Путь Чжуан-Цзы

Аль Морунов
       - В чём состоит твоя мудрость? – спросил Конфуций.
       - Какое-то время назад я познал отчуждённость от Неба и Поднебесной. Спустя год я сумел познать отчуждение от вещей, – ответил Янь Юань.
       - Хорошо, но это ещё не всё.
Позже Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
       - Я, Хой, продвинулся вперёд.
       - Что это значит? – спросил Конфуций.
       - Я, Хой, познал отчуждённость от милосердия и справедливости.
       - Хорошо, но это ещё не всё.
На другой день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
       - Я, Хой, продвинулся вперёд.
       - Что это значит? – спросил Конфуций.
       - Я, Хой, познал отчуждённость от церемоний и от музыки.
       - Хорошо, но это ещё не всё.
На следующий день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
       - Я, Хой, продвинулся вперёд.
       - Что это значит? – спросил Конфуций.
       - Я, Хой, познал отчуждённость от жизни.
       - Хорошо, но это ещё не всё.
Спустя ещё один день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
       - Я, Хой, продвинулся вперёд.
       - Что это значит? – спросил Конфуций.
       - Я, Хой, сижу и познаю отчуждённость от самого себя.
       - Что это значит, «познаю отчуждённость от самого себя»? – изменившись в лице, спросил Конфуций.
       - Тело уходит, органы чувств отступают. Покинув тело и знания, я уподобляюсь всеохватывающему. Вот, что означает «познаю отчуждённость от самого себя».
       - Уподобился всеохватывающему – значит, освободился от страстей; изменился – значит, освободился от постоянного. Ты воистину стал мудрым! Дозволь мне, Цю, последовать за тобой.
       - Никто, Хой, не может запретить тебе этого. Ничто не может тебе воспрепятствовать. Но зачем тебе следовать за мной, когда я познал отчуждение от самой отчуждённости?