Лихолетье

Сергей Николаевич Емельянов
Не обошли стороной таганрогских самолетостроителей страшные репрессии 1936-38 годов. Тогда сгинули, как «враги народа» директор завода Ф.П. Мурашев, главный инженер И.М. Косткин, летчики – испытатели П.А. Номан, А.А. Ульсен, В.М. Ремезюк, начальники цехов и служб инженеры В.В. Сальков, Т.К. Безухов, Рогозин, В.А. Шильченко, С.Е. Ежиков, Д.А. Лосик, Н.Н. Леонтьев, А.Ф. Додт, Крашенинников, секретари парткома Н.М. Мыльников, М.М. Бондаренко, начальник отдела снабжения И.И. Марщенко, начальник участка Попандопуло, заместитель главного бухгалтера И.В. Удовиченко, редактор многотиражной газеты С.А. Асилов, начальник отдела подготовкри кадров И.Т. Передереев, начальник планового отдела И.А. Чумак, а также много рядовых работников, такие как контролер В.А. Мудрак, техник- исследователь О.Г. Привалов, техник С.А. Вилунас, сборщик И.И. Трилас, технолог Г.Р. Вилле, экономист, старый член партии с 1908 года, А.И. Витковский, токарь П.М. Лапин, токарь И. Курманов, конструктор Ф.Э. Шмаков, старший технормировщик ОТК завода А.М. Федоров, его однофамилец, мастер цеха № 10 Н.Г. Федоров, технормировщик ОТК М.Н. Меринов, слесарь В.И. Кудинов, снабженец Э.И. Винтер, К. Апокиакос и многие другие. Сотни работников были просто уволены с предприятия. На заводе долгое время царила атмосфера страха и всеобщей подозрительности, что, конечно, сказалось на главном - строительстве самолетов.
Судьбы людей. Как они причудливо переплетались в те времена. Николая Михайловича Мыльникова и Василия Марковича Ремезюка судили в один день, 15 июня 1937 года, выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР. Обоих приговорили к высшей мере наказания по печально знаменитой статье 58.8 и 58.11. Уголовного Кодекса РСФСР. В тот же день оба были расстреляны в Ростове на Дону. Бывшего партийного вожака завода Н.М. Мыльникова реабилитировала посмертно 13 июня 1956 года та же Военная коллегия Верховного Суда СССР, а известного в те годы на всю страну летчика-испытателя В. М. Ремезюка реабилитировали посмертно 16 июня 1957 года. Осужденный на 10 лет лагерей председатель профкома завода В.И. Шильченко, в годы войны попросился на фронт и погиб в боях за Родину.
Вилле Гельмут Робертович родился в 1904 году в Гродненской губернии, в немецкой рабочей семье. Трудное детство, с 14 лет работал. Но очень хотел учиться, и учился, где только мог. И ему повезло. В 1931 году он окончил курсы по подготовке в вуз без отрыва от производства, и поступил в Новочеркасский авиационный институт. Проучился 3 года, а потом был переведен в Таганрог на завод № 31. Не хватало квалифицированных кадров. Работая конструктором, продолжал учебу в вечерней группе НАИ. Потом начальник ТНБ завода, потом защита диплома. Все складывалось замечательно.
Два его брата трудились тоже в Таганроге. Георгий работал слесарем на авиазаводе, а Рудольф нормировщиком на «Красном котельщике». После получения инженерного диплома стал заместителем начальника слесарно-механического цеха. Работал с интересом, увлеченно. В мае 1936 ему было оказано высокое доверие, Гельмут Вилле стал секретарем партийного комитета завода. Но… через год, в мае 1937 года был снят с работы и вскоре исключен из партии, как потом писал в своей автобиографии Г.Р. Вилле «как ставленник врагов народа». Но его не арестовали сразу. Он вернулся на завод и работал начальником технического отдела, потом инженером ТНБ. Казалось, гроза миновала. Но его накрыла вторая волна репрессий.
 Памятной июньской ночью в дверь квартиры тихо, но настойчиво постучали. Вошли трое. Предъявили ордер на обыск и арест. А потом почти двухлетнее пребывание в камерах городского отдела НКВД. В январе 1940 года без суда был выслан в ссылку в Красноярский край. Работал на лесоповале, потом техником на лесозаводе. Только в 1955 году Военной Коллегией Верховного Суда СССР он был реабилитирован, а в июне 1956 году восстановлен в партии без перерыва партстажа с 1925 года. В годы войны к нему в Сибирь были высланы как члены семьи репрессированного - мать, жена и маленький сын Гарри. Оба брата были арестованы 1938 году и умерли в лагерях. Вернулся в Таганрог только в 1965 году. Вот такая изломанная человеческая жизнь. И сколько их было таких и подобных…