Легенда о Вечном Байкере. Глава 3

Екатерина Полякова
Старый дом на Фрунзенской набережной многие годы жил своей обычной тихой жизнью. Вселялись и выезжали жильцы, рождались и взрослели дети, а зеленый двор все так же был укрыт от остального города за надежными стенами, словно отдельный маленький городок.
Так продолжалось бы еще долго, но однажды весной в доме появился новый жилец. Откуда он взялся – не знали даже бдительные старушки, целыми днями ведущие наблюдение за жизнью двора со скамеек у подъезда. Сначала они подумали, что к кому-то приехал друг или родственник, но незваный гость всегда держался один. Да и не было у здешних жильцов таких родственников – высокий черноволосый байкер слишком отличался ото всех, кто здесь когда-либо жил.
На вид ему можно было дать лет двадцать пять-тридцать, во всяком случае, в длинных волосах не было и намека на седину. Но стоило чуть задержать взгляд на его лице – и в темных глазах читался совсем другой возраст, а точнее, полное отсутствие возраста. Впечатление продолжалось лишь долю секунды, но странный осадок надолго оставался внутри неприятным холодком. Впрочем, новый жилец соседям в принципе не нравился. И не только из-за своей внешности – в конце концов, мало ли кто как выглядит. «Металлист», – вспомнила одна из старушек услышанное от внука слово, это многое объясняло – к мрачным юношам в черной коже и заклепках район уже более-менее привык. Сложнее было привыкнуть к разносящемуся по двору реву мотоцикла или к завыванию электрогитары с шестого этажа. Впрочем, дома байкер бывал нечасто, и постепенно соседи смирились с его присутствием. В конце концов, рассуждали они, бывает и хуже. И вспоминали множество примеров, приходя к выводу, что им еще повезло – никто не бесчинствовал во дворе и не конфликтовал с соседями. Впрочем, и не дружил тоже – складывалось впечатление, что черноволосый байкер их вообще не замечает. Он приходил и уходил один, и только электрогитара иногда сообщала соседям, что им не померещился гордо въезжающий во двор черный «Харлей».
Впрочем, не все восприняли появление байкера так спокойно. Алла Васильевна, занимавшая квартиру как раз под новым жильцом, грудью встала на защиту спокойствия двора. Точнее, попыталась встать – ибо телефон на шестом этаже молчал, а отделение милиции не торопилось разбираться с нарушителем спокойствия. Да и поддержки у соседей Алла Васильевна не находила. Конечно, ведь не у них перед окном ездил этот проклятый мотоцикл (хотя те, кто жил ниже, тоже не проявили солидарности), и не над их головой надрывалась эта безумная музыка! В конце концов терпение Аллы Васильевны лопнуло, и, как только сверху раздались первые аккорды, она решительно поднялась по лестнице и принялась настойчиво звонить в дверь. К удивлению Аллы Васильевны, замок щелкнул почти сразу. И как он еще что-то слышит через эту свою гитару? Она уже готовила гневную речь об уважении к окружающим и соблюдении тишины – но не успела произнести ни слова, натолкнувшись, словно на стену, на лишенный всяких эмоций взгляд. Что было дальше – она не помнила, но, во всяком случае, больше объясняться с байкером она не пыталась. И вообще объявила соседа «нечистой силой», в чем, впрочем, была не слишком далека от истины.

Демон отставил в сторону пустую бутылку из-под «Гиннесса» и потянулся за следующей. Дэн молча пододвинул вожаку пиво. Демон так же молча кивнул в знак благодарности. Из всей свиты только Дэн еще оставался на ногах – остальные свалились, едва добравшись до какой-нибудь подходящей поверхности.
– Как ты? – наконец заговорил Дэн.
– Что мне будет… – Демон покосился на свою левую руку, все еще обмотанную черной банданой. – Во всяком случае, силы уже возвращаются. Боюсь, это будет не так быстро, как в той истории с БМВ, – он чуть усмехнулся. – Ты пиво тоже бери. У меня много.
– Ага, – Дэн взял бутылку. Опять повисла пауза.
– Послушай… – Дэн чуть тронул Демона за руку. Едва ли не впервые за все время их знакомства. – Что сейчас с Тошей?
– Спит, вроде. Как и остальные, – Демон оглядел комнату, в которой не вполне понятным образом разместилось одиннадцать человек. Места для их косух в шкафу не нашлось, и теперь в прихожей громоздилась гора, увенчанная простой мотокурткой Демона.
– Я не об этом. Он сейчас… не такой. Мне иногда кажется, что он на тебя стал похож. То есть вы и вообще чем-то похожи – я ведь поэтому вас и познакомил – но сейчас…
– Дэн, – негромко произнес Демон. – Ты был там вместе со всеми. Ты видел все, что произошло. Ты знаешь, на что я способен. Но бой с Посланниками мне дорого стоил.
– Да уж… в какой-то момент я думал, что ты не справишься…
– В какой-то момент я и сам так думал. А теперь вспомни – первый их удар принял на себя Тоша. Один. Даже если они атаковали не в полную силу – человек после этого не мог остаться в живых. У Серого Ангела против меня, пожалуй, было больше шансов, чем у Тоши против Посланников.
Дэн поежился, вспомнив тающую фигуру Ангела. Демон кивнул:
– Ты понимаешь. И все же Тоша выдержал. На пределе сил, но выдержал. Я не знаю, как ему это удалось. Твой брат много сильнее, чем я предполагал.
– То есть это не ты помог ему?
– Смотря в чем. Посланников он встретил один, я ничего об этом не знал – пока он не позвал меня. А вот вернуться обратно в этот мир он бы уже не смог. Я и то вытащил его с порога.
Дэн непонимающе смотрел на вожака.
– Будь он просто человеком – он давно был бы мертв, – жестко проговорил Демон. – Впрочем, будь он просто человеком – он и не пришел бы ко мне. Как и все вы. Хотя то, на что способен Тоша, порой удивляет даже меня. Вы понимаете безмолвную речь – а он научился отвечать мне. Сам. Вы слышите мой зов, где бы ни находились – Тоша выслеживает меня, даже если я хочу побыть один. Знаешь, я чуть не принял его за одного из своих… впрочем, сейчас это почти правда.
– Это как?
– Моя кровь, – коротко ответил Демон. – В некотором роде Тоша теперь и мой брат тоже.
Дэн зажмурился, пытаясь осмыслить сказанное. Демон положил ему руку на плечо:
– Не спорю, такое непросто осознать. Может быть, ты мне и не поверишь, но это не было каким-то моим замыслом. Просто иначе я не мог его вытащить. Потому и пошел на это, хотя и рисковал собой.
– Теперь я понимаю… – Дэн словно не слышал Демона, его голос звучал как в полусне. – Глаза… У него же взгляд изменился. Лицо все то же, а глаза другие… Мне теперь иногда кажется, что он старше меня. Демон… а что будет дальше?
– Честно? Не знаю. Не смотри на меня так. Тоша и раньше меня удивлял, а что с ним будет теперь – вряд ли знает даже Мессир. Но все же это по-прежнему твой младший брат. Ты ведь сам сказал – мы и раньше были похожи.
Дэн ничего не ответил.
– Не веришь мне? Я говорил Тоше и повторю тебе – у меня нет никаких планов на ваш счет. Я, конечно, ожидал, что Тоша станет ближе ко мне, но я и представить не мог, что это произойдет именно так. Сам понимаешь, тогда у меня не было времени на размышления. Впрочем… я вряд ли ошибусь, если скажу, что и вы не остались прежними. Что дальше? Увидим. А пока тебе, как и остальным, лучше отдохнуть. Ты и так почти спишь.
– Да я, в общем-то, в порядке… – попытался возразить Дэн, но почувствовал, что у него действительно слипаются глаза. Он нашел свободное кресло, рухнул в него и отключился.
Демон молча смотрел на спящего юношу. Пусть отдохнет. Слишком много ему досталось сегодня. Ведь он, фактически, увидел гибель брата – и его возвращение, но Тоша вернулся другим… Еще будет время все осознать – но не сейчас. По крайней мере, Дэн по-прежнему верит вожаку. Это хорошо.

Тоша спал на диване, по-детски подложив руку под голову. Демон безмолвно окликнул его:
«Как ты?»
«Вроде бы в порядке… Демон, это ты мне снишься? Или нет?»
«А ты сам как думаешь?»
«Не знаю… Вроде я все еще сплю… Только что сон видел – дорога снилась, трасса какая-то, все как всегда… А в то же время я здесь и все вижу. Или это мне тоже снится?»
«Что ты видишь?»
«Ну, комнату, я на диване лежу… Окно, за ним дождь… Тебя вижу, ты на окне сидишь… Пиво пьешь… А Дэн прямо в кресле заснул и бандану уронил», – Тоша улыбнулся, не открывая глаз.
«Да, все так и есть».
«Слушай… Это очень похоже на то, что было там, на дороге… Помнишь, я говорил тебе? Демон, почему так?».
Демон немного помолчал.
«Ты очень правильно вспомнил сегодня ту песню… «Я не верил, что я мертв…» – дальше сам знаешь. Я уже говорил – обычный человек на твоем месте не прожил бы и секунды. Ты уже был на грани. Оттуда нельзя вернуться прежним. А еще… Ты ведь и сам видел, каким образом я тебя вытащил».
«Так что же… я теперь…»
«В некотором роде мой брат, как я только что говорил Дэну. Впрочем, я бы и раньше тебя обычным человеком не назвал – после всего, что ты успел сотворить».
«Ой», – только и смог ответить Тоша.
«Раньше пугаться надо было. А теперь делать нечего – привыкай. Ты сейчас видишь мир примерно так же, как вижу его я».
«Здорово. А я что-нибудь умею?».
«Вот это уже другой разговор. Умеешь ты много чего, да и раньше умел».
«Ну… вот ты говорил, что можешь мысленно переместиться в любое место…».
«А ты попробуй сам. Куда бы ты хотел попасть?».
«Ну… например, на Осташковское».
«Вот тебе неймется! Было бы на что там сейчас смотреть… Ну что ж… просто представь себе это место – видишь?».
И внезапно Тоша увидел вместо прежней комнаты пустое шоссе, блестящее под дождем, и одиноко стоящую «Нексию». А вот его «Хонды» уже не было, и все следы падения смыл дождь.
«Сделай шаг. Не бойся. Я буду рядом».
Теперь Тоша уже сам стоял на дороге и почти чувствовал на коже и волосах струи дождя. И в то же время он помнил, что спит на диване в квартире Демона, и в любой момент можно вернуться туда. Впрочем, возвращаться не хотелось.
«Так просто… – он даже засмеялся. – Это сделал я?».
«А кто же еще? – Демон действительно стоял у него за спиной. – Убедился?».
«Еще бы! Слушай… а нас… кто-нибудь… может увидеть?».
«Уже нет. Думается мне, Другая Сторона нескоро рискнет сунуться сюда еще раз. А моих сородичей здесь нет».
«Посланники… – Тоша поежился, вспомнив кольцо белого пламени. – Послушай, Демон… а что было бы, если… если бы…» – он не посмел договорить.
«Если бы я проиграл? – даже не видя лица Демона, Тоша почувствовал его вечную усмешку. – Ну что же… постарался бы захватить Посланников с собой. Я уже говорил Дэну – был момент, когда я уже был готов именно к такому исходу».
Демон помолчал.
«Впрочем… тебя я бы вытащил любой ценой. И ты остался бы вместо меня».
«То есть как?»
«Помнишь, однажды я сказал тебе, что однажды ты сможешь сравняться с моими сородичами? Я не бросаюсь словами. С моей кровью ты получил часть моей силы, Дэн уже сейчас говорит, что мы похожи. А погибни я – ты полностью стал бы моим подобием, потому что я отдал бы тебе все. Если угодно – снова воплотился бы в тебе».
«Но… почему я?»
«Потому что ты сильнее остальных. Много сильнее. В конце концов, именно тебя угораздило нарваться на Посланников, и я не думаю, что это случайно. Случайностей вообще не бывает. И потом… – снова усмешка, – допустим, я к тебе привязался. Ты в это так и не можешь поверить?».
Тоша не ответил. Некоторое время он молча смотрел на ночное шоссе, потом опять окликнул Демона:
«Слушай… я все об этих Посланниках думаю…»
«Нашел о ком. Этих четверых больше нет. И не будет. Из Девятого Круга, знаешь ли, не возвращаются».
«Я не о том. Ты говорил, что понимаешь их… что вы похожи… почему так? Ты… ты был одним из них?».
Демон отозвался не сразу.
«И да и нет. Я уже говорил, что в свите Мессира был тем же, что и Посланники в свите Создателя. Впрочем, не только был, но и буду – если Мессиру это понадобится. Но здесь наше сходство и заканчивается. Да, то, что здесь рассказывают о падших ангелах – правда. Такие были, причем довольно много, они действительно пытались выступить против Создателя, но не преуспели. Те, кто уцелел и не изменил своего решения, ушли к Мессиру. Все это было. Только вот я к Падшим не имею ни малейшего отношения. Более того, не слишком им доверяю, – темные глаза блеснули алым, словно в них отразилось дальнее пламя. – Один раз они уже сменили Сторону – кто сказал, что это навсегда? Хотя, насколько я знаю, Создатель не склонен забывать прошлое, так что назад им дороги нет. А я… меня привел в этот мир Мессир, а не Создатель. Меня и моих ближайших сородичей, тех, кого даже на Другой Стороне называют Высшими. Тех, кто был с Мессиром еще до Падших и будет с ним в Конце Времен».
«В Конце Времен…» – завороженно повторил Тоша, не сводя взгляда с вожака. Похоже, что Демон и сам заново переживал эти неизмеримо давние времена. Воин Мессира – так он назвал себя сегодня. И сейчас Тоша чувствовал это особенно ясно.
Рука Демона легла ему на плечо, и Тоша вздрогнул от обжигающего холода. А ведь ему казалось, что он уже привык… И как может быть, что он чувствует прикосновение? Ведь на самом деле они оба не здесь… Впрочем, Тоша уже сам не был уверен, что такое «на самом деле».
«Нам пора. Здесь больше нечего так рассматривать. Но дальше тебя поведу я. Помнится, я кое-что тебе обещал…».
«О чем ты?».
«Увидишь сам. Дай мне руку».

Тоша едва не вскрикнул, когда Демон сжал его ладонь – казалось, холод пронизал его насквозь. Даже в самые первые дни знакомства с Демоном он не чувствовал ничего подобного. Но он ни за что не отдернул бы руку, да и не смог бы высвободиться из стальной хватки вожака. Ночная темнота вокруг еще больше сгустилась и в то же время как будто окрасилась алым отсветом. Тоша прищурился, пытаясь что-нибудь разглядеть, но проступившие из мрака очертания совершенно точно не походили на ночной город и пустынное шоссе. Как и на что бы то ни было еще, что Тоше доводилось видеть в жизни. Зыбкие контуры постоянно изменялись, словно языки пламени – только это пламя было черным. Даже странно, почему оно оставалось видимым. Впрочем, Тоша не рискнул бы утверждать, что видит его – скорее, он чувствовал все это, как чувствуют чье-то присутствие за спиной, как на дороге он чувствовал еще не появившуюся из-за угла машину. Он повернулся к Демону и едва смог различить фигуру вожака, хотя стоял рядом. Высокий силуэт почти растворился в черно-алой темноте, а точнее, сам был ее частью. Тоша невольно вздрогнул – именно таким он видел Демона после атаки Посланников… Но голос в его сознании звучал так же спокойно:
«Ну что ж… Теперь ты действительно у меня дома».
Тоша непонимающе взглянул на вожака – Демон лишь усмехнулся в ответ. В памяти юноши всплыла безлюдная заправка на Кольцевой… два мотоцикла у обочины, оба чернее городской ночи… и его собственный голос, срывающийся от волнения: «И тогда я приду к Мессиру. Демон, ты представишь меня ему?».
«Демон… так что же получается… это и есть…» – Тоша не смог закончить фразу.
«Ну да. А ты чего хотел? Бурлящую лаву или, наоборот, вечный лед? Или какие-нибудь романтические своды из черного мрамора? Нет, можно, конечно, и так, но мне кажется, что тебе все эти декорации не слишком нужны. А уж мне и подавно».
Тоша не ответил, продолжая вглядываться в темноту. Казалось, еще немного – и он увидит что-то невероятно знакомое, но контуры все время ускользали. Демон снова коснулся его руки:
«Ну что же? Ведь ты сам хотел здесь оказаться, не так ли? Так что же ты стоишь? Я с тобой. Или ты боишься?».
– Нет, – Тоша произнес это вслух, но даже сам не услышал собственного голоса. Он протянул руку – пламя подалось навстречу. Тоша невольно отступил.
Едва ли не впервые в жизни ему стало страшно. Он не боялся, когда летел за вожаком по московским трассам, когда встретился с Посланниками, когда шагнул вслед за Демоном в городскую ночь, но сейчас он понимал, что перед ним – граница. После которой возврата не будет. Он не знал, что за ней, но чувствовал – это последнее, что еще отделяет его от того мира, которому принадлежит Демон. Да, он сам хотел очутиться здесь – и все же это было так непохоже на все его представления… Что, если он больше не сможет вернуться в мир людей? Но Тоша скорее умер бы, чем сказал Демону о таких мыслях. Он чувствовал, что вожак ждет его решения. Повернуть назад? Еще чего! Он давно сделал свой выбор, еще тогда, когда пришел к Демону. Тоша тряхнул головой и решительно шагнул вперед.
Черное пламя на мгновение расступилось, принимая в себя юношу, и тут же сомкнулось вокруг него плотным кольцом, словно выжидая чего-то. «Ну ладно… Вот он я», – проговорил Тоша, хотя и сам не знал, к кому обращается. «Я пришел», - добавил он уже тверже. Он раскинул руки, открытыми ладонями вверх – и пламя захлестнуло его, прорвав невидимую преграду. Это было похоже на атаку Посланников, но тогда удар длился лишь мгновение, Тоша почти не успел почувствовать боли, когда рухнул на асфальт… Сейчас это единственное мгновение как будто растянулось до бесконечности, и Тоше понадобились все силы, чтобы не закричать. Черное пламя пронизывало насквозь, растворяя в себе, лишая возможности видеть, чувствовать, даже свободно вздохнуть, вокруг была лишь темнота, и казалось, что это не кончится никогда… Может быть, это и есть смерть?
А потом в лицо ударил ветер. Больше не было смутных силуэтов и языков пламени – лишь открытая дорога, уходящая куда-то за горизонт. Тоша стоял на разделительной полосе, и ветер трепал его светлые волосы, унося недавнюю боль и возвращая силы. В памяти промелькнули картины: вот Дэн учит Тошу ездить на мотоцикле… вот он сам впервые выезжает на дорогу… вот по городу летит колонна под предводительством черноволосого байкера… вот Демон пьет пиво, что-то рассказывает свите, берется за гитару… вот они вдвоем стоят около заправки на Кольцевой… вот Тоша смотрит в упор на ослепительно-белое пламя и произносит «Я – Черный Всадник»… И снова дорога, закат над городом, ветер в лицо и черный «Харлей» во главе колонны… И Тоша счастливо рассмеялся.
И тогда он услышал голос Демона. Не безмолвную речь, почти лишенную интонаций – знакомый чуть хрипловатый голос вожака, но словно наполнявший собой все пространство.
– Мессир, вот мой соратник. Тот, кто вызвал на себя удар Посланников. Тот, кто займет мое место рядом с вами, если я погибну. Он прошел до конца. Отныне я зову его моим братом.
У Тоши перехватило дыхание. Демон уже говорил, что теперь они братья по крови, но повторить это здесь, перед Мессиром… Тоша знал, что Мессир слышит слова Демона. Повинуясь внезапному порыву, он опустился на одно колено и склонил голову, словно принося присягу – когда-то он мечтал именно об этом, но не мог и представить, что все произойдет так…
Вокруг снова поднялось черное пламя. Но теперь оно не могло причинить вреда – Тоша чувствовал, что стал с ним одним целым. И откуда-то из самых глубин пламени, куда не проникал взгляд, пришел ответ. Это не было ни голосом, ни безмолвной речью, этот язык был задолго до любого человеческого наречия – и все же Тоша понял его. Одно-единственное слово: «Младший».
– Демон… – прошептал Тоша, медленно выпрямляясь. – Я… справился?
И Демон – а может быть, сам Мессир? – ответил:
– Да.
Тоша улыбнулся – и темнота накрыла его с головой. Больше он не видел ничего.
Демон подхватил юношу на руки. Вплоть до последних секунд он не был уверен, что у Тоши хватит сил. Впрочем, после эпизода с Посланниками уже нечему было удивляться. К счастью для мира людей, этот мальчик даже приблизительно не представляет себе свои возможности… Но все это будет потом. А сейчас надо было уходить. Силы Тоши на исходе, да и сам Демон чувствовал, что предельно измотан – без его поддержки Тоша не смог бы находиться здесь и секунды. Во всяком случае, до того, как сделал последний решающий шаг. Пожалуй, бой с Посланниками обошелся не намного дороже, чем этот переход. Сейчас им обоим был нужен отдых.

Дэн проснулся рано утром, судя по бледному свету за окном. Он успел удивиться, что заснул в кресле, полностью одетым, но при этом прекрасно выспался. Постепенно возвращалось чувство реальности, он вспомнил и приезд к Демону, и Посланников, и разговор о Тоше… Когда он успел заснуть? Демон сказал «тебе лучше отдохнуть», и Дэн отключился в ту же секунду, как по приказу… а может, так оно и было? Интересно, а как там Тоша? Дэн встал и, стараясь не шуметь и не тревожить остальных, пошел проведать брата.
Тоша обнаружился в противоположном углу комнаты, на диване. Дэн присел рядом. Сейчас Тоша выглядел почти так же, как всегда – разве что черты лица как будто обозначились чуть жестче, но это, наверное, просто усталость… Он не отреагировал на появление Дэна, хотя всегда спал очень чутко и просыпался, даже если кто-то просто проходил рядом. Сейчас казалось, что он не спит, а в глубоком забытьи. «Просто усталость», – тихо повторил Дэн, но перед глазами стоял другой образ – то же невероятно бледное лицо, те же сжатые губы и закрытые глаза, а светлые волосы слиплись от крови, и черная «Хонда» без седока завалилась набок… Дэн попадал в аварии сам и видел смерть других, но никогда не допускал и мысли, что подобное может случиться с Тошей. А сегодня его брат погиб на дороге. По человеческим меркам Тоши уже не было в живых, когда они нашли его. Дэн гнал от себя эту мысль – ведь сейчас брат жив! – но отделаться от нее не мог.
«Со мной все в порядке, правда».
От неожиданности Дэн едва не вскрикнул. Тоша? Он же спит… До сих пор безмолвной речью пользовался только Демон. Дэн знал, что Тоша научился отвечать вожаку, но он никогда не пробовал так общаться с остальными.
«Ну да, я теперь и так могу», – в безмолвной речи нет эмоций, но Дэн был готов поклясться, что в словах брата звучало торжество.
– Тоша… ты вообще кто сейчас?
«Да вроде тот же, кто и обычно, – Тоша улыбнулся, не открывая глаз. – А вообще я сам еще не понял. Но все равно, Дэн, что бы со мной ни было, я – это я».
– Что-то уже слабо верится…
«Увидишь. Знал бы ты, где я сейчас на самом деле был! Но это я потом расскажу. Или Демон тебе расскажет. Сейчас больше не могу – сил нет совсем. Ты скажи нашим, чтобы меня не трогали. Я в порядке, только надо отдохнуть».
– Хорошо.
Дэн вернулся в свое кресло и попытался снова задремать, но сон уже не возвращался. Он встал и прошелся по комнате, стараясь ни на кого не наступить. Это оказалось нелегко, и Дэн выслушал о себе пару весьма нелестных мнений, вкупе с советом не бродить неупокоенным привидением и не мешать спать. На «неупокоенное привидение» Дэн мрачно усмехнулся и снова устроился на диване, в ногах у Тоши. Заняться было совершенно нечем, только оглядываться по сторонам. Рядом стояла на стойке черная электрогитара Демона. Дэн осторожно провел рукой по грифу. Играть он не умел, но вид красивого инструмента в очередной раз вызвал желание научиться. Когда-нибудь.
– И зачем оно тебе? – спросил Макс, открыв полглаза.
– Да я только посмотреть.
– Ты бы хоть у Демона спросил, можно брать или нет. Хотя… он все равно спит.
– Это Демон-то спит? – скептически усмехнулся Дэн.
– А сам посмотри.
Демон полусидел-полулежал в оконной нише, уронив голову на грудь. Черная бандана Макса валялась на полу – рассеченная рука полностью зажила, и только тонкий след напоминал о вчерашнем глубоком порезе. В родной стихии любые раны заживали мгновенно. Но сил не оставалось уже ни на что – даже на привычные мысленные странствия. Убедившись, что Тоша спокойно спит, Демон и сам погрузился в полную темноту – без видений, без мыслей, без слов. И свита впервые увидела, как вожак улыбается во сне.