Природа сознания. 2-я лекция Далай-ламы в Риге

Валентина Томашевская
Люди на Западе имеют древние духовные традиции. Я считаю: лучше, безопаснее следовать собственной традиции, а не менять ее. И зачем менять религию? Это создает сложности. Если у кого-то есть предрасположенность к другой традиции, вы должны через сердце обдумать это и если вы находите это решение более правильным, подходящим для вас, вы можете принять его. И в этом случае не следует критиковать свою прежнюю традицию для того, чтобы оправдать свое решение. Этого следует избегать. Все духовные традиции имеют равный потенциал и эти традиции служили человечеству в прошлом и будут служить в будущем, принося большую пользу. Поэтому, если окажется, что традиция больше не удовлетворяет вас, то это ваше личное дело, это не основание для того, чтобы критиковать свою традицию.

- Кто считает себя буддистом? – обратился Далай-лама к присутствующим,- поднимите руку.
Поднялось не так уж и много рук.

- Прежде, чем начну говорить, совершу краткую молитву по-тибетски, - сказал Далай-лама.

Эта молитва имеет дело с тремя главными темами буддизма: во-первых, это почитание Будды, учения и общины, затем указание на непостоянство, взаимозависимость, пустоту и устранение страданий у всех существ.
В этом мире в прошлом, 2-3 тысячи лет назад возникли многие религиозные традиции.

И главное послание всех религий было одно и то же: все они несли любовь, сострадание, но с точки зрения философской, теологической системы они были различны. Мы могли бы классифицировать эти религии на две большие группы:
Первые основаны на вере, принимающей сущее, Бога Творца, другие – на принципе существования. Эти две большие группы могут быть классифицированы и по другим признакам:

- Признание существования после смерти.
- Непризнание существования после смерти.

Религии, которые могут признавать жизнь после смерти, тоже делятся на две части.
Первые признают существование после освобожения или нирваны, вторые не признают.
Те, кто верит в особождение или нирвану, тоже делятся на две группы: первые считают, что освобождение является самостоятельным физическим явлением.
Другие считают, что освобождение – это просто особое состояние сознания.
Буддисты верят, что освобождение – это свойство или состояние сознания.
Среди тех, кто признает освобождение или нирвану, есть те, кто признает существование души, «я», всепроникающей сущности.

Другие группы не признают существования «я» после смерти. Буддисты отрицают существование частей «я», которое является всепроникающим. Среди буддистских философов есть те, то считает, что поток сознания прекращается, а есть философы, которые считают, что поток сознания не прекращается. Буддисты, по тому, как они разрешают вопросы по своей душевной предрасположенности, делятся на четыре направления, школы:
вайбхашика ( от названия труда Великий комментарий – инет), саутрантика (название этой школы происходит от слова «сутра») читтаматра (тиб. Сем Цам, букв. Только Ум), матхетика.

Эти школы имеют различные философские воззрения. Все они происходят от учения самого Будды.

Но почему возникают различия? Возможно, из-за того, что для разных людей с разными ментальными предрасположенностями нужно излагать учение по-своему.
По этим же причинам возникают и другие религии.

Основы учения Будды – это четыре благородные истины, которые Булла изложил, когда впервые повернул колесо учения. Будда передал это учение, исходящее из его собственного опыта, потому что понял, что все мы стремимся к счастью и не хотим страдания, потому что переживания счастья и страдания связаны с нашей повседневной жизнью, они не возникают без причин и условий. Причины и условия должны соответствовать друг другу.

Будда учил, что существуют страдания, причиной которых являются действие и отрицательные эмоции и учил тому способу, которым мы можем избавиться от страдания и достичь счастья. Объясняя эти четыре благородных истины, Будда изложил извсетную схему взаимозависимого возникновения. Сначала возникает неведение, затем отрицательное действие, третье – сознание, в котором проецируются эти действия. Страдания являются результатом нашего отрицания, эмоций и действий.

И чтобы остановить страдание, надо действием, старанием, используя причино-следственные схемы устранить отрицательные эмоции.
 Если мы сможем обнаружить движение этой схемы в обратном порядке, то мы сможем остановить отрицательные эмоции и дурные действия, освободиться от страдания. Таким образом исчезает страдание.

 Есть особая тренировка в медитации, когда мы начинаем записывать улучшение когнитивных способностей в результате практики и это приносит больше ясности воспоминаниям, в том числе и о прошлой жизни. Иногда можно понять, что произойдет в будущем. Это факты. Будущее – объяснить это – непрерывный поток сознания.
Сознание имеет свои причины и условия. М в том случае, когда говорим о сознании, так основной причиной и является само сознание, потому как в случае , когда рассматриваем материальные явления, их основной причиной является материя.

Вот так происходит с непрерывным сознанием. Это объясняет и то, когда обращаемся в прошлую жизнь, где накопленная отрицательная карма в виде действий, как она оставляет отпечаток, активизируя, принося результат в нашу нынешнюю жизнь, мы переживаем плоды наших поступков, совершенных в прошлых жизнях.
Поэтому можно подвести итог: неведение является причиной страдания. И пока есть неведение, то есть и все три вида страдания.
Вопрос: можем ли мы избавиться от неведения? Как мы можем уменьшить его? И страхи, и привязанности, гордыню? Благодаря определенным тренировкам.
Для этого мы используем усиление противодействующих факторов сил. Например, увеличивая сострадание, уменьшаем негатив.
Внешние вещи подобны внутренним процессам. Например, отношения любви и ненависти противопоставляем друг другу. Увеличивая одно, можно уменьшить другое.
Но возможно ли полное устранение неведения? Древние индусы мыслили, что пока остается сознание, остаются и отрицательные эмоции. Буддисты – нет.
Конкретно отрицательные эмоции возникают в сознании, но по природе наше сознание и отрицательные эмоции часто возникают в повседневной жизни и привлекают ревность. Но не весь день с утра до вечера. Например, ненависть является непрерывной частью нашего сознания, мы поступаем так, чтобы жить. Тогда никто не смог бы чувствовать переживание прощения. Ненависть проходит. Ее природа и природа сознания различны. Есть противодействующие эмоции, но нет противодействия, противоядия самому сознанию. Не существует силы, противопоставленной самому сознанию. Сознание подобно пространству – нет противодействия пространству.Таким образом, вопрос состоит в том, каково же противоядие против неведения?

Когда мы говорим о неведении, два типа неведения:
- отсутствие знаний о реальности
- ложное представление о реальности.
Противодействие неведению – это мудрость, которая правильно воспринимает реальность и понимает ее. Это фактор, уничтожающий неведение. Мы говорим, что неведение, это ложное представление о реальности, поэтому понимаем, что одновременно в сознании не может существовать ложное и правильное представление о реальности.
Когда говорим о мудрецах, постигающих реальность, то они воспринимают  реальность как она есть, а неведение видит объекты в ложном свете, неправильным образом.

Третья благородная истина – истина прекращения, мудрость, постигающая пустоту, или высшая истина. Это прекращение отрицательных эмоций, которое достигается методом правильного пути к мудрости. Это состояние, когда прекращены отрицательные эмоции и называется состоянием прекращения.
Необходимо развивать постижение реальности, необходимо пройти путь.

Четвертая благородная истина и есть истина пути. Что здесь называется реальностью?
К внешним или внутренним объектам относится наш опыт? Вещи являются нам. Сегодня с помощью научного подхода мы не смогли еще найти разграничение между явлениями и реальностью. Нам, обычным существам, все, что является, кажется сущечствующим самим по себе. Тем не менее мысль не удовлетворяется кажущимся, и когда сознание устремляется раскрыть истинное значение объекта, уловить его, возникают трудности. Номинально мы можем говорить, что существует я, личность.
Но когда мы попытаемся увидеть что-то , все я, отличное от тела, эмоций и сознания.
Когда нам кажется, что тело является собственником, владельцем сознания, или, наоборот, что я являюсь собственником тела, ума, эмоций. И это правда. Но когда мы попытаемся понять, что же за я, где оно, то мы ничего не находим. Я существует, но существует не так, как является. Когда мы чувствуем ненависть или привязанность, мы видим очень сильные кажимости. Когда мы пытаемся найти объект и находим его, это значит, что вещь существует, но если не находим объекта, это не значит, что он не существует. Это значит, что мы восприняли его не так, как он существует в действительности. Это приводит к еще одному вопросу: каким образом существует сознание? Объекты существуют как пересечение причинно-следственных связей, как результат причин и условий. Таким образом, все существующее существует благодаря каким-то другим факторам, а не само по себе. Поэтому высшая рельность всех явлений и состояний в том, что явления не имеют независимого существования. Такое понимание реальности прямо противоположно отрицательным эмоциям. Эмоции противодействуют им. Это относится и к практике освобождения полностью от негавных эмоций, устранениюих из сознания – освобождение, спасение. Устраняя отпечатки, остается неведение, мы устраняем всякую возможность возникновения неведения в будущем и таким образом находим состояние Будды.

Если нам удается понять непостоянство, мы понимаем, как устроены отрицательные эмоции, и в чем состоит природа страдания. Чтобы практиковать это, совершенно необходима медитация, размышление. Об изложенных типах..., необходим контроль над сознанием. В нашей новой жизни необходимо внимание, восприимчивость, бдительность.
Надо постоянно наблюдать себя, чтобы обращать свой ум внутрь, оченьпокорно наблюдать за дыханием. Это позволяет установить контроль над сознанием.
Когда говорим об истине прекращения, то можно сказать об учении Будды «дхарма».
А человек, который освоил учение и сумел преодолеть все отрицательные эмоции, называется сангха, община, а человек, который полностью устранил отпечатки в сознании, способен вызвать неведение, называется Будда- пробужденное существо.
Мы произвели короткую разминку, устремленную к пробуждению, без химических средств. Сначала представим перед собой Будду, затем четыре благородных истины.
Все явления возникают из причин.
Устремленность к полному пробуждению на благо всех существ.
Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире и я останусь страданий рассеивать тьму.

Покуда длится пространство,
пока живые живут,
пусть в мире и я останусь
страданий рассеивать тьму.

(разбивка строки моя)


1-ая лекция Далай-ламы здесь
http://www.proza.ru/2008/08/31/146