Одиссея дилетанта. 3 часть. Тихоокеанская бутылка

Александр Железногоров
...Есть место на Дальнем Востоке, которое моряки окрестили: Тихоокеанская бутылка. Если смотреть по карте ( лучше видно на снимках со спутника), это место находится между южной частью о.Тайвань и северной оконечностью филиппинского архипелага. Совершенно узкое место. Очень напоминает горлышко от бутылки. Если вообразить, что прилегающая часть Тихого океана- это и есть та самая злополучная бутылка, то ветра, бушующие на стыке трех морей: Восточно-китайского,Южно-китайского и Филиппинского, проходя через узкое место, по законам физики, усиливаются во много раз.
       В этом гиблом месте зимой и летом очень сложная навигационная обстановка. Где -то здесь зарождаются циклоны, которые в период муссона выходят на Японию и побережье Дальнего Востока
       ...Наш морской буксир, перекатываясь с волны на волну, солидно, с удивительным упорством, медленно шел курсом на юг. Мы чувствовали, что что- то изменилось :стало теплее, шок от предыдущих бессонных ночей прошел, симптомы морской болезни отошли на второй план.
       Такова уж природа человека, что адаптация к внешним условиям происходит вне зависимости от желания или состояния вестибулярного аппарата. И эту невидимую границу человек переходит сам, иногда не замечая, просто и буднично.
       Это чувствовалось везде:на камбузе, в машине и на капитанском мостике. Несмотря на волны и сильный боковой ветер, команда работала по расписанию. Я тоже пытался показать свою деятельность: измерял артериальное давление уходящим на вахту морякам, брал пробы воды на камбузе, что моментально вызвало массу иронических замечаний со стороны команды
       -Брось, док! Мы все здоровые! Скоро пройдем южный тропик!-повторяли не раз моряки. Этим самым понижая мою мотивацию заниматься оздоровительной деятельностью.
       Многие моряки после вахты начали приводить в порядок судно:отмывать палубу железными щетками, красить надстройку. Рабочих рук не хватало. И однажды в приватной беседе старший помощник спросил меня:
       -Скажи, ты не обидишься, если мы задействуем тебя в другой области?-
       -?!
       -Будешь стоять мою вахту у штурвала, пока моряки приведут в порядок судно?-с ленинским прищуром спросил он.
       -С удовольствием, но я дилетант в этом деле, практически первый раз в море,- ответил я и почувствовал выброс адреналина.
       Пределом мечтаний всех мальчишек в мое время было постоять у штурвала настоящего океанского корабля, почувствовать себя капитаном, моряком , наконец. И я вспомнил, как мальчуганом стоял на террасе со старой подзорной трубой в руках и, глядя на приморские леса, воображал себя на капитанском мостике у африканских берегов, как впервые увидел море во Владивостоке и как затрепетало мое сердце, когда я увидел настоящий пароход.
       Оказалось совсем не так просто управлять теплоходом. Здесь очень важно не перекладывать штурвал резко.
       После первого часа моих выкрутасов у штурвала старший помощник с иронией спросил:
       -Док! Ты когда-то видел как теленок мочится?
       -Нет,-ответил я , думая, что далее последует розыгрыш.
       -Посмотри назад,- сказал он
Я посмотрел назад и ужаснулся: действительно, пароходная дорожка петляла очень характерно. Этот эпизод стал темой для приколов со стороны всей команды, но я стойко, с юмором принимал все пассажи в отношении меня.
 ...А за бортом рябь- волны на поверхности моря, которые появляются из-за сильного ветра.Причем это все монотонно, притупляет внимание и что самое неприятное -не знаешь откуда прилетит очередная волна.
       -Это тихоокеанская бутылка,-успокаивали моряки. Но мне от этого не легче.Стоять на вахте у штурвала не так просто, когда качает в трех плоскостях. Но тело успешно маневрирует, ноги пружинят как при спуске на лыжах. Слалом только статичный с перегрузками, участвуют практически все группы мышц. Рябь- это серьезно.
       На вторые сутки нам удалось зацепиться радиолокаторами за край суши! Уже веселее. Остров Лузон,Филиппины!
       Древний, еще годов эдак 70-х, радиолокатор, работал как трактор. Резина потрескалась и пачкалась. И после 4 часов работы у штурманов на лице был характерный черный круг, который снимался только маленькими дозами алкоголя.
       Да, кстати! Перешли южный тропик! И по указу еще подписанному в лохматые годы тов. Калинином морякам полагается 300 граммов вина в день. Раньше я думал, что это моряцкие байки, пока сам не познакомился с этой хорошей и главное совершенно бесплатной традицией. А так как я вино не пью, то пришлось жертвовать свою пайку экипажу , что вызвало определенный ажиотаж среди членов команды.
       В безнравственной трезвости на флоте не живет никто. Есть свои правила и традиции, которые уходят в глубь веков. Но это тема отдельного разговора. Так незаметно мы и проскочили это горлышко от тихоокеанской бутылки.