Что может сделать наука для развития мира!?

Андрей Чикилёв
       Что может сделать наука для устойчивого развития мира!?

       Основой достижения эпохи ноосферы, устойчивого сосуществования человечества и мира, является установление и принятие в человеческом сообществе экологического императива, то есть принятие обществом новой морали, которая обеспечивает стабильное сосуществование человечества и биосферы, и которая во всяком случае минимизирует ущерб, который наносится природе человечеством. Единственная проблема чистой науки состоит в том, что она нейтральна к морали. Моисеевым Н.Н. было показано [1], что математически можно и нужно просчитать строгие ограничения в человеческой жизни для достижения стабильного сосуществования человечества и биосферы, но едва ли кто будет их выполнять…
       И, как это не печально, эта стабильность будет обеспечиваться, скорее всего, естественными механизмами саморегулирования биосферы, то есть через катастрофы и увеличение смертности в человеческом сообществе.

       Но вспомним слова Иммануила Канта:

«Две вещи наполняют душу всё новым и нарастающим удивлением и благовением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

       Что не замечает современная наука? Она просто в упор не видит, что весь Мир живой, то есть состоит из живых существ!!! А наука пока никак не может увидеть жизнь, она видит только мёртвую материю. «А как же биология!!?» - возразите Вы. В генетике уже практически подошли к расшифровке генома человека, но что это даёт? Математически это даёт лишь описание кодировки человеческого тела и не более того, так как человек не машина, чтобы описываться конечной комбинацией цифр. Просто, увы, пока наука ассоциируется с очевидным, опытным фактом, что «человек смертен». Но на самом деле, очевидно, только то, что умирает тело человека и его локальное воплощение в этом мире. А сама фраза «человек смертен» очень страшна, поскольку, увы, может изуродовать любую мораль: для этого достаточно понаблюдать изменения в умирающем и неверующем родственнике. Преодолевается эта проблема через веру, но вера очень часто ассоциируется с религиями, с понятием о Боге, «творце всего мира». Очень трудно верить в то, что нелепо, а уже святой отец церкви Тертуллиан заметил: «Верую, ибо нелепо». В своё время церковь привлекала философию Аристотеля для обоснования религии в трудах Фомы Аквинского. Но не пора ли на уровне хотя бы философии науки сформулировать математически непротиворечивую религию, в которую могли бы поверить те, которые сегодня не верят?
       Обращаю внимание читателя на то, что не будем здесь опровергать существование Бога или богов, и не будем предлагать осуществить то, что привело к возникновению религий 2000 лет назад. Личностное явление богов или создание таких книг как Библия, Коран – уже бессмысленно… Это было уже один раз в нашем мире и этого вполне достаточно! Повторять не имеет смысла, но, может быть, просто не стоит зацикливаться, например, на том, что сказано в Ветхом завете… просто забывая то, что есть уже и Новый завет…и что написаны они рукой человека, а не Бога.
       Здесь, мы просто попытаемся, в частности, понять тот вред, который приносит понятие о Боге, как о творце всего Мира, если воспринимать его как некоторое одно личностное живое существо. По мнению автора, этот вред заключается в том, что такое понятие «творец всего Мира» - влечёт существование недобросовестных властителей, которые пытаются править миром в умах или в реальности от чужого имени. Так же, в Мировой истории это приводило к попыткам перехвата всевластия на одно личностном уровне, что иногда заканчивалось убогим успехом жалких царей, королей, императоров, а попросту диктаторов с приспешниками, в отдельно взятых странах… Но давайте просто поймём, что если бы это было нужно «творцу всего Мира», то он бы сам правил миром. И в Мире была бы установлена одна ясная и понятная мораль, основанная на рабском подчинении ему. Очевидно, что этого нет и рабы Богам не нужны, а нужны только убожествам…!!!! (убогим божествам, например, «дьяволу - князю этого мира»). И в любой нормальной религии это чётко понимается фразой: «Богу - богово, а кесарю - кесарево». В реальном мире, рабы по духу или даже по состоянию нужны только властителям, церковникам, которые пытаются править миром от не принадлежащего им и не понятого ими полностью имени Бога или богов: «Что в имени тебе моём…» В современном информационно открытом обществе давно пора понять, что фраза «Не сотвори себе кумира», относится не только к деревянным, то есть материальным идолам, но и к виртуальным кумирам, к которым и относится такое понятие как Бог, как «творец всего Мира». Жить надо по совести и по справедливости, а если и верить в Бога, то надо чётко осознать что о нём почти ничего не известно… А та же Библия и Коран – не более чем бумажные – информационные идолы, если не понимать и не осознавать то, что в них написано, а просто слепо верить тому, кто это читал, или читать не собирался…

       Главной целью этой работы является попытка обосновать и представить механизм глобальной справедливости, который окажется и механизмом глобального бессмертия и равенства живых существ!!!! И для этого оказывается достаточно ввести одно простое и очевидное для информационного общества понятие, как Мировая память!!!!
       
       Мораль на уровне математики очень проста и очевидна: надо сосуществовать так, что бы минимизировать боль, страдание, унижение живых существ друг другом, сохраняя великолепие Мира, а не сводя всё к тривиальному нулевому решению. Конечно же, такая мораль должна непрерывно вписываться в конкретное человеческое сообщество. Например, для нас справедливо утверждение: Всё естественное не стыдно, но в современном обществе принято ходить в одежде. Любовь, как математический идеал, - это чувство для двоих, поскольку иначе страдает кто-то третий. Рабство и страдание это математически абсолютное и ничем не оправданное зло. Конечно же, виноват и творит зло не тот, кто страдает, а тот, кто умышленно или ради своей выгоды заставляет кого-то страдать и терпеть боль. Но, увы, в ряде толкований христианских религий навязывается утверждение, которое превозносит страдание: «Бог терпел и нам велел». Имеется в виду распятие Иисуса Христа. Но не кажется ли Вам, что церковь так просто пытается навязать не просто посредничество между Богом и людьми ради своей выгоды, а и рабское, слепое подчинение простых людей их правителям, или необдуманное принятие надуманных и наполовину верных идеалов морализации общества. Мораль истинна, если это осознанная мораль, а не слепое следование традициям. В лучших трактовках христианства, в Новом завете, признаётся, что жить надо по совести. Но обыденно мало кто помнит это, и получается, что простые люди должны слепо подчиняться заповедям, а их правители («помазанники божьи»), несмотря на все их грехи, или зло которое они причинили, просто глупо управляя в своих странах, превозносятся и причисляются к лику святых. Увы, церкви и религии зачастую служат властителям и узкому кругу избранных, или просто существуют ради своей выгоды…
       Но и отрицать значение и важность религии и веры тоже нельзя. Вольтер говорил, что если бы Бога не было, то его надо было бы выдумать. Увы, на современном уровне развития науки утверждение о существовании Бога, как единого и личностного творца мира, и является (видится) самым спорным. Если у всего Мира есть единый и личностный творец, то есть Бог, то кто же сотворил Бога?!! Мы пришли к пустой бесконечности, которую начал использовать на своём уровне уже Аристотель: Бога наверное сотворил грек… и так до бесконечности. Математически мы доказали от противного, что единого одно личностного творца у мира нет. Эта простая логическая истина обычно скромно умалчивается, но наверное известна уже со времён Тертуллиана. Бог как личностный творец всего Мира, это не более чем философская абстракция человеческого разума, в которой превозносятся качества человека. Это было, например, замечено Людвигом Фейербахом, который пытался перенести Бога в мир в своей «Этики Любви».
       Заметим, что не всё так просто, поскольку, увы, «человек смертен». Единственное, что не вызывает сомнение в своём бессмертии, это весь Мир. Так зачем же путать термины Бог и Мир. Пользуясь бритвой Оккама, остаётся оставить только Мир, так как человек всё же часть в целом безличностного Мира, а не какого-то личностного Бога, который не заслуживает своего имени, по мнению автора, так как мир очевидно не идеален и наполнен страданиями.
       Попытаемся понять, что же нам кто-то пытался передать через историю о распятии Иисуса Христа, если она не вымышленная. Сравним её просто с сожжением на костре Джордано Бруно, которого, как и сына Бога казнила «святая мать церковь» (разные и в разные времена, но не вижу особой разницы между ними), тоже за убеждения противоречащие установившейся религии, в частности за утверждение о множественности миров. Вывод математически безумно прост и очевиден: Если сын Бога был человеком, родившись им, то и человек может родиться Богом, а для настоящего Бога любое живое существо его мира – его ребёнок…
       Просто в Мире сосуществуют живые существа, и у каждого из них есть душа: и у богов…, и у человека, и у кошки, и у мышки, а, даже, возможно и у растений. Доказать существование души у любого живого существа – кажется немыслимым. Но стоит хотя бы поставить перед собой такую задачу, поскольку в математике главное поставить задачу (Гильберт), а её решит кто-нибудь потом…
       Наметить доказательство можно. Ещё Блез Паскаль в своём сравнении человека с мыслящим тростником уже наметил его: «Вселенная объемлет меня как точку, но я могу объять её в мысли». Оно таится в личностном восприятии Мира любым живым существом, в способности воспринимать и чувствовать окружающий мир: в зрении, обонянии, осязании…, боли, любви, ненависти… Особенно ярко всё это выражено в человеке, и это единственное что нам пока дано для доказательства. Наиболее выразительно это можно проследить в работах Иммануила Канта, в которых отделяется Мир от человека и подчёркивается важность и того и другого для научного изучения Мира; в книге «Феноменология духа» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля прослеживается тождество человеческого мышления и бытия… Как пытается показать Анри Бергсон в своей «Творческой эволюции» [3]: «Целое имеет такую же природу, как и Я, и что мы постигаем Целое путём всё более глубокого постижения Я».
       Давно на лекции по философии меня задела фраза, что душа всего лишь эпифеномен материального мира. А именно так к ней и относится современная наука, которая видит только детали материального мира. Тем не менее, только душа и даёт нам возможность воспринимать окружающий нас Мир. Любой биолог скажет Вам, что вы воспринимаете мир с помощью мозга, который состоит из нейронов…, по которым бегают электроны…, и очень неплохо опишет его материальную структуру. Но может ли он описать нам наше зрительное восприятие трёхмерного мира во времени…? Знание о том, как работают детали мозга, едва ли даёт нам представление о том, как мы воспринимаем Мир.
       Задумывались ли Вы о чём-либо, глядя самим себе в глаза в зеркале? Пытались ли проникнуть не в зазеркалье, а в свой внутренний Мир… или увидеть свою душу в своих глазах…
       Давайте же выйдем из пещеры материального мира (по аналогии с пещерой Платона) или из пещеры, в которой человек выражает своё восхищение перед красотой Мира в утверждении о том, что этот Мир кто-то личностно сотворил…
       Доказательство существования души очень просто и наивно… и заключается в ответе на вопрос о том, где же мозг рисует картинку нашего восприятия Мира??? Если Ваше восприятие Мира – всего лишь гульба элементарных частиц, то где же Вы? Тогда Вас просто нет. Но в противоречии этого утверждения легко убедиться, ущипнув себя за руку. Поэтому для объяснения восприятия Мира любым живым существом приходится вводить некоторую элементарную часть нашего Мира – душу этого живого существа, которая даёт ему возможность воспринимать Мир после рождения в каком-нибудь теле…
       Наш мозг лишь отображает с помощью глаз окружающий нас трёхмерный мир во времени нам в душу. Тем самым, наши глаза дают возможность нам видеть не только окружающий нас мир, но и нашу душу в Мире как в зеркале…, так как мы воспринимаем Мир всегда личностно, то есть осознаём, что делаем это именно мы…
       Да!!! Наша душа не более и не менее, а целый Мир, вложенный в общий Мир… Как Мир вечен, так бессмертна и душа каждого из нас; а, как и у нас, так и в Мире есть наша общая память о любом нашем поступке. Любое событие, которое мы видим, произошло до того момента, как мы его увидели… Да!!! Каждое живое существо умирает со временем и воспринимает Мир по-разному в зависимости от того, что дано ему в Мире при рождении. Просто мы воспринимаем Мир через телесные воплощения. В Мире нет покоя, и в любом теле нельзя пребывать бесконечно долго. Умирают даже боги…, хотя бы для того, что бы пожить вместе с нами в виде людей…, так как все мы родились вместе, в Мире, во время Большого взрыва… А весь Мир – это всего лишь содружество наших душ, которые рождаются и умирают в разных материальных телах…
       Главный закон Мира, то есть науки, наверное, каждый формулирует ещё в своём детстве в процессе самоосознания:
 
       Я есть, я существую, я познаю Мир!!!

Но потом его убивают фразой «человек смертен»… Вспомним основу парадигмы науки, которую наметил Джордано Бруно, что Мир однороден и неизменен по своим свойствам (основным закономерностям, которые и изучает наука). Сравним душу любого живого существа с некоторой очень странной частицей (частью Мира), которая может в заданный момент времени быть в Мире в заданном пространстве и времени только в одном экземпляре, но может рождаться в разных телах и, конечно же, умирать для перехода в жизнь в новой точке…
       Таким образом, мы представили Мир в виде содружества живых существ, которые рождаются и умирают в нём в разных материальных телах. Души этих живых существ можно представить собственными (волновыми) функциями некоторого оператора Мира в некотором абстрактном пространстве Мира. Мир в результате может описываться с разной степенью точности, например, неким оператором хотя бы даже в Гильбертовом бесконечномерном пространстве функций. Но, увы, как заметят скептики, какую аксиоматику в теорию о Мире заложишь, такой Мир и получишь. Отметим, только, что любое живое состояние существа при этом – личностное его представление в Мире – не более чем – пребывание одного из живых существ в возбуждённом состоянии этого оператора Мира!!!! И разные живые существа могут в частности пребывать в одинаковом или похожем возбуждённом состоянии этого оператора Мира – например в состоянии людей. Например, с помощью метода клонирования живые существа могут пребывать в состоянии людей в одинаковых телах. Но только надо заметить, что всё равно это будут разные люди – и полноправные члены общества…, а не собственность того, кто их сумел клонировать или даже заточить в тела, например, роботов – андроидов…
       Подтвердим эту аналогию души человека с некоторой очень странной и вовсе не точечной элементарной частицей – волновой функцией – собственной функцией, через хорошо известный в человеческом обществе «эффект близнецов». Близнецы это люди с разными душами, но в одинаковых по генотипу телах. Можно отметить характерную особенность поведения у пары близнецов, несмотря на то, что они воспитываются обычно в равных и одинаковых условиях: У одного обычно яркий характер, а другой часто ему подчиняется. Здесь, как будто бы выполняется закон о разных спинах при рождении частицы и античастицы: энергетические спектры душ у близнецов связаны аналогичным законом, так как они родились в Мире в одной и той же точке пространства и времени!??
       Проведём так же параллель между очевидно бесконечным числом живых существ в нашем Мире и, появляющимися в последнее время, теориями многомерного (бесконечномерного) мира, например с теорией супер-струн [4]. Возможность связи очевидна, так как в современной теории элементарных частиц пока обходятся конечным числом частиц, разным по своим свойствам, но точечным и элементарным. Впрочем, точечность элементарных частиц – не более чем удобство для их математического описания, что приводит в свою очередь к множеству расходимостей в современной теории элементарных частиц.
       На текущий момент доказательство бессмертия души любого живого существа не видится возможным. Но сам процесс, который может его обеспечить, уже можно определить и наметить тем самым возможность такого доказательства.
       Здесь, опять оттолкнёмся от личности человека. Живёт ли человек, когда спит??? На уровне чувств нет. Но что обеспечивает сохранность и непрерывность личности в заданном теле, когда человек просыпается – конечно же память человека!!! А что есть смерть – может быть это сон без тела и без памяти?!? Так и во всём Мире возможно существует процесс, который можно назвать Мировой памятью. Именно общая Мировая память может обеспечивать и бессмертие, и глобальную справедливость во всём Мире, и сохранность законов физики…
       Какие намёки существуют о существовании Мировой памяти в современном мире людей? Только наше сознание воспринимает, как кажется, окружающий и видимый нам мир мгновенно в каждый момент нашего существования. Но с точки зрения математики объект, описываемый дельта функцией по времени, это математическая фикция, так как он физически всегда будет размываться по оси времени. Действительно, из принятой в современном Мире теории относительности Альберта Эйнштейна следует, что мы всегда воспринимаем сигналы внешнего Мира с некоторым запозданием, всегда после того как события соответствующие им уже произошли. Например, память о Большом взрыве видна нам и по сей день в виде Реликтового излучения, а события из далёких уголков Вселенной доходят до нас неизменными по своей сути, хоть и произошли они многие миллионы лет до того момента, как мы их увидели!!!
       Заметим, так же, что именно восприятие Мира живыми существами делает время направленным процессом, а не только рождение пар частица-античастица в физическом вакууме [2, с. 189-200]. И именно оно делает невозможным путешествия в прошлое, приводящие к логическому хаосу в Мире, так как тех живых существ, которые были в какой-то момент прошлого в какой-то точке Мира, в любой момент времени после него, там уже нет – они находятся где-то ещё, попросту живя своей жизнью в соответствующем времени; вернуть их в прошлое можно было бы только локально перетворив мир в момент из прошлого заново, но это уже не прошлое – это минимум настоящее и человеку такое просто не доступно.
       Если просто поверить в существование Мировой памяти, то поневоле придётся вести себя по законам морали и совести, а не надеяться на поговорку «не пойман, не вор», и верить, что помолюсь, раскаюсь - и этот всемогущий, но тупой и всепрощающий Бог всё простит. С точки зрения математической морали простить может только тот, кому причинили боль, страдание, унижение…, а не некий, постоянно отсутствующий в Мире, безликий идеал.
       Остаётся попытаться показать глобальное, а не локальное, равенство всех живых существ в нашем Мире. Для этого реинтерпретируем цикл отчуждения Абсолютного духа, в стиле Тейяра де Шардена, совместив его с теорией Большого взрыва. Математически Мир рождается, а не существует бесконечно долго. Соответствующая антиномия чистого разума Иммануила Канта разрешается тем, что время рождается вместе с Миром, так как нет стороннего и непостижимого наблюдателя в виде Бога творца. Это вполне соответствует общей теории относительности Альберта Эйнштейна, в которой например время останавливается в чёрных дырах. Большой взрыв – это асимметричное рождение всех его живых существ, возможно в виде безличностного Бога Омеги – огромного цветка, который раскрывается во время Большого взрыва, и лепестками которого являются души каждого из нас, то есть всех живых существ. Личностное присутствие при творении означало бы сразу от рождения безумную боль…
       В зависимости от положения в этом цветке, кто-то рождался Богом в нашем Мире, кто-то человеком, животным, деревом или даже, например, драконом. Но не это важно, а то, что и Бог может умереть и впоследствии стать мышью, тараканом или человеком. Каждое живое существо в своей душе имеет отражение любого другого живого существа, и именно поэтому возможно, что наши чувства творят Мир. Взаимная любовь творит, дружба связывает, ненависть разрушает, но и позволяет уничтожить то, что выгодно одним, но не выгодно другим. Поэтому глобально каждый является равным любому другому Богом Омегой, или, во всяком случае, братом и сестрой от рождения при Большом взрыве, то есть при рождении Мира. Возможно, когда-нибудь в новом «Большом взрыве», когда все будут находиться в виде личностных Богов Омег, нам удастся просмотреть всю историю развития Мира от его рождения вместе с каждым из нас. А после взаимной расплаты за грехи друг перед другом, которых скорее всего у всех будет к тому времени предостаточно, можно будет установить Всеобщий контракт о глобальной безопасности, который не будет допускать рабства, насилия, унижения, причинения неоправданной боли… то есть весь Мир, а не только Земля перейдёт в состояние эпохи ноосферы…
       Конечно же, это довольно наивная и, скорее всего, научно-фантастическая теория онтологической картины Мира, но, тем не менее, она показывает, что и на уровне чистой науки возможно создание религии и веры лишённой противоречий, но основанной на простых и очевидных аксиомах, как и лучшие научные теории. Увы, научные теории подтвердить гораздо легче, чем представленную картину развития Мира. Но эта картина Мира может быть построена, связно и логически, опираясь всего лишь на одну аксиому, что в Мире существует глобальная, а не локальная справедливость. А в глобальную справедливость так легко верить!!! Никакой посредник в виде Бога, царя или церкви для этого не нужен! В науке данность – это Мир как объект изучения и личности (живые существа), которые его совместно изучают, вне зависимости от того, как этот процесс описывать.
       
       Заключение.

       Если человечество считает себя хоть чуть-чуть разумным, то ему надо определять необходимые условия коэволюции с биосферой, формулировать по ним, через широкие общественные обсуждения, нормы экологического императива и внедрять их в сознание каждого отдельного человека с помощью воспитания и образования, а не надеяться на великое русское авось. Просто надо понять, что сказано русским поэтом Ф.И. Тютчевым:

       «Не то, что мните Вы, природа:
       Не слепок, не бездумный лик —
       В ней есть душа, в ней есть свобода,
       В ней есть любовь, в ней есть язык».

       Только тогда человечество сможет вовремя определять необходимые условия коэволюции с биосферой, и определив их сказать, что оно сделало всё что могло для недопущения экологических катастроф. А на достижение эпохи ноосферы можно только надеяться, реинтерпретируя вслед за Н.Н. Моисеевым [1] слова Ф.И. Тютчева:
 «нельзя человеку жить на Земле, так же как и в России, не веря в свою будущность!!!»

       Литература

1. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. -М.: Языки
       русской культуры, 2000. -223с. -М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Синергетика от прошлого к будущему.
       Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. -М.: КомКнига, 2005.
3. Бергсон А. Творческая эволюция. -М.: Канон-пресс, 1998. -384c.
4. Aurelien Barrau. Physics in the multiverse. // CERN Courier, Int.
       J. of High-Energy Physics. V. 47, No. 10, (December 2007), p. 13-16.