В детские годы Александр с матерью жили бедно

Александр Самохвалов
В детские годы Александр с матерью жили бедно. И хотя мать работала на тяжелой работе, сводили еле-еле концы с концами, с натягом доживая до аванса или расчета. Даже малую вещичку из одежды приходилось покупать «с думкой»: а хватит ли денег дожить до получки?
Видя, как неимоверно тяжело матери, Александр не пристрастился ни к куреву, ни к выпивке, не имел ни малейшего желания. Даже уже в зрелом возрасте не нашел, не увидел в этом что-то нужное, хорошее, полезное.
На Южном Урале он свой досуг посвящал вылазкам на природу. С компанией или чаще один, зимой или летом он выбирался в лес.
Немного проработав на заводе «Пластмасс», ему выделили туристическую путевку в прибалтийские республики. Находясь в том краю, Александр осмотрел город Петра на Неве, затем 24 дня: Рига, Таллин, Вильнюс с окрестными городками.
Александру интересно это было увидеть воочию, наяву.
Дальше идет посещение Алтая, с его знаменитой жемчужиной – Телецким озером, красоты гор и рек.
Наступает очередное лето, и, собрав рюкзак, Александр в одиночку спешит на озеро Байкал, там знакомится с такими же любителями путешествий, и они смогли осмотреть уголки, чарующие сердце.
А порой в памяти всплывают дни, проведенные в горах Тянь-Шаня с волшебным озером Иссык-Кулем.
Одно лето Александр с заводскими ребятами сделали пешеходный поход по горам Южного Урала до реки Белой, по которой на плоту сплавились до гор. Салават.
Став посещать областной клуб туристов, Александр с группой ребят, увлеченных горами, несколько отпусков тащил тяжелейший рюкзак по горам и перевалам Памира.
Встречи, тренировки по скалолазанию перед походами – все это прививало чувство дружбы, когда знаешь, что рядом такие же увлеченные романтики.
Трудности походных троп, ночевки в палатках, приготовление еды на костре – сколько было веселья, шуток и смеха.
Последний свой поход Александр совершил с ребятами из клуба на Приполярный Урал со сплавом по бурной, пенистой реке, когда нет времени отвлекаться на осмотр скалистых берегов, успевая лишь направить бревенчатый плот, летящий навстречу опасности, от каменного лезвия.
Да, вороша прожитую жизнь, Александр не вздыхает, не сожалеет, что нашел для души радушие, не затянула его трясина серых будничных дней. Безмерно рад, что смог поколесить по стране, не отказываясь от командировок на работе. Увиденные новые места расширяли кругозор.
Он радовался и восходу солнца, и бегущим белоснежным облакам по голубой глади, щебетанию птиц и распустившемуся цветку, шороху листвы и шебуршанию морского прибоя. Все это в сердце откладывало теплый, нежный отпечаток, который Александр старается не растерять.
Быстро пролетели годы жизни.
И сейчас, на закате, уже в преклонном возрасте, Александр порой в мыслях пройдет горной тропой, свободно вздохнет на перевале иль с чашкой чая посидит у костра. Благодать!
И он ощущает, чувствует светлый прилив в душе, что на земле не прокоптил, не опустился на уровень бомжа, а есть что вспомнить и в мыслях вновь побывать в тех прекрасных уголках матушки России.

Александр Самохвалов