Интеллектуальное топливо - Fuel for intelligence

Влад Лившиц
Глобальный финансовый кризис является очень глубоким и требует адекватного ответа. Финансовый гений Джордж Сорос о нем предупреждал и считает его кризисом поколений, а Нобелевский лауреат по экономике за 2008 год Пол Кругман (Paul Robin Krugman) считает нынешний кризис "ужасающим".

Скорее всего, ключи от взбесившихся финансов лежат в двух ипостасях:

КЛЮЧ ПЕРВЫЙ. Известный исследователь интеллекта из Новой Зеландии Джеймс Флинн обнаружил удивительный факт: за 50 минувших лет средний коэффициент интеллекта (IQ) в большинстве стран непрерывно возрастал ("Эффект Флинна"). Однако в последние годы его рост прекратился и даже начал снижаться. Об этом же свидетельствует косвенно и факт уменьшения числа изобретений в мире. Получается, что бурный рост экономики поддерживался вовсе не энергоресурсами, а "интеллектуальным топливом". Приведем данные по среднему IQ в некоторых странах: Южная Корея (106), Япония (105), Тайвань (104), Сингапур (103), Германия, Нидерланды и Италия (102), Швеция и Швейцария (101), Великобритания, Норвегия (100), Финляндия (99), США (98), Россия (96), Франция (94). Коэффициент интеллекта прямо связан с числом талантов и гениев в стране... Фундаментальные науки о человеке установили, что имеются огромные резервы для поддержания и развития интеллекта человека и личности.
 Заслуга Джеймса Флинна в том, что он показал, что уровень интеллекта человека определяется не столько генофондом, сколько условиями его внутриутробного развития и развития в раннем детстве (0-3 года). Особенно разрушительно действует на интеллект ребенка стресс, который он испытывает в дородовой период и в раннем детстве, (стресс снижает не только интеллект ребенка, но ухудшает здоровье и снижает продолжительность жизни). Корни асоциального поведения человека также связаны с его неблагополучием в раннем детстве. Бедность семьи не способствует интеллекту. Вскармливание же ребенка материнским молоком повышает интеллект. При большом числе детей в семье у последних детей интеллект может понизиться. Вот почему Гарвардский профессор Джек П. Шонкофф считает, что в раннее детство нужно вложить достаточные инвестиции на уровне правительства и бизнеса, чтобы обеспечить XXI век людьми с высоким интеллектом и здоровой психикой. С этой целью в 2006 году в США и создан Гарвардский Центр раннего развития детей. Сегодня важны не фундаментальные исследования в области раннего детства (их уже достаточно), а пора сделать их достоянием общества, государственных мужей. Миссия Гарвардского Центра не в проведении исследований, либо развитии детей, а продвижении накопленных научных достижений. Уже есть первые результаты. В нескольких штатах США их власти финансируют проекты по раннему развитию детей, а также готовят высококвалифицированные кадры для такого развития. Европа не стоит в стороне. При содействии ЕС проводятся научные конференции. Потребуются большие и долговременные инвестиции. Они позволят вновь добывать "интеллектуальное топливо" в достаточном количестве.
 
Судя по всему, человечество постепенно осознает ту истину, что интеллект и образование, раздельные понятия и системы. К сожалению, вся система развития и обучения базируется на дошкольном, школьном и профессиональном обучении. Развитие интеллекта в раннем возрасте пока не имеет системы достаточного финансирования и квалифицированных кадров (период дородового развития интеллекта требует дополнительныхнаучных разработок). Создание системы интеллектуального развития нового поколения – грандиозная задача XXI столетия. Может быть, для этого будут использовать и ворзможности нанотехнологий.

КЛЮЧ ВТОРОЙ.  До недавнего времени считалось, что максимум  интеллекта человека приходится на 22-39 лет, после чего происходит постепенное отмирание до 30% нейронов мозга. Однако американские нейробиологи и психологи из Cиэтла совершили переворот в понимании современной наукой функционирования головного мозга. На основе многолетнего  исследования, в ходе которого ученые проанализировали функциональные особенности мозга у 6000 человек, начиная с 1956 года. Испытуемых проверяли каждые семь лет. По результатам когнитивных тестов было установлено, что участники эксперимента гораздо лучше справляются с задачами в 50-60 лет, чем в 20 лет. Они показали, что их интеллектуальная мощь возрастает, достигая максимума к 50-70 годам. Люди в возрасте 40-60 лет показывают лучшие результаты на тестах по наиболее важным познавательным навыкам, чем 20-летние. В среднем возрасте мозг гораздо лучше  установливает связи между различными частями информации.  Соответственно, у людей среднего возраста  более позитивный образ и в целом большее чувство благополучия.  Нейроны мозга с годами не отмирают, хотя связи между ними могут быть потеряны, если у человека слабая мозговая деятельность. С возрастом у человека увеличивается количество особого вещества миелина, образующего оболочку нервных волокон. Миелин способствует более быстрому прохождению сигналов между нейронами. Максимум активности миелина приходится на возраст более 60 лет. Поэтому общая мощность интеллекта возрастает в 30 раз. Важно и то, что после 50 лет  человек уже способен использовать одновременно оба полушария при решении сложных задач и поиска выход из кризисных ситуаций. Сбои в оперативной памяти вызваны у взрослых вовсе  не дефектами мозга, а большим объемом информации, который накоплен человеком за долгие годы жизни.
Один из крупнейших факторов, способствующих здоровью мозга - физические упражнения. Мозг нуждается в крови и кислорода для нормального функционирования. Чтобы сохранить  мозг необходимо изучать новые языки, приобретать новых друзей, стремиться понять новые точки зрения. Эти поразительные результаты изложены в книге  известной исследовательницы Барбары Стоуч (Barbara Strauch) "Секретная жизнь повзрослевшего мозга: удивительные таланты мозга средего возраста"(The Secret Life of the Grown-up Brain: The Surprising Talents of the Middle-Aged Mind). За короткий срок ее уже продали 1 млн. экземпляров!

 Использование интеллекта  людей среднего возраста позволит многократно увеличить интеллектуальные возможности человечества. Однако для этого потребуется преодолеть сложившиеся стереотипы и создать эффективную систему использования интеллекта людей в возрасте 50-70 лет. Не исключено, что эффект Флинна частично объясняется тем, что доля людей в возрасте 50-70 лет постоянно увеличивается.   

ТРЕТИЙ КЛЮЧ к спасению финансов скрыт в менеджменте власти. Бизнес выработал очень эффективный бережливого управления - Лин производство. Однако власти пока ее слабо используют. Без внедрения бережливого управления во все сферы государственной власти интеллектуальное развитие не только детей, но и страны маловероятно.(Более подробно изложено в моей миниатюре "Логистика и власть").

Финансовый кризис уже съел в мире триллионы долларов, евро и прочих валют. Их хватило бы для внедрения многих научных идей. Теперь нужно сделать так, чтобы не потерять еще больше из оставшихся богатств. Без науки и бережливого ума тут не обойтись!
-----
На фото политолог и психолог из Новой Зеландии профессор д-р Джеймс Флинн
(James R. Flynn)

* * *
См. также:

*  Полезно ли раннее развитие ребенка?
   (http://proza.ru/2008/12/05/652)

* Финская система образования
 (http://proza.ru/2012/01/03/1230)

*  Интеллектуальный университет - инкубатор талантов
   (http://proza.ru/2008/05/03/294)

*  Тайна экономического чуда
   (http://proza.ru/2006/03/20-263)

*  Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии
    (http://proza.ru/2008/01/25/316)

* Светлана ОСЕЕВА. Здравствуйте, я ваша клякса! // СПб Ведомости Выпуск  № 204  от    29.10.2009
 
* Человек умнеет к 50 годам
  http://xcod.info/?tag=nejron

* Владимир ЛАГОВСКИЙ.  Лет до ста расти нам без глупости
  (http://www.onfit.eu/let-do-sta-rasti-nam-bez-gluposti/)


* Talents of a Middle-Aged Brain By TARA PARKER-POPE