано Нехама-Сарой Шварц):

«В начале 19 в. Уда-мулла напал со своей бандой хищников (грабителей. – А. Зелев) около Грозного, ограбил имущество евреев, 20 человек убил, многих взял в плен. Это заставило евреев бежать в Грозный, в русскую крепость и послужило началом основания еврейской общины в г. Грозном» (Центр. архив 1877).

«Муса Хасай, один из князей этого района, обходился с евреями жестоко, не обращал внимания на то, что их убивали соседние мусульмане. Аксайские евреи страдали, их вырезали, убивали, грабили» (Центр. архив 1878).

Имам Мехмед из Ягары в 1823 объявил газават (джихад) против неверных (России и евреев): «убийство еврея является для каждого мусульманина делом чести».

Рази Мухаммед, имам Чечни и Дагестана, отбросил закон гор и стал жить по законам шариата, призывая к войне с неверными в 1831. Очевидцы рассказывали, что спустившись с гор, Мухаммед сжигал дома евреев, отнимал всё имущество, община была рассеяна, стали селиться в других аулах далеко в горах. В ауле Джерах он захватил 20 человек и держал их до тех пор, пока не дали за них выкуп (Из записей этнографа В.М.Миллера).

«Евреи платили специальный налог, чтобы их не заставляли насильно переходить в мусульманство» (Из докладной записки русского офицера 1836).

«В 1835 Шамиль создаёт теократическое государство на территории Чечни и Дагестана и это один из самых тяжёлых периодов в истории горских евреев. Захваченных в плен за неимением выкупа продавали в рабство. Евреи страдали от преследований и угнетения своих хозяев, местных жителей и от постоянных нападений банд Шамиля, которые грабили, убивали и уводили в плен. Многие окончательно разорились и скитались с места на место по своим собратьям, выпрашивая деньги для выкупа пленников из рук тиранов».

«Войска Шамиля осадили Андреев аул и евреи бежали в крепость Внезапная, основанную генералом Ермоловым в 1819. Осада продолжалась 14 дней, не было пищи и воды и люди умирали от жажды. Евреи молились Б-гу о воде и в последний день осады пошёл дождь, все ямы наполнились водой. Тут подошли русские войска и банды Шамиля отступили».

В 1847 Шамиль 2 раза нападает на Грозный: «Не успели мы отстроиться, как Шамиль напал снова, на этот раз зимой. Он не только сжёг наши дома, но и убил 35 человек, в том числе женщин и детей, 5 человек увёл в плен» (Из записей этнографа В.Бергера).

«11-го швата (22 января)1848», вспоминает рабби Шимон бен Эфраим, – «глубокой ночью в аул ворвался Шамиль со своими бандами. Многих евреев безжалостно убили прямо в постели, других избили плётками и палками до полусмерти, отняли всё, отобрали одежду и бывшие в домах припасы. Дети потом умирали от голода и холода. Парней и девушек увели в плен, в числе их были и я с сестрой. На нас одели кандалы и погнали в горы. Три дня и три ночи нас держали в глубокой яме, а затем продали одному мусульманину, у которого мы работали как рабы за миску похлёбки в день» (Из записей этнографа И.Чёрного).

«Рядом с аулом располагалась еврейская слобода. Хотя горские евреи, когда они имеют при себе оружие, похрабрее своих единоверцев в цивилизованных странах, но всё же это народ мирный, торговый, не привык прибегать к оружию и никогда ни на кого не нападает. Поэтому наибу Абакару Дебиру (помощник имама) было легко их одолеть. Он отобрал у них всё, что было, сжёг дома и увёл в плен около 80 женщин и детей» (Из воспоминаний русского офицера 25 янв.1884).

Главный раввин Кавказа Элиягу бен Мишаэль Мизрахи в специальном послании призвал евреев содействовать всеми силами русской армии и был награждён командующим русскими войсками графом М.С. Воронцовым медалью за верную службу России. Евреи служили проводниками и переводчиками. Одним из таких проводников был Арон из Грозного, которого чеченцы выкрали и долго мучили, постепенно отрубая руки и ноги.

В этот период у евреев не осталось ни синагог, ни молитвенных домов, только по субботам собирались они в каком-нибудь большом сарае, где молились в полголоса, без громких песнопений, потому что если мусульмане узнавали, что евреи собрались для молитвы, они врывались туда, оскорбляли и избивали молящихся, а затем сжигали этот дом (Из записей И.Чёрного).

Шамиль провозгласил священную войну против «неверных» и жители многих аулов (например, лезгины) были насильно обращены в ислам. В 1840 главы общины горских евреев Дербента обратились с петицией на иврите к Николаю I, прося защиты от мусульман.

***

Между горскими евреями и ашкеназскими тоже чуть не произошла крупная драка по ничтожному поводу (раввины – горский и ашкеназский поспорили), – горцы тогда ворвались в синагогу с оружием и дубинками, и только увещевания раввина спасли ашкеназов.

Илья Анисимов писал об этом:

"Евреи-горцы стали удаляться от русских евреев и перестали питать к ним доверие. Эта вражда продолжает существовать и до наших дней. Насколько сильна она, можно судить из того, что у горских евреев сло­жилась пословица: «Эшгензире эз ховоре кушде хуб, эз песей кофою бисдо-ге бешгай», т. е. «не хорошо убивать европейского еврея чрез горло (ре­зать), а непременно чрез затылок, чтобы мучить его»."

"Недавно произошло в городе Темир-Хан-Шура между европейскими и гор­скими евреями следующее столкновение. У русских евреев был один кан­тор, который исполнял у них вместе с тем роль резника и мясника. Горс­кие евреи, привыкшие на зиму делать запасы копченого и сушеного мяса, очень мало употребляли свежей мясной провизии и не стали заводить своей мясной лавки, а брали свежее мясо, когда потребуется, у русского еврея мясника. Но вот в городе год от году стало прибывать число горских ев­реев холостяков, которых привлекали сюда торговые цели и заработки. Вследствие большего требования мяса, явилась у горских евреев потреб­ность открыть свою мясную лавку. Этого желали они еще и потому, что, как носились слухи: резник русских евреев насчитывал лишнее на тех, ко­торые брали у него мясо на книжку. Явились двое из горских евреев, ко­торые попросили бывшего тогда главного рабби горских евреев М-ва резать для них мясо, и открыли свою мясную лавку. Увидев хорошее мясо, и многие из русских евреев стали покупать у них. Не прошло и года, как резник русских евреев почувствовал в покупателях большой недостаток, начал возводить обвинения на главного рабби горских евреев, рассказывая в го­роде, что он не умеет резать, не знает правил резания скотины «Шахидо» и проч. и проч. Наконец, он увлекся до того, что в субботний день взял заповеди и сказал, что, присягая на них, он подтверждает негодность мяса (трефность) приготовляемого горским рабби. Слух этот дошел до горских евреев и их рабби: горские евреи страшно возмутились и потре­бовали у своего рабби опровержения взведенного на него ложного обвине­ния и наказания клеветника. В следующую субботу собрались несколько горских евреев и отправились, кто с палкой и оружием, (по субботам горские евреи не носят оружия) со своим рабби в синагогу русских евреев. Рабби начал требовать от кантора объяснения, но тот начал уверты­ваться; тогда горские евреи начали горячиться, ругать всех русских ев­реев мошенниками и грозить разбить их синагогу и убить их всех, в случае повторения таких гнусных обвинений. В некоторых местах синагоги даже началась драка и, вероятно, много бы пришлось потерпеть русским евреям, если бы не вмешательство самого рабби, который убедил своих приверженцев оставить это дело без последствия до следующего повто­рения подобного случая. Такие случаи, в которых является у горских ев­реев сильное желание разгромить своих недоброжелательных единовер­цев, русских евреев, бывают нередко и не в одном городе".

***

В 1917 во время Гражданской войны горские евреи, проживавшие в Хасав-Юрте, были совершенно разорены, проживавшие в Грозном – ограблены.

В 1918 во времена агента генерала Корнилова – Серебрякова горские евреи, живущие пригородком в Нальчике были разорены. Разоренных семейств было около тысячи.

Горские евреи, проживавшие в Хасав-Юрте, частью в боях против бандитов были перебиты, отчасти успели бежать с русским населением, оставив на произвол свое имущество. Дома их были сожжены, сады испорчены, инвентарь расхищен.

В Нальчике во время нашествия Серебрякова горские евреи совместно с трудящимися кабардинцами сопротивлялись. В этой бойне много горских евреев отличилось, много также перебито.
 
Досталось горским евреям и от армян в 1918 в Губе.

***

Среди горских евреев два Героя Советского Союза – Исай Иллазаров и Шетиил Абрамов. Горские евреи уничтожались немцами во время 2 мировой войны.

Потомки горских евреев, принявших ислам и ставшие чеченцами, воевали в Первой Чеченской войне.

Горские евреи принимали участие и в Армяно-Азербайджанской войне, известен, например, национальный герой Азербайджана Альберт Агарунов.

Среди погибших во Вторую Ливанскую войну был горский еврей из Азербайджана Гади (Геннадий) Моисеев.

Горские евреи даже из Азербайджана ехали во время этой войны добровольцами воевать в Израиль.


***********


1) Айбат — каган Хазарии, сын военачальника Калги. Заточил в темницу сына предыдущего кагана Кабана Кук-Куяна. Летопись Бахши Имана говорит о браке Айбата с еврейкой из Бухары, в то время как З.А. Львова обратила внимание, что в тенгрианской среде брак знатного хазарина и тем более кагана с иноземкой и иноверкой был бы просто недопустим. Значит, Айбат был иудеем, а его отец – тем самым евреем-военачальником о котором говорит Кембриджский Аноним. Если военачальник Калга сопоставим с военачальником Кембриджского документа, то его сына Айбата можно идентифицировать с тем безымянным хазарским каганом, который воевал с арабами в первой трети VIII в., так как и у этого кагана, и у Айбата был сын Барджиль (см. ниже). По данным летописи Гази-Барадж, пришедший к власти после смерти Кабана в 690 Айбат погибает от руки освободившегося из темницы сына Кабана Кук-Куяна. А согласно данным арабских источников, гибель сопоставимого с Айбатом безымянного хазарского кагана произошла незадолго до 730/31, следовательно Айбата правил в 690–729-х.


***


2) Барджиль (Барсбек, Башенк; 745–759) — сын ханши Парсбит, правившей после его гибели. Вопреки Гумилёву, иудей, что зафиксировано в недавно опубликованных бул-гарских источниках, по которым его отцом был каган Айбат, матерью – еврейка из Бухары. Во время распри Айбат был убит пришедшим к власти племянником Кук–Куяном. Однако, став каганом, Кук–Куян усыновил его сына Барджиля сделав его своим наследником. Барджиль совершил в 731 вначале успешный, но кончившийся провалом поход в Азербайджан, по пути искореняя мусульман. Он несколько раз разбивал арабов, причём убил и их полководца – Джарраха: правитель области Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками, ранее уже неоднократно воевавший с хазарами, не имел достаточно сил для боя и отступил к Ардебилю. Там он сначала занял неприступную позицию у горы Сабалан, намереваясь дожидаться подкрепления из центральных областей Халифата. Но затем по каким-то причинам (возможно, из-за угрозы Ардебилю) он решился на вылазку. Противники встретились на равнине. Армия арабов составляла 25 тысяч человек. Сражение длилось 2 дня. Лучшие силы арабской армии погибли. Вечером 2-го дня с наступлением темноты многие из уцелевших в арабском стане покинули поле битвы. У Джарраха не осталось армии и утром на 3-й день хазары пошли в последнюю атаку, в результате которой арабы обратились в бегство. Военачальникам удалось остановить панику призывом умереть за Аллаха и воины бились насмерть. Джаррах погиб в бою. Хазарский предводитель отрезал ему голову и насадил её на пику в качестве трофея. Из всей арабской армии удалось спастись только нескольким сотням беглецов. Среди них был некто Скалаб (славянин), который лично доложил халифу о катастрофе. После разгрома арабов Азербайджан остался беззащитным. Хазары осадили Ардебиль, окружив его катапультами. После недолгого сопротивления город сдался. Хазары убили защитников и взяли множество пленных. Затем войско рассеялись по стране для грабежа. Хазарская конница двинулась дальше вглубь Халифата и достигла окрестностей Мосула и Дийар-Бакра!, – но была одолена Саидом ал-Хараши. Арабы захватили хазарское знамя.


***

 
3) Сабриэль (Булан, Савриил) — знаменитый хазарский полководец, политический и религиозный деятель. В 718 захватил у арабов Дербент. В 721–2 совершил поход на Армению и Азербайджан, одержав ряд крупных побед. Так, в Армении он разбил войско мусульман во главе с Зубайт на-Нахрани. После этого, он под влиянием своей религиозной жены Серах, решил восстановить еврейскую религию, во многом забытую (до этого хазары ограничивались лишь обрезанием и празднованием Шаббата). Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение «книг закона Моисеева». Вёл диспуты с христианами и мусульманами, из которых вышел победителем. Провозглашён царём. Заключил мирный договор с аланами. Этот первый хазарский письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией Сабриэлем для того, чтоб: "Как бы не воз-мутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам". Хазарский царь Иосиф в своём ответе на письмо Хасдаи ибн-Шапруту (960) сообщил, как за 340 лет до его времени один из предков Иосифа, Булан, стал царём хазар. Однажды Господь явился Булану во сне и обещал ему славу и власть. После этого Булан направился через Даралан (Дарьял, Дербент?) к Арадавилю (Ардебилю), и одержал там ряд крупных побед. Тогда он решил принять Иудаизм. Император Византии и халиф, правитель мусульман, прислали Булану своих послов с богатыми и ценными дарами; в состав депутаций входили также учёные мужи, хорошо знакомые с вопросами своей веры и долженствовавшие склонить царя хазарского каждый на свою сторону. Однако Булан по личному почину пригласил еврейских учёных и выслушал доводы представителей трёх религий. Увидев, что как ислам, так и христианство зиждутся на основе веры Иудейской, он сказал, что му-сульмане и назареяне признают еврейскую религию родоначальницею своих верований, и поэтому стал евреем. Решающую поддержку ему оказал наибольший хазарский князь, названный ха-гадол, с которым часто отождествляют кагана. Булан упоминается не только в еврейско-хазарской переписке, но и в булгарской летописи Бахши Имана, а возможно и у Якуби под именем Язида Булаша. Есть мнение, что Булан – наследник хорезмийского пра-вителя, бежавшего в Хазарию. У Бахши Имана Булан назван сыном иудея Барджиля, внуком, Айбата. Сыновья Булана – каганы Бен-Амин и Карак.


***


4) Обадия (~780–800) — хазарский царь, при котором был окончательно введён раввинистический Иудаизм. О нём сказано, что он «поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв (махзоры). Он (Обадия) был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа». Был не каганом, а царём (тюрк. бек, евр. хамалех), потомком Булана. Религиозно-политические реформы Обадии, свергнувшие как врагов Иудаизма, так и династию Ашина, вызвали гражданскую войну, в которой этот царь, по-видимому, погиб. Все, кто не принял Иудаизма, в т.ч. христиане и мусульмане, объединились против правительства, началась гражданская война, о которой спустя 100 лет писал Константин Порфирородный: «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. – А.З.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров». Междоусобица ослабила государство в целом. Так, после репрессий, предпринятых про-тив крымских христиан хазарским каганом, после ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии, и его присоединила к себе Византия. Хазарам пришлось с этим смириться, т.к. антииудейски настроенные феодалы и союзные с ними венгры тревожили царя даже на его собственной земле. В ответ на это каган разрушил один из самых великолепных замков в своём государстве – Правобережный, который принадлежал, видимо, болгарину-антииудею. З.А. Львова отождествляет Обадию с Бен-Амином, сыном Булана по Бахши Иману: по сведению царя Иосифа, после Обадьи правят один за другим его сын и внук Изекия и Манассия. Потом к власти приходит брат Обадьи Ханукка, от которого и ведет свою родословную царь Иосиф. А в летописи Гази-Барадж непосредственно после Бен-Амина к власти приходит его брат Карак, предварительно убивший и Бен-Амина и верных ему священнослужителей. Родословная Юсуфа также ведется от брата Бен-Амина Карака (Карак, его сын Манас, его сын Исхак, его сын Бакчуар и его дети – Алан и Юсуф).
 
       Бахши Иман дополняет царь хазар Иосиф. Бен-Амин насильно насаждал Иудаизм среди народов каганата, что сопровождалось рубкой священных деревьев язычников и разрушением мечетей мусульман. Одновременно каган делает набеги на оплот оппозиции – бекство Дима-Тархан в Тмутаракани. Вскоре к мятежному бекству присоединились чёрные хазары, сакланы, джурашцы и бурджане близлежащих территорий. Ключом повстанцев было имя Кубара (одно из имен Тангры). Поэтому и война с Бен-Амином получила название Кубарской или Суварской.

       Причиной смещения Бен-Амина с престола было нападение на Итиль моджар. Бен-Амин был низвергнут с престола и задушен, а верные ему священники были живыми закопаны в его могилу. На престол взошёл младший брат Бен-Амина Карак, продолживший борьбу с восставшими моджарами, к которым бежали разбитые бурджаны, сакланы и джурашцы. Часть разбитых белыми хазарами племён – кубарцы – бежала в Кара-Булгар на Днепр. Карак пошёл войной на Кара-Булгар, но был наголову разбит. Этим воспользовались чёрные хазары – язычники,– объявив, что гибель войска произошла из-за измены богу Тангре. Свергнутый Карак бежал в Семендер, но был вместе с сыновьями изрублен на куски мусульманами. Спасти удалось только его младшего сына Манаса. К власти пришёл тенгрианец Урус, отец которого Асанкул, дед Саксин и мать были зверски убиты Буланом за отказ принять “яхудскую” веру.


***


5) Гот-хазар — богатырь, убитый в августе 591 персидским мятежным полководцем Бахра-мом Чубиным. Его баснословная сила приравнивалась тысячи обычных воинов.


***


6) Чорпан-Дархан — хазарский полководец, который по «Истории албан» армянского историка Мовсеса Каганкатваци в конце 629 / начале 630 попытался захватить Армению. Знаменитый полководец Шахрвараз, в то время бывший фактическим правителем Ирана, выслал против тюркютов начальника тюркской конницы Гонагна с десятитысячным войском, но тюркютский отряд, хотя он состоял всего из 3 тысяч человек, уничтожил это войско. Половина тюркютского отряда вышла навстречу неприятелю, а другая скрылась в засаде. Едва вступив в бой, тюркюты обратились в бегство. Находившиеся в засаде неожиданно напали на преследователей и окружили их. Персы были перебиты, после чего победители «собрали украшения коней, копья и золотом обложенные мечи, щиты, превосходные одежды, сделанные искусством греков».


***


7) Калга — хазарский полководец, возможно каган Хазарии (третья четверть VII в.). Известен из летописи татарского автора Бахши Имана. З.А. Львова считает Калгу евреем. Калга погиб в битве на реке Алмыш хазар с сыном и наследником кагана Великой Булгарии Поднепровья Куврата Бат-Бояном (правил в 665–668?). О вере Калги летопись не говорит, но сменивший его на престоле каган-тенгрианец Кабан, демонстрируя своё дружеское расположение к Бат-Бояну при заключении с ним мира и союза, подчеркивает их религиозное и языковое единство и благодарит Бат-Бояна за то, что он избавил его от “ненавистного Калги”, что возможно свидетельствует об Иудействе Калги и позволяет его сопоставить с тем вошедшим во власть военачальником-евреем, о котором говорит Кембриджский Аноним: “И они (евреи) породнились с жителями (той) страны ... И они всегда выходили вместе с ними на (войну) и стали одним (с ними) народом. Только завета обрезания они держались и (некоторые) из них соблюдали субботу. И не было царя в стране Казар, а того, кто одерживал победы на войне, они ставили над собой военачальником. (И продолжалось это) до того самого дня, как евреи вышли с ними по обыкновению на войну, и один еврей выказал в тот день необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на хазар. И поставили его люди хазарские, согласно исконному своему обычаю, над собою военачальником. И оставались они в таком положении долгое время, пока не смилостивился господь и не возбудил в сердце (того) военачальника желание принести покаяние, и склонила его (на это) жена его, по имени Серах, и она научила его сделать себе полезное”. Понятно и большое горе Кабана в связи с кончиной Бат-Бояна в 690, после чего вскоре умирает и он сам. После его смерти, вероятно к власти приходит сын Калги Айбат, заточивший в темницу сына Кабана Кук-Куяна.


***


9) Алп-Тархан — хазарский полководец, упомянутый в сочинении армянского автора Гевонда. Во время хазаро-арабского столкновения 716/17 или 713/14 с Масламой он привёл подкрепление к основной хазарской армии возглавляемой каганом и встретившей арабов у города Тарку. Арабы вынуждены были спешно отступить в Грузию, бросив всю добычу и гарем своего предводителя.


***


10) Блучан (Булджан, Булчан, Б.л.дж.а [от Булу Шат?]) — хазарский полководец, которого хазарский хакан послал в Кахетию в царствование грузинских царей Иоанна и Джуаншера (718/86), поэтому фигурирует в грузинских и армянских источниках в связи с нашествием хазар на Грузию во 2-й пол. VIIIв. По Летописи Картли каган хазар влюбился в Шушанну – сестру эрисмтавра Картли Джуаншера. Джуаншер отказался выдать сестру, и тогда каган приказал Блучану привести её силой. Во главе большого войска Блучан взял штурмом Картли и захватил принцессу, после чего разорил Тбилиси. По пути в Хазарию Шушанна отравилась, не пожелав стать женой язычника. Разгневанный каган казнил Булчана. Отсюда хазарский поход на Закавказье в 763/764. Некоторые исследователи обращают внимание на заманчивое сходство имени с более ранней фигурой полководца Булана, либо с более поздним «сыном Булджана», который в 901 возлавлял набег хазар на Дербент.


***

 
11) К.са — сын Б.л.дж.ана, возглавил в 901 поход хазар на Дербент. Видимо его имеет ввиду караимский автор середины Х в. Яфет ибн Али, считавший поход «израильского царя» (царя хазар) на Баб ал-Абваб (Дербент) в начале 10 в. началом мессианской эры.


***


12) Тармач — хазарский полководец, которому армянский историк Гевонд, приписывает поход Барджиля (согласно этому автору – уже умершему) против арабов.


***


13) Хазар-Тархан — хазарский полководец времён вторжения в Хазарию 150-ти тысячного войска арабского полководца Мервана (737), Хазар-Тархан каган доверил во главе с 40-тысячным отборным войском оборону столицы, а точнее задержать Мервана, пока каган не соберёт всю армию. Выйдя из Семендера Мерван двинулся к столице Хазарии ал-Бейда, находившейся в низовьях Волги, однако, он не стал её осаждать, а пошёл догонять кагана. Хазар-Тархан последовал за Мерваном по противоположной стороне Волги, чтобы соединиться с каганом. Узнав об этих планах от шпионов, Мерван по понтонному мосту переправил на левый берег Волги отборный отряд, который сумел убить Хазар-Тархана, а затем разгромить его войско. Эти события решили исход той войны.


***


14) Растархан (Астархан) — хазарский полководец (и, царь?), из рода Хатирлитбер («хатир» – хазар и «йылтывар» – обозначение вассального князя). В 764 он напал на мусульман Армении и захватил большое число пленных. Тогда же разграбил и Тбилиси, восточные области Грузии. В Албании (Азербайджане) захватил бесчисленные стада скота и табуны лошадей. Халиф Мансур послал против него войско во главе с Джибраилом ибн Яхья (оно было разбито и обращено в бегство) и Хабиб ибн Абдалах ал-Равенди (было разбито и потеряло предводителя). Мансуру пришлось из-за него строить и укреплять многие крепости. Некоторые отождествляют его с первым хазарским царём-евреем Буланом.


***


15) Песах — хазарский полководец, убеждённый еврей, бивший варяго-византийских оккупантов. Правитель области, включавший Керченский пролив («архонт Боспора»), он носил титул булшицы («начальник гарнизона» или «сборщик налогов», может быть «правитель болгар»). В 930-е отразил инспирированный Византией набег русов во главе с князем Хельгу (Олег) на хазарские владения в Крыму. В отсутствие начальника Хашмоная, варяги захватили город Самкерц. Песах, освободив его, атаковал крымские владения Византии, захватил 3 города и множество деревень, осадил Херсон. Затем он настиг войско русских, разбил его, захватил награбленную в Самкерце добычу и принудил Хельгу к походу против Византии. Казнил немало идолопоклонников в Крыму.


***


16) Йекутиэль Адам — заместитель начальника генштаба Израиля, был самым высокопоставленным офицером, погибшим во время Первой ливанской войны. При Менахеме Бегине был рекомендован соответствующими правительственными инстанциями на пост руководителя Службы внешней разведки «Моссад». Буквально за несколько дней до вступления в новую должность Кути Адам погиб в ходе боевой операции, в стычке с террористами.


***


17) Уди Адам — генерал Израиля, сын бывшего заместителя начальника генштаба Йекутиэля (Кути) Адама (см. выше).

Генерал Уди Адам – прекрасный администратор. Он отвечал за организацию лагерей для ликвидаторов Гуш-Катифа, и их показывали всем иностранным делегациям. Результаты его деятельности на посту командующего Северным округом во время Второй ливанской войны известны. Он ушел в отставку, а теперь он первый кандидат на пост генерального директора реактора в Димоне.

Если ничего в последний момент не произойдет, то генерал-майор запаса Уди Удам возглавит Центр ядерных исследований в Димоне. Эту информацию распространил уходящий в отставку директор Центра, Ицик Гурвич.

Отборочная комиссия во главе с председателем Комитета по атомной энергии, доктором Шаулем Хоревом, проверила ряд кандидатов, включая генералов запаса и руководящих сотрудников Центра в Димоне. В итоге, в финал вышел Уди Адам. Именно его кандидатура будет представлена на утверждение правительства в начале будущей недели.

Пресс-секретарь Комитета по атомной энергии, Нили Лифшиц, подтвердила, что генерал запаса Уди Адам является одним из кандидатов на пост генерального директора Центра в Димоне.

Уди Адам был назначен командующим Северным военным округом в июне 2005 года, успешно завершив создание лагерей для ликвидаторов Гуш-Катифа. Его стараниями было построено несколько палаточных городков, оборудованных передвижными биологическими туалетами и душевыми кабинами, налажено питание солдат-депортаторов и организован их отдых.

Во время Второй ливанской войны блестящие организаторские способности генерала Уди Адама по интендантской части ему не понадобились, и в помощь ему был прислан заместитель начальника генштаба Моше Каплинский. Это означало фактическое отстранение генерала Адама от командования фронтом.

Вскоре после окончания войны генерал Уди Адам снял погоны и ушел в бизнес. Несколько месяцев тому назад он решил не принимать участие в церемонии награждения генералов, участвовавших во Второй ливанской войне.