Стираются лица и даты. Былинка

Александр Раков
Архимандрит Амвросий (Юрасов) прислал поздравление с Рождеством Христовым, над которым пришлось задуматься: «Господь призвал нас в этот мир не жить, а спасаться. Счастлив тот, кто может сказать, как святой Григорий Нисский: «Господи! Твори со мной то, что я творил другим!» Мало не делать зла. Мало просто творить добро. Надо делать добро даже из зла, которого так много на земле». Во-первых, насколько высоко отстоят от нас Святые Отцы».
Этот орешек раскусить мне не по зубам — не достает духов-ного опыта. Смысл изречения ясен, но применять его в жизни по-ка не довелось: до этого еще дорасти надо…
       
       ДОБРОТА
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.

Согрели меня плащ-палаткой.
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Хотя забываю о Зле.
Юлия Друнина †1999

В последнее время часто размышляю о «покорении» человеком природы. Цунами в Юго-Восточной Азии, кажется, несколько сбило спесь, показав неспособность человечества даже предупредить трагедию. А наше технологическое «могущество»? Внимательно ог-лянитесь вокруг себя. Вот над головой летает обыкновенная муха (подотряд короткоусых, отряд двукрылых насекомых), мозг у нее с булавочную головку — а как летает! Фигуры ее высшего пилота-жа не сможет даже приблизительно повторить ни один летчик ни на одном самолете. Самолет может лететь или по прямой, или по пологой кривой, а при превышении угла атаки он разрушается. Вертолет способен подниматься и опускаться вертикально. Вот, пожалуй, и все летные качества человеческого гения.

А муха? Аэродромом для нее становится любая поверхность —пол, стены, потолок, — везде она чувствует себя как хозяйка. Узоры ее стремительного полета неповторимо красивы, а глаз за-мечает муху лишь при посадке; кажется, что законы гравитации на нее не действуют. Да и сама муха удивительно гармонична и создана для полета, ее прозрачные крылышки за секунду соверша-ют немыслимое число взмахов — поэтому мы и слышим жужжание. Муха — виртуоз неба, которое ограничено потолком.

Вот и Николай Рубцов согласен со мной: Мне приятно даже мух гудение, Муха — это тоже самолет.

Конечно, муха надоедлива и нам неприят-на — она питается шелушащимися кусочками нашей кожи, но если посмотреть на нее технически, то человеку еще очень далеко до мушиных достижений. Я перестал убивать мух — тоже ведь твари Божии. И потом: «За каждой мухой не нагоняешься с обухом», — В.И.Даль.

Про муху почти ничего в Библии нет, зато есть про других насекомых (кроме мышей): «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи — народ не сильный, но летом заготовля-ют пищу свою; горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах» (Притч.30, 24-28).

С большим трудом нашел уважительное стихотворение о героине «былинки»:
       
       МУХА
Смертный стон разбудил тишину —
Это муха задела струну,
Если верить досужему слуху.
— Все не то, говорю, — и не так. —
И поймал в молодецкий кулак
Со двора залетевшую муху.

— Отпусти, — прозвенела она, —
Я летала во все времена.
Я всегда что-нибудь задевала.
Я у дремлющей Парки в руках
Нить твою задевала впотьмах,
И она смертный стон издавала.

— Отпусти, — повторила она, —
Кровь отца твоего солона,
Но пьяней твоей бешеной славы.
Я пивала во все времена,
Залетала во все племена
И знавала столы и канавы.

Я сражалась с оконным стеклом,
Ты сражался с невидимым злом,
Что стоит между миром и Богом…
— Улетай, — говорю, коли так. —
И разжал молодецкий кулак…
— Ты поведала слишком о многом.
Юрий Кузнецов, СПб

       "О ГРЯДУЩЕМ НИКОГДА НЕ ВЕДАТЬ"
И вновь мне без батюшки невмочь. Еще недавно не мог при-помнить грехов на исповеди, как на другой день внезапно нагре-шил. И, слава Богу, отец Иоанн сам позвонил в редакцию. По-спешно каюсь в содеянном.

— Ну, как тебе не стыдно, Саша? — вздыхает духовник. — Ты уже не такой молодой, а все туда же. Об этом и думать забудь! Слышишь, что я говорю?

— Слышу, батюшка дорогой, слышу. — И рассказал о другом давнем грехе.

— Ты в нем уже каялся и больше не повторяй: это враг тебе напоминает исповеданный грех. Забудь про него. Слышишь?..

 — Слышу, батюшка, слышу. А писать-то можно?

— Пиши, пока перо в руках не застынет, и одну книжку, и две…

†«Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех, это знак, что он не очистился от первой причины того греха, от которого, как от корня какого-то, опять произрастает подобное». Свт.Василий Великий †379
Нашел замечательное стихотворение про батюшек:
       
       БЕЛОЕ ИНОЧЕСТВО
Всю душу предать Господу,
В молчанье пламенея строгом.
И, идя по полю или по городу,
Молиться — говорить с Богом.

Любить равно святого и грешного.
Смотреть на людей взором открытым.
Не иметь плача неутешного,
Не иметь трапезы сытой.

О грядущем никогда не ведать.
Смеяться тихо и немного.
Поминать молитвою соседа
За трапезой, в храме, на дорогах.

Никого не считать неважным.
Всякое сердце стеречь от гнева.
И бросая слово своего сева,
Затаить дыхание над каждым.

Пред Господом молитвы и пенье
Да будут речью совсем простою.
Лучше с любовью малое моленье,
Чем великое с тяготою.

Труд земной возможен без раздела.
Пусть тогда на нем одном вниманье.
Послушанье и земному делу —
Пред Господом послушанье.

Лишь бы сердце о земном не пело,
Не несло бы Богу мгновенья.
И вокруг него все было бело
От цветов благодаренья.
Архиепископ Иоанн(Шаховской)

       "А ВЫЗДОРОВЕЛ - ПЛАКАЛОСЬ И ПЕЛОСЬ"
Все годы после Крещения я болел. Болезни были разные, и не проходило года, чтобы один-два раза я не полежал в больни-це. Но и они результата не приносили, хотя уносили много де-нег. Я страдал от гипертонии, остеохандроза, гастрита, вари-козного расширения вен, заболевания сосудов, суставов и много-го другого, и чем больше я лечился, тем незначительнее был ре-зультат. Даже батюшка, великий молитвенник, не переставал удивляться: «Почему ты столько болеешь, Саша?» Жена утвержда-ла, что мои болезни есть расплата за веселую молодость, и воз-разить было нечем. Но я также не мог смириться с тем, что внешне здоровый, с хорошим цветом лица мужчина, вполне упитан-ный и ведущий, как сейчас принято говорить, здоровый образ жизни, не выдерживает семичасового рабочего дня и уезжает до-мой, а в храме сидит на специально купленной скамеечке рядом с дряхлыми старушками. Меня выводило из равновесия мое физиче-ское безсилие: очень хотелось поработать и попаломничать — в 57 лет еще есть время. Часть моих болезней приняла на себя же-на.

И вдруг я заметил, что одно хроническое заболевание, со-провождавшее меня всю жизнь, куда-то пропало. Я подождал, но оно больше не проявлялось. И до меня дошло, с каким грехом бы-ла связана эта болезнь. Я долго боролся с грехом и, кажется, победил. А Господь убрал от меня болезнь. Я почувствовал, что закончился мрачный, болезненный период моей жизни и наступил новый; я внезапно поздоровел, появились силы, и в больницы не ногой. Да в них не будет надобности — все внутри говорит за это. А почему так произошло, не знаю и гадать не берусь — только Господь Бог ведает наши устремления…

†«Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупля-ет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что чело-век переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уп-лачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здравия». Свт.Григорий Палама.
Когда болел, мне не пилось, не елось.
Зияла белой пропастью кровать.
Хотелось умереть… Но не хотелось
Мучительно и долго умирать.

А выздоровел — плакалось и пелось.
Парила белым облаком кровать.
Хотелось жить… Но вовсе не хотелось
Мучительно и долго выживать.
Борис Орлов, СПб

       "МНЕ ГОЛОС БЫЛ. ОН ЗВАЛ УТЕШНО"
В 1994 году в Печорах молился на службе в соборе архан-гела Михаила. Я только воцерковлялся и вдыхал Православие пол-ной грудью; хотел стать аскетом. Тогда еще мне не сделали опе-рации на ногах по извлечению худых вен, и ноги горели до ко-лен, будто стоял в огне. Я переминался с ноги на ногу всю дол-гую монастырскую службу, но терпел и старался не замечать бо-ли.

И вдруг раздался Голос, который, казалось, разорвал высокие своды собора. Голос произнес лишь одно слово, но был не-пререкаем и исходил от Того, Кто знает о тебе все. Я больше никогда не слышал Его, но те семь букв, которые прозвучали, не забуду до конца дней.
Батюшка, которому на исповеди я рассказал об этом случае, приказал забыть и добавил: «Это бес!» Не хочу спорить, но раз-ве бес способен сказать так, чтобы в душе наступило дивное умиротворение? Я пытался забыть, но Голос звучит во мне вновь и вновь…

Поделился недоумением с подругой-монахиней, и она мне написала: «Про духовные переживания и явления — я бы никому рассказывать не стала. На исповеди каяться надо, а разве рас-сказ о явлении вашем — это грех? Незачем было и говорить, ос-тавили бы в душе. Другое дело, если что-то сильно безпокоит, наваждения какие-либо, нападения вражии, а это кому мешало!

Я расскажу вам случай о себе. Вначале, начитавшись книг, искала я батюшек, хотела духовника. Переехала в другой город, у меня тогда с сыном плохо было, а в новом доме живет батюшка. Я сочла это за чудо — вначале всегда хочется чудес, — стала к нему в церковь ходить, он прежде инженером работал, а потом священником стал. И ко мне хорошо относился, по имени звал. Я, конечно, делилась с ним, и вот однажды он мне заявляет: «У те-бя сын потому плохо учится, что дома у вас собачка».
Конечно, я отшатнулась от него: никогда не поверю, что из-за собаки в доме кто-то будет учиться плохо. Это все бабки-ны россказни.

Думаю, что такие моменты духовные нужно говорить не всем. А вы с вашей откровенностью будете вечно рассказывать, вот и получили «беса».

«И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громо-вой голос: «благословенна слава Господа от места своего!» (Иез.3,12).

Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Анна Ахматова †1966

Иногда молитва течет сама, хотя и нечасто. Однажды поймал себя на том, что продолжаю молиться в непотребном месте. Хотел покаяться на исповеди, но прежде решил все-таки поинтересо-ваться у знающего батюшки: апостол Павел призывал молиться не-престанно. Случай такой представился; священник подтвердил, что молиться можно везде. Еще он привел наизусть длинную цита-ту, но я ее не запомнил. Читая Святых Отцов, словно специально наткнулся на изречение: «Ни бо постыдится местом Бог»… Некий монах в нужнике помолился Богу, воздев умные очи к Нему, и по-лучил просимое». Св.Иоанн Лествичник †VI век. А духовник, чтобы рассеять недоумение, рассказал о прп.Иоанне Дамаскине (†776), составителе 64 церковных канонов и всей Пасхальной службы. Старец велел ему «вымыть все смрадные места в лавре». Преподобный с усердием и молитвой исполнил послушание, и ста-рец сказал: «Вот истинный сын блаженного послушания!» Четьи-Минеи св.Димитрия Ростовского, 4 декабря.
На любой вопрос отвечают нам Святые Отцы.

КНИГИ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ
Входить в слова, что вижу пред собой, —
В них старцы дивные живут, как прежде, в кельях,
Склонившись в строгих рукодельях,
Молитвенной покрыты тишиной.

И пребывать там долгие мгновенья,
И получать, как из пчелиных сот,
И святости животворящий мед,
И отчее благословенье,

А также наставленья о пути, —
В него с усердием пускаться снова,
Чтоб, выступая из пределов слова,
Безсмертно-вожделенное найти.
о.Александр Халошин

       "ПОСМОТРИ! НАШУ ЗЕМЛЮ ГРЫЗУТ"
Дожили: сначала отобрали национальность, теперь Финляндия желает присоединения к ней Карелии. А в Риге осквернили памят-ник Солдатам-Освободителям, и латвийское правительство требует у Росси огромные деньги за «оккупацию»; Эстония настаивает на присоединении к ней района Псково-Печерского монастыря. У нас пытаются отобрать память о положивших живот свой за Отчизну в Великой Отечественной войне. Все эти события одного порядка. Кладбища оккупантов на нашей многострадальной земле (их уже примерно 600) — лишь часть зловещего плана: сначала завоевать души русских, а потом и Россию. И план этот, как видите, ус-пешно продвигается. Возможно, скоро мы потеряем Дальний Восток и Сибирь, Калининград и Карелию. И в школьных учебниках можно будет прочитать, что Америка победила фашизм в 1945 году. Про-цесс вымирания народа идет по нарастающей — по 1 миллиону в год. За последние 10 лет Россия уменьшилась на 9,5 миллиона человек. Теперь взялись за стариков. Кто следующий?..

«В Курской области у поселка Беседино будет открыто самое большое в России кладбище немецких солдат на 100000 останков, — читаю в интернете. — Курская земля готова принять останки всех немецких солдат, захороненных на территории Курской, Ор-ловской, Воронежской, Тульской и Брянской областей», — с гор-достью делится заместитель губернатора области. Работы начнут-ся в мае — в месяц празднования 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Конечно, на немецкие деньги. Но уже сейчас местные жители почувствовали заботу немцев: в по-селковую больницу в знак благодарности доставлено современное медицинское оборудование. О каком духовном возрождении Отече-ства можно говорить, если народ утратил чувство собственного достоинства?..

Выступая с трибуны IX Всемирного Русского Народного Собо-ра, Патриарх Алексий II вынужден признать: «К прискорбию, се-годня некоторые пытаются оклеветать, принизить, предать забве-нию подвиг нашего народа, поставить в один ряд агрессоров и тех, кто им противостоял. Нам следует сделать все возможное, чтобы эти попытки не удались, чтобы благодарная память о тех, кто сражался с сильнейшей армией мира и победил, оберегала че-ловечество от нового взаимоистребления».

Ни великий покой, ни уют,
Ни высокий совет, ни любовь!
Посмотри! Твою землю грызут
Даже те, у кого нет зубов.
И пинают, и топчут ее
Даже те, у кого нету ног,
И хватают родное твое
Даже те, у кого нету рук.
А вдали, на краю этих мук,
То ли дьявол стоит, то ли Бог.
Юрий Кузнецов, СПб