Подлинная история Касперовская иконы Божией Матери

Владимир Бровко
       

       Касперовская икона Божьей Матери согласно официальной информации распространяемой РПЦ (аналогично и УПЦ Московского Патриархата), это чтимый всем югом Украины чудотворный образ и главная святыня Успенского собора города Одессы.
       Обычным штампом в описании истории икон, является предложение: «Как повествует церковное предание…».
       На этом самом пресловутом «церковном предании» в бесчисленной церковной литературе, распространяемой РПЦ среди верующих, без учета исторически сохранившихся данных, и обосновываются большинство легенд о «явлении» чудотворных икон или «житий» того или иного святого.
       Так вот, церковное предание, относительно Касперской иконы Божией Матери, гласит, что данная икона была принесена из Трансильвании (ныне это пограничная часть Румынии и частично Венгрии) в Россию в XVI веке! В других «авторитетных источниках» эта дата уже переносится на 17-ое и начало 18-го столетий!
       Но, все «источники» сходятся во мнении, что икону «принесли» в Россию, в ту ее часть, что называлась в те времена Малороссией, выходцы, вернее беженцы, от турок из Сербии!
       Далее из церковного предания можно узнать, «что в 1809г. эту икону получила от родителей, в благословение при заключении брака, Иулиания Касперова, помещица из села Новая Ивановка, недалеко от г. Херсонеса.
       В феврале 1840 года, с иконой случилось первое «чудо». Во время молитвы Иулиания Касперова, увидела, что сильно потемневшее изображение Божией Матери на иконе стало светлым, то есть икона как бы обновилась сверхъестественным образом».
       Ну, и как и бывает в таких случаях, вскоре от новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она по решению местного священника была помещена в Никольский храм села Касперовка.
       26 сентября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город.
       На первый взгляд Одесса была обречена, однако, но по просьбе жителей перед иконой в течение недели, неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу.
       Этот факт подается как одно из главных чудес, совершенных мистическим образом данной иконой.
       При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября.
       В дальнейшем после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году икона была признана Святейшим Синодом РПЦ чудотворной.
       Празднование Касперовской иконе Божией Матери совещается 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.
       Вот такая исходная информация. В ней имеется, все необходимые данные, чтобы начать наше историческое расследование: примерное время и место появления иконы, год и место совершения первого чуда, год и место совершения «главного чуда» и основные данные о главных лицах, причастных к признанию данной иконы как «чудотворной» - Иулания Касперова и архиепископ Иннокентий ( Борисов).

       ч.1 Предыстория
       При выяснении вопроса о происхождении иконы, из разрозненных и отрывочных исторических данных можно сложить следующую картину.
       Что «В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии.»
       Этой версии «упорно» придерживаются все церковные историки РПЦ.
       Но основное противоречие, заключается в том, что в XVI веке, никакой Херсонской губернии не существовало. А эти земли находились у подчинении Крымского ханства, и жили в этих местах только его подданные - кочевые орды ногайцев.
       Правда, по берегам р.Днепр стояло пара небольших турецких крепостей, периодически разоряемых вольными запорожскими казаками.
       Да, и вместо г. Одессы была небольшая турецкая крепость - Хаджибей!
       Для современного читателя, изучающего историю по «правильным» учебникам одобренными в Российской федерации, где ничего не пишется о крепости Хаджибей, а утверждается, что Одессу основала Екатерина II, даю короткую справку:
       Хаджибей — известное с 1415 г. поселение, появившееся на берегах Одесского залива Чёрного моря в период Великого княжества Литовского при правлении Витовта и основанное, по преданию, знатным литовцем — Коцубом Якушинским.
       В XV в. поселение было разрушено турками, а затем снова заселено под названием Хаджибей (дословный перевод: «князь, побывавший в Мекке»).
       В 1765 г. рядом с Хаджибеем, населённом греками и едисанскими татарами, турки построили новую крепость Ени-Дунья (Новый Свет).
       Во время Русско-турецкой войны 1787—92 эта крепость была взята 14 сентября 1789 передовым отрядом Х. де Рибаса русских войск под командованием генерала И. В. Гудовича (при участии черноморских (запорожских) казаков, под командованием З. Чепеги и А. Головатого).
       По Ясскому мирному договору 1791 г. крепость отошла к России.
       Под руководством О. М. Дерибаса в 1793 г. по проекту голландского военного инженера Ф. де Воллана была на месте турецкой крепости была построена русская крепость, и начаты работы по строительству порта и расширению поселения Хаджибей, до масштаба города.
       И в 1794 г. согласно указу Екатерины II был основан уже русский город под названием Хаджибей, который в 1795 г. был переименован в Одессу.
       Как видите сами христиане в этих херсонских степях, могли быть до 1787года, только в качестве рабов –«ясыря», да и то «транзитом» - до рынка работорговцев в г. Кафе ( ныне г. Феодосия).
       Относительно ж Херсонской губерни, то и ее до 1802 г. ее так же небыло. На ее месте была Новоросийская губерния.
       И только указом Сената от 8 октября 1802 г. Новороссийская губерния была разделена на Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губернии. Херсонский же уезд вошел в состав Николаевской губернии.
       Николаевская губерния просуществовала меньше года. Указом Сената от 15 мая 1803 г. губернское управление из Николаева было переведено в Херсон и губерния стала именоваться Херсонской. Губерния существовала до 1922 г., затем часть её стала Николаевской областью.
       В первоначальном же виде, в Херсонскую губернию входила территория охватывала современных Херсонскую, Николаевскую, часть Одесской и Кировоградской областей.
       А уж, что до «сербов» перешедших в подданство Российской империи и как их поселили в Малороссии назвав эту ее часть «Новая Сербия».
       Это отдельная история, но поскольку в этом очерке, без дополнительной информации не обойтись, то снова краткая справка:
       Новая Сербия — административно – территориальная единица в России, созданная российским правительством в северо-западной части Запорожья (территория Родацкой и Бугогардовской паланок Войска Запорожского), куда в 1751—1764 годах были переселены выходцы из Сербии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских регионов.
       Первый отряд переселенцев, численностью в 218 человек, прибыл в Россию в 1751 году.
       Начиная с 1752 года, переселенцы стали прибывать регулярно. Им были отведены для поселения земли в заднепровских степях, между реками Донец и Лугань. Столицей Новой Сербии стал город Бахмут. Ново-Сербия имела автономный статус и подчинялась непосредственно Сенату и Военной Коллегии. Её первым главой был Хорват, произведённый в России в генералы. Поселенцы делились на полки, роты и шанцы, являвшиеся одновременно и территориальными и военными и административными единицами.
       В то время Новороссия состояла из центра- города-крепости Елисаветград ( ныне г.Кировоград) , Новой Сербии, военных поселений южнее Новой Сербии и южных земель запорожских казаков.
       Её стратегическое значение было обусловлено тем, что она находилась на пути набегов крымских татар по их излюбленному маршруту, а также, являлась важным плацдармом для переброски русских войск на юг, в Крым.
       В 1754 году в Новую Сербию были переселены и часть украинских казаков, которые были сформированы в Ново - Слободской полк.
       13 апреля 1764 года Новая Сербия вошла в состав созданной Екатериной Новороссийской губернии.
       В конце 18 века жители её были приписаны к государственным крестьянам, офицеры получили дворянство, поместья.
       Часть сербов ушла на Кубань, где они слились с местными казаками.
       Исходя из вышеизложеного, можно утверждать, что если «Касперская икона Божией Матери» и была принесена сербами, в Малороссию, то не ранее 1751г.
       Теперь переходим ко второй, уже условно более точно установленной дате. Почему условной, да потому что никто из историков не пытался проверить в Херсонских или Одесских исторических архивах, важные для нашего расследования обстоятельства.
       Скажем такие: «А имел ли в 1809г. место церковный брак Иулании Касперовой? За кого она была выдана? Когда и кем построено с. Ново- Ивановка Херсонской губернии? Что мы вообще знаем о Иулиании Касперовой и ее родителях? Откуда они переселились в Херсонскую губернию?
       Эти вопросы требуют своего ответа в связи с утверждением церковного предания о том, что « Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра».
       А вот если бы такие поиски были проведены, то церковные составители истории иконы и с ними верующие, узнали бы, что Иулианию, в девичестве звали Ионовой, и ее родители мелкопоместные дворяне, причаленные к Войску донскому. а замуж ее выдали за отставного штабс-капитана Николая Касперова, тоже мелкопоместного дворянина их псковских помещиков.
       И, что село Касперово сейчас именуется Кизомыс и находится на территории Белозерского района Херсонской области. И многое другое..
       Грешили упрощениями и историческими неточностями и дореволюционные церковные историки. К услугам, которых казалось бы все архивы.
       В качестве примера автор предлагает, ознакомится с выдержкой из работы церковного дореволюционого историка протоиерея Сергея Петровского:
       «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения.
       Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд.
       Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.
       Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены.
       Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством.
       В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере.
       И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье.
       Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова - Иулианией Ионовой.
       Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области-автор) в семье незнатной и по мирскому положению, далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».
       Так, что без восстановления родословной Иулиании Ионовой, через работу в гос.архивах, что позволит разобраться с важным вопросом, как и когда «сербская» икона попала в руки ее родителей Иулании, не обойтись. Но эта задача для будущих искателей истины.
       Теперь зададимся вопросом: Что же собой представляет икона Касперской Божией Матери так сказать в материальном плане?
       Вот небольшое описание данной иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину.
       Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток.
       Это описание, уже дает нам важные обстоятельства, позволяющие определить тип иконы и примерный период ее написания, и возможную школу иконописи!
       В принципе любой искусствовед или работник музея специализирующийся по древней живописи, взгляну на изображение ( фото) Касперовская икона сразу может определить, что она относится к типу икон получивших название «Умиление» (ЕЛЕУСА) или Корсунская.
       В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха.
       Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.
       Иконографический тип «Умиление» или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.
       Но в исторической науке этот миф давно опровергнут. Ни праволавная и римо-католическая церкви не могут привести доказательств того, что св. Лука является автором одной их сохранившихся икон.
       А самые древние иконы, хранящиеся в церквах Рима и на Синае в Пинакотеке монастыря Св. Екатерины, где они счастливо избежали уничтожения в период правления императоров-иконоборцев, датируются VI в.
 Из икон типа «Умиление» наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенцам, икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть», Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери , Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.
       Тот факт, что Касперская икона Божией Матери написана масляными красками, говорит нам, что это икона не явно древняя.
       Ибо самые древние иконы из числа сохранившихся до ныне. как правило, они написаны на доске восковыми красками - в технике, общей для всего эллинистического мира.
       Энкаустика и ее разновидность «восковая темпера» - самая совершенная живописная техника античности. А вот начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, - исключительно темпера.
       Снова справка: Темпера, в строгом смысле слова, это способ смешения краски со связующим веществом.
       Краска - это сухой порошок - пигмент. Он мог быть получен при растирании камней (минералов и земель), металлов (золота, серебра, окиси свинца), остатков органического происхождения (корешков и веточек растений, насекомых), высушенных и измельченных, или выварен из окрашенных тканей (пурпура, индиго). Связующее чаще всего - желтковая эмульсия.
       Но средневековые мастера могли в качестве связующего применять и эмульсию яичного белка, и камедь, то есть смолу деревьев, и животные и растительные клеи.
       ч.2 Первое чудо « Обновление иконы»
       Теперь переходим к первому чуду!
       «В 1840 году, в феврале, И. Касперова, «имея много горестей», долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались».
       Другой же церковный источник этот же факт нам преподносит так:
       «Чудное обновление произошло без свидетелей, среди глухой ночи в феврале 1840 года. В своих печалях и нуждах помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом.
       Однажды во время такой молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божьей Матери.
       Посовещавшись, супруги Касперовы решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божья судила быть иначе!»
       Пока оставим наш рассказ о чуде и попытаемся рассмотреть вопрос "Обновления икон» в общем плане и теоретически.
       Что нам по этому поводу говорит практика, как критерий истины?
       А то, что старые картины и иконы, написанные красками на основе свинцовых белил ( масляные краски), со временем темнеют.
       Однако, если такое изображение протереть слабым раствором перекиси водорода, которая известна с 1818 г., то образовавшийся под воздействием сероводорода черный сульфид свинца перейдет в бeлoe соединение - сульфат свинца. Картина просветлеет, обновится.
       Используя это явление, церковники неоднократно "чудесным образом" "обновляли" иконы, дурача верующих.
       Когда икона была написана темперой, а потом покрыта для защиты « олифой», то для ее обновления сначала использовали концентрированный раствор уксуса, а в конце XIX - начале XX в. пользовались для этой цели уксусной эссенцией, прекрасно смывавшей черневший от времени слой олифы, которой всегда покрывалась живопись икон. Как видно, никакого чуда в таком "обновлении" нет.
       Автор не утверждает, что в случае с Касперской иконой Божией Матери со стороны ее владелицы И.Касперовой имели место мошеннические действия, с целью создать искусственное «чудо».
       Но обращает внимание читателей, что иные недобросовестные священнослужители с успехом использовали вышеописанные способы обновления икон.
       Для тех читателей, у которых остается сомнение в воможности «ручного» обновления икон или старых картин продолжу приводить доказательства.
       Все дело в том, что по технологии изготовления православной иконы, предполагала нанесения на иконы завершающего прозрачного слоя.
       Готовился состав по особой технологии из растительных масел, который у русских Иконников назывался «олифой». На раннем этапе истории русского иконописания олифу варили из ввозимого с юга оливкового масла с добавками янтаря. Позже ее стали получать из распространенного на Руси льняного масла
       Она придавала краскам особенную яркость и являлась своеобразной защитой живописи от влаги, грязи и легких механических повреждений.
       Но, к сожалению, через 50-80 лет «олифа» сама темнела, впитывая копоть свечей и пыль из воздуха. Исходя с утверждения « источников» что икона на 1840 г. Была совергено потемневшей, то мы можем отсчитать от этой даты 80 лет и получим искомую дату написания иколны 1760г.!
       Как видите, знание техники написания иконы и несложные математические вычисления позволяют нам установить точную дату написания иконы. Между 1750-1760 годами.
       А если судить по схожести типа иконы с уже имевшимся в Российской империи вышеназванным иконам сходного типа, то можно смело утверждать, что и икона не имеет «сербского» происхождения, а написана неизвестным мастером уже в России.
       С учетом того, что родители Иулании Касперовой (отец) был приписан к дворянскому сословию Войска Донского, то и писали икону явно русские иконописцы.
       Теперь вернемся к истории иконы: «Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее».
       Начало им положило полное выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей.
       После напрасных попыток излечиться, она по весне 1840 года в сонном видении услышала голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться Св. образу.
       Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Касперовой, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.
       Про детали, история умалчивает. Констатируется только факт. «После молитвы у иконы все с удивлением обнаружили женщину здоровой.
       От сего случая, — говорила госпожа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».
       Летом 1843 года произошли сразу три «выдающихся» исцеления.
       После молитв перед образом Божьей Матери обрёл здоровье крестьянский мальчик из города Херсона Иван Шумков.
       До выздоровления 13-летний мальчик страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание.
       Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела.
       Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием…»
       Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича, а в то время за идеологию населения вместо КПС отвечала православная церковь, предложил владелице Касперовки перенести икону в церковь.
       Надо сказать, что появление» чудотворной «иконы» в сельском храме, способствовало и притоку прихожан, а значит и росту авторитета и «благосостояния» самого отца Зелинкевича!
       Выполняя волю священника, в январе 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, И. Касперова, лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.
       ( конец 2 части)