Нечетнокрылый Павел Челищев

Кедров-Челищев
http://yashik.tv/video/view/98624/

Род Челищевых ведет начало от Вильгельма Люнебургского. Он участвовал в крестовых походах. В 15 веке из сирийского города Эдесса крестоносцы привезли Туринскую плащаницу. В те же времена, когда в Турине появилась чудесная плащаница, мой предок Бренко прибыл в Московию и стал оруженосцем Дмитрия Донского. На Куликовом поле он был разрублен в доспехах князя в чело. Рок Челищевых.
Портрет мальчика Челищева работы Кипренского – вылитая копия сестры моей бабушки Варвары Федоровны Зарудной. Ее брат – мой двоюродный дедушка эмигрировал с узелочком красок с армией Деникина. В 1919 ему было 18 лет. В Париже и в Берлине он сошелся с группой Дягилева, оформлял «Орфея» Стравинского. Стравинский вспоминает о Павле Челищеве как о мистике и астрологе. Моя бабушка умерла от тифа тоже в роковом 1919. По личному приказу Ленина всю семью в течение 24-х часов выселили из имения в Дубровке Калужской губернии. Мой прадед Федор Сергеевич Челищев умер в год моего рождения в Лозовой, в 1942 году. Если бы он прожил еще шесть лет, он смог бы получить весточку от своего сына Павла из США.
Однажды Павла Челищева спросили: «Почему вы сделали у ангела крылья на груди? Где вы таких видели?» – «А вы часто видите Ангелов?» – спросил он в ответ.
В 1947 году он пришел в своих работах к мистической перспективе, где смешаны передний и задний план. Он был уверен, что так видят Ангелы.
Из писем Павла Челищева к моей двоюродной бабушке Варваре Федоровне Зарудной-Челищевой.
Муж Варвары Федоровны Алексей Зарудный занимался теорией относительности Эйнштейна и сгинул в ссылке в годы коллективизации. Варвара Федоровна преподавала литературу в кремлевской школе. Ее сестра Мария Федоровна сидела в концлагере, а из США приходили письма от брата.

20 августа 1947 г.

...Меня мало понимают и здесь и в Европе. Я ушел далеко от обыкновенного человеческого понимания и смысла жизни и отношения человека в смысле вселенной – поэтому я чувствую себя довольно одиноким.
Много читаю, думаю – вся моя жизнь в работе – в живописи – я как бы мост между наукой и искусством – это бывает очень редко и вот на мою долю упала эта участь! Это единственное чем я смогу принести пользу человечеству. Но счастье я приношу людям
как и раньше – просто творятся чудеса! Люди простые вдруг превращаются в людей замечательных! Я думаю добрая воля – это великая вещь на свете! Читаю сейчас «Аврору» Сведенборга по-французски – это удивительная книга 16-17 века – он был простой сапожник, которому вдруг стали понятны наитайные и непонятные секреты вселенной. Это очень вдохновенные книги – и очень поэтично написаны – но трудно понять – так что с одной стороны Пифагор, а с другой бесконечные книги анатомические. По правде сказать уже с 1930 года или позднее мое настроение уже невеселое. Очевидно Париж меня наполнил грустью. Я думаю жизнь учит нас не улыбаться и не смеяться, но как прекрасно дойти до такого возвышенного состояния как индусские или древнеперсидские китайские мудрые люди – которые на все смотрели с одинаковой любовью и пониманием – не признавая ни низкого, ни великого в жизни, а видя в ней лишь признаки временного состояния и стремясь всей душой к объединению с вселенной!

12 мая 1948 г.

Почему-то бесконечная сутолока и у всякого желания только личные все только эгоистическое и личное и от этого очень устаешь «душой» так как все желания людей очень низкие, мелкие и не важные – «порядка насекомых», самое большее! Я и мысли мои так далеки от всего этого – так как они должны быть точными и по отношениям правильными, ибо, когда мысли идут – от формы и содержания объема – то это совсем иное депо чем поверхность. Леонардо кот. в 15 веке так много сделал для развития идеи о перспективе – наверное бы понял меня – его тоже не понимали и смеялись над ним – говоря – зачем писать то, чего не видишь не лучше ли писать хорошо то, что видишь! а кто же оказался прав 500 пет мы сидим в перспективе плоскостной – а теперь я интересуюсь – перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего – так как человек все воспринимает только через себя. Стремиться покорить вселенную бесполезно – прежде всего надо понять самого себя.
При прозрачном объеме нашей головы перспектива не плоскостная, а сферическая – а об ней никто не думал за последние 500 лет! Так что брат твой наверное будет иметь чудное прозвище безумца.
Время Павла Челищева еще придет.
Самый древний из известных родоначальников Челищевых — герцог Люнебургский. На его щите — гербе изображены три лилии — знак приверженности французскому королю. "Есть лирика великая в кириллице, как крик у Шостаковича — Три лилии!", — сказано у Андрея Вознесенского.
На другом поле изображена перевернутая полумесяцем вверх подкова и летящая вертикально стрела. Это знак участия в крестовых походах.
Предводитель крестоносцев Готфрид Бульонский, король Иерусалимский хотел восстановить династию, ведущую свое начало от брата Христа по крови. Он считал, что Меровинги, свергнутые Капетингами, вернуться на священный трон Римской империи, поскольку самый первый из христианских государей был коронован согласно преданиям самим Иосифом Аримофейским. Поскольку герцог Люнебургский, самый древний из рода Челишевых был Меровингом, то и в жилах рода Челишевых течет кровь брата Христа по крови. Но кому много дано, с того много и спросится.
Челищевы – Орден неба
Крайне запутана история прихода Людвига Люнебургского, в православном крещении Андрея Бренко по прозвищу Чело на службу к Александру Невскому. Кто этот Андрей? Рыцарь ли он курфюрста Люнебургского или его родственник, потомок Оттона III? А стало быть, и Оттона I? Скорее всего, он и рыцарь, и потомок. Иначе почему он Люнебургский?

Родство Оттона I восходит аж к Иосифу Аримафейскому и Иакову, брату Христа по крови. Однако не будем вдаваться в дебри полумифической генеалогии. Ясно, что потомок герцога Люнебургского мог стать видным рыцарем на службе у Александра Невского только при определенных обстоятельствах. Или он был взят в плен как крестоносец, или перешел на службу и принял православие добровольно. Есть еще и третий вариант – Андрей Чело выполнял при дворе Невского какую-то тайную миссию. Во всяком случае, все его потомки остаются на Руси и верой и правдой служит сначала Новгородско-Киевским, потом Московским князьям. Переход рыцаря из католицизма в православие – явление чрезвычайное, но не такое уж редкое. Достаточно заметить, что само юродство на Руси пошло от немцев, принявших православие. Впрочем, это нисколько не противоречит идее о тайной миссии не с целью обращения православных в католики, а с целью объединения церквей.

В ХVIII веке один из предков Челищевых основал в Рыбинске ложу Розенкрейцеров и был ее магистром. Он же возглавлял департамент артиллерии. Я был особенно поражен этим обстоятельством, поскольку родился в Рыбинске, а в гороскопе моей прошлой жизни значилось, что я был… монахом и военачальником. Мой двоюродный дедушка Павел Челищев, конечно же, обладал знаниями Розенкрейцеров, да и я получил эти знания отнюдь не из книг, а из личного мистического опыта.

Теперь о таинственной истории с переодеванием моего предка в одежду Дмитрия Донского и его гибели на Куликовом поле. Михаил Бренко был породнен с самим Калитой. Куликовская битва разыгралась 21 сентября. (И 21 сентября родился Павел Челищев). Переодевание Бренко это не просто военная хитрость. Не будем забывать мистерию близнецов, когда породненные через чашу братья считались мистическими двойниками. Одного “убивали”, а другой “воскресал” из мертвых. Дмитрия считали убитым, как и Бренко, и лишь позднее нашли в одежде простого воина под грудой тел. Все не просто, совсем не просто.

Теперь о фамилии Челищевы. “Чело” по-итальянски небо (cielo). Значит, рыцари Люнебургские были членами тайного небесного братства – Челищевы. Их миссия на Руси четко обозначена самим наименованием братства. Они небо, крест и роза – розенкрейцеры.

Отец Павла Челищева, мой прадед Федор Сергеевич окончил с отличием математический факультет МГУ и вдруг совершенно немотивированно, отказался от карьеры доцента и удалился в дубровское затворничество. Иначе это не назовешь. Говорят, что влюбился и только. Простите, не верю. Волевой, похожий на Льва Толстого и внешне и внутренне Федор Сергеевич каждый шаг жизни выверял у Амвросия Оптинского. Именно Амвросий Оптинский рекомендовал ему жениться вторично после картины первой жены. А если бы он этого не сделал, Павел Челищев. Дитя второго брака, не появился бы на свет. Моя же бабушка Софья родилась от первого брака. Подозреваю, что первый брак был согласован с Амвросием.

Математические идеи Федора Сергеевича я знал с детства в пересказе его младшей дочери также от первого брака, моей двоюродной бабушки Марии Федоровны Клименко. Мария Федоровна говорила мне, что Федор Сергеевич открыл множество бесконечностей. Он утверждал, что у каждой бесконечности есть свой объем, своя мощность. Бесконечность может и должна быть ограниченной. Позднее я эти идеи встретил у Кантора и Лосева, но Федор Сергеевич думал об этом еще раньше. И вот с такими идеями запереться в Дубровке и жить там жизнью помещика, лесничего до 1918 года! Федор Сергеевич Челищев умер в год моего рождения – 1942. Он жил в оккупированной немцами Лозовой. Прожил 83 года. Предупредил хозяйку дома, что умрет: “Вы не пугайтесь, но сегодня в три часа я умру”. Лег вздремнуть после полудня и не проснулся. В это время его сын Павел жил в Нью-Йорке, дочь Мария находилась в оккупированном Севастополе, а ее сестра Варвара Зарудная преподавала в кремлевской школе литературу. Любимая внучка Надя Юматова, моя мама, жила под бомбами в Рыбинске, работала в театре и вынашивала меня под сердцем. Ее родители, Софья и Владимир, погибли в незабываемом 1919-ом.

У нашего рода есть параллельная ветвь. И вот что меня поразило: в 1990 году поэт Алексей Парщиков передал мне надписанную издателем Козаком книгу Владимира Линдберга (Челищева). Он так же, как Павел Челищев, эмигрировал в 19919-ом, только их имение было не в Дубровке, а в Мече. Линдберг был розенкрейцером. Его книга украшена символами ордена и еще, что самое удивительное, там тоже в роду были Мария, Варвара и Софья и братья Владимир и Павел. Эта ветвь породнена с Натали Пушкиной, с Баратынским и с литовскими князьями. Поначалу я думал, что Владимир Линдберг – это мистификация, основанная на истории нашего рода, или псевдоним Павла Челищева. Но это не так. Тут просто мистическая параллель, соединенная единым замыслом розенкрейцеров, их небесным, Челищевым братством.

Теперь внимательно проследим ветвь от ее начала. Розенкрейцеры ведут свое начало от Иосифа Аримафейского и брата Христа по крови Якова. От них же происходит династия первых христианских императоров Европы – Оттонов. Затем ветвь Люнебургов. От них через Андрея Люнебургского – Челищева – небесного – идет росток на Русь. Сначала к Невскому, потом к Калите, потом к Донскому и Бренко. В XVIII веке Челищевы основывают свою миссию в ложе розенкрейцеров среди рыбинских лесов. Далее конец XIX – начало ХХ веков. Федор Сергеевич Челищев – духовный сын св. Амвросия Оптинского – воспитывает истинного розенкрейцера, художника Павла Челищева. Он его сестер Марии и Варвары я и узнаю все правду о своем роде.
 
Павел Челищев -Нечетнокрылый Ангел к 110-летию со
Константин Кедров
Павел Челищев потомок Михаила Бренко ,павшего на Куликовом поле в доспехах Св. Дмитрия Донского.Он сын моего прадеда калужского помещика Жиздринского уезда Федора Сергеевича Челищева и брат моей бабушки Софьи Челищевой. В возрасте 20 лет в 1919 эмигрировал с добровольческой армией Деникина. Вскоре в Париже стал основоположником сюрреализма,часто опережая Дали. Дружил с Гертрудой Стайн и Эдит Ситтуэл. Оформлял балеты Дягелевской труппы. Сотрудничал с Лифарем и Стравинским. Картина "Ад или Феномены" подарена Третьяковке (зал 20 на Крымской наб.)

Опираясь на посох воздушный
странник движется горизонтальный
опираясь на посох горизонтальный
вертикальный странник идет
Так два посоха крест образуют идущий
Наполняя пространство в котором Христос полновесен
Виснет кровь становясь вертикальной
из разорванной птицы пространство ее выпадает
Из распахнутого чрева вылетает лоно
и чрево становится птицей над чревом парящей

Это Дева беременная распятьем
распласталась крестом
Крест висит на своей пуповине
МАРИЯ И РАМА
В том окне толлько странник
теряющий в посохе посох

лижет тину приплюснутый кладезный мозг
кто кормилицу взрезал
золотой поволокой
весь искромсан веселым веслом
безглагольный сиреневый шар
горломозглая рань
троекратная музыка пли
так латая тела
амбразуру прохладную лепят
и летят пустотелые
выгнув себя сквозь себя

стратосфера заревана
стая обугленных птиц
реет горло
тому отражение
в жертву
как зеркальные двери
вращается мозг
Святой теннисист держит нимб-ракетку
он играет своим отраженьем
вот мяч летит но не долетает
вот нимб сияет вот мяч летит
тогда луна перестает быть
все отрицается бытием боли
чем больше отражается
тем меньше есть
чем ближе-тем отдаленней
вот ударился о плоскость луча
вот изошел волновым светом
и одновременно раздробился до неразлечимости
речь должна быть прямой а свет бесконечным
тогда ракетка просияет вовне
теннисист поймает мяч-луч
и может быть я распознаю свой лик в Ничто
Вот мяч летит но не долетает
вот я умираю но не умру
возвратись ко мне луч
я лечу


Шел плотник неумелый с прозрачным топором
посреди дороги упал расколотый череп
мозг как хлеб преломился
вошла скорлупа в скорлупу
Вылетела птица
прилетела птица
Ты остался собой
ты стал как хлеб преломленный
Но больше всего как птица которая улетела

Как колокол деревянный
сквозь топор пустоты небесной
летит раздвоенный мозг
Пока повадырь не ведает о слепце
пока слепец бредет сквозь повадыря
оставшегося позади с беременным посохом

Мягкий тормоз грузного мозга
Вдалеке полет и полет
А за полетом где поле голо
черепаха першит глазами
Сад ослеп
обнаженные ребра
белым плугом врезаются в почву
Ларинголог заглядывает в глаза
Сад проросший плугами
мертвящая пустошь ребенка


ты стал как хлеб преломленный
но больше всего как птица
которая улетела
Как колокол деревянный
сквозь топор пустоты небесной
летит раздвоенный мозг
Пока повадырь не ведает о слепце
пока слепец бредет сквозь повадыря
оставшегося позади с беременным посохом


Эти крылья справа спереди сзади
где нечетнокрылый улетаят крыльями внутрь
это только одно крыло преломленное в эн-пространствах
здесь тайна твоя и моя с нечетным количеством крыльев
в четырёх измереньях души
сплетают раковин уши
Не покидай меня мой ангел нечетнокрылый
чтобы летел я на крыльях высоких врат
чтобы они открывались
как складываются крылья

Святой теннисист держит нимб-ракетку
он играет своим отраженьем
вот мяч летит но не долетает
вот нимб сияет вот мяч летит
тогда луна перестает быть
все отрицается бытием боли
чем больше отражается
тем меньше есть
чем ближе-тем отдаленней
вот ударился о плоскость луча
вот изошел волновым светом
и одновременно раздробился до неразлечимости
речь должна быть прямой а свет бесконечным
тогда ракетка просияет вовне
теннисист поймает мяч-луч
и может быть я распознаю свой лик в Ничто
Вот мяч летит но не долетает
вот я умираю но не умру
возвратись ко мне луч
я лечу

А роза Гертруды
С-тайн
стая
упала на лапу Азора
и вылезли крылья и зори
из розы из розы из розы
А РОЗА ГЕРТРУДЫ УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА
У ДУР РЕГУЛУ ГЕРТРУДУ
ЛИФАРЬ ОП ПОТРАФИЛ
НИСЯ МЯСИН
ДЯГИЛЕВ ВЕЛ ИГ ЯД
В ОКО БА НАБОКОВ
ЛЕВ АП ПАВЕЛ
ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ
КЕДРОВ ВОРД ДЕК

 


НЕЧЁТНОКРЫЛЫЙ
       
       «Павел Челищев – принц рюриковой крови», – прочёл я в каталоге выставки своего двоюродного деда в 1957 году, когда мне было 15 лет, а ему навсегда 58. Это неточность перевода. На самом деле род Челищевых относится к нетитулованным потомкам Рюрика. Князь (по-английски «принц») в данном случае означает просто «потомок». Будучи внуком сестры Павла Фёдоровича, я с детства знал, что мой двоюродный дед эмигрировал в 1920 году с армией Деникина, сжимая в руках единственное имущество – узелочек с красками. Говорить об этом было не принято. Дворянское происхождение и заграничное родство не жаловались, а порой и преследовались властями. Моя мама – любимая племянница Павла Челищева – всячески скрывала свои рюриковско-челищевские корни. И только сейчас, в 65 лет, я узнал что Павел Фёдорович служил картографом в армии Деникина и вычерчивал Сивашские укрепления.
       В 14 лет в 1956 году я получил письмо из Италии. «Павлик» (так называют его в нашей семье) приветствовал начало моей поэзии. Особенно ему понравились строчки о мамонтах: «Это просто мамонты прокричали, / но ведь их всё равно никогда не услышат люди». Позднее я узнал, что младенец, летящий головой вниз из глубин космоса в виде древа жизни на его знаменитой картине «Игра в прятки» – это отклик Павла Челищева на моё рождение в 1942 году. Ведь своей семьи у него не было и не могло быть из-за нетрадиционной ориентации. Я был единственный продолжатель этой ветви рода Челищевых. В том же году картина была экспонирована в Нью-Йорке вместе со знаменитой «Герникой» Пикассо в Музее современного искусства. Большинство опрошенных посетителей отдавали предпочтение картине Павлика «Каш-каш», или «Игра в прятки». Вокруг толпились дети и часами высматривали все новые детские фигурки, спрятанные в листве и в коре мирового древа. Чёрно-белую репродукцию вынула из продолговатого конверта моя тётушка, сестра Павлика, вернувшаяся из концлагеря. Меня-то больше всего заинтересовали американские марки. А Мария Фёдоровна заплакала, увидев в центре картины себя. Я тоже узнал её в женской фигуре, бредущей в глубь картины вослед за летящей бабочкой. «Мы так любили с Павликом ловить сачком бабочек в Дубровке».
       Из Дубровки Калужской губернии Жиздринского уезда всех Челищевых выселили по личному распоряжению Ленина в течение суток. Посадили на подводу и увези в никуда. Любовь к бабочкам у Марии Фёдоровны осталась навсегда. Она вышивала их в концлагере для начальства. Кровь из пальца просачивалась сквозь протёртый напёрсток и портила вышивки. И вот теперь она узнала эту бабочку на картине. «А вот этот младенец – ты. Павлик, несмотря на военное время, получил весть о твоём предстоящем рождении. Тогда с Америкой по приказу Сталина установилась почтовая связь, и я написала Павлику, что скоро наш род продолжится».
       Картина и сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. К сожалению, её убрали в запасники. Зато в Третьяковке наконец-то вынули из запасников такую же огромную «Феномену» – картину 1938 года, тоже созданную в Нью-Йорке. Среди множества почти карикатурных, в духе Босха, персонажей – современники Павлика, с которыми его связала судьба: Игорь Стравинский, Гертруда Стайн.
       Гертруда Стайн первая обратила внимание на молодого «боярина Павлика» и приобрела его картину «Корзинка с клубникой», с которой и началась живописная слава Павла Челищева. Гертруда Стайн посвятила Челищеву свой знаменитый моностих: «О роза ты роза ты роза ты роза». Дело в том, что первый живописный период Челищева именовался «розовое безумие». Но розовый цвет – это ещё и знаковый фон ордена розенкрейцеров.
       Игорь Стравинский, агностик, с некоторой иронией отзывается о розенкрейцере и мистике, цитирующем Гор-Апполона художнике и аристократе Рюриковиче, оформлявшем его балет «Орфей». Композитор пишет, что Павел Челищев верил в целебные свойства нитки из красной шерсти вокруг запястья. Красный цвет он связывал с энергетикой Марса.
       «Где вы видели, чтобы у ангелов крылья росли из груди? – спрашивали у Павлика. – «А вы часто видели ангелов?» – парировал он.
       Первый балет он оформил по своему замыслу в труппе Дягилева. Танцевальная феерия «Ода» сопровождалась космическим гимном Ломоносова на музыку Николая Набокова, двоюродного брата знаменитого прозаика, в то время никому ещё неизвестного. Главную партию танцевал Сергей Лифарь. Балет ставил знаменитый Мясин. «Ода» провалилась. «Я открыл дверь в мироздание, но никто в неё не вошёл», – написал Павлик. «Придёт время, все поймут и все услышат», – сказала Гертруда Стайн. Сегодня это время приходит. Сначала в 1973 году я получил в наследство автопортрет Павла Челищева, его акварели и эскизы. Теперь эти работы экспонируются в галерее «Наши художники» на Рублёвке. А недавно в Россию в частную коллекцию стали возвращаться картины Челищева из серии «Рай», или «Ангельские портреты».
       Здесь всё светится и переливается, как в магическом кристалле. Я не знаю, был ли Павел Фёдорович розенкрейцером официально. Могу лишь засвидетельствовать множество мистических соответствий. На нашем фамильном гербе изображено копьё родоначальника – Ричарда Львиное Сердце, поражающее перевёрнутый вниз полумесяц. Розенкрейцеры ведут своё начало от крестоносцев и считают Ричарда своим покровителем и магистром. Ему я посвятил двустишие: «Пал один / паладин».
       Первый Челищев прибыл на Русь к Александру Невскому от двора Курфюрста Люнебургского, потомка Ричарда, и, приняв православие, разрабатывал стратегию Ледового побоища. Далее видим Челищевых, породнённых с Иваном Калитой через брак с его крестницей и племянницей. На гербе Челищевых рядом с копьём Ричарда три страусовых пера и по бокам две победные фанфары. Это напоминание о Михаиле Бренко-Челищеве, двоюродном брате Дмитрия Донского и его оруженосце. Он погиб на Куликовом поле, переодетый в доспехи великого князя с великокняжеским шлемом и шишаком из трёх страусовых перьев. Куликовская битва произошла 21 сентября по новому стилю, в будущий день рождения Павла Челищева. В 18-м веке Челищевы основывают ложу Розенкрейцеров вблизи своего имения под Рыбинском в Ярославских лесах. При этом один из Челищевых не только Великий Магистр ложи, но и директор департамента артиллерии. Я узнал об этом из книги другого Челищева, писателя и розенкрейцера Владимира Линденберга (Челищева) «Три Дома». Книгу передал мне поэт Алексей Парщиков с дарственной надписью от немецкого издателя Казака.
       Владимир Линденберг-Челищев принадлежит к другой ветви нашего рода, породнённой с Баратынским и Гончаровой (Пушкиной). Линденберг, так же как Павлик, эмигрировал в Германию в 1920 году. Там он стал известным писателем, пишущим по-русски и по-немецки. Гитлер преследовал розенкрейцеров, и Владимир Линденберг оказался в концлагере. Но его характер нисколько не ожесточился после суровых испытаний.
       В верхней части герба рода Челищевых императорская корона в окружении трёх королевских лилий. Это воспоминание о посольстве Челищевых в Царьград, которое вернулось в Москву с Софьей Палеолог, породнившей князей Московской Руси со всеми европейскими дворами, и с громадной библиотекой, известной позднее как библиотека Ивана Грозного.
       Так или иначе, но в картинах Павлика оживает по-новому традиционная символика ордена розенкрейцеров, соединяющая крест и розу – небо и землю. В своей послевоенной переписке с моей тётушкой Марией Фёдоровной Павлик пишет, что ему удалось открыть новую, ангелическую перспективу в живописи. Она отличается от леонардовской тем, что взгляд охватывает мир изнутри и снаружи одновременно. Космос оказывается внутри человека, а не снаружи, как в обыденной жизни. Не удивительно, что Павлику очень понравились такие строки из моей очень ранней поэмы:
       Я вышел к себе
       Через-навстречу-от
       И ушёл Под
       Воздвигая Над

       Это и есть ангелическая перспектива. Мотивы живописи Павла Челищева не покидают мою поэзию. Я назвал его Нечётнокрылым Ангелом.
       Эти крылья справа спереди сзади
       это только одно крыло
       преломлённое во всех пространствах
       где нечётнокрылый улетает
       крыльями внутрь
       здесь тайна твоя и моя
       с нечётным количеством крыльев
       В четырёх измереньях души
       сплетают раковин уши
       Не покидай меня
       мой ангел нечётнокрылый
       чтобы летел я на крыльях высоких
       врат
       чтобы они открывались
       как складываются крылья.


Константин КЕДРОВРОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛИЩЕВЫХ

(Линия, ведущая к Константину Кедрову. Дана с небольшими сокращениями по книге Владимира Линдберга “Три дома” и выпискам из 6-й части родословной книги Калужской губернии, любезно предоставленной мне Дворянским Собранием)

Оттон III

v

Герцог Люнебургский

v

Вильгельм Люнебургский

приехал в Новгород в 1237 г., принял в крещении имя Леонтий.

v

Карл

родоначальник Челищевых, прозвище Челищ, в крещении Андрей, прибыл на Русь в 1237 г., служил св. блг. кн. Александру Невскому.

v

Андрей

Бренко, крестник Ивана Калиты, жена Мария Константиновна Углицкая, внучка Ивана Калиты.

v

Михаил Андреевич

Бренко, воевода, племянник св. блг. Кн. Дмитрия Донского, погиб в доспехах св. Дмитрия Донского на Куликовом поле 8 сентября / 25 по н.с. / 1380 г. (замечу, что мой двоюродный дед художник Павел Челищев родился 21 сентября).

v

Иван

Мастер Ордена Розенкрейцеров Северной России (ум.1779).

v

Александр

Генерал-лейтенант, главный начальник артиллерийского департамента Военной коллегии, Мастер Ордена Розенкрейцеров Северной России (ум. 1821).

v

Михаил (ум. 1797, 50 л.) - Елена Ивановна Батюшкова

v

Николай, прапрапрадед

Предводитель дворянства Козельского уезда 1821 – 23 гг.

v

Сергей, прапрадед

Предводитель дворянства Жиздринского уезда 1850 – 60 гг.

v

Федор Сергеевич, прадед

1-й брак – Наталья Михайловна (прабабушка)

v

Софья Федоровна, бабушка 1894 – 1919

v

Надежда Владимировна Юматова (Кедрова), моя мама (1917 – 1991), ее отец, мой дед Владимир Юматов погиб (пропал без вести) в 1919 г.

Еще две дочери от 1-го брака: Варвара Федоровна Зарудная (ум. В 1960), Мария Федоровна Клименко (1895 – 1978), от которой я узнал историю рода. Обе сестры переписывались с Павлом Челищевым (переписка находится в моем фонде в РГАЛИ).

2-й брак – Надежда Павловна

v

Павел Федорович – художник, Михаил Федорович (погиб от банды Махно в 1919 г.), Елена Федоровна, Наталья Федоровна (умерли молодыми).

Герб рода Челищевыхhttp://metapoetry.narod.ru/rod/rod04.htm



Щит разделен перпендикулярно на две части, из коих в правой в черном поле изображено Знамя имеющее древко Золотое, поставленное на серебряном Полумесяце; левая часть разрезана горизонтально чертою. В верхней части в голубом поле изображена Кардинальская золотая Шапка и около нее три золотые Лилии. В нижней части в красном поле две золотые Трубы и между ними на серебряной полосе означены три страусовы Пера красного цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною, на поверхности которой виден Лев с мечом. Намет на щите золотой подложенный голубым и красным цветом.
 

 КАК РОЖДАЮТСЯ АНГЕЛЫ

Мой двоюродный дед художник Павел Челищев происходит из древнего дворянского рода, породненного с Иваном Калигой. Один из знаменитых предков Павла Федоровича — оруженосец и двоюродный брат Дмитрия Донского Михаил Бренко. Он пал на Куликовом поле, переодетый в доспехи Великого князя. Сам Дмитрий Донской сражался в одежде простого воина и был найден тяжело раненый под грудой тел. Михаил же Бренко был разрублен .

Все это я узнал в 1954 году, сидя на крылечке в древнем городе Угличе, куда приехал на школьные каникулы, а рассказала мне об этом моя двоюродная бабушка Мария Федоровна Челищева-Клименко. Она только что вернулась тогда из девятилетней отсидки. От нее же я узнал, что сестра Павла Федоровича Челищева, моя родная бабушка Софья Федоровна, погибла в 1920 году от тифа, а Павел Федорович в том же году покинул Россию с Деникинской армией и узелочком красок в руках.

В 20-30-х годах Павел Челищев — театральный художник балетной труппы Дягилева в Берлине. Он оформлял балеты Стравинского “Весна Священная” и “Орфей”. Стравинский вспоминает моего двоюродного деда, как большого мистика и теософа. Однажды у Павла Федоровича спросили — почему вы нарисовали ангела с крыльями, растущими из груди. Где вы видели, чтобы у ангелов так росли крылья?

— А вы часто видели ангелов? — поинтересовался Павел Челищев. Сам он видел ангелов в Человеке. И незадолго до своей смерти написал целую серию “ангельских портретов”, где Человек просвечивает сквозь звезды. Среди немногих, кто понимал и ценил мистический сюрреализм моего двоюродного деда, были: поэтесса Эдит Ситуэл, писательница Гертруда Стайн, искусствовед Паркер Тайлер, написавший монографию о Павле Челищеве под заголовком “Немодный художник”.

От коммунизма Челищев эмигрировал в Европу, от фашизма в Америку. Здесь он жил в замкнутом кругу своих поклонников и меценатов, ужасаясь наступающему материализму. Его картина "Каш-каш" (прятки) ныне висит в музее Гугенхейма в Нью-Йорке. В 40-х годах около нее толпились люди и часами разглядывали непонятную, притягивающую живопись.

"Каш-каш"или "ИЩУЩИЙ ДА ОБРЯЩЕТ" — воспоминания о безмятежном детстве в имении моего прадеда Федора Сергеевича Челищева. Село Дубровка Калужской губернии — родовое гнездо этой ветви Челищевского рода.

Павел Челищев любил уходить в лес со своими сестрами и там посреди лесной поляны он впервые ощутил религиозные чувства.

— Я молюсь на деревья! — сказал он своей сестре Марии Федоровне, будущей узнице сталинских лагерей.

После рокового 17 года вся семья еще жила в родовом имении. Крестьяне снарядили делегацию к Ленину с просьбой оставить моего прадеда в Дубровке с многодетной семьей в должности лесничего. Отец Павла Челищева, мой прадед Федор Сергеевич, покрыл лесами всю Калужскую губернию. Доход от его имения составил 7 миллионов. По тем временам громадная сумма. Ныне там ровное место — все вырублено. От роскошного фруктового сада не осталось и следа. Ленин принял ходоков и приказал: "Выселить всех в 24 часа". Подвода едва вместила многочисленное семейство: прадеда с женой и Павла Федоровича со своими сестрами – Натальей, Варварой, Марией, Софьей, Александрой.

— Барышни, что же вы смеетесь. Не я знаете, какая мука вас ждет, — сказал сердобольный крестьянин. Уцелели, как по Чехову, только три сестры: Мария в сталинском концлагере, Александра в парижской эмиграции, Варвара, самая благополучная из сестер, — ее мужа расстреляли, но жила она в Москве и преподавала литературу в кремлевской школе. К ней посылал Павел Федорович продовольственные посылки для Марии, томящейся в заключении. У меня хранятся письма Павла Челищева к Варваре Федоровне, где он пытается объяснить, что живопись его не безумие, а новое духовное зрение. Он видел человека в мистической сферической перспективе, которую Павел Флоренский назвал “обратной перспективой”. Трудов Павла Флоренского Павел Челищев в далекой Америке, конечно не знал. Ничего не ведал он о соловецком узнике, но пришел к тем же выводам, что и он. Последние годы жизни Павел Челищев провел в Италии вблизи православного монастыря, ведя еще более уединенный и замкнутый образ жизни. Его письма 50-х годов заполнены ужасом перед наступающим материализмом, который захлестнул тогда всю западноевропейскую цивилизацию. Павел Челищев ищет выхода в невидимое для глаза четвертое измерение Его картины становятся все более мистичными. Он много думает о православной иконе и в конечном итоге приходит к выводу, что овальная мандола, окружающая Христа на старинных иконах, — это чертеж всего мироздания. Его картины все более утончались, освобождаясь от материи. Сначала тело человека стало для него прозрачным, как рентгеновский снимок. Потом анатомические очертания исчезли и возник сияющий чертеж души человека, сотканный из звездного света.

В Москве, на Донском кладбище в родовой могиле покоятся мои тетушки сестры Павла Федоровича Наталья, Мария, Варвара. Неизвестно, где похоронены еще один брат – Михаил и моя бабушка Софья, а сам Павел Федорович похоронен в Италии в городке Фраскатти под Римом. Позднее прах был перенесен на кладбище ПЕР-Лашез в Париже– на родине всех художников. А теперь остановимся в раздумье около его картины "Каш-каш", висящей ныне в музее Гугенхейма в Нью-Йорке. Дерево — дорога — материнская утроба — рука — нога. Что это значит? Это вселенское тело бессмертного человека, слитое со всем живым. Рука-крона устремлена к небу, Нога-корни уходят в землю. Листья — ангельские детские головки – усыпали крону по кругу от зимы к лету, и прямо навстречу нам из ствола-дупла-чрева летит головой вперед младенец. Так умирает художник, так рождаются ангелы.



Семья Челищевых.Дубровка, Калужской губ.1 августа 1914 г.http://metapoetry.narod.ru/rod/rod03.htm

Сидят во втором ряду (слева направо): мой дед Владимир Юматов, моя бабушка Софья Федоровна. Стоят: крайний слева – Павел Челищев, крайний справа – мой прадед Федор Сергеевич Челищев.
 
Челищевы – Орден неба
Крайне запутана история прихода Людвига Люнебургского, в православном крещении Андрея Бренко по прозвищу Чело на службу к Александру Невскому. Кто этот Андрей? Рыцарь ли он курфюрста Люнебургского или его родственник, потомок Оттона III? А стало быть, и Оттона I? Скорее всего, он и рыцарь, и потомок. Иначе почему он Люнебургский?

Родство Оттона I восходит аж к Иосифу Аримафейскому и Иакову, брату Христа по крови. Однако не будем вдаваться в дебри полумифической генеалогии. Ясно, что потомок герцога Люнебургского мог стать видным рыцарем на службе у Александра Невского только при определенных обстоятельствах. Или он был взят в плен как крестоносец, или перешел на службу и принял православие добровольно. Есть еще и третий вариант – Андрей Чело выполнял при дворе Невского какую-то тайную миссию. Во всяком случае, все его потомки остаются на Руси и верой и правдой служит сначала Новгородско-Киевским, потом Московским князьям. Переход рыцаря из католицизма в православие – явление чрезвычайное, но не такое уж редкое. Достаточно заметить, что само юродство на Руси пошло от немцев, принявших православие. Впрочем, это нисколько не противоречит идее о тайной миссии не с целью обращения православных в католики, а с целью объединения церквей.

В ХVIII веке один из предков Челищевых основал в Рыбинске ложу Розенкрейцеров и был ее магистром. Он же возглавлял департамент артиллерии. Я был особенно поражен этим обстоятельством, поскольку родился в Рыбинске, а в гороскопе моей прошлой жизни значилось, что я был… монахом и военачальником. Мой двоюродный дедушка Павел Челищев, конечно же, обладал знаниями Розенкрейцеров, да и я получил эти знания отнюдь не из книг, а из личного мистического опыта.

Теперь о таинственной истории с переодеванием моего предка в одежду Дмитрия Донского и его гибели на Куликовом поле. Михаил Бренко был породнен с самим Калитой. Куликовская битва разыгралась 21 сентября. (И 21 сентября родился Павел Челищев). Переодевание Бренко это не просто военная хитрость. Не будем забывать мистерию близнецов, когда породненные через чашу братья считались мистическими двойниками. Одного “убивали”, а другой “воскресал” из мертвых. Дмитрия считали убитым, как и Бренко, и лишь позднее нашли в одежде простого воина под грудой тел. Все не просто, совсем не просто.

Теперь о фамилии Челищевы. “Чело” по-итальянски небо (cielo). Значит, рыцари Люнебургские были членами тайного небесного братства – Челищевы. Их миссия на Руси четко обозначена самим наименованием братства. Они небо, крест и роза – розенкрейцеры.

Отец Павла Челищева, мой прадед Федор Сергеевич окончил с отличием математический факультет МГУ и вдруг совершенно немотивированно, отказался от карьеры доцента и удалился в дубровское затворничество. Иначе это не назовешь. Говорят, что влюбился и только. Простите, не верю. Волевой, похожий на Льва Толстого и внешне и внутренне Федор Сергеевич каждый шаг жизни выверял у Амвросия Оптинского. Именно Амвросий Оптинский рекомендовал ему жениться вторично после картины первой жены. А если бы он этого не сделал, Павел Челищев. Дитя второго брака, не появился бы на свет. Моя же бабушка Софья родилась от первого брака. Подозреваю, что первый брак был согласован с Амвросием.

Математические идеи Федора Сергеевича я знал с детства в пересказе его младшей дочери также от первого брака, моей двоюродной бабушки Марии Федоровны Клименко. Мария Федоровна говорила мне, что Федор Сергеевич открыл множество бесконечностей. Он утверждал, что у каждой бесконечности есть свой объем, своя мощность. Бесконечность может и должна быть ограниченной. Позднее я эти идеи встретил у Кантора и Лосева, но Федор Сергеевич думал об этом еще раньше. И вот с такими идеями запереться в Дубровке и жить там жизнью помещика, лесничего до 1918 года! Федор Сергеевич Челищев умер в год моего рождения – 1942. Он жил в оккупированной немцами Лозовой. Прожил 83 года. Предупредил хозяйку дома, что умрет: “Вы не пугайтесь, но сегодня в три часа я умру”. Лег вздремнуть после полудня и не проснулся. В это время его сын Павел жил в Нью-Йорке, дочь Мария находилась в оккупированном Севастополе, а ее сестра Варвара Зарудная преподавала в кремлевской школе литературу. Любимая внучка Надя Юматова, моя мама, жила под бомбами в Рыбинске, работала в театре и вынашивала меня под сердцем. Ее родители, Софья и Владимир, погибли в незабываемом 1919-ом.

У нашего рода есть параллельная ветвь. И вот что меня поразило: в 1990 году поэт Алексей Парщиков передал мне надписанную издателем Козаком книгу Владимира Линдберга (Челищева). Он так же, как Павел Челищев, эмигрировал в 1919-ом, только их имение было не в Дубровке, а в Мече. Линдберг был розенкрейцером. Его книга украшена символами ордена и еще, что самое удивительное, там тоже в роду были Мария, Варвара и Софья и братья Владимир и Павел. Эта ветвь породнена с Натали Пушкиной, с Баратынским и с литовскими князьями. Поначалу я думал, что Владимир Линдберг – это мистификация, основанная на истории нашего рода, или псевдоним Павла Челищева. Но это не так. Тут просто мистическая параллель, соединенная единым замыслом розенкрейцеров, их небесным, Челищевым братством.

Теперь внимательно проследим ветвь от ее начала. Розенкрейцеры ведут свое начало от Иосифа Аримафейского и брата Христа по крови Якова. От них же происходит династия первых христианских императоров Европы – Оттонов. Затем ветвь Люнебургов. От них через Андрея Люнебургского – Челищева – небесного – идет росток на Русь. Сначала к Невскому, потом к Калите, потом к Донскому и Бренко. В XVIII веке Челищевы основывают свою миссию в ложе розенкрейцеров среди рыбинских лесов. Далее конец XIX – начало ХХ веков. Федор Сергеевич Челищев – духовный сын св. Амвросия Оптинского – воспитывает истинного розенкрейцера, художника Павла Челищева. Он его сестер Марии и Варвары я и узнаю все правду о своем роде.