Наши славяне в из Азии

Петр Золин
 
       
Славяне в Византии 6 – 8 вв. (подробности, кроме Азии, в работах В.В.Седова)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/images/000699-000554S.jpg

Слово осведомленным авторам.
Ибн ал-Факих, «Книга стран», ок. 903 г.: «Славяне едут к морю Рум, и берет с них властитель Рума десятину; затем следуют они по морю до Самкуша еврейского (совр. Керчь); далее они направляются в страну Славян или переходят из моря Славянского (здесь – вероятнее всего – Меотида, Азовское) в ту реку, которую называют Славянская река, с тем, чтобы пройти в залив Хазарский, и там с них берет десятину властитель хазар; затем следуют они к морю Хорасанскому (Каспийскому), попадают в Джурджан и продают все, что с собой привозят, и все это попадает в Рей» (BGA. T. V. P. 270-271; Новосельцев. 1965. С. 385;. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 208). Так – очевидно - славяне 8 века все же славяне, а не ар-Рус (о них чуть позже).
 «Раффельштеттенский таможенный устав», Баварская восточная марка, между 904 и 906 гг.: «Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов (реликтовый этноним, традиционно применявшийся по отношению к русским) или богемов (чехов), если расположатся для торговли где-либо на берегу Дуная…, с каждого вьюка воска платят две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика – одну меру той же стоимости; если же пожелают продать рабов или лошадей, то за каждую рабыню платят по одному тремиссу, столько же за жеребца, за раба – одну сайгу, столько же за кобылу» (Telon. Raff. Cap. VI. P. 64;. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 296).
А чего словено-русы ?!
Ибн Хордадбех, «Книга путей и стран», не позднее 30–40-х гг. IX века: «Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей (джинс) славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому (Черному) морю. Владетель (сахиб) ар-Рума (Византии) взимает с них десятину (ушр). Если они отправляются по Танису (греч. Танаис – Дон) – реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель (сахиб) также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан (Каспийскому) и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 фарсахов (ок. 3000 км). Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи (хадам). Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью)» (BGA. T. VI. P. 154; Ибн Хордадбех. С. 124). Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 206. здесь и далее: http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/ (восточные и западные источники на сайте не приведены).http://midday.narod.ru/01.htm
Это констатация на начало 9 века, но явно по более ранней традиции продаж северянами на юге мехов и оружия. Переводчиками для европейских купцов в раннесредневековой Азии являлись славянские слуги-евнухи (хадам). Правда, фактов беременности азиатских женщин от всяких «номинальных евнухов» предостаточно. Славяне просто не испытывали столь страстной озабоченности, какая характерна пылким южанам, особенно содержателям гаремов. И любой немногоженец или одинокий мужчина вполне сходил за «хадама». Наряду с активной переводческой деятельностью славянам в Азии доверялся и сбор налогов, другие ответственные государственные работы. Из азиатских славян появлялись и талантливые на разные языки отцы церкви, особенно в округе Сирии.
Вопрос, когда и откуда появились славяне в Азии. И придется зайти в историю при ответе от времен палеолита.
Чаще всего стремятся доказать свое историческое превосходство над народами России идеологи народов округи Балтийского моря, включая Скандинавию. И это стремление мировая историческая наука поддерживает как аксиому. Многие страницы сборников «Руси до Руси», «Ста новгородских сел», «Новгородики» мне пришлось посвятить аргументам против такого антинаучного стремления. Например, на пике последнего оледенения (не говоря уже о более мощных) - 22 – 15 тыс. лет назад - на землях Скандинавии, Германии, Польши, стран Балтии и т.п. никаких людей не было. Стоял, извините, несколько тысяч лет лед, кое-где толщиной в километры. Поэтому ледниковый период полонофилов, балтофилов и иных филов крайне не устраивает.
Ладно… Тогда придумываются всевозможные лингво-археологические схемы для доказательств, что вот хотя бы после ледника эти прибалтийские земли населяются передовыми и исторически значимыми людьми, превосходящими в развитии население земель будущей России. Честно скажу, хотя бы обилия античных золотых изделий, похожих на достижения народов Великой Скифии, там не встречено. Никто из жителей округи Германии и Польши полчищ Кира Великого и Дария Первого не громил. Правда, средневековая элита поляков была не прочь взять на себя всю славу позднеантичной Сарматии. Так кто чего, бывает, не прочь ?!
Ладно… Тогда надо оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси, обрезать даже мысли об очевидной многообразной преемственности между средневековыми российскими народами и их античными пращурами. С помощью нашего «исторического официоза» это иногда получается. Правда, вредит «отрыву» нарастающее обилие достижений антропологов и генетиков, да отчасти объективных археологов, лингвистов и других специалистов. Тогда будем дискредитировать достижения, а лучше – самих специалистов, не дадим им консолидироваться и распространять неудобные для религий и иноземных идеологий факты. Не надрываетесь ли, господа, на пути сем ?!
Ладно… И тогда упорное начинание отечественной истории примерно от времен Рюрика под давлением доминирующих религий превращается в дубинообразную государственную политику, загоняющую общественное сознание россиян почти во времена религиозного мракобесия и поближе к инквизиции. Проглядывает: если не православный – тогда не русский (не наш), хотя раннюю славу Руси (тем более Великой Скифии) принесли явно не христиане. Близко такой позиции, если не мусульманин – не русский. Тоже «нормальная версия» - но историческую славу народы и земли будущей России обрели задолго до мусульманства и даже распространения здесь (хотя бы в округе Азовского моря) иудаизма. Нет у тотальных религий никакого права начинать нашу общую отечественную историю России со времен начала почитания Яхве, Христа или Аллаха. Тем более, именно нет права – при светскости Конституции Российской Федерации.
Вот и приходится апологетам балтизма, скандинавизма и прочих «-измов» напоминать, что если они – индоевропейцы, то их пращуры происходили преимущественно из округи Черного моря и Каспия, большинством с земель будущей России. И на этом – все. Историческая ТОЧКА. Хотя из этого не стоит делать какие-то тенденциозные выводы – каждый народ в последние тысячелетия и века занял и закрепил за собой те земли, какие это позволила ему сделать история. Любой пересмотр истории – кровь и слезы на века. Косово – один из примеров такого пересмотра истории в ущерб славянству, реализации политики «просачиваний и захватов изнутри».
Понятно, что акцентов в исторических версиях может быть много. Полномасштабная история нацелена на учет всех обоснованных версий, включая и любительские по отношению к исследователям-профессионалам.
Все более осмысленных реконструкций отечественного прошлого типа данных (http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/hist2.html; www.prehistoryforkids.archeologia.ru и т.п.) в Интернете появляется немало . Но акценты в них не всегда глубоко обоснованы, страдают однозначностью. Так используемую карту варианта распространения индоевропейских языков стоит дополнить прямым и вариантом обратного пути аргонавтов с учетом данных «Вестника древней истории» (1947 – 1949; указатель 1950). По варианту обратного пути, если верить античным источникам, аргонавты проходили протоку в горах Рипах и огибали Европу – примерно по «пути из варяг в греки», «хождений апостола Андрея» и т.п.
Названия земель от низовий Дуная до Сибири севернее Черного моря и Каспия за тысячи лет неоднократно менялись, хотя обозначали этногенетическую близость мощного союза здешних народов. Гипер-Борея, Киммерия, Скифия, Сарматия… Русские летописи на первое послепотопное время обозначали этот союз как «Русь, чюдь и вси языци».
Среди сохранившиеся к нашему времени названий России доминируют библейско-христианские версии (тяготеющие к иудейско-греческим представлениям о северянах и их грозных властителях типа библейского Роша-Роса). Но для значительной части финно-угров (эстонцев, финнов), давно знающих земли словено-русов, Россия — это Venemaa , Ven;j;. Так звали многих европейцев задолго до нашей эры, а Иордан в 6 века указал, что именно из венедов и происходят славяне и анты. Здесь память о названии северной части страны за многие века до Рюриковичей.
Для ливов и латышей Россия — Kr;ev;m;, Krievija . Это своеобразная память о раннесредневековых кривичах (в полосе дьяковской и близких ей культур), которые играли заметную роль в раннесредневековой Руси. Среди латинских названий России есть Ruthenia, что требует внимание хотя бы к рутам. Ряд народов обыгрывают при названии России варианты типа Oroszorsz;g, ;risya, ;ris R;sya и созвучные. Это близко вариантам обозначения русских у тюркских народов — орус, орыс, аорс и т. п. (что отчасти есть и в чеченском «орси»). Слово «русский» шорцы заимствовали в форме «орус». Через шорцев слово «орус» заимствовали предки современных хакасов, тувинцев и алтайцев в форме «орыс, орус».Внешнее сходство клубня картофеля с яблоком подтолкнуло русских сибирских крестьян называть клубень яблоком, что нашло отражение в лексике … sh-kray.narod.ru/arhive/2003/1/pol3.htm • 16 КБ
Допускают, что «Аорс» - сарматское племя - от искаженного тюркского этнонима «орус»/«урус». http://real-alania.narod.ru/alanialand./...L1/5sarmat_gunnu.htm
Тенденция эта явно уходит в глубины веков до нашей эры. Если- в частности — учесть в тюрских языках и ряд созвучных слов типа: урус (орус) — русский — (урус(орус) — битва, сражение; оруш — пастбище, жниво; сбор урожая) и т. п. forum.tatar.info/index.php?act=…..=10&t=3839. Трудолюбивый и готовый к битвам получается народ. Для античных латинян, когда Russia еще не существовала, целое гнездо слов с корнем Rus означало деревню и деревенский образ жизни, что отчасти согласуется с тюркскими представлениями об орусах-урусах. http://www.ipiran.ru/egorov/hraith.htm
Urs (медведь) - в ряде европейских языков•- делает устойчивой связку Русь – Urs, что доходит до нашего времени и надсадно используется неомасонством. С давних времен китайцы присвоили России название ; ;gu; (;; произносится «э», второй тон). «Русский», ;gu; «россиянин» звучит по-китайски как ;gu;r;n. Корейцы не забывают русского «медведя» -;;; . Не прочь подчеркнуть это и наши удмурты: ;уч – гондыр, бигер – кион, удмурт – сяла” (“Русский – медведь, татарин – волк, удмурт – рябчик”)
В самом индоевропействе рос (рош) не связано в истоках с семитским рош – глава, начало, вершина. В санскрито-русский словарь введено образование (из хинди) - rusi. Помнять русов (не россов) многие соседи По абхазски Россия - "УрыстIвыла" (русских страна). По-армянски: Ррусаст;н; по-азербайджански: Р;сия (разг. тж. Уруси;т); по-грузински: Рус;ти (чаще ударение на первом слоге: ;;;;;; (р;сети): Россия; ;;;-; (рус-и: русский человек) ==> ;;;-;;-; (рус-ет-и: Россия). В татарском два названия России – Русия (более официальное) и Р;с;й. В казахском традиционны Ресей и орыс, но в советское время официально применялась Россия при кириллической графике.
Если русов – действительно – с палеолитических времен воспринимали как медведей, то упоминание могучего этноса тысячи лет могло быть и табуизировано. Русы в союзе с разными народами представали под самыми разными названиями, как собственно и славяне.
Например, из ностратического содружества уже несколько тысяч лет назад выделялись Финно-славяне – северный полиэтнос, ныне подтверждаемый археологически, эпически и общеисторически. Вероятно, полиэтнос тесно взаимодействовал с балтами и тюрками, частью германцев. В русских летописях память о нем и отражена в представлениях о послепотопной "руси, чюди и всих языцах". Мощь объединения позволяла задолго до нашей эры направлять на юг знаменитые культовые дары (см.: Лаодика и т.п.). По пути культовых посольств активные группы финно-славян выходили даже в Южное Причерноморье. В частности, по сведения Страбона (XII. 3. 3): "Вифинцы, бывшие прежде мисийцами, получили свое измененное имя от фракийцев - вифинов и финов, поселившихся в этой стране (Вифинии)". Эти сведения целиком подтверждает фраза Геродота (VII. 75), согласно которому стримонии (см. Рес) - это первая волна "вифинцев", ассимилированная второй, собственно вифинской волной. Переселение вифинов в Малую Азию античные историки, имея мало археологических данных, датировали более поздним временем. Однако фрако-фригийцы, как известно, перемещались в Малую Азию несколькими волнами, смешивающимися, в том числе и по названию, друг с другом. В этой ситуации любой этноним переселенцев-балканцев у античных историков может относиться к разным группам разных волн. Во времена Геродота на севере наиболее яркой общностью финно-славян являлись фиссагеты (пращуры веси ?), вероятно, представленные дьяковской культурой.
Вместо упорного идейно-политического отрывания балтов от славян в реальной истории существовало мощное балто-славянское содружество. Балты и славяне в языках имеют гораздо больше сходных черт в лексике, морфологии и синтаксисе, чем любые индоевропейские языки. Освальд Семереньи (Oswald Szemer;nyi) и другие видные лингвисты доказывают, что две группы языков (балтов и славян) отделились от общего предка значительное время спустя после распада индоевропейского языка.
Более 100 слов в балтийских и славянских языках являются общими по форме и по значению, среди них: литовское begu, латышское b;gu, русское бегу; литовское liepa, латышское liepa, прусское lipe, русское липа. Лексикостатистика по стандартному 100-словному списку Сводеша, где вероятность заимствований невысока (не более 5-10%), дает картину близкого родства пралатышского, пралитовского и праславянского (русского) языков. Литовский-латышский 67%; русский-литовский 54%; русский-латышский 50 http://ru.wikipedia.org/wiki/....A%D0%B8
Нерасторжимо это родство и при учете правила Кентум-Сатем (обозначения «ста» у разных групп индоевропейцев). Так называется изоглосса в семье индоевропейских языков, относящаяся к эволюции трёх рядов дорсальных согласных, реконструированных для праиндоевропейского языка, *k; (лабиовелярный), *k (велярный), и *;; (палатовелярный).
В зонах многовековых контактов формировались общности типа ранних финно-индоевропейцев или семито-индоевропейцев, а архаичную ностратику – вероятно – долго сохраняли будущие тюркские народы – евразийцы по облику. Фиксируемое письменно деление балтославян (к примеру, венедов) на славян (письменность с 9 века) и балтов (письменность с 15 века) не может дать надежные основания для такого деления на первые века нашей эры. Поэтому упорно выделяемые археологами и лингвистами балтийские культуры начала нашей эры на деле оказываются – в лучшем случае – балтославянскими, а в худшем – для балтов – венедославянскими с допущением поселений балтов (как и в случаях с финно-славянами Приильменья и части дьяковской культуры).
Почти все доказательства финской или балтской подосновы словено-русской ономастики Северо-Запада России являются игрой доминирующей части корпоративной лингвистики, зачастую не учитывающей хотя бы следующие балто-славянские схождения:
- фонологическую палатализацию (свод данных Ежи Куриловичем);
- развитие i и u ранее развития сонорных в PIE;
- закон «ruki» ;
- инновации в ударениях;
- образование сравнительной степени и т.д.
В зонах многовековых полиэтничных общностей практически невозможно свести этимологии ононимов к какому-либо одному античному языку, чаще всего в древнейших ононимах проглядывают сравнительно единые ностратические корни. Между индо-иранцами и балто-славянами очень много общего, но немало общего между балто-славянами (андрофагами, невракми) и финно-индоевропейцами (северными скифами времен Геродота; фисса-гетами), между индо-иранцами и семито-индоевропейцами (арамейцами). Традиции ностратического содружества языков давали о себе знать многие тысячелетия.
В зонах многовековых контактов формировались общности типа ранних финно-индоевропейцев или семито-индоевропейцев, а архаичную ностратику – вероятно – долго сохраняли будущие тюркские народы – евразийцы по облику. Фиксируемое письменно деление балтославян (к примеру, венедов) на славян (письменность с 9 века) и балтов (письменность с 15 века) не может дать надежные основания для такого деления на первые века нашей эры. Поэтому упорно выделяемые археологами и лингвистами балтийские культуры начала нашей эры на деле оказываются – в лучшем случае – балтославянскими, а в худшем – для балтов – венедославянскими с допущением поселений балтов (как и в случаях с финно-славянами Приильменья и части дьяковской культуры).
В реальности почти пустое для многих историков и доминирующего общественного сознания пространство Сарматии, венедов и эстов еще с далеких тысячелетий было обильно заселено и оставило немало ярких археологических культур. Подробные сведения о Сарматии первых веков нашей эры оставили Птолемей и многие другие античные авторы http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/
В целом, общеизвестное объективной и научной части Интернета с большим трудом закрепляется в общественном сознании россиян, не становится устойчивым мировоззренческим фактом и не способствует развитию научной картины мира у граждан России. И это огромный тормоз для инновационного развития страны, что российские власти явно не замечают, упорно заигрывая в конституционно светской стране с различными религиями. Вера в богов – это не вера в инновационный прогресс, уверяю Вас.
Одними из первых на землях нынешней Турции оставили шанс для языковых пращуров славян хетты-индоевропейцы почти 40 веков назад (если не учитывать спорных Касков - Каски). Затем влияние здесь индоевропейства почти не ослабевало. Например, во времена фригийцев с их царями Мидасом и Гордием (почти Гордеем). trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110010.htm; universalinternetlibrary.ru/book/osipov/12.shtml; и др. Сюда устремлялись киммерийцы и скифы, при этом их властители достигали уже в 7 веке до н.э. званий «царя царей» (на уровне властителей Ассирии) http://ancientrome.ru/publik/parker/parker01.htm; http://www.drevniymir.ru/vostok48.html; trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110030.htm; http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm; и др. Немало появлялось переселенцев из Скифии в этих местах во времена Митридата Евпатора, а особенно в периоды активизации полиэтничных Готии и Гуннии, Аварии и Болгарии.
Конечно, праславяне и славяне составляли лишь часть скифских переселенцев, но все более заметную часть
Хотя бы «Свод древнейших письменных известий о славянах» ( Т. 1 – 2. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1994-1995; за что особая благодарность С.А.Иванову, Г.Г.Литаврину и В.К.Ронину) добротно показывает на общеизвестных письменных источниках этногенез славян от венедов примерно с 1 века нашей эры, где затем известно около 4 века деление части венедов на славян (скловен) и антов. Для арабов славяне и все северные народы преимущественно сакалибы. Но ведущую роль именно славян-сакалибов (условно: соколов) в составе всех северных народов не заметить было трудно (Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М. 2001; Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., «Наука», 1976. Щукин М. Б. Рождение славян // Стратум: стуктуры и катастрофы: Сборник символической индоевропейской истории. СПб. 1997. С. 110-147. Шувалов П. В. Проникновение славян на Балканы // Основы балканского языкознания, языки балканского региона, ч. 2 (славянские языки) / Под ред.: А. В. Десницкой, Н. И. Толстого. СПб., 1998. С. 5-28
Интересны подходы
 

Википедия на этих картах Ю.Б.Корякова справедливо допускает существование археологических подоснов городов средневековой Руси – Киева, Пскова, Новгорода и т.п., но гипертрофирует влияние «чистых балтов».
К.Л.Егоров неплохо суммирует данные о ранней Руси, включая арабо-салавянские связи. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21958/. К сожалению, в основе его построений оказывается апологетика неонорманизма, да и славян ранее времен Рюрика он старательно хотел бы с помощью искажений и дискредитаций источников почти уничтожить. Генетика и антропология этого сделать не дают.
К.Л.Егоров согласен, что ранние арабские авторы упоминают ас-сакалиба в связи бегством принца Джамасбе, брата Хосрова I (531-579 гг.), через Дербент к хазарам и славянам, а затем и походом Марвана в 737 г. на Славянскую реку. Но якобы ас-сакалиба этих авторов не следует отождествлять со славянами, хотя в других случаях ас-сакалиба (от греческого "склавины"`) - это славяне. (объяснение далее в тексте). http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/11.htm.
Ныне вероятность славянства части именьковцев на Волге мало подвергается сомнению s81.ulstu.ru/peoples/shakirov.htm; archaeology.ru/lib_bibl/bibl_imenkovo_00.html; http://www.national-atlas.ru/dvd/16.html ; и др. Добротные пояснения у А.П.Новосельцева
http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0152.htm.
Переселение 20 тыс. славянских семей с берегов Славянской реки в 737 г. на Кавказ было, конечно, существенным ударом по внутреннему развитию Руси. Явно переселялись не самые слабые хозяева и семьи. Но в качестве переселенцев славяне Византии попадали в азиатские владения и много ранее - еще в 658 г., они должны были заниматься земледелием и нести военную службу. Где там варяги-викинги ?! Славянские поселения в Малой Азии фиксируются уже во времена императора Юстиниана (см.: Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome en IX siecle. Paris, 1926. P. 18).
Затем в 669 г. «Абдерахман, сын Халеда (полководца самого Мухаммеда), выступил в поход на Романию (Византию) и в ней перезимовал и много областей разорил. А славяне, перебежавшие к нему, числом пять тысяч, пришли с ним в Сирию и поселились в стране апамеев (округа реки Оронт) в селении Селивковоле (славянские корни ононима; ныне, вероятно, Склебийе)» (Свод … Т.2. С. 275, 311). Сравнительно недалеко от античного Россоса (Русополиса) с Росской епархией.
Князь славян-гвардейцев Небул (подобные имена обильны в берестяных грамотах) получил от императора как знак полномочий золотое кольцо-печатку с монограммой – именем Небул. Кольцо хранится в музее г. Ричмонда штат Вирджиния (США). Подобные золотые кольца полвека ранее имели и князья турко-славян (болгар) Гостун и Кубрат. Они представлены в Перещепинском кладе. Перещепинские сокровища были закопаны в 668 г. или позднее, поскольку одна из византийских монет, обнаруженных там, была датирована этим
Славяне-гвардейцы князя Небула изменили Юстиниану П в 692 г. в битве при Севастополе (фема Армениак). Император – по сумме данных – не истребил оставшихся ., а продавал десятки тысяч на азиатских рынках как рабов. Ипату (крупному чиновнику с судебными полномочиями) Георгию (допускают, что было несколько чиновников с разными именами) поручалось обеспечить выгодные продажи пленников в Вифинии, Асии, Кари, Ликии, Каппадокиях и т.п. Есть печати и Георгия как бывшего ипата рабов Исаврии и Киликии 693 – 694 гг. Деньги от продаж шли в имперскую казну. Наряду со славянами продавались и их союзники – выходцы из самых разных народов. (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.2. С.218 – 220). Так что в регионе давно назревала почва для выступлений против диктата имперской элиты, чем и воспользовался затем Фома Славянин.
Севастополь связывают и с современным Сулу-Сараем (Чифтликом) (Свод. Т.2.С.242, 281,317).
Севастополь - современное название турецкого города Ахтиар, переименованного в честь еврейского города Севастии "греческими" поселенцами. Сева;стия (Себа;стия; др.-греч. ;;;;;;;;; — священная, калька с лат. Augusta Августа) — многозначное географическое название. Кстати, Суббота Севастия (Себастия; Самария, Шомрон) — город в исторической области Самария (Израиль).
После перехода на сторону арабов Небула в 695 г. «Муамед выступил в поход против Романии, имея с собою перебежчиков-славян как знатаков Романии, и многих (ромеев) взял в плен» (Свод… Т.2. С.281, 317).
И в том же году Юстиниан был свергнут и оказался в десятилетней ссылке в Крыму и Приазовье. Государь болгар Тервель (имя типа Небул; терва – дерн, трава) в 705 г. вместе с подвластными ему славянами вернул Юстиниану трон на несколько лет.
Славяне в середине 8 века составляли как бы главную силу династии Абассидов.
Перс Абумуслим в 755 г. направил свои войска на битву с халифом Авделой (Абдаллах ал-Мансуром) при Нисибисе (город в Месопотамии на землях бывшего Шумера). И победив «его , Абумуслим убил многих, ибо в большинстве это были славяне и антиохийцы (союзники славян)» (Свод… Т.2. С.281, 318). Сомнительно, чтобы были уничтожены все.
А ведь из этой округи происходят многие раннесредневековые отцы церкви. Что именно славяне составляли главную опору христиан Византии, указывает и следующий факт.
Около 761 – 763 гг. славяне из своей земли (Болгарии или Руси), «как беглецы переправились через Евксин (Черное море). А полчище их по численности составляло до двухсот восьми тысяч (208 000). И поселелись они на реке, которая называется Артаной (40 км к востоку от Босфора)» (Свод… Т.2. С.235, 244 – 245). Это десятки тысяч семей, как и во времена Небула.
Император Никифор 1 Геник (правил в 802 – 811 гг.), бывший главой налогового ведомства при Ирине (отправил ее в ссылку, где та и умерла), в 802 году начал следующую тотальную реформу.
«…Продолжая безбожные казни и желая совершенно унизить войско, приказал сделать христианские поселения из каждого легиона (фемы) в славянской земле, имения же сих переселенцев продать; тогда представился совершенный вид пленения: многие в отчуждении ума изрыгали богохулия и желали нашествия врагов, иные плакали над гробами родителей и завидовали умершим; некоторые для избавления от бедствий повесились».(вариант перевода: Свод. Т.2, С. 289).
Подобное сообщали русские летописи при описании насильственной христианизации времен Владимира на Руси.
«Никто не мог сносить настоящего порядка вещей, но он был неизменяем хотя все видели истребление стяжаний своих, приобретенных родительскими трудами, отчаяние овладело всеми, бедные пришли в отчаяние и от сих бедствий и от тех, о которых будет сказано; богатые сострадали им, но не могли помочь, и сами ожидали еще горших бед; это возымело начало свое от сентября месяца и приведено к окончанию к святой пасхе. После того второе стеснение: он приказал бедным записываться в военную службу, вооружаться на счет окрестных жителей, которые притом должны вносить в казну восемнадцать монет, и подати платить одним за других. Третье притеснение: надзирать за всеми и взимать подати по имению, и сверх того платить за бумагу два кератия, четвертое притеснение: приказал уничтожить все льготы;
пятое: с первого года своего царствования востребовать пошлины за дым (это нормировали и хазары на Руси) с жителей благотворительных домов, сиропитательного, странноприимного, приюта для старости, церквей и монастырей, излишние имения взять в царскую опеку, а подати за них возложить на оставшихся в тех богоугодных заведениях и прилежащих жителей; таким образом подати от многих предметов удвоились, а жилища и помещения стеснены;
шестое, чтобы военачальники наблюдали за теми, как из бедности вдруг обогащались, и требовали бы деньги, как от изобретателей сокровищ;
седьмое: от тех, кои за двадцать лет до сего времени нашли или бочку, или какой-либо сосуд, также требовать деньги;
восьмое: получившие наследство от дедов или родителей, считая также за двадцать лет, должны платить в казну, хотя б они уже обедняли; живущим за Абидосом приказал платить с каждого живущего по две монеты, особенно в двенадцати островии;
девятое: жители приморские, особенно начальники кораблей из Малой Азии, которые никогда не занимались земледелием, против воли своей должны были покупать {357} похищенные им земли и платить за них наложенную им цену;
десятое: собравши знатнейших корабленачальников в Константинополе, раздал им по двенадцати литр золота в рост с монеты один тетракерат, притом чтобы они платили обыкновенные пошлины с торговли…»
http://www.shard1.narod.ru/knigi/Theophanes.zip

Византийские войска император унижал тем, что приказал сделать христианские поселения из каждого легиона (фемы) в славянской земле, имения же сих переселенцев продать; тогда представился совершенный вид пленения: многие в отчуждении ума изрыгали богохулия и желали нашествия врагов, иные плакали над гробами родителей и завидовали умершим; некоторые для избавления от бедствий повесились. Примерно так века через два встречали усиление христианизации сторонники старой веры и на землях России.
Всякого подобного было много. И во многом именно северяне ненавистного императора свергли, заменили Львом. А дальнейшие события представлены в уже известной Интернету статье Скифского рода Фома Славянин.

Надо бы все это в раннесредневековой истории Руси учитывать. Тогда бы и неонорманизму меньше за предвзятость доставалось.

Фома по вере был более христианин, так как получил благославление на императорство - сподобился венца и был провозглашен самодержцем Иаковом (Иовом: 813 – 845), в то время властителем антиохийского престола. Так как Иов сохранял христианский престол Антиохии более двух десятилетий после поражения Фомы, можно считать, что весьма влиятельные сторонники Фомы еще долго были в элите Византии.

Под «следующими учению и наставлениям Мани» в составе войск Фомы имелись в виду павликиане, которые считались непосредственными преемниками манихеев. Перс Мани — основатель секты манихеев (III в. н. э.). В целом подобные движения тяготели к гностицизму (греч. gnosis – знание), религиозным течениям параллельно христианству.
Это сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, что ведут к посланиям апостола Павла. По догмам агностиков, мир пребывает во зле, но зло не сотворено Богом. Творцом зла является злой Демиург (дьявол по императору Михаилу). Демиург гностиков не связан с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, который мыслится благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Высший Бог гностиков обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Отдельные гностические секты связывали Демиурга с Богом еврейской религии и, отсюда, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной деятельности посланцев Высшего Бога.
Самыми известными основателями гностических сект были Симон Волхв, Менандр, Сатурнин, Керинф (1 в. н.э.), Василид (ум. ок. 140), Валентин (середина 2 в.) и Маркион (2 в.), у каждого из них была собственная гностическая система; некоторых упоминают и русские летописи. До середины 20 в. гностики были преимущественно известны лишь по сочинениям отцов церкви, и прежде всего – Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Однако сообщаемые ими сведения чаще всего были заимствованы из вторых рук и основаны на чужих свидетельствах, а не на сочинениях самих гностиков. Лишь в 1945 была открыта целая библиотека коптских гностических текстов, которую обнаружили в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади в Египте, примерно в 40 км к югу от Каира; среди них был список известного сочинения Валентина – Евангелия истины.

Павликиане как последователи Павла тоже не исчезли после поражения Фомы Славянина. Зарождение ереси ведут от середины 7 в. из Западной Армении, основателем признается армянин Константин, принявший затем имя Сильван. Павликиане были близки по позициям манихейству и маздахизму. Павликиане признавали бога добра (небесный отец) и бога зла (сатану). Христос выступал как один из ангелов и сын бога добра. Если верить учению, когда как будет уничтожен бог зла (творец видимого мира и людей), на земле восторжествует власть бога добра. Павликиане отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Священной книгой считали лишь Новый завет (без посланий апостола Петра).
Вероучение было оформлено в период движения Фомы Славянина ересиархом (главой еретиков) Сергием-Тихиком (умер в 835 году). Павликиане продолжали борьбу с Византией и после Фомы, известны их полководцы Карвеас и Хрисохир. На арабо-византийской границе ими было создано государство со столицей Тефрика. Войска доходили до Никеи, Никомедии и Эфеса. Затем, в 872 у Вафириака византийские войска разгромили Хрисохира; а в 878 византийцы заняли Тефрику. Уцелевшие павликиане нашли убежище в Армении, а переселенные на Балканы (главным образом в Филиппополь) сыграли немалую роль в возникновении богомильства.
Масонство и неомасонство отчасти продолжает идеи, характерные гностикам и связанным с ними течениям. Подобные идеи были характерны и сторонникам Фомы Славянина. Это не было движением дикой неразумной толпы, а было движением одних многовековых идей против других. И даже физически уничтожив Фому победители исторически во многом проиграли. Плодотворный свет разномыслия – вечного обновления жизни (инноваций) – все же торжествовал.

В.В. Седов на основе комплекса источников в своих последних фундаментальных работах подробно прослеживает славянское заселение Балкан и Пелопоннеса (Греции) с У в. н.э. И отмечал, что в истоках натиска все же было объединение "гунны, склавины и анты". А к концу УI в. славяне уже одни доминировали на многих землях Византии. По свидетельствам той поры, они в 581 г. прошли " стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей; они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной. Без страха… И они научились воевать лучше, чем ромеи… (Свод древнейших письменных известий о славянах. - Т.1. М.,1991. - С.279).
По археологическим, топонимическим и другим данным северы (проявляли себя с 7 в. на землях Болгарии), смоляне (у низовий реки Стримона, недалеко от друговитов), езериты (поозеры, поморы) и милинги (на самом юге Пелопоннеса) тоже в основном появились с земель будущей Руси и от низовий Дуная. И часть общин этих княжений-землячеств закономерно затем вернулась на север.
При любых спорах, исключать этих славян из истории Руси и России невозможно, тем более - если придерживаться пока доминирующей в используемых летописях и отечественной историографии версии о чисто славянской (на самом деле - полиэтничной) основе отечественной государственности. Княжения Руси (антов и славянские) в 6 - первой половине 9 вв. в основном проявляли себя на землях Византии. Яркой фигурой 6 века был у низовий Дуная царь славян Добрент (Даврит и т.п.), от которого мог пойти образ Добрыни Никитича (Победитича; от Ника-Победа). Упорное сведение образа к Добрыне (воспитателю Владимира Крестителя) является выполнением многовекового социального заказа об отрезании от отечественной истории всего, что мешает диктату "варяжского происхождения Руси".
С норманнской версией при учете многотысячелетних истоков отечественной государственности (в условиях информационного общества) будет раз и навсегда покончено. Возможно, Рюриковичи захватили власть в Великой Скифии в 9 веке - летописцы за монастырскую мзду льстиво повели от тех времен прозвание "русской земли", германофилы в ХУШ в. придали версии наукообразный характер. И оттуда тотальная нелюбовь мировой элиты к многотысячелетним глубинам отечественного прошлого. Византийский патриарх Николай Ш (властвовал в 1084 - 1111 гг.) с учетом многих имперских свидетельств отмечал, что 218 лет славяне хозяйничали в Греции (Византии), а ретивые византийцы не смели вообще показываться на Пелопоннесе. Славянское население проживало на многих островах Средиземного и Эгейского морей - Сицилии (в Палермо из пяти кварталов два были славянскими), Крите, Эвбее, Фасосе, Корфу, Самосе, Эгине, Теносе, Левкосе и других.
Литература: 1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота; 3. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и pаннем средневековье. - М, 1998; 2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997;

Славяне 6 – 8 вв. в Азии – это все же не славяне в Европейской Византии (хотя там были и славяне Руси тоже). Сакалибы с просторов Руси стали активной частью сил Арабского халифата. Они добивались должностей флотоводцев. Входили в арабскую знать. Важные сюжеты неплохо отражены монографиями В.П.Кобычева "В поисках прародины славян" (М.: Наука, 1973); Д.Е. Мишина "Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье" (М., 2002) и рядом других публикаций, помещенных и в Интернете.
Активность славян Руси за рубежами своих княжений и привела к тому, что с конца 8 века княжения Руси стали попадать в зависимость от варягов и Хазарского каганата. Оставшееся на Руси полиэтничное население в результате сложной политики постепенно так или иначе освободилось от такой зависимости, но – ценой, к сожалению, забвения своей дорюриковской истории.
Зависимость экономическая была превращена в зависимость мировоззренческую. Русских стали воспитывать, при активном участии христиан, в духе почти боготворения династии Рюриковичей. Хотя и до них хватало на землях Великой Скифии своих славных династий, включая и царей Боспора (Приазовья).
К сожалению, обрезанная история России вполне удовлетворяет политические и духовные власти страны. Хотя такой подход крайне искажает многотысячелетнее отечественное прошлое и не способствует воспитанию населения в духе плодотворных инноваций.