Владимирская Русь. Золотая свадьба в селе Ирков

Валентин Стариков
ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА В СЕЛЕ ИРКОВО

На Владимирщине, в восемнадцати километрах от города Александрова, стоит село Ирково. А как говорит русская пословица, не стоит село без праведника.
В шутку это, или это всерьёз, но недавно арифметические подсчёты в этом селе закончились золотой свадьбой в семье Мироновых.
Подсчитали – ведь действительно полвека совместной доброй жизни Александра Николаевича и Лидии Павловны.
 Как быстро пронеслись эти годы! Дети… Внуки…
Это головокружительное время вместило всё: и счастье, и беды, и радости и горести.
Ведь, казалось бы, давно ли это было – познакомились на танцах приехавший в отпуск юный механик из Челябинской области и ещё более юная вышивальщица фабрики «Квалифицированный труд». И через год соединили свои судьбы.
А все эти прошедшие годы – это годы ежедневного труда, которым они дополняли судьбы друг друга.
Они земляки – оба из Александровского района Владимирской области.
Александр Николаевич родился в крестьянской семье села Ирково. И до сих пор всей жизнью связан с этим дорогим для него местом. Окончил в юности Кольчугинский механический техникум, куда несколько десятков километров ходил пешком. А потом долгое время работал инженером-механиком на одном из александровских предприятий.
Лидия Павловна родом из крестьянской семьи Демичевых деревни Николаевки - по другую сторону от города Александрова. Хватила горя, как военного, так и послевоенного времени.
Так что оба вышли из трудолюбивых крестьянских семей, и сами жили и живут постоянным трудом…
Они собрались на скромную семейную трапезу в своей деревянной избе, построенной своими руками, – родственники и близкие друзья. А хозяин дома – Александр Николаевич в той самой белой рубашке, которую полвека тому назад прекрасными узорами вышила своими руками его заботливая невеста-мастерица!
А за окнами – всё на виду: здесь и кладбище, где похоронены предки, и сияющий купол церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Позади избы – огород – кормилец в трудные времена.
Всё родное, всё под руками.
А прежде чем сесть к столу, все отправились в церковь, где всякий кирпич помнит прикосновение твоих рук.
Вот уже двадцать лет, как Александр Николаевич с неизменной поддержкой своей верной подруги-жены восстанавливает здешний храм, разрушенный колхозными руководителями. Надо ли говорить, что разрушать было быстрее и легче?
В старые русские времена, когда собирались что-то строить, прежде всего устраивали кирпичный завод. В наши знаменитые пятидесятые стали действовать по-другому – из своей лени и падения душ из церковных зданий умудрялись устраивать каменоломни. Так было и с ирковской церковью. На всякие мелкие колхозно-совхозные нужды разобрали не только колокольню, но даже и трапезную с Никольским храмом.(Скажем задним числом - всё, что было построено из сворованных церковных камней, скоро развалилось).
Теперь же, по собственному зрелому движению души, Миронов сначала стал организовывать земляков, как здешних, так и уехавших когда-то из села, на благоустройство своей малой родины.
А потом общими силами приступили и к восстановлению церкви. И оказалось немало тех, кто своими малыми средствами начал помогать, вкладывая даже и малую лепту, как та евангельская вдова.
Сам же Александр Николаевич, проявляя организационную смелость и инициативу, используя личное время, а зачастую собственную зарплату и пенсию, вёл строительные работы, привлекая людей - мастеров, способных хорошо делать своё дело, привлекая и упрашивая благотворителей. И всё получалось. Понемногу, но получалось.
И попутно возникло другое стремление – возвратить селу его историю. С перерывами вышли – сначала буклет, а потом три тома «Истории села Ирково», где Александр Миронов проявил себя как писатель с хорошим литературным дарованием.
Минувшие годы как бы отмечали этапы восстановления Введенской церкви, а закреплялись появлением из печати книг: «История села Ирково», том первый (1995 г.), том второй (1997 г.), том третий («Введение во Храм» (2000 г.). Третий том стал особенным – он представлял собою не только летопись восстановления храма, но и хронику становления самого автора как воцерковлённого человека.
Нужно ли удивляться тому, что в библиотеках российских тюрем выстраивались очереди заключённых на прочтение книги, чтобы поучиться у Миронова, как найти дорогу к храму!
А потом следовали книги «Восемь дней на Святой Земле» (2000 г.), «Сотворение мира» (2005 г.), «Конец времени» (2002 г.), «Моя Русь», части первая и вторая (2007 г.).
       Невелики были тиражи, но кое-какие средства от продажи экземпляров – копейка к копейке - тоже шли на строительство и тоже способствовали восстановлению. Так удалось не только привести в порядок главный - Введенский престол, но и построить заново на старом фундаменте обширную трапезную с престолом святителя Николая Чудотворца.
В этом году, летом, с благочинным отцом Александром и священником отцом Николаем вместе с прихожанами отслужили Божественную литургию!
Так что заново построенный храм стал памятником не только архитектуры и истории села, не только памятником предкам, но памятником и нынешним поколениям, которые вложили силы и средства в восстановление Свято-Введенско-Никольской церкви!
Вот потому-то во время праздничной «золотой» трапезы Александр Николаевич и Лидия Павловна Мироновы с волнением и радостью бросали свои взгляды за окна своей избы, где сияло белизной церковное здание и возвышался отливающий ярким солнечным сиянием купол с православным крестом.

-------------------------------------
Очерк и фото опубликованы в журнале "Русский дом" 2009 г., №6.
Фото Аллы Добросоцких