О старце савве

Николай Семченко
ПРОСИЯВШИЙ В ВЕКАХ

Константин Ковалёв, «Савва Сторожевский» (серия «ЖЗЛ»), Москва, издательство «Молодая гвардия», 2008 г.
       
Помните, как заканчивается фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев»? Вся картина чёрно-белая, а образ «Спаса Звенигородского» (иногда его именуют «Русским Спасом») – цветной, величественный, сияющий… Величайшего иконописца окружала страшная и горькая жизнь, казалось: вынести её трагизм невозможно, но - «свет во тьме светит».
Считается, что Андрея Рублева вдохновил на роспись старец Савва Сторожевский, о жизни которого известно очень мало. Ученик и сподвижник Сергия Радонежского, духовник семьи Дмитрия Донского, он неразрывно связан с переменами на Руси после победы на поле Куликовом. Его более-менее достоверная биография составлена летописцем Маркеллом Безбородым (Хутынским).
Текст этого жития Константин Ковалёв приводит в книге специально – как официальную версию биографии своего героя. Сам же он написал своеобразное художественно-историческое расследование, которое как бы восстанавливает «пробелы» жизни святого на фоне событий Х1У века. Исследование-гипотеза получилась настолько увлекательной, что его вполне можно назвать учебником истории. К тому же, автор ни на чём категорично не настаивает – он размышляет, предлагает, советуется с читателем…
Савва Сторожевский занимает особое место как в истории Троице-Сергиевой лавры, так и «Северной Фиваиды» — созвездия монастырей, воздвигнутых учениками и сподвижниками преподобного Сергия. Он проповедовал идеалы так называемого «нравственного княжения». Именно в них, по мнению Константина Ковалёва, сейчас более всего нуждается Россия. А ещё он считает: православная церковь нуждается в живом развитии как вширь, так и вглубь. А для этого нужно разговаривать с обществом на современном языке, ярко и страстно, как это умели делать подвижники, в земле российской просиявшие.
Николай Семченко.

Цитата из книги:
«… произнося «конец», мы, сами того не подозревая, имеем в виду «начало». В древнерусском языке заложена такая вот оптимистическая программа: «неостановимость» бытия. Потому и человек, который «скончался», в сознании понимающего смысл слова человека вовсе не умер в буквальном смысле, а «начался» снова… Кончина – лишь только переход в нечто другое, новое, ещё не свершившееся».