О главных героях чеховской Чайки
Если сравнить героев Чехова с персонажами других русских классиков – Толстого и даже Достоевского – можно заметить, что в них как будто заложена изначально самим же автором невозможность счастья. Кажется, что счастливыми центральные персонажи, наделенные хоть каплей ума и воображения, не могут быть по определению.
Рассуждают они о своих мечтах и надеждах охотно и много, их речи наполнены романтическими грезами и возвышенными устремлениями, несколько экзальтированными эпитетами, но эти художественные средства выразительности «работают» именно на достижение определенной авторской цели: продемонстрировать лихорадочно-бредовый отрыв от действительности, неспособность принять ее как данность и попытаться изменить. А детское желание «воспарить» на сказочных крыльях в заоблачную высь и тем решить все проблемы. И, как закономерность, - падение с воображаемых высот, душевные травмы и внутреннее омертвение.
Если попытаться проанализировать сюжет «Чайки», то возникнет вопрос: а кто главный герой? Нина, судьба которой «привязана» к повествованию о погубленной чайке? Тригорин, который ее «погубил»? Аркадина, повлиявшая на ход событий? Или все-таки Константин?
Один ответ здесь невозможен – трактовок замысла «Чайки» множество. Но по моим ощущениям – Треплев автору дорог. Со всеми своими ошибками и заблуждениями. Даже когда он дает все поводы посмеяться над ним – и справедливые, то смеяться не хочется. Чувствуется горечь автора, его собственное желание защитить персонажа. И в его финальном решении уйти из жизни – не горячка, не романтический жест, а спокойствие и достоинство. Если бы автор оставил его в живых, но превратил в карикатуру, как Ионыча, было бы куда хуже - физическая оболочка при полном внутреннем разложении.
Талант и человечность, живая душа, способная к состраданию, – в пьесе это похоже на антитезу. Может сложиться впечатление, что Чехов противопоставляет людей одаренных, но в какой-то мере бездушных, зацикленных на карьере и удовольствиях, и недостаточно талантливых, но отзывчивых и великодушных. Талантливы ли Треплев и Нина по сравнению с Аркадиной и Тригориным? Они не лишены задатков, некоторых способностей, тогда как те двое, возможно, и не гениальны, но явно одарены и заслуженно признанны.
Есть и другая трактовка – Треплев и Нина талантливы, а Аркадина и Тригорин – посредственности, которые достигли успеха. С этим я не согласна. В авторском тексте достаточно указаний на обратное. Сам Треплев в конце пьесы справедливо признает превосходство зрелого мастера.
В самой натуре Константина есть что-то бесценное – некая абсолютная чистота, в его любви к Нине нет примесей – никаким особым ореолом избранности, успеха она не окружена. И он готов был на любые лишения ради этой вполне ординарной девушки, в конце пьесы уже ясно видя ее – не прежними юношескими глазами. Как и себя самого. Давая и ей, и себе точные меткие характеристики.
Восторженная барышня, мечтающая о славе и красивой любви к светскому «льву», пережила разочарование и крушение надежд, как и следовало ожидать, и каков результат ее исканий? Есть критики, которые считают, что Нина обрела смысл жизни в профессии, стала пусть не знаменитой, но все же настоящей актрисой. Треплев ее игру оценивает по большому счету как безвкусную, хотя и пронзительную – местами. Но так же можно сказать о любой бредящей сценой девице – если она попытается что-то изобразить, возможно, на долю секунды получится убедительно. Для меня финальный образ Нины – это некая смесь авторской жалости и иронии. Она свято уверовала в то, что несет свой крест, говорит об этом с неким восторгом новообращенной, но лично мне ее речь представляется симптомами нервного заболевания (лихорадочное возбуждение – восторг – упадок). Когда-то и героиня «Ионыча» мечтала о славе великой пианистки, потом поняла, что таких мечтающих много, а талантов – единицы. Но Нина действительно многое пережила, ее невозможно не пожалеть. И слова ее об «убитой душе», к сожалению, более убедительны в заключительном монологе, чем самовнушение насчет растущих душевных сил и наслаждения, испытываемого ею от своей игры. Нуждается она, на мой взгляд, вовсе не в сцене и не в любви даже, а просто в лечении.
Драма Треплева в том, что он осознал действительность вполне, не обольщается насчет себя и других, но один изменить ничего он не может. Ни его помощь не принимается, ни ему не протянут руку. Совершенно спокойны последние слова его – будничны, повседневны, безо всякого налета какой-либо театральности. Просто иного выхода он не увидел.
Свидетельство о публикации №208101500259
Очень созвучно моим мыслям. Сказать, кто здесь обладает талантом, а кто нет, трудно, может, и вовсе никто не обладает. А Треплева я люблю, как и Чехов, и самоубийство его не вызывает у меня скепсиса (то есть упреков в слабохарактерности и в том, что нельзя себя губить из-за женщины), я его тоже считаю закономерным, может даже и правильным поступком, хоть сейчас так и не принято говорить. И финал Нины скорее пессимистичен, а ее слова "нести свой крест" - это больше самовнушение, самообман.
Моя любимая пьеса у Чехова.
Галина Богословская 08.12.2010 17:25 • Заявить о нарушении
Тут чуть ниже говорилось о несовременности чеховских пьес, я вот почему об этом говорю.
Галина Богословская 08.12.2010 17:32 Заявить о нарушении
Так, к слову: очень нравится экранизация Карасика 60-х гг.
Галина Богословская 08.12.2010 17:45 Заявить о нарушении
Наталия Май 08.12.2010 20:04 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2010/12/03/384
Галина Богословская 11.12.2010 09:34 Заявить о нарушении
Наталия Май 12.12.2010 14:18 Заявить о нарушении
Да, Чехов, конечно, иронизировал по поводу Треплева в некоторых местах, по поводу его декадентского творчества и таких же декадентских выходок (как с убитой чайкой). Но радикально эта ирония сути не меняет, разве что заставляет сомневаться в его таланте, подозревать, что таланта нет.
Галина Богословская 12.12.2010 15:30 Заявить о нарушении
Галина Богословская 12.12.2010 16:14 Заявить о нарушении
На сайте МК было размещено, вот еще ссылка.
Наталия Май 12.12.2010 17:29 Заявить о нарушении
Начала читать, но без восторга. Да, Треплев и Аркадина на ножах из-за Тригорина, и здесь есть намек на Гамлета и Гертруду. Отсюда его жестокие реплики о скупости и о возрасте. Аркадина трясется за свой возраст, внешность, боится потерять женскую привлекательность, да и каков образ жизни этой актрисы, тоже все понимают. Маша - родственная душа Треплева, у нее такие же декадентские фокусы, как у него (черное платье, траур по своей жизни). Все они напичканы чужими цитатами и мыслями, как и полагается интеллигенции, и совсем не обязательно имеют собственные гениальные мысли. И много здесь прозы жизни, пошлого, житейского. Одного не понимаю, почему автор пишет об этом так, как будто он Америку открывает? Да еще таким языком, как будто разъясняет и поучает неразумных?
А все-таки почитаю еще немного.
Галина Богословская 12.12.2010 18:05 Заявить о нарушении
"Тут — комедия. И — ничего смешного".
Галина Богословская 12.12.2010 18:08 Заявить о нарушении