- В чём состоит твоя мудрость? – спросил Конфуций.
- Какое-то время назад я познал отчуждённость от Неба и Поднебесной. Спустя год я сумел познать отчуждение от вещей, – ответил Янь Юань.
- Хорошо, но это ещё не всё.
Позже Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
- Я, Хой, продвинулся вперёд.
- Что это значит? – спросил Конфуций.
- Я, Хой, познал отчуждённость от милосердия и справедливости.
- Хорошо, но это ещё не всё.
На другой день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
- Я, Хой, продвинулся вперёд.
- Что это значит? – спросил Конфуций.
- Я, Хой, познал отчуждённость от церемоний и от музыки.
- Хорошо, но это ещё не всё.
На следующий день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
- Я, Хой, продвинулся вперёд.
- Что это значит? – спросил Конфуций.
- Я, Хой, познал отчуждённость от жизни.
- Хорошо, но это ещё не всё.
Спустя ещё один день Янь Юань снова увиделся с Конфуцием и сказал:
- Я, Хой, продвинулся вперёд.
- Что это значит? – спросил Конфуций.
- Я, Хой, сижу и познаю отчуждённость от самого себя.
- Что это значит, «познаю отчуждённость от самого себя»? – изменившись в лице, спросил Конфуций.
- Тело уходит, органы чувств отступают. Покинув тело и знания, я уподобляюсь всеохватывающему. Вот, что означает «познаю отчуждённость от самого себя».
- Уподобился всеохватывающему – значит, освободился от страстей; изменился – значит, освободился от постоянного. Ты воистину стал мудрым! Дозволь мне, Цю, последовать за тобой.
- Никто, Хой, не может запретить тебе этого. Ничто не может тебе воспрепятствовать. Но зачем тебе следовать за мной, когда я познал отчуждение от самой отчуждённости?