Из воспоминаний Ронана Тотлебена

Алексей Стрижинский
......Я не знаю, кто был этот мужчина, но он очень напугал меня. Я не ощущал привычного превосходства над ним, от него струлись силы почти равные тем, что струились от мамы, только другие по ощущениям.... Он был разгневан, как неблагодарный клиент, но причина была явно не в гробах, а в маме.
 Он поднял Пати над могилами и начал делать с ним что-то страшное... Папа вдруг стал меньше, изменил цвет, его ноги и руки стали шире... как у живых! А ещё у него с лица вдруг исчезли чёрные разводы под напором какой-то прозрачной жидкости, которая лилась из глаз... Я почувствовал боль. Его боль. Я знал о том, что такое боль лишь по рассказам, а тут вдруг ощутил её всем своим существом.
 Боль, жалость и любовь к отцу... Это странно. Я чувствовал их впервые, так сильно и искренне, ведь до этого были лишь игры и капризы. Мне стало так стыдно. Впервые в жизни...
 Я понял... Пати стал похож на смертного. Я у мамы почему-то почернели волосы... видимо она чувствовала то же, что и я, она любила, как-то иначе, но она любила папу.
 Показаться из-за крыльца я не решался, словно маа просила меня этого не делать...
 Папа упал на землю и у него открылись глаза. Я никогда не видел его глаз... а теперь вижу... вижу глаза, которые долго были закрыты. По крайней мере всю мою жизнь. Мне страшно. Ему больно. Мама в отчаянии. Странный мужчина торжествует, что-то говорит маме и исчезает.
 Мама бежит ко мне, берёт на руки и несёи на чердак. Она плачет? Ужасно. Больно. Всем. Я не спрашиваю, что будет. Пати... мне лучше этого не знать...
 Она кладёт меня в мой гробик... я весь растрёпан, разлохмачен, испачкан... она стряхивает с меня грязь, расчёсывает мои волосы...
 Она плачет, но пытается успокоить меня... надевает на меня жилетку, целует лоб и говорит спать. Но разве я могу сейчас уснуть? Я же не знаю, что будет с Пати, я люблю его теперь и волнуюсь.
 Мати протянула мне Касперле. Он молчит, она целует мне лицо. Я всё-таки начал плакать. Она мягко размазывает слёзы по моим щекам. Мне стало спокойнее. Сегодня она такая нежная... Я обнимаю Касперле, закрываю глаза, шепчу:
- "Мама, я люблю тебя"
- "Я тебя тоже, сынок. Не просыпайся, пока папа не вернётся.".......