Проза. Эпопея. Том II. Зуб за зуб. Марэсукэ Ноги

Евгений Петрович Ганин
ХАРАКИРИ
глава седьмая
               
I

        Аристократ войны, генерал-майор Марэсукэ Ноги, командир первой пехотной бригады, взявший русскую крепость Порт-Артур в один день; Барон, награждённый орденами «Золотой Сокол», Восходящее Солнце»; Граф; губернатор острова Тайвань; Воспитатель будущего Императора Хирохито; «Главный скаут Страны Восходящего Солнца», слава, гордость Японии не мог простить себе гибель тысячи молодых жизней его солдат и офицеров.
       В фиолетовом зала императорского дворца «Великого предела» 122-й Император Японии Муцихито Первый Мэйдзи, Великий строитель могущественной мировой державы, Первый кавалер русского ордена Святого апостола Андрея Первозданного, награждённый ещё Александром вторым, принародно благодарил Генерала Ноги за победу над Россией, но генерал, великий самурай, Герой Порт-Артура, плакал на фоне императорского герба — хризантемы с шестнадцатью лепестками.
       - Скажи нам, дорогой Марэсукэ — сан, твои слёзы — это радость или печаль души твоей?
       - Это слёзы совести, мой Микадо! Только Ты! Только Ты! О. Величественные Божество - врата Бога! Только Ты можешь спасти душу мою! Прошу Тебя: «Позволь совершить «Сэппуко»! Я виноват пред Тобой, перед народом нашей Родины - Великой Ямато.* Я должен остановить непримиримый спор внутри себя, умиротворить душу свою, очистить её от сомнений, открыть перед тобой честный дух её, показать достоинства самурайской чести. «Святое cэппуко», - счастливая смерть на празднике мужества — представляется мнеединственным исцелением от лжи, радостным исходом из плена земных страданий.
       - Чем же ты провинился перед нами? Ты спас нашу страну от позора! Твои победы сделали мою Родину великой значимой державой в современном мире! Мы победили сильнейшего врага на земле — Россию! Ты заслуживаешь вечной жизни!
       - Но какой ценой я достал победу над русскими ?! На высоту 203 мы поднимались по телам японских солдат. Там остались два моих кровных сына  и почти всё моё войско! Армия –это тоже мои дети! Они лежали цепями. Русские косили их шрапнелью, ружейным, пулемётным огнём. Там спит почти сто тысяч наших детей! Я послал их на верную смерть!
      - А сколько же русских ты уложил в землю Порт-Артура? - 31 тысячу! В три раза меньше, чем наших! Русский солдат сражался против наших трёх. И двух из трёх он убил!  За всю историю Армия Японии никогда не теряла так много юных жизней в одной
короткой войне.! Я испытываю стыд и страдания! Мой Микадо, мой Император! Ты – Бог на нашей земле! Разреши искупить вину!. Позволь мне и моей супруге исполнить
харакири!
       - Пока мы живы, я запрещаю тебе, сын мой, совершить «харакири»! Ты –победитель самой могучей армии мира! Ты прославил Японию! Россия призналась в поражении!
      - Да! Это – так! Но совесть говорит мне: «Ты – побеждённый победитель! Это правда, мой Бог!!
       Император Мэйдзи промолчал.

       Через два дня после подписания мирного договора между Россией и Японией не борту «Майфлоуэр», яхты президента Соединённых штатов Америки Теодора Рузвельта, генерал Ноги получил личное послание, в котором Микадо запрещал ему совершать ритуал харакири при его жизни.
      Только через шесть лет - на четырнадцатый день после смерти Мэйдзи, - Марэсукэ и его жена Сидзуки смогли исполнить акт верности самурайским традициям.
       Последние две недели жизни они тщательно готовились к торжественному обряду: обсуждали список гостей, закупали сладости для поминаний, выбирали различные виды харакири.
       Две недели промелькнули быстро. Забот было много. Наконец, всё готово. Завещание написано, помощники подобраны; дом нарядно украшен; угощения приготовлены; музыканты, певцы приглашены; репетиция акта проведена.
Наступил долгожданный день правды - 13 сентября 1912 года.

II

       Каждый самурай с детства готовил себя к акту харакири. Сыновья самураев детского возраста довольно часто присутствовали при почётном акте самоубийства.
       Среди простого населения Японии «сэппуко» не было распространено. Простой народ предпочитал сводить счёты с жизнью более простыми, более доступными способами: самосожжение или повешение.
       Правило - «резать живот семейными мечами поперёк туловища, от левого бока до правого, а - при наличии огромной силы воли – прорезать его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка, и при этом — не забывать, помнить, что всё должно быть сделано красиво» - сформировалось во второй половине ХII века во времена гражданской войны между родовыми кланами «японских дворян» Тайра и Минамото.
       Самурай обычно долго выбирал различные приёмы почётного самоубийства, сохраняясь в ореоле славы, величия, видного, почётного положения в обществе. Он имел право выбирать: или - вспороть живот, или - невозбудимо проглотить собственный язык, или — склонить голову перед лучшим другом, чтобы его друг, исполняющий роль ассистента - «кайсякунина», одним взмахом меча «вакадзаси» отрубал бы ему голову, прекращая «антиэстетические» конвульсии животной смерти.
       Верхом неприличия, даже позором считалось отрубание головы, при котором голова не повисало бы на коже шеи, а катилось по полу, подобно кочану капусты.
       Женщинам запрещалось вскрывать животы. Жены самураев тоже совершали харакири — «дзигай» — олицетворяя единение мужа и жены. Супруга имела право пойти в смерть быстрым  разрезанием горла самой себе или молниеносным ударом в сердце специальным дамским кинжалом «кайкен».
       «Кайкен», самый дорогой свадебный подарок Марэсукэ для Сидзуки – дочери самурая Юдзи Садано, наконец-то, дождался своего часа. Через 36 лет всё было готово для искупления вины.

III

       Накануне торжественного «сэппуко» генералу Ноги позвонил адмирал Того:
       - Как твоё самочувствие, Марэсукэ-сан?
       - Воодушевлённое! Меня переполняет радость свободы! Я почувствовал, что бренность жизни, полная мелочных неприятностей, кажется смешной перед божественным путешествием в вечности...
      - Я восхищаюсь твоим самурайским духом!
      - А я горжусь, что ты, адмирал Того, блестяще разбил русский броненосный Флот Рожественского в Цусимском проливе! Ты закупорил корабли адмирала Макарова на мелководье Артурской бухты. Ты в первом же бою взорвал флагманский броненосец «Петропавлоск». Ты обеспечил победу Японии над Россией!
      - Всё было так! Как быстро пролетели эти семь лет! Кажется вчера я стоял на мостике флагмана «Микасо» и видел, как русский флот идёт на дно. Но сегодня, нам необходимо признать: героизм русских моряков оказался достойным уважения.
      - Да, ты прав, Хэйхарито – сан! Я сожалею. что с ними мы воевали, а не дружили против Китая и Англии. Наш союз никем не был бы победим. Вот, разговариваю с тобой по телефону, и смотрю на фотографическую карточку
капитуляции Артура.
- Знаю, знаю это знаменитое фото: Ты и генерал Стессель, сидите – при оружии — рядом в окружении японских и русских офицеров! Мирная семейная фотография! Приятели , а не враги. Но вернёмся в сегодня. Знаешь ли ты, что из России на днях вернулась последняя группа твоих воинов, находящихся в русском плену?
       - Нет, не знаю!.. Это большая радость для меня! Не всех своих сынов я загубил...
       - Они погибли во славу Японии!
       - Каково им было в плену? Тяжело? Как русские относились к нашим героям?
       - Скажу прямо: хорошо! Бывший твой враг, а сейчас друг твой — генерал Анатолий Стессель передаёт тебе через военно-морского атташе России в Японии капитана первого ранга Андрея Высацкого добрые пожелания и интересуется как поживает его подарок — белоснежный скакун арабских кровей?
      - Он еще помнит меня? Его ведь приговорили к смерти на висилице за капитуляцию Артура.
       - Русский царь Николай Романов помиловал его. Несколько лет Стессель отсидел в тюрьме  Был заточён в Петропавловскую крепости Петербурга за «дружбу» с тобой, а теперь живёт в собственном замке на Украине у городе Хмельник. Какое имя ты дал живому подарку?
       - Зовут скакуна «Суго». Первая буква клички коня «С» - первая буква фамилии русского коменданта крепости «Порт-Артур» - Стесссель! О как я сильно полюбил это щедрый подарок моего бывшего врага! Он и сейчас живёт в десяти метрах от моего кабинета. Жуёт овёс в конюшне моего токийского дома. Пригласи от моего имени господина Высацкого на наш торжественный обряд «сэппуку» в качестве почётного гостя. Одно условие: он не должен приходить в мой дом в русской военной униформе.
      - Он придёт во фраке.
     - До встречи! Жду вас в полдень! Судзуки и я будем рады твоему визиту, дорогой мой боевой друг, Хэйхатиро – сан!
     - Мы встретимся у Будды.