Перед вторым пришествием Христовым

Александр Раков
 ПРОРОЧЕСТВА СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О РОССИИ ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ ХРИСТОВЫМ
Блажен читающий, и слушающие слова пророчества и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Отк. 1,3).

В ночь с 19 на 20 июля 1754 (по ранее принятой версии - 1759) года по старому стилю в Курске в купеческой семье у Исидора и Агафьи Мошниных родился сын Прохор, в клире - Отец Серафим, один из самых любимых и почитаемых русских Святых.

Спустя 250 лет, Преподобный Серафим Саровский снова на земле своих предков. Тысячи паломников со всего православного мира идут поклониться прославленному Старцу. Все это происходит в стране, где многие десятилетия огнем и мечом искоренялась Вера, разрушались Храмы, приняли мученическую смерть сотни священнослужителей и прихожан. Еще четыре года назад Курск был на устах всего мира в связи с мученической гибелью наших моряков-подводников… Сегодня в Россию возвращаются чудотворные иконы, народ заново узнает и прославляет своих Святых Отцов. Это ли не чудо?

«Правда ваша, батюшка мой, Сергей Александрович, это чудо. Но вот будет чудо так чудо, это когда крестный ход, что теперь из Дивеева шел в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как сказывал нам Батюшка угодник Божий, что колосьев будет в поле. Вот это так будет чудо чудное, диво-дивное», — так отвечала великая старица игуменья Мария известному писателю С.А. Нилусу на его поздравления в августе 1903 года с оправданием ее великой веры открытия мощей Преподобного Серафима (она в своем Соборе не освящала с 1879 года ни одного престола, веруя, что доживет до прославления Преподобного и освятит престол в честь его и славу).

Так более ста лет назад сбылось одно из пророчеств Серафима Саровского, но были и другие пророчества, которым еще только предстоит исполниться…

Интересно отметить, что в вскоре после этого в 1904 году произошло еще одно событие вековой давности, но огромного значения для России, – Казанская икона Божией матери покинула Отечество. И вот спустя сто лет официальные торжества в честь батюшки Серафима приходятся на канун и день почитания этой прославленной иконы (21 июля), а сама она должна возвратиться в нашу страну 28 августа этого года. Напомним, что 1 августа по новому стилю Русской Православной Церковью отмечается день Преподобного Серафима Саровского. Кстати, Дивеевский монастырь матушка-первоначальница Александра (Мельгунова) начала с постройки приходской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1767-1772), у алтаря которой она сама и погребена. Казанская церковь, оставаясь приходской, по предсказаниям Преподобного Серафима, должна была стать монастырской. Матушка Александра сама ездила в Казань, где получила для храма «вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери».

Впрочем, тем, кто знаком с жизнеописанием Великого Старца, хорошо известно, что Пресвятая Богородица сама избрала Серафима своим верным угодником, а Дивеево – своей последней духовной обителью на земле. В Дивееве Пресвятая Богородица явилась угоднице Божией монахине Александре, в миру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться там и положить начало четвертому Ее уделу.

2004 год, вообще, стал необычным и ярким по числу знаменательных событий для христиан. Вновь стала широко обсуждаться тема объединения всех христианских Церквей. Что может изменить существующее положение дел и дать реальный толчок этим процессам? Боюсь показаться неправильно понятым, но во все времена главным объединяющим фактором было осознание общей угрозы. Религиозная эсхатология в данном случае подразумевает близость прихода к власти антихриста и наступления конца света. О том, что должно предшествовать этим событиям и поведал в своих пророчествах прозорливый Старец.

Пророчество об Иване Колоколе
«Когда у нас будет собор, тогда Московский колокол Иван Великий сам к нам придет!», - говорил Серафим Саровский, - «Он сам придет к нам по воздуху...» «Он к нам перейдет, и все удивятся. А как ударит-то он, в Сарове тысячный колокол перешибет!.. Вот <...> тогда всем диво- то будет».

«Когда его повесят, да в первый-то раз ударят в него, и он загудит <...>, тогда мы с вами проснемся! О! <...> какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то, со всех сторон, со всех сторон!»

«И так загудит, что вы пробудитесь, и вся вселенная услышит и удивится».

       Пророчество о Воскрешении
«Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры — Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего.[2] По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему»...

«Не то диво, что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву»…

«Тогда Дивеев будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не только для России, но и для всего мира во времена антихриста»

Знаменательно, что чудесное пробуждение семи отроков Ефесских воспоминается Церковью 22 октября/4 ноября, одновременно с Казанской иконой Божией Матери. Небезынтересно также, что на Боголюбской иконе Божией Матери между Богородицей и предстоящими (Князем Андреем и Московскими Святителями) — изображены Семь Ефесских отроков в пещере. Святой благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, с которым было связано явление иконы, считался, как известно, первым русским Царем. В день его памяти в 1918 г. на Екатеринбургскую Голгофу взошла Семья Николая П. Изображение Ефесских отроков на Боголюбской иконе, таким образом, связано с пророчествами о последних временах, а значит, и о предреченном последнем православном Царе.

Н.А. Мотовилов, богатый помещик, исцеленный Святым Серафимом от неизлечимой болезни ног, и оставшийся до конца своих дней в услужении у Старца 8 ноября 1867 года записал: «Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево — и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской и русских и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет и тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете — ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей.

Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевой Горы; сего места спасения всего мира во времена антихриста».

 Пророчество о последнем православном Царе
Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то Лавра будет, Вертьяново — город, а Арзамас— губерния! Станут все приходить к нам <...>, запираться для отдыха-то будем; станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать, а нам уже не нужно, много своих тогда будет <...>!»

«А как Царская-то Фамилия у нас побывает, то весь Дивеев-то — диво будет всему свету! Села тут уже не будет, а город. И земля вся, и вокруг все наше будет, и жители кругом все нам служить станут!»

«В последнее же время будет у вас изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец».

«Но эта радость будет на самое короткое время: что далее <...> будет <...> такая скорбь, чего от начала мира не было!»

«Тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души!»

«При светопреставлении вся земля сгорит <...>, и ничего не останется. Только три церкви по всему свету, со всего света будут взяты целиком, неразрушенными, на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая (уж, право, не вспомню), а третья-то ваша, Казанская»…

«Кто в Дивееве у меня живет, не для чего ему никуда ходить, ни в Иерусалим, ни в Киев, пройди по канавке-то с четочками, прочти полтораста Богородиц, — тут у меня и Иерусалим и Киев!»

«Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то; нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!»

«Когда придет антихрист, ему на землю всюду доступ будет, а как дойдет до места, где Ее (Богородицы) Пречистые стопочки прошли, так и не переступит, а обитель на небо поднимется»…

«Подойдет антихрист, а он (Казанский собор) весь на воздух и поднимется и не сможет взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то; все равно как в Киев приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух; достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимуться тоже до неба и защитят вас и ничего не сможет сделать антихрист!»

«… Все пройдет и кончится. И обители <...> уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Безкровная жертва <...>!»

 В заключение позвольте напомнить слова Иеромонаха Нектария Оптинского: «Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает…»

Верить или не верить пророчествам - дело личное. Когда они сбудутся и правильно ли мы их услышали – нам неведомо. Кто доживет – увидит…