Одиссея дилетанта. 4часть. Манила меня не заманила

Александр Железногоров
       

       Обычное утро на теплоходе: приглушенный шум дизелей, легкое покачивание на волнах, свежий морской ветер ласково и нежно обволакивает тело. Ощущение полного блаженства, но надо вставать впереди много дел.
 
       Еще до завтрака успеваю сбегать на мостик и отметить месторасположения судна. Я, как ребенок, радуюсь любой информации и записываю в своем дневнике все интересное, включая места ракетных стрельб, затонувшие корабли, крупные населенные пункты, где можно зацепиться и поймать телевизионную картинку.


       Сложно понять меня профессионалу-моряку, для которого это все рутина, а для дилетанта, вроде меня, каждый штрих, любой новый мазок, это целое событие.

       На четвертые сутки нашей экспедиции мы идем в районе Филиппин.
       Филиппинский архипелаг- это более семи тысяч островов: Лусон,Палаван,Себу, Миндоро.
       Из всех этих незнакомых и странных названий я слышал только про бухту Субик Бэй, это звучало очень нецензурно и еще потому, что много лет там была ВМБ США и в 60-х годах прошлого столетия(во время вьетнамской войны) благодаря радиотрансляционной сети, была знакома каждому общественному пропагандисту.
       ...Оказалось, что место действительно гиблое- более 30 затонувших судов. Во время войны США на Тихом океане, здесь были тяжелые бои с японцами за остров Лусон.
       
       В основных характеристиках судна записано:"Район плавания неограниченный, автономность по запасу топлива суток на 15, что прискорости 10-12 узлов около 2000 морских миль"
       -А про кондиционеры забыли-, язвительно подумал я.

       ...Но что было замечательного на этой посудине образца начала 60 -х годов, так это деревянная палуба.
Когда после нескольких дней авральных работ ее выскоблили до бела она выглядела как полка в русской бане.
Днем она разогревалась до критической температуры, а потом любезно отдавала нам свое тепло.

       И моряки "свободные от вахты ночной" как тюлени ложились на раскаленную, деревянную палубу и обливались забортной водой. Причем запах шел спецефический-пахло свежесрубленной сосной.

       На второй день после такой развлекаловки у меня поднялась температура и заболело горло...
       Посмотрев в зеркало я поставил себе диагноз:перитонзилярный абсцесс. Так как по специальности отоляринголог, то действия свои я просчитал до последнего: надо вскрывать!

Простерилизовав инструменты пригласил старшего помощника подстраховать меня.

       -Ты что док! Сапожник без сапог-,улыбаясь в редкие усы заметил он.
       -Открытые купания вредны для моего истерзанного организма-, голосом "хот потато"ответил я.

 Привязав себя к переборке инвентарной простынкой я попросил старшего помощника,чтобы он меня поддержал  за локоток слева, для баланса,мысленно проделав эту процедуру несколько раз,был уже готов к развитию событий.
       -А теперь местная анестезия-,уже прошипел я и прополаскал горло чистейшим спиртом.
       Держа зеркало в одной руке, а скальпель в другой, я сгруппировался и нежно ткнул себя скальпелем в паратонзилларную область на небольшую глубину.
 Тут же брызнул гной полным ртом и я почувствовал облегчение.
 Мой помощник побледнел, но стойко держал меня своей мозолистой рукой.
 
   -Отлично! Теперь пару дней антибиотики и я снова в строю-радостно обрадовался я.
   Конечно это была авантюра чистой воды, но помощи ждать было не от кого. Я тогда еще не знал,что это был единственный острый случай за все время командировки.

 Судовой врач- это особая медицинская профессия. Не каждый врач может справиться с этой работой.Он должен быть универсалом В море приходиться совмещать обязанности терапевта, хирурга,гинеколога и санэпидемиолога. Непосредственно участия в производственном процессе он не принимает, но ни кто его не считает "нахлебником".

       Однажды вызвал меня капитан и с дрожью в горле сообщил, что у нашей буфетчицы кровотечение из "детородных" органов. А так как мы в районе Манилы- необходим осмотр гинеколога.
       -Ты врач, ты и решай, заходить или нет-, в заключении сказал он.
 Я мысленно прокрутил в голове все возможные варианты:стоянка займет один-два дня,заход в порт, амбуланс, осмотр специалиста, анализы. снимки... Все это выливалось в огромную сумму денег.
   И главное, подорвет авторитет медицинской комиссии плавсостава, отправившую на длительный период женщину с определенными физическими отклонениями. Только от этих неприятных мыслей меня кинуло в жар.

       Через минуту я уже осматривал нашу болезную. Давление,пульс,температура- все в пределах нормы. Живот мягкий, безболезненный. А что дальше?
       -Скажи, а кровотечение сколько дней?-осторожно спросил я.
       -Со вчерашнего вечера-, ответила она не уверенно.
       -Обильное, боли в животе, когда были последние месячные?-это все, что я мог спросить в гинекологическом плане.Картина мне была не ясна. Много субъективных жалоб при скудности объективного обследования.
       Я связался по телефону с дежурным гинекологом краевой больницы, рассказал во всех подробностях этого клинического случая...
       -Ну что посоветовать тебе коллега! Поставь меченный тампон на сутки и наблюдай,- с иронией в голосе ответил мне друг за 1000 морских миль.

       Сутки я просто не жил. Все смотрели на меня и... ждали приговора. Из пароходства шли грозные телеграммы.
       -Ты врач, ты решай-заходить или нет-, звучало у меня в ушах.
       Наконец наступил час "Х". Я решительно шагнул в каюту.Нпряжение достигло апогея...
И какое было мое удивление, когда я увидел предмет моего внимания, курящий и выпивающий, как ни в чем не бывало. Всем видом давая понять, что здорова, просто захотела зайти в Манилу.
       -!?-
       Я вышел на палубу, дышалось легко и свободно. За сутки работы нервов я совершенно не заметил, что появились летающие рыбы, признак близости тропических вод. Потрясающее зрелище. Эти маленькие существа за счет своих грудных плавников, которые необычайно большие, и позволяют рыбе делать короткие скользящие перелеты по воздуху до 100 метров.
       Некоторых выбрасывало на палубу. По внешнему виду очень похожи на селедку. Свой необычайный талант они используют, чтобы избежать встречи с хищными рыбами.
 
       Чтобы окончательно снять внутреннее напряжение я зашел на мостик. Тихо и темно. Вахта 3 штурмана. Он не разговорчив, смотрит вперед, в темноту. Его уставшее лицо с подсветкой от приборов, больше походило на персонаж из фильмов ужасов. Всем своим видом давал понять, что не расположен к разговору.
       Радио изредка и назойливо выплескивало переговоры на английском языке между судами Среди отдельных фраз я заметил philippines monkey.
       -Да Манила чуть было нас не заманила-, подумал я и пошел отдыхать.

ps Долго потом в пароходстве скулили надо мной по поводу этого случая с буфетчицей. Причем каждый намеревался дать этому случаю свое продолжение.


Фотография автора