Политик и публицист Мустафа Шокай - статья для Вик

Марат Джумагазиев
 Опубликовано в русской Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Шокай_Мустафа

       Мустафа Шокай (Чокай, Чокаев, Чокай-оглы) (25 декабря 1890, Аулие-тарангыл, Туркестанская губерния, Российская Империя — 27 декабря 1941, Берлин, Третий Рейх) — казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана.

== Начало пути ==

       Мустафа Шокай (Чокаев) родился 25 декабря 1890 года в казахском ауле на реке Сыр-Дарье близ Перовска ( ранее Ак-Мечеть, ныне Кызылорда). Его предки были степными аристократами. Дед Мустафы был правителем у хивинского хана, а отец - уважаемым в народе судьей. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей. По воле отца Мустафа пошел учиться в русскую школу Перовска, так как знание русского языка стало жизненно необходимым. В казахские степи стали приезжать безземельные русские крестьяне и селиться на землях коренного населения, начались конфликты. В 1902 году отец отправил его учиться в Ташкентскую гимназию. Тогда Мустафа впервые услышал имя Керенского. Керенский и Шокай с интервалом десять лет закончили Первую ташкентскую мужскую гимназию, а позже оба с отличием окончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1899-1904 и 1910-1914 соответственно). В бурные революционные годы их пути пересеклись.
       По окончании Ташкентской гимназии в 1910 году, как лучший ученик, Мустафа был представлен к золотой медали. Узнав об этом, ненавидящий «инородцев» туркестанский генерал-губернатор Самсонов распорядился отдать золотую медаль русскому выпускнику Зепрометову. К чести училища, тот отказался и Шокай получил свою медаль. Пытаясь сгладить скандал, губернатор предложил Мустафе должность переводчика в своей администрации, но Шокай отказался и уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета. Туркестанскую стипендию получали только русские, но Мустафе помогли казанские татары, он жил на их стипендию.

== Деятельность в Петербурге ==

       Во время учебы он продолжал защищать интересы уже не только земляков, но и всего казахского народа. Ещё 3 июля 1907 года царь Николай Второй издал указ о лишении избирательных прав коренных народов Сибири и Средней Азии. Они потеряли и так незначительное представительство в Государственной Думе России. Но казахские политики и интеллигенция продолжали бороться за интересы своего народа любым путем. Молодого казаха, с отличием окончившего в 1916 году Петроградский университет, заметили. Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал его ещё в 1913 году в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России. Позже Шокай должен был баллотироваться в депутаты от Башкирии, но заодно защищать интересы казахского народа. Уфимский помещик Селимгирей Жантурин сделал Мустафе необходимую дарственную в виде земель и согласился на выдвижение его кандидатуры в Думу. Работая в Думе, Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России и подружился с Заки Валиди, будущим председателем Башкирской автономии.
       В разгар тяжелой Первой мировой войны 25 июня 1916 года царь Николай Второй издал указ «О реквизиции инородцев», о привлечении коренного населения Туркестана и казахских степей в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам - рытью окопов, несмотря на то, что мусульмане были освобождены от воинской повинности в связи с лишением избирательных прав. Указ пришелся на дни Рамадана и самый разгар сельскохозяйственных работ, что вызвало возмущение всего народа. Началось мощное восстание в Туркестане, в казахских степях бунт возглавил Амангельды Иманов.
       В Государственную Думу поступили многочисленные протесты. Из Петрограда в Ташкент выехала комиссия Госдумы, возглавляли которую уже известный всей России успешными политическими процессами адвокат и депутат Госдумы Александр Федорович Керенский и сенатор Кутлуг Мухаммед Тевкелев. Мустафа Шокай вошел в неё, как секретарь мусульманской фракции и переводчик. Комиссия высветила все острые проблемы региона. Последовавшие выступления Керенского в Думе с анализом причин восстания туркестанцев против политики царского правительства принесли ему огромную популярность по всей России. Вернувшись в Петроград, Шокай тоже подготовил свои материалы для выступления в Госдуме от своей фракции. Но в стране в результате неудачной войны наступил тяжелый экономический, а затем и политический кризис. Госдума была распущена царем Николаем Вторым, а потом он и сам отрекся от власти.

== Бурный 1917-тый год ==

       23 февраля началась Февральская революция. Власть повсюду стали захватывать Советы рабочих и солдатских депутатов. Среди рабочих они провоцировали забастовки, а среди солдат вели агитацию за неподчинение командованию. Только через десять дней появилось переходное Временное правительство России. Оно упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами. Три главные политические партии Кавказа – азербайджанская Мусульманская демократическая партия мусаватистов, армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России. В Туркестане такой национальной партии ещё не было ввиду жесточайшего притеснения и ограничения в правах местного коренного населения.
       С падением царизма началась борьба за власть по всей территории Российской империи. Шокай с соратниками уехал из Петрограда домой в Туркестан. С ними в поезде в Ташкент ехали и эмиссары Советов для агитации и установления там своей власти. Охваченный свободолюбивыми помыслами Шокай весной начинает издавать в Ташкенте газету «Бирлик Туы» (Знамя единства), где впервые провозглашает идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандирует демократические идеи.
       В апреле Мустафа принял участие в Туркестанском сьезде общественных организаций в Ташкенте. Главным на повестке дня был вопрос управления Туркестаном. На съезде был создан Туркестанский Национальный Совет. Председателем Постоянного исполкома был избран 27-летний Мустафа Шокай. Позже он вспоминал: « Я был младше всех по возрасту, и мне было несколько неловко быть председателем. Но сам факт свидетельствовал о малочисленности выходцев из местной интеллигенции. А период был самый ответственный».
       21 - 28 июля 1917 года Мустафа, как делегат от Сыр-Дарьинской области, населенной в основном казахами, принимает участие в Первом Всекиргизском (Всеказахском) сьезде в Оренбурге, где главными вопросами стали форма государственного управления, автономия в киргизских областях и наболевший земельный вопрос. На сьезде была оформлена первая казахская политическая партия «Алаш». Шокай избирается делегатом и на Всероссийское учредительное собрание и на Всероссийский сьезд мусульман «Шураи-Ислам».
       В августе в Петрограде по рекомендации Туркестанского Национального Совета и предложению Керенского Мустафа Шокай был также назначен членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который входили и бывшие члены первой Госдумы А. Бокейханов и М. Тынышпаев.
       Осенью в Петрограде, где Временному правительству приходилось считаться с набиравшими силу Советами рабочих и солдатских депутатов, резко усилилась борьба за власть. Пытаясь сместить непослушного Верховного главнокомандующего Корнилова, требовавшего жестких мер к бунтарям, нерешительный Керенский приказал вооружить Петросовет. Но получив оружие, большевики сами стали готовить вооруженное восстание. Захват власти большевиками начался с Ташкента 13 сентября 1917 года, а 29 октября город уже был полностью в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета разогнанного в результате вооруженного переворота 25 октября в Питере Временного правительства. За голову Шокая была объявлена награда в 1000 рублей. Советская власть быстро оценила опасность авторитета молодого туркестанского политика.
       Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в ферганской долине, в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства, разгромленного Россией всего 40 лет назад и где ещё сохранялись сильные антиимпериалистические настроения. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестон Мухториати) во главе с Туркестанским Временным Советом. Его руководителем стал Мухамеджан Тынышпаев, министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства.
       Туркестанская (Советы её назвали Кокандская, чтобы умалить её значение) автономия всё же мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Мустафа Шокай сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное - нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Я не приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков»
       С 5 по 13 декабря, приглашенный уже как глава Туркестанской автономии, Мустафа Шокай принял участие во Втором Общекиргизском сьезде в Оренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия. Он вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал хорошо знакомый Мустафе Алихан Бокейханов. В этом правительстве 10 мест из 25 было предоставлено русским и другим нациям. И Алашская автономия тоже предполагалась в составе будущей Российской Федерации. Но Шокаю пришлось срочно вернуться в Туркестан.

== Разгром Туркестанской (Кокандской) автономии ==

       Свергнув законное Временное правительство в Петрограде в результате вооруженного переворота 25 октября, названного ими Октябрьской революцией, большевики вынуждены были пойти на проведение чрезвычайно популярных в народе выборов в Учредительное собрание России. Но на этих выборах 12 декабря 1917 года большевики получили всего 23,9% голосов против 40,4% у правых эсеров. И тогда они после первого же заседания избранного народом Собрания, не получив поддержки и у депутатов, 6 января 1918 года распустили его. Демонстрация в поддержку Учредительного собрания была расстреляна. Начиналась антинародная диктатура и красный террор.
       В таких условиях Кокандское правительство объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть - представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркреспублики Федор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: "Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации". Таким образом, царская политика угнетения коренных наций Туркестана продолжилась и при большевиках.
       Советам не нужна была демократия, они готовили диктатуру. Свободные выборы в Туркестанской автономии непопулярным Советам нельзя было допустить. В январе в ответ на предьявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, в состав карательного отряда вошли красногвардейцы ташкентского гарнизона и армянские дашнаки. 13 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и полностью уничтожили древний город, серьёзно пострадало мирное население. Ответом на разгром Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное движение, названное большевиками басмачеством и ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы. Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно бежал в Ташкент. Два месяца здесь он проживал нелегально и тогда же сошёлся со старой знакомой певичкой Марией Гориной.
       Позже он четко определился: «Мы называли Советскую власть, установленную в Ташкенте «врагом нашего народа». Я не изменил свою точку зрения за последние десять лет». (We called the soviet power then established in Tashkent the "enemy of our people". I have not changed my view on the matter in the last ten years.)
       Впоследствии он написал книгу «Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата», в которой дал свой обстоятельный анализ происшедшим событиям.

== Гражданская война ==

       Оставаться в Ташкенте было опасно и по настоянию Гориной 1 мая 1918 года переодетый Мустафа с женой выехали на поезде из Ташкента в Москву, где Марие обещали место в оперном театре. Но состав дальше Актюбинска не пошёл из-за боевых действий на Волге. Мустафа нашёл в уральских степях аул Халиля и Джанши Досмухамедовых, членов правительства «Алаш-Орды» и вновь включился в политическую борьбу.
       8 июня в Самаре, захваченной восставшими белочехами, было создано первое антибольшевистское Правительство России, организованное членами Учредительного Собрания, не признавшими его роспуск большевиками. Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) создал свою Народную Армию, которая во главе с Владимиром Каппелем летом успешно противостояла Красной Армии. В июле Комуч пригласил в Самару представителей «Алаш-Орды» во главе с А. Бокейхановым и М. Шокаем и заключил с ними военно-политический союз против красных. Однако, дела на фронте пошли хуже и 23 сентября на совещании в Уфе Комуч был реорганизован во Временное Всероссийское правительство (Уфимская директория). Мустафа входит в члены бюро, но поста министра «инородцу» не доверяют. А уже 10 октября это правительство перебралось в Омск. С целью обьединения всех антисоветских сил под своим началом оно упраздняет все казачьи и национальные образования Сибири и Урала, включая «Алаш-Орду» и Башкирскую республику.
       Опальные лидеры срочно собираются на сьезд в Екатеринбурге, чтобы просить помощи у Антанты и даже ехать в Штаты (Урал и Сибирь были американским сектором Антанты), но именно в этот день 18 ноября 1918 года в Омске казачьи офицеры совершили переворот, свергнув Директорию. Временным советом власть передана адмиралу Колчаку, который был обьявлен Верховным правителем России. Монархист Колчак приказал арестовать всех бывших членов Директории и подтвердил роспуск «Алаш-Орды» и Башкирского правительства. Шокай с единомышленниками был арестован белочехами и отправлен в Челябинск, откуда ему удалось бежать с туркестанским эсером Вадимом Чайкиным и представителем татарской «Идель-Урал» Ильясом Алкиным.
       Диктаторские действия Колчака вызвали недовольство и у демократического крыла белого движения, возглавляемого эсерами. В подобной обстановке лидеры эсеровской партии сделали попытку создать единый антиколчаковский фронт, объединив башкирские и казахские вооруженные силы с демократическим крылом Оренбургского и Уральского казачеств в лице полковника Макхина и атамана Каргина. С целью претворить в жизнь этот замысел 1 декабря в селе Кызыл Мечеть (Мраково) под Оренбургом собрались представители Самарского комитета Учредительного собрания (Комуча). Сюда же прибыл лидер российских эсеров Виктор Чернов, министр иностранных дел Комуча эсер Михаил Веденяпин-Штегеман, руководитель туркестанских эсеров Вадим Чайкин. Казахское движение «Алаш» на этом съезде представлял Мустафа Шокай, а Башкирское правительство — Заки Валиди.
       Однако о собрании заговорщиков прознал оренбургский атаман Дутов, примкнувший к Колчаку, и приказал всех арестовать. Шокаю вновь удалось бежать. Его друг со времен Госдумы Заки Валиди перешёл на сторону Советов, заключив 20 марта 1919 года «Соглашение о создании Советской Башкирской республики». Чокаев позже писал: «Валиди предательски перебросился в сторону большевиков и нанёс всей нашей акции непоправимый моральный и политический удар». У Мустафы такого выбора не было.

== Эмиграция ==

       Москва с Петербургом и Туркестан были в руках Советов, Урал и Сибирь - под властью Колчака. И Шокай направился в Закавказье, где в мае 1918 года была создана Закавказская Демократическая Федеративная Республика, летом распавшаяся на Азербайджанскую и Грузинскую демократические республики и Республику Армения. Большевики туда ещё не добрались.
       Через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку, а затем и в Тифлис, где он прожил два года с весны 1919 года по февраль 1921 года. Бывший премьер Туркестанской автономии и бывший член правительства «Алаш-Орды» обладал важной информацией о событиях в Сибири и Туркестане и большим опытом публициста. Он начал сотрудничать с газетами «Вольный горец» и «Борьба», затем был главным редактором журнала «На рубеже». Но Красная Армия во главе с Орджоникидзе, разбив Белую Армию генерала Деникина, захватила Северный Кавказ, затем Азербайджан и 16 февраля 1921 года вошла в Тифлис. Демократические республики Закавказья были свергнуты Советами.
       Шокаю пришлось эмигрировать в Турцию. В Стамбуле он писал статьи для английской «Таймс» и газет Yeni Dunia (Новый мир) и Шафак (Shafak). Потом он узнал, что Керенский, тоже бежавший из России, находится в Париже. Он списался с ним и другими знакомыми эмигрантами и, сумев получить французскую визу, летом 1921 года прибыл с женой в Париж. Работал в газетах «Дни» Керенского и «Последние новости» Милюкова. Жизнь в Париже была трудной, средств к существованию не хватало и в 1923 году Шокай переехал в Ножан-Сюр-Марн – южный пригород Парижа.
       С 1926 года Мустафа Шокай в редколлегии журнала «Прометей», органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана. В 1927 году Мустафа при редакторстве эмигрировавшего в Турцию Заки Валиди Тогана организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927-1931) - политический орган Национальной Защиты Туркестана. С 1929 года наладил в Берлине издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал его главным редактором. Журнал просуществовал до 1939 года, до начала Второй мировой войны.
       Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Шокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве. Так, например, его доклад, сделанный на собрании комитета "France-Orient" "О современном положении Туркестана", был опубликован в феврале 1930 года в Bulletin Officiel du Comite "France - Orient" (официальный бюллетень комитета "Франция - Восток").
       По приглашению Королевского института но международным делам 27 марта 1933 года Мустафа Шокай выступает в Лондоне с докладом "Советский Союз и Восточный Туркестан".
Мустафа Шокай руководит Туркестанским Национальным Объединением (Union Nationale du Turkestan), созданным в Париже, публикует материалы о политике большевиков в Туркестане на английском, французском, турецком, польском языках в таких ведущих европейских изданиях, как: The Journal of Royal Central Asian Society, The Asiatic Review (London), Orient et Occident, Revue du Promethee (Paris), Wschod (Warsaw) и других.
Благодаря разносторонней политической деятельности и большой эрудиции авторитет Мустафы Шокая в Европе был очень высок, он пользуется поддержкой польских, французских и германских властей, а также различных европейских организаций и институтов.
       При этом Мустафа не теряет связи с Родиной. Он проявляет поразительную осведомленность о событиях в Казахстане и Туркестане. Так в 1933 году он даже пытается организовать побег из Соловецкого концлагеря Миржакипа Дулатова, одного из лидеров «Алаш-Орды», но тот, боясь за судьбу семьи, отказался и вскоре был расстрелян.

== Шокай и Третий Рейх ==

       Такое известное в европейских политических кругах лицо с антисоветскими взглядами привлекает внимание нацистов, у которых были большие планы на Востоке. Ещё в 1933 году Шокай был приглашён для встречи в Берлин с доктором Георгом Ляйббрандтом, руководителем политического отдела Восточного министерства рейха. Уже тогда пришедший к власти Гитлер вынашивал план захвата Советского Союза и исподволь начал подготовку. К 1939 году фашисты подготовили несколько концентрационных лагерей для содержания миллиона будущих советских военнопленных.
       В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой. Сталин не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными от 1929 года и считал всех пленных предателями, поэтому нацисты не церемонились с заключенными. После посещения концлагерей Сувалки, Вустрау и Ченстохова осенью 1941 года Мустафа писал: «Сталин и Гитлер — оба злодеи». Чтобы как-то облегчить участь земляков и спасти их жизни, Шокай предложил фашистам компромисс. Он поставил свои условия:

1. Подготовить кадры для будущего Туркестанского государства в учебных заведениях Германии.

2. Создать из числа своих пленных соотечественников военные формирования, которые должны быть использованы только при подходе к границам Туркестана.

       Таким образом он пытался извлечь из возможного сотрудничества с нацизмом хоть какую-то пользу для Туркестана, но получил отказ, так как Гитлера Туркестанский легион интересовал лишь как «пушечное мясо». Тогда он написал письмо главе МИДа Третьего рейха группенфюреру СС Иоахиму фон Риббентропу, где были такие строки: «…видя, как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гёте, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение… возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю».
       Последствия наступили быстро. Поняв, что Шокая использовать не удаётся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других легионов. Так что к их созданию Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа» [2], которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях Мария Горина-Чокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении Шокая подозревают его сподвижника, узбека Вели Каюма, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион и, по словам Гориной, вёл роскошный образ жизни.
       Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».
       Во французском городе Ножан-сюр-Марн (департамент Валь-де-Марн) усилиями казахской диаспоры Парижа установлена стена памяти Мустафы Шокая.

== Шокай и Советы ==

       Активная деятельность Мустафы в Турции и Западной Европе по разоблачению советского антинародного террора не могла не привлечь внимания Сталина. Доказательств покушений на жизнь Шокая, как это было, например, с атаманом Дутовым в Китае или Троцким в Мексике нет. Но достоверно известно, что в 1926 году Шокая советские дипломаты приглашали в Москву. Однако он благоразумно отказался, понимая, что это означает. Но за ним следили, когда в 1930 году он участвовал в научной конференции, проходившей в Варшаве, слушать его доклад из Москвы прибыли два генерала ОГПУ. С Шокаем расправился нацистский режим, а Советы решили рассчитаться с ним и после смерти.
       Его обьявили предателем, как руководителя антисоветского Туркестанского легиона, хотя он умер за три месяца до его организации, а главой стал узбек Вели Каюм, который был далёк от идей Шокая.
       В том же 1926 году ОГПУ завело "агентурное дело № 145 "Казахский националист-контрреволюционер Чокаев Мустафа». На его основе бывший заместитель начальника УКГБ по Кустанайской области Серик Шакибаев в 1972 году пишет заказную книгу «Падение «Большого Туркестана», где и представляет Шокая предателем своего народа. «Заказную» потому, что через четверть века другой бывший офицер КГБ Амирхан Бакиров долго не мог опубликовать свою фактологическую книгу о Мустафе Шокае «Операция «Франц» на основе тех же архивов.
       В год развала Советского Союза вышла книга С.Белана « Правда о «Гостуркестане»  и "Туркестанском легионе»: История Казахстана: белые пятна», где вновь повторяется  «советская легенда».
       Шокай был упомянут в книге Сергея Чуева «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха», вышедшей в Москве в 2004 году. Хотя Мустафа никогда не был на стороне Советов и не может считаться предателем, разве только вечным врагом.

== Предатель или враг ==

       Некоторые оппоненты Мустафы Шокая, плохо зная его биографию, навешивают на него ярлык предателя только из-за того, что его имя связано с идеей Туркестанского легиона в составе вермахта. Однако предателем называют того, кто перебежал с одной стороны на другую. Детально изучив биографию Шокая, приходишь к выводу, что он с лета 1917 года в Ташкенте и до своей преждевременной смерти зимой 1941 года в Берлине, никогда не был на стороне Советов, но всегда и последовательно боролся против советской власти. Его интуитивное неприятие советской диктатуры оправдалось. Самый большой урон его родному казахскому народу принесла именно советская власть (смотри статью «Казахстан», раздел «Советский период» в Википедии). Поэтому неверно считать его изменником. Мустафа Шокай НИКОГДА не был ПРЕДАТЕЛЕМ своего народа, но он ВСЕГДА был заклятым ВРАГОМ Советской власти.

== Память ==

* Чокай Мария. «Я Вам пишу из Ножана» (Воспоминания, письма, документы, 1958), Алматы, Кайнар, 2001. [http://www.turan.info/forum/showthread.php?t=395]
*Садыкова Б. Памяти туркестанских джадидов (Мустафа Чокай), Алматы, журнал «Континент», 2007.[ http://www.continent.kz/library/mustafa_chokay/predisl.html
*"Зар, или Отлучённые от Родины" (док. фильм, реж. – С. Махметова и О.Рымжанов., сценарий Б.Садыковой), «Казахфильм», 2003.
*В 2007 году в Париже открыта мемориальная доска в память Шокая
* Художественный фильм «Мустафа Шокай», реж. С. Нарымбетов, Казахфильм, 2008, в гл. ролях Азиз Бейшеналиев и Карина Абдуллина. [http://ferghana.ru/article.php?id=5617]

== Избранные труды ==

*Moustapha Tchokai . ,,CHEZ LES SOVIETS EN ASIE CENTRALE,, Paris, 1928.
*Mustafa Chokay. “The Basmachi Movement in Turkestan”, “The Asiatic Review, vol.XXIV, 1928.
* Moustapha Tchokai - oghly: ,,TURKESTAN POD VLAST'yu SOVETOV,, Paris, 1935.
*Mustafa CHokay oglu: ,,1917 - INCI YIL HATIRA PARCHALARI,, , Paris – Berlin, 1937.
*Чокай М. «Туркестан под властью Советов» (к характеристике диктатуры пролетариата), Алматы, журнал «Простор», 1992, № 9-10.
* Мустафа Чокаев. Революция в Туркестане. Февральская эпоха. — Вопросы истории, 2001 ,№2.
* Чокаев М. Национальное движение в Средней Азии. В кн.: Гражданская война в России: события, мнения, оценки. М. 2002.

       Многочисленные статьи Шокая, написанные и опубликованные им в газетах Турции и Западной Европы на турецком, французском, английском, немецком до сих пор не переведены на казахский и русский языки и ждут своего исследователя.
 
 == Литература ==

*Сафаров Г. Колониальная революция. (Опыт Туркестана). Москва, Госиздат, 1921.
*Рыскулов Турар. "Революция и коренное население Туркестана", Ташкент, 1925.
*"Алаш Орда" (сборник документов, сост. Н.Мартыненко), Кызыл Орда, 1929.
*Park A. Bolshevism in Turkestan, 1917-1927. - New York, 1957.
*Rakovska-Harmstone Т. Islam and nationalism: Central Asia and Kazakhstan under Soviet Rule // Central Asian Survey. - Oxford. 1983.
* Агзамходжаев С. Туркистон Мухторияти. - Ташкент: ФАН, 1996.
* Панфилов А. Мустафа Чокай // Политические партии России. Конец XIX - первая четверть XX века. Энциклопедия. - М.: Прогресс, 1996. - 710 с. и др.
*Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Пер. с тур. - Москва, 1997.
*Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и M. Чокаева (1924-1932 гг.). - Mосква, РАН, 1999.
*Патрик фон цур Мюлен. «Между свастикой и советской звездой» (о Туркестанском легионе), Дюссельдорф, 1971.
*Бакиров А. « Операция "Франц», Кызылорда, 2000.
* Исхаков С. «Мустафа Чокаев о революции 1917 года в Центральной Азии», 2001.
* Садыкова Б. «История Туркестанского легиона в документах», Алматы, 2002.
* Cадыкова Б. «Мустафа Чокай». Алматы, 2004.
* Садыкова Б. «Мустафа Чокай в прометеевском движении», Париж, Л’Арматтан, 2007.
* Канафина Ж. «Посол великой степи», "Караван", 25.01.2008 г. [http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1196]
_________________________________