Окончен девятый класс

Александр Самохвалов
Окончен девятый класс. Впереди школьные каникулы лета 53 года. Это были долгожданные, желанные дни для ребят, проживающих на одной из станций Северного Урала.
С раннего утра они могли идти на окраину и гонять мяч. Днем, в жаркое время, до полного изнеможения купаться на пруду, загорать, носиться босиком по траве.
И тут впервые райпрофсож железной дороги изыскал возможность и приобрел десять туристических путевок в Коуровку, расположенную на реке Чусовая.
Матери Александра, ввиду, что одна без мужа, погибшего на фронте, воспитывала сына и находясь на тяжелой, малооплачиваемой работе, выделили путевку бесплатно.
Поехали только парни. Руководителем был назначен учитель Иван Дмитриевич Назаров.
С огромной радостью все ждали встречи с новым местом, проведения дней отдыха.
Турбаза располагалась на крутом живописном берегу в сосновом лесу. Пейзаж был изумителен!
Всех ребят, кроме руководителя, поселили в одной огромной комнате, где были лишь кровати и небольшие тумбочки.
Светлое время, перед походом по реке Чусовой, весело проводили на свежем воздухе, напоенном запахом душистых трав, а в послеобеденное время, когда все утихало на час, положенный на сон, они в комнате сражались в карты на дурочка, где проигравший получал по носу оставшимися на руках картами.
Поход с ночевками у костра, в палатках внес в их жизнь уйму впечатлений, воспоминаний, оставшихся на всю жизнь. Чрезвычайного, сногсшибательного ( никто не утонул, не съел никого медведь) к счастью группы, не произошло. В назначенный день и время вернулись на турбазу, где их ждали с полными стаканами компота. Со смехом, весело встретив, вручили значки туриста.
Через три дня им предстоял путь домой. В один из последних вечеров в столовой после ужина был импровизированный концерт: кто читал стихи из находящихся отдыхающих и служащих, кто пел под пианино, стоящее недалеко от входа.
Александр со своими друзьями-одноклассниками в полном составе присутствовали на этом мероприятии и когда много номеров были уже исполнены, кто-то из зрителей прокричал: «Роман, Роман пусть споет про журавлей!»
Люди наверно знали кто такой Роман, потому что захлопали в ладоши, поддерживая просьбу.
К музыкальному инструменту подошел молодой человек, немного старше подростков, приехавших со станции Егоршино и который порой с ними играл вечерами в волейбол.
О нем они ничего не знали, лишь то, что работал на кухне на черновых работах, но говорили, что он оказался в России во время войны и пока по каким-то причинам, вернуться домой не может.
Прозвучали первые ноты и не профессионально поставленным, но чистым и приятным голосом, играющий запел:
«Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный
Слышу крик журавлей, улетающих вдаль,
Сердцу станет больней, видя птиц караваны,
И в родные края провожаю их я».
В столовой возня, малейший шорох утихли, и все с чуткостью , внимательно стали прислушиваться к словам песни. Закончив петь, паренек встал, повернувшись лицом к присутствующим. Его глаза были полны слез. И тут хлынули аплодисменты, переполнившие последней каплей глаза, из которых по щекам побежали крупные бусинки.
Размазав их ладошкой, исполнитель быстро поспешил выйти.
Была окончена школа, шли годы. При встрече с одноклассниками в родной школе, они вспоминали те летние каникулы и пели песню, услышанную на турбазе в тот далекий вечер.
Прошедшая осень была поистине золотая. Налитый бронзой лист шуршал под ногами. Александр поднимался по тропе залитой солнцем к вершине хребта, чтобы выйти к телевизионной башне, виднеющейся из города. На одной из скамеечек, расположенных вдоль тропы, присел перевести дыхание, надышаться чистым воздухом и насладиться видом, открывшимся перед ним.
Внизу, далеко в долине, блестя на солнце, нес свои воды в холодное море Везер. Небо без облаков, как голубой шелк. И тут Александр услышал крик птиц. Он поднял голову и увидел над собой журавлиный клин, летящий к югу.
Глаза Александра посерели, налились влагой. Он вспомнил того парня на турбазе, понял как его грызла тоска в разлуке со своей родиной.
Александр понял, что никогда не разучится тосковать по улетающим журавлям и его всегда будет манить горизонт, до которого дойти невозможно.
Он вытер родниковые капли со щек и стал теребить душу, напевая слова песни:
«Ах, как больно душе, сердцу хочется плакать!
Перестаньте ж рыдать надо мной, журавли!
Но я знаю страну, там, где солнце сияет,
Зеленеют поля, колосятся хлеба.
Там улыбки друзей, там меня понимают.
То любимый мой край – то Россия моя !»






Александр Самохвалов