Великие сумасшедшие. Чингисхан

Дмитрий Ценёв
                Удивительно, как вполне ещё современные персоны, значительно влияющие на ход истории, не успев даже толком дать дуба, почему-то успевают обрасти легендами, а некоторые с добровольной помощью самоотверженных поклонников-кумиротворцев и при явном попустительстве Всевышнего (????–????), излишне увлёкшегося ныне теорией и фатально пренебрегающего практикой божественного управления, умудряются, к тому же, обзавестись своими собственными мифологиями, вступающими в конкуренцию с мировыми религиями, а уж после смерти главного персонажа, вообще, расцветающими злыми цветами боли на буйствующих просторах умоконтинуума Земли, развращённо потерявшего всякий страх Божий.
                Пришелец Элвис (1935–1977), например, всего лишь вернулся на свою космическую прародину — по окончании, всего лишь, недолгой командировки. Великий и ужасный волшебник Тимоти Лири (1920–1996), божественное проклятие нескольких поколений праведно исполняющих свою миссию родителей и проклятое божество стольки же поколений детей, ищущих подлинной реальности, просто переселился в виртуальное пространство... Гитлер (1889–1945), как и Чингисхан (1155, по версии мусульманских историков, или 1162 (1167), по китайским источникам,–1227), как и многие другие все-все-все, намотанный на колёса любви, вовсе, говорят, не умер — широки вы, амазонские джунгли: редкая пиранья долетит до середины леса, кишащего дикими обезьянами, донами Адольфо Шиккльгрруббо, Педрами всех мастей и тётушками доннами Розами де Альвадорец.

                Чингисхан.

                Недолго продлилось счастливое, отнюдь не босоногое — обутое в гутулы (возможно, в башмаки; слово «башмак», кстати, как и «колпак», и «ямщик» — монгольского происхождения, но об этом — позже), детство Тэмучина (Тэмучжина), сына Есугей-батыра (Ясугай-Баатура), внука или правнука (даже возможно, прапраправнука; трудно спустя 8 веков точно сказать: свидетели и метрики гражданского состояния запропастились куда-то в монгольскую Лету) Хабул-хана, первого значительного монгольского правителя, впервые объединившего в XII веке несколько племён и родов в союз «Хамаг моногол улус».
                Легенда гласит... легенда ли? В общем, то самое, что сейчас трактуется пред светлый лик человечества как биография человека, оказавшего во втором миллениуме... простите, тысячелетии самое великое влияние на историю этого самого человечества, гласит, что во время поездки, целью которой являлся поиск будущей жены Тэмучжину, которому было только девять-одиннадцать или тринадцать-пятнадцать лет... привыкнем же к неточности многих дат, во всяком случае — ранних биографических, до провозглашения ханом всех монголов... будущий великий император, самый великий из всех, каких когда-либо носила земля, лишился отца.
                Ведущий, видимо, начало своё с первобытно-чистого времени (впору вспомнить киплинговскую Африку) и посему несовершенно благородный древний монгольский закон требовал перемирия на степной стоянке возле воды даже от врагов, но коварные татары, с монголами тогда ещё не объединённые ни исторически, ни филологически — в татаро-монгол, повстречавшиеся на обратном пути, насмерть отравили слишком доверчиво отнёсшегося к их подношению Ясугей-багатура (батыр, баатур, багатур — богатырь?!). Некоторым родственникам малолетний наследник показался слишком ненадёжным гарантом власти, негодным в президенты, и племя, до того бывшее одним из сильнейших, распалось... Тэмучжина просто ограбили, более того, дабы не представлял в будущем опасности, заковали в колодки и оставили при себе, чтобы благополучно по благородным степным законам убить не раньше, чем в возрасте взрослого мужчины — когда вырастет выше колеса.
                Но мальчик, положившись на волю великого Тэнгри, верховного языческого бога монголов, и доверившись, как считается, помощи старика, приставленного к нему поскорее «откормить» опасного пленника до необходимой для казни «взрослости», сбегает из враждебного племени и находит в бескрайних монгольских степях свою семью, теперь нищенствующую. Надо признать, что у не менее коварных, чем те татары, родственничков был вполне серьёзный повод не признать Тэмучжина вождём — мать его Оэлун была родом из племени меркитов, а значит, он не был чистокровным монголом. Исторические, вернее сказать, признаваемые историческими, источники утверждают, что нетипично для монголов рыжеволосый Чингисхан и во всём остальном не очень-то походил на истинного монгола.
                Интересно, что на китайских портретах он больше походит на китайца, а на среднеазиатских — на «среднеазиата», прошу простить за изобретение слова, коим, чтобы не навлечь на себя праведного гнева, отдав предпочтение бездоказательно, попытался объединить все народы, претендующие на это генетическое и историческое наследование. А таковых ныне объявилось немало: буряты, якуты, казахи, китайцы, киргизы, татары, собственно монголы и даже — не верь глазам своим, белый человек! — украинцы...
                Собственно говоря, для нынешних деятелей искусства самым интересным и многозначным периодом этой воистину фантастической биографии стала жизнь Тэмучжина, а не следующей его ипостаси — Чингисхана. Именно на этих малозасвидетельствованных и недосочинённых по принципу единообразия, воистину бескрайних для воображения, просторах можно теперь фантазировать на тему формирования личности исторического персонажа, признанного ныне «Человеком второго тысячелетия». Что и делают, сломя головы и не жалея киноплёнки и бумаги, а так же и мирового виртуального пространства исторических, околоисторических, псевдоисторических, политических — самых всяких, сайтов, информационно переполняющих жёсткие диски бесчисленных серверов.
                Историкам же и политикам (у этих, вообще, особенный интерес, ведь с кого-то же надо лепить многотрудную, полную невзгод и опасностей карьеру, да такую, чтобы, если с Землёй и её непутёвым народонаселением ничего глобально-нехорошего не приключится, человеком тысячелетия в следующий раз провозгласили именно, сами понимаете, кого) более интересен второй период жизни, тот самый, что повлиял на ход истории уже после ставшего эпически-эпохальным курултая, собранного Чингисханом в 1206 году для, собственно, провозглашения себя Чингисханом — великим ханом всех монголов.
                Кстати будет заметить, что не только историкам, политикам и искусствотворцам есть что почерпнуть в жизни вышеозначенного героя. Религиозные деятели в описаниях, оставленных путешественниками, могли бы, например, без труда обнаружить в сите исторических изысканий самородные жемчуга свидетельств, что около великоханского шатра и церковь, и мечеть, и пагода стояли, да и шаманы частенько отплясывали. Хотя, как раз, это, наверное, было бы и политикам особенно поучительно и полезно. При этом, новый порядок, введённый Чингисханом в виде Великой Ясы — закона, непреложного для соблюдения всеми монголами, хоть и был целиком и полностью милитаризован («Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии»), тем не менее, от несения военной службы и обыкновенных, обязательных для всех, повинностей, в том числе — трудовых, а так же от налогов, освобождал священников всех религий, врачей и учёных, от которых требовалась отдача на их «трудовом фронте» — духовная и профессиональная.
                Но вернёмся к нашим баранам, пасущимся на такой скудной степной флоре, что единственно эффективным способом выживания в таких жёстких природных условиях является, безусловно, кочевой образ жизни. В срок обретя счастье со своей давней, той самой — из детства, избранницей Бортэ, повзрослевший Тэмучжин не обрёл жизни спокойно-семейной, будучи вновь самым что ни на есть естественным образом вовлечён в борьбу за выживание: вновь восстанавливая союзы с дружескими некогда племенами, воюя со старыми врагами, одерживая первые победы и, что греха таить, терпя поражения, накапливая незаурядный полководческий и дипломатический опыт. И вот однажды он попал в плен к маньчжурам, сведений об этом отрезке жизни будущего Чингисхана крайне мало, да и те туманны, чтобы пытаться понять, какие мысли и чувства владели им тогда.
                Можно только предположить, что и эти одиннадцать лет (1185-1197) не прошли напрасно, ибо ни тюрьма, ни психушка для человека бесследно не проходят... Образ мирового масштаба ныне стал воистину актуально востребован по-прежнему, как и в древне-римские времена, жаждущим хлеба и зрелищ человечеством. В грозном строю кинофильмов последнего времени, апологизировавших Чингисхана как объединяющее начало народов, как некую идею... где-то я это уже встречал, или мне всего лишь показалось? — жестокого, но справедливого правителя... создателя самой великой в истории человечества империи, особняком стоит, пожалуй, только лента Сергея Бодрова-старшего (р. 1948) «Монгол» (2007). Романтическим апофеозом картины стала история освобождения Тэмучжина из маньчжурского плена, замешанная на одной из мало подтверждённых научно состоятельными источниками легенд, скорее всего, сочинённая народом или отдельным каким-нибудь его представителем, особо одарённым в области литературного творчества.
                Согласно этому преданью старины глубокой, освободила мужа из маньчжурских застенков любящая жена, которая, взяв в охапку двоих детей, с торговым караваном добралась до вражеской столицы, принеся в жертву караванщику свою, так сказать, плотскую верность мужу, ибо платить ей за столь долгое путешествие было нечем. Зато, нажив в путешествии третьего ребёнка и достаточно денег для подкупа стражи, Бортэ сохранила духовную составляющую семьи — любовь — и вернула не только себе мужа, а детям — отца, но и своему народу — вождя на пути великих исторических потрясений.
                Если говорить о ставшем уже мифологически недосягаемым историческом содержании образа Потрясателя Вселенной, то стоит смириться с единственным жёстко доказанным фактом его биографии: правда скрыта под уже непреодолимым спудом как археологических слоёв, так и культурных. Каждая эпоха, как и каждый человек, ей принадлежащий, вправе по-своему оценить любое историческое явление. Каждая страна, как и каждый человек, живущий в ней, могут вынести своё собственное суждение... И эпохи, и страны тоже, бывает, очень сильно отличаются друг от друга — до полной противоположности, а посему, следовательно, и требования предъявляют к истории разные, тут же переписывая её на злобу дня.
                Предположим, мусульманам потребовался кровавый религиозный гонитель, и вот человечество получает в своё распоряжение соответствующий документ. Китайцам тоже не очень приятно видеть падение своей, как они утверждают, древней и культурной цивилизации под копытами цивилизации дикой и гораздо менее культурной, тем более, не имеющей даже собственной письменности... так что сам великий китайский Бог велел подредактировать: или Чингисхана поучёнее да помудрее представить, чтобы не так стыдно было, или даты в его богатой на события биографии подправить, на худой конец, чтобы в те же времена живший родной великий китайский мудрец не побледнел в тени, пусть тоже великого, но — чужого ведь! — варвара.
                Потом кому-то, не будем говорить кому, хотя это был западный сосед: тоже империя, и тоже — самая великая, во всяком случае, территориально, но — гораздо позднее, — понадобился средневеково-жестокий, страшный и безжалостный враг, ведь надо же чем-то оправдать триста лет междоусобных разборок, чья деревня побогаче, побелокаменнее, помноголюднее, и главное — главнее всех остальных? А потом наступило современное «потом» — «Потом», востребованное человечеством в XX-м веке. Вернее, в XX-м оно предуготовано было, а востребовалось-то, как раз, в XXI-м.
                Сотворив пародийную демократию на месте монократии, извратив юриспруденцию до состояния невозможности применения собственных законов, погрязнув в войнах и геноцидах и изолгавшись, оправдывая собственную несостоятельность, цивилизация не просто сама оказалась на грани катастрофы, но и родную планету довела до таковой. Может быть, и делают историю массы при непосредственном участии или попустительстве отдельно взятых героев, но вот пишут, то есть записывают, как могут и на чём могут, совсем другие личности — задним числом и совсем другую, как выясняется, историю. На заказ.
                Как-то совсем вне временной привязки Ректор Всемирной Академии Высшего Управления Тэмучжин Есугеевич Чингисхан во вступительной речи, наверное, образно и иносказательно, но, вполне возможно, что и совершенно впрямую и абсолютно ответственно, поделился с глядящими в его легендарный рот абитуриентами божественным своим откровением: «Высшее наслаждение человека состоит в победе: победить врагов, преследовать их, лишить их имущества, заставить любящих их рыдать, скакать на их конях, обнимать их дочерей и жён». «Высшее наслаждение в жизни — это зорко наметить врага, тщательно всё подготовить, беспощадно отомстить, а затем пойти спать» — наставлял новых студентов бессмертной Академии фактически дословно позже, когда сам стал заведующим одной из кафедр, оказавшийся старательнейшим и талантливейшим из его учеников, отличник с плюсом Иосиф Виссарионович Сталин, профессор.
                Кстати, отцом народов Сталина называли всего лишь формально, зато Чингисхана таким титулом можно величать буквально, как утверждает «Американский журнал генетики человека», в 2003 году опубликовав результаты исследования ДНК 2000 человек, собранных по весям и городам бескрайней Евразии. У многих из них набор Y-хромосом оказался настолько похожим, что их можно отнести, не много не мало, к одной семье, общий предок которых, посеявший свой невероятной силы генетический материал в ареале от Каспийского моря до Тихого океана, территориально точно соответствующем великой империи татаро-монголов, как подсчитали всё те же генетики, жил на рубеже XII-XIII веков! По приблизительным подсчётам, на сегодня это около шестнадцати миллионов (стоит всмотреться в это число повнимательнее — 16000000) особей. Кто как не богоподобный хан, обладатель множества жён и ещё большего множества наложниц, вкупе со столь же «богатыми» и щедрыми наследниками, может быть таким вот праотцем целого континента. Виссарионычу после очередной тщательно спланированной и с размахом реализованной мести такое и присниться не могло.
                Если вновь вспомнить о Великой Ясе, то, кроме, разумеется, весьма интересных законов, (не все из которых можно воспринимать непосредственно как законы, часто — лишь предписания, из которых следовало решение по тому или иному случаю) главное — это реально действующий механизм их исполнения. Примитивно? — да, но — это страх смертной казни, предписываемой в качестве наказания почти за все преступления против религии, морали и установленных обычаев, за преступления против хана и государства, за преступления против собственности.
                Прелюбодеи (не сходя с места преступления) и гомосексуалисты (равно как «все люди, подверженные постыдным порокам»), предатели (хана-врага можно было помиловать — за мужество и воинскую честь, но - не предавших его в руки победителя) и колдуны, воры и алкоголики (питие позволительно не более трёх раз в месяц, и то, «если нет уже средств от питья»), шпионы и лжесвидетели, задумайтесь, как излишне хорошо живётся вам в современном мире, ибо в отличие от его законов, в чингисхановской Монголии вы были бы повинны смерти. Инквизиция, в угаре внутрирелигиозной борьбы излишне увлёкшаяся войной с народными целительницами, застрелилась бы, узнав, на чём базируется столь щедрый на пролитие крови подход в решении всё тех же извечных проблем воспитания «человека морального».
                Яса предписывала, со слов, видимо, самого «не мир принёсшего, но меч» Чинг«Иса» («Иса» мусульманское, адекватное «Иисусу» — самонадеянная, а потому и смешная, дабы развеселить публику, фантазия от автора), «любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, уважать стариков и бедных, за нарушение — смертная казнь». И ещё, специально для тех, кто не утерял вкус имперского самосознания: «Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом».
                Слова «ярлык», «казна», «деньга», «алтын», «таможня», «ямщик», «башмак», «колпак», «пай» и более 200 других слов обиходной речи — монгольского происхождения. «Бояра» по-маньчжурски значит «телохранитель хана». «Мерин», «чаша» — слова маньчжурского происхождения. А в слове «батя» не слышится ли, в результате развившейся паранойи, «Батый»?
                Последнее, что остаётся за человеком после смерти, — это могила. Чингисхан умер в 1227 году во время похода на страну тангутов Си-Ся. По одной из версий о его смерти, полководец упал с коня во время охоты на диких лошадей. Конь его отчего-то шарахнулся в сторону, а хан упал на землю, после чего старый император не мог не почувствовать себя плохо. И даже перед ликом смерти он потребовал, чтобы известие о его кончине тщательно не публиковалось до окончательной победы над тангутами. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой, как считал Марко Поло (1254—1324), и даже от удара молнии, этой версии придерживался Плано Карпини (ок. 1180—1252). По наиболее же распространённой монгольской легенде, весьма романтической, Чингисхан умер от раны, нанесённой тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, одарившей Чингисхана всего лишь одной брачной ночью, подосланной коварным тангутским царём Шидурхо-Хаганом. Красавица просто укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Однако, все учёные, по истечении лет необоснованно ставшие судмедэкспертами, сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 году и не была естественной.
                Одна из легенд о захоронении Чингисхана — походном, в соответствии с его личным кодексом, гласит, что похоронен он посреди степи, утоптанный в землю не менее, чем тысячью лошадей. В проводах участвовали не менее 2000 (двух тысяч) человек, которые были безжалостно изрублены 800 (восемьюстами) конных охранников, прожившими после того не более 2 (двух) суток, дабы место захоронения Величайшего из правителей Земли осталось в тайне. Географическую привязку, в связи с этим, историки никак не могут адекватизировать.
                Кроме множества других легенд, вплоть до той, что могила и сопутствующие сокровища спрятаны на дне озера Иссык-Куль, заслуживает внимания повествующая о том, что Тэмучжин вспомнил о месте своего рождения, так сказать, о малой Родине своей — реке Онон, что ныне на территории России — в Бурятском автономном округе.
                «Это место подходит для моего погребения... Пусть его запомнят и отметят».
                Русло реки отвели в сторону, в подводную пещеру, предварительно расширив её для сокровищ, поместили тело Богоподобного, а потом, разумеется, разрушив дамбу, пустили реку обратно. Всех рабов, копавших могилу, постигла смерть от рук исполнителей Завещания Великого Хана, которых, в свою очередь, постигла та же участь. Что само собой разумеется.
                Последняя цитата из Великой Ясы: «...возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, учёных и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей».