Отзыв на книгу Момент истины В августе 44-го... Вл

Полина Коломиец
План.
1.Творческая личность писателя. Место писателя в развитии русской литературы второй половины двадцатого века.
2.История создания произведения (дата создания и появления в печати).
3.Тематика. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
4.Проблематика произведения и его идейная нравственность. Жанровое своеобразие.
5.Центральные персонажи (система образов).
6.Анализ эпизодов и основные сюжетные линии произведения.
7.Характеристика художественного образа-персонажа.
7.1.Место персонажа в системе образов.
7.2.Социальное и материальное положение.
7.3.своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек.
7.4.Черты личности героя.
7.5.Авторское отношение к персонажу.
8.Моя оценка (отклик читателя на произведение).
9.Место произведения в творчестве писателя.

1.Творческая личность писателя. Место писателя в развитии русской литературы второй половины двадцатого века.

Декабрь 2004 года. В Москве на семьдесят восьмом году жизни умер странный, самый загадочный писатель советской литературы Владимир Осипович Богомолов.
Когда-нибудь его биография (как и положено биографиям таких писателей) будет подробно изучена, растолкована и объяснена, а факты его жизни плотно прилягут к текстам его произведений.
Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в подмосковной деревне Кирилловке, где и воспитывался у бабушки и деда. В десятилетнем возрасте после смерти деда мать взяла его в Москву. В июне 1941 года он окончил семь классов средней школы.
Началась война. Для того чтобы попасть в действующую армию, Владимир Осипович прибавил себе два года, с тех пор во всех документах годом рождения стало 3 июля 1924 года. С 15 лет на фронте. Был рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты.
Богомолов воевал на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии и Маньчжурии. После окончания Великой Отечественной войны служил в армии: на Дальнем Востоке и снова в Германии.
На фронте Владимир Осипович был ранен, дважды контужен, имеет боевые награды. Служил в армии до 1952 года.
В 50-х годах Богомолов экстерном окончил десятилетку и интенсивно занимался самообразованием, много читал, собирал, классифицировал, сопоставлял и анализировал тематическую литературу: как говорил Владимир Осипович - «массировал компетенцию».
В 1955 году был Богомоловым выпущен сборник детских стихов. Повесть «Иван», опубликованная в журнале «Знамя» в 1957 году, сразу принесла автору известность, она переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан в 1962 году фильм «Иваново детство».
В 1963 году были написаны повесть «Зося» и рассказы «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Участковый», «Сосед по квартире».
Кинорежиссер Андрей Смирнов, друживший с В.О. Богомоловым, писал: «Это был человек невероятной чистоты. Он ушел на войну в 15 лет, прибавив себе два года, о чем, как рассказывал потом, имел возможность пожалеть, поскольку попадал в такие кровавые переделки... Он хорошо узнал Россию. Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову относился так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное - чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. Я мало кого так уважаю, как Владимира Осиповича».
С 1965 года по 1973 год Богомолов писал свой самый знаменитый знаковый роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого...»), который впервые был опубликован в журнале «Новый мир» в 1974 году. В этом же журнале в 1993 году была напечатана повесть «В кригер».
В последние годы писатель работал над публицистической книгой «Срам смут и живые, и мертвые, и Россия...», где вел полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне.
Тридцать лет Владимир Осипович работал над огромным автобиографическим романом, доведенным до семидесятого года. По слухам, книга была давно закончена - Богомолов ее правил, переписывал и доводил до совершенства. Никаких распоряжений о ней он не оставил, умер внезапно, рассчитывал жить долго. Опубликовал в «Новой газете» единственную главу.
В 2001 году В.О.Богомолов стал лауреатом премии имени А.Д. Синявского «За достойное поведение в литературе»: получил деревянную скульптуру Абрама Терца (от денежной части премии автор отказался, передал её вдове - Марье Васильевне Розановой).
В 2003 году писатель награждён дипломом ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу». Почетный диплом ему привезли за три недели до кончины. Он отказался от двух Государственных премий, от гонораров за фильмы, от орденов.
Он никогда не подлаживался под начальство, не стремился к чинам и наградам, даже в Союз писателей не вступал, хотя кто, как не Богомолов, имел право на звание писателя. Он сам был союзом одного писателя.
Умер Владимир Осипович Богомолов 30 декабря 2003 года в Москве. Известного писателя похоронили на Ваганьковском кладбище.
Почти все книги Владимира Богомолова посвящены Великой Отечественной войне.

2. История создания произведения (дата создания и появления в печати).

«Момент истины» Богомолов писал в конце 60-х и в 70-е годы. Роман не мог выйти несколько лет, один за другим его читали в редакциях журналов, приходили в восторг, а затем не печатали. Стало ясно, что возражает кто-то наверху, но кто именно и почему - на этот счет и у писателя, и у заинтересованных в публикации журналов были самые разные догадки. Думали, что, может быть, причина - фигура Сталина, поданная без пиетета, а может быть, «секретные документы», написанные с такой убедительной достоверностью, что казались подлинными. Но точно, в чем дело, не знал никто. И только спустя три десятилетия тайна его трудной судьбы приоткрылась.
Когда роман был закончен и отправлен в пресс-службу КГБ, Богомолов испытал сильнейший шок. Рукопись вернулась с Лубянки вся исчерканная. Читали ее девять спецов, и у каждого была своя правка, свои замечания. Тогда он обратился к одному высокопоставленному партийному чиновнику в ЦК КПСС. Это был Кравченко. Должность его - заместитель начальника отдела культуры по кинематографу. Богомолов привез ему рукопись. Несмотря на все попытки оказать помощь, Кравченко не смог помочь избавиться от претензий пресс-бюро КГБ. Они как бы отозвали свои претензии, но потом дословно вместе с опечатками перекинули главному военному цензору генерал-майору Болдыреву Ивану Тимофеевичу. Единственным его советом было: "Ну что такое "Момент истины"? У тебя что-нибудь еще есть? "В августе сорок четвертого"? Ну, это прекрасно! Все ясно, по существу, определен период времени".
Впервые роман был опубликован в журнале «Новый мир» в 1974 году. С тех пор вышло более ста изданий "Момента истины" на 37 языках.
Сегодня, когда роман Владимира Богомолова «Момент истины» издан миллионными тиражами, переведен на десятки языков, изучается в школе и стал, как теперь принято говорить, «культовым» произведением, трудно представить, что путь его к читателю был нелегким, а причины, по которым его «не пускали», непонятными и загадочными...
 
3.Тематика. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
       
"Момент истины" - самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны. Это так и не так. Не так, потому что это роман не столько о контрразведке и розыскниках, сколько о человеческом разуме и человеческой душе.
Владимир Богомолов занял прочное место в современной литературе. Вместе с тем можно сказать, что Богомолов - писатель одновременно известный и еще малознакомый. Не зная его биографии, его жизненного опыта, иные читатели полагают, например, что в романе «Момент истины» он пишет о себе самом, что это произведение едва ли не документально-автобиографическое...
Это не совсем так. Собственный путь Владимира Богомолова далеко не во всем похож на путь, скажем, Евгения Таманцева или Андрея Блинова.
В романе героя-рассказчика нет, и отношение писателя к происходящему выясняется не так-то просто. Но, вдумываясь в события романа, понимаешь, какой ценностью - и человеческой, и литературной - являются для Богомолова прямота, искренность, правда...
Герои Богомолова таскают в карманах удостоверения военной контрразведки СМЕРШ, просуществовавшей всего три года - с 1943-го по 1946-й. Но имя ее до сих пор будоражит умы - даже одним своим шипяще-шелестящим названием. С одной стороны - тысячи реальных немецких шпионов и диверсантов, с другой стороны - угрюмая судьба военнопленных и надзор за неблагонадежностью. Все сплавлено вместе - вот в чем момент истины.
Можно сказать поэтому, что «Момент истины» - в немалой мере роман о драме взаимонепонимания людей разных профессий, занятых общим делом.
Когда читаешь роман в первый раз, чувствуешь, как неудержимо втягивает в себя «приключенческий» сюжет - история розыска вражеской агентуры. Круги этого сюжета расходятся все шире, захватывая все уровни войны, вплоть до Ставки ВГК, сжимаясь в обратном направлении, кольца сюжета заставляют все напряженнее действовать трех розыскников, группу капитана Алехина.

4. Проблематика произведения и его идейная нравственность. Жанровое своеобразие.

Читая этот роман, можно подумать, что на самом деле он о том, как поймали шпионов в Шиловичском лесу 19 августа 1944 года. Но главный «момент истины», главная тема - это как «жить не по лжи» - в честном и добросовестном исполнении профессионального долга. И все.
Эта книга похожа на многослойный пирог. В ней есть детектив, есть множество историй, крохотных внутренних романов со своими героями, сотни деталей, пресловутые документы. То есть те самые шифрограммы и донесения, из-за которых Богомолова вызывали серьезные строгие люди в штатском и интересовались, откуда он их взял. И тот отвечал, что придумал эти справки и приказы от начала до конца.
Знаменитый роман очень интересно написан, он говорит разными голосами, время в нем убыстряется, раскручивается, а под конец летит камнем. Из четырехсот страниц четверть - рассказ о том, что проходит за полчаса на лесной поляне.
Глядя со стороны, из другого времени и другой страны, начинаешь понимать, в чем тут дело. Общество, которое описывал Богомолов, было обществом военным и военных, оно не было приспособлено для мирной жизни.
Константин Симонов говорил, что «Момент истины» - роман не о контрразведке, а о советской государственной машине и типичных людях того времени.
Мы говорим о безумно популярном романе, переизданном сто раз и переведенном не то на тридцать, не то на сорок языков, романе, из которого по уже нашему языку разбрелись и «момент истины», и «качание маятника», и «стрельба по-македонски».

5. Центральные персонажи (система образов).

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной.
«Их было трое, тех, кто официально, в документах именовался „оперативно-розыскной группой" Управления контрразведки фронта».
Так начинается роман Владимира Богомолова «Момент истины».
Эти трое: Алехин, Таманцев, Блинов (а потом Аникушин, Поляков и многие другие), - сразу запомнились нам, а розыск по делу «Неман» вовлек в сложный, поистине трагически острый сюжет.
Они - во всем разные. В розыске они принимают участие каждый по-своему. У каждого - своя, порою едва заметная предыстория, но не нести ее с собой они не могут. Разве не объясняет очень многое в резковатом Таманцеве (по натуре отзывчивом, дружелюбном), в его недоверии к «прикомандированным» то, что он - безотцовщина. Натерпелся в детстве всякого, накопил горечи, - были поводы. Вот и привык «надеяться только на себя». И профессия, навязанная войной, пришлась ему по характеру. А доброта, братские чувства, ощущение фронтовой спайки, тепло приязни к однополчанам у Блинова, да в немалой мере и у Аникушина,- разве не связано это с тем, что их детство было счастливым, знающим тепло, свет, заботу?..

6. Анализ эпизодов и основные сюжетные линии произведения.

Как во всяком крупном произведении, в романе Богомолова есть своя тайна, которую нужно раскрывать нам самим. Его стоит читать с той же пристальностью, с тем же вниманием, сопоставляя и думая, с кем или с чем ведут свое дело герои Богомолова.
Вот, например, возьмем сюжетное ответвление, которое Таманцев выразительно называет «пустышку тянем». Каким пустым, бесплодным, не давшим столь необходимого всем - от Ставки до генерала Егорова - «результата», но отнявшим страшно много напряженного времени было «выяснение» капитана Николаева и лейтенанта Сенцова! Но как много значит эта - боковая история в концепции романа, в исследовании жизни и человека! Здесь не только полемика с «сюжетным» детективом, где все рассчитано ради эффекта и где все герои - марионетки, лишенные самодвижения. И даже не в том суть, что всякое реальное дело, «задача» требуют перебора вариантов, что невод розыска должен быть закинут широко.
История Николаева и Сенцова для «результата» - «пустышка», а для романа совсем нет! И сколько таких отступлений в романе - встреча Алехина с Васюковым и его искалеченным сынишкой; задержавшие нас ненадолго судьбы шофера Борискина, желчного Свирида, старой пани Гролинской, Юлии Антонюк, Окулича... А как вплотную приближается к фронту тыл со своими проблемами в письме матери Андрею Блинову или в письме, которое получает Алехин!.. Все эти главки и отступления придают роману человеческую, жизненную глубину.
Зная все о своих героях розыскниках, с каким удовольствием рисует Богомолов просто армию, живых и сильных, простых и смелых людей, которым не к чему таиться, «секретить».
Вроде бы мимоходом написана сцена на станции, куда Таманцева и Блинова привела слежка за Николаевым и Сенцовым, а без нее, полной движения, разных и выразительно написанных людей, без лихой пляски, без толчеи и гама, без стволов, зенитных орудий, вытянувшихся над эшелонами, «как руки, прикрывающие от удара с воздуха», без вздоха о том, что вся эта яростная и живая лавина людей и техники «двигалась к фронту, навстречу тяжелым и для многих последним боям...» - без всего этого в романе не хватало бы воздуха самой жизни.
А какой всплеск радостного, братского чувства - встреча Андрея Блинова со своими однополчанами! Это одно из лучших мест романа.
На периферии «розыска», задевая, однако, самый глубокий нерв романа, проходят перед нами разные судьбы. Вот предсельсовета Васюков. Одинокий, с сыном-калекой на руках, сам калека, с открытой раной, он - советская власть в только что освобожденной деревне, никуда не бежит от своего дела, хотя и знает, какой опасный пост занимает. «Да я здесь как на посту... Партийный я - живым не дамся!»
А затем пожилая, хрупкая пани Гролинская, на которую жизнь обрушила столько несчастий,- ее мужество и стойкость вызывают уважение Алехина.
Совершенно раздавленный страхом и приспособленчеством Окулич.
Еще одна трагическая «фоновая» фигура - старик портной, у которого убили жену, детей, внука, «лохматый старикашка с его невероятным местечковым акцентом».
Это один, необходимый слой романной структуры, вбирающий в себя то, что розыскники называют на своем профессиональном языке «фактором человечности»: быт и судьбы, повседневность в чувства.
Второй слой - это сквозной сюжет необычайно выразительных документов. Их роль в романе громадна. Не случайно через руки писателя прошли тысячи подобных документов. Вмешиваясь в мощное, полноводное течение жизни, документ, в отличие от естественных противоречий и сложности жизни, дает ей прямое и непротиворечивое толкование. В документе жизнь отжимается, процеживается, концентрируется и конструируется под определенным углом зрения, для которого, например, «фактор человечности» не более как одно из многих слагаемых. В то же время документ, как мы видим, очень сильно влияет на весь ход событий. Документ влиятелен потому, что в него вкладывается вся мощь государства, его готовят такие крупные люди, как Поляков и Егоров, в него несут свою, потом и кровью добытую информацию такие, как Алехин и Таманцев.
Документ в романе - громадная сила, сгусток воли, знания, фактов. Он не исчерпывает жизнь и не способен сделать это, но дает ей стержень, облегчает действия людей в сложных обстоятельствах, порою просто отсекая все, что не идет к делу.
Два эти сюжета - личные судьбы людей и сюжет документов - текут вроде бы независимо друг от друга, но сопоставление, накладывание этих сюжетов создают впечатление громадной и суровой сложности жизни, жестоких законов ее борьбы, давая почувствовать, какой тяжкий груз личной ответственности» личного выбора и поступка ложится на плечи и на душу каждого человека.
В полной мере постигают тяжесть этого груза и по-разному справляются (а порою и не очень-то справляются) с ним главные герои романа: Алехин, Таманцев, Блинов, Аникушин...

7. Характеристика художественного образа-персонажа.

Один из главных героев романа - старший группы капитан Алехин Павел Васильевич. Его судьба драматична. Про довоенную жизнь капитана мы знаем немного, да и то только из письма, присланного ему из дома пожилой лаборанткой Федосовой.
Алехин страдает от чувства беспомощности, узнав из этого письма, что по чьей-то казенной небрежности погибают результаты его мирных трудов селекционера, как тяжело жить в тылу его семье, что больна его дочка. И с нарастающим уважением и интересом думая о нем, мы видим, что все невзгоды не сломили Алехина, что жизнь для него - это преодоление бед, к которым всегда нужно быть готовым. Нужно продолжать работу, делать все сызнова, снова и снова, после каждого удара судьбы поднимаясь на ноги...
Даже у Таманцева об Алехине особое мнение. Старший лейтенант, вообще-то несколько склонный к повышенной самооценке, понимает превосходство Алехина («Паша, ты - гений»), понимает, что в сравнении с ним он всего лишь Скорохват.
Порою Таманцев упрекает старшего группы в преувеличении «фактора человечности», но именно человечность капитана Алехина, его умная и чуткая душа, а не только дисциплинированный и тонкий ум, делают его даже в профессиональном отношении столь результативным. «Почему-то» случается все время так, что именно Алехин вроде бы отвлекается от «задачи» на людей: то разговаривая с Васюковым, то разбираясь в Свириде и Окуличе, то, выясняя свое, сталкивается с чужим горем в доме Гролинской (по своей человеческой сути это - одна из сильнейших сцен романа). И как неловко, как тяжко его душе чувствовать боль другого сердца.
Алехин думает, наблюдая за Гролинской: «Так случается нередко. Сталкиваешься с чужой жизнью, с чужими страданиями, хочется как-то утешить, подбодрить и - совесть требует - оставить человека в покое. А ты вынужден тут же его потрошить, добывать необходимую тебе информацию. Проклятое занятие - хуже не придумаешь». За эту одну фразу, за одно это переживание, как говорится, сто грехов будут сняты с Алехина. Но похоже, что «грехов» у него нет вовсе. Он понимает, даже с неприязнью относясь к Окуличу, драматизм его судьбы.
Подлинной вершиной романа стал эпизод проверки документов, потребовавший огромного напряжения всех духовных и интеллектуальных сил Павла Алехина. На нескольких страницах проходит перед нами его внутренний монолог, пожалуй, совершенно небывалый не только в нашей, но и в мировой литературе. Это поток сложнейших ходов мысли, сопоставлений, анализа, отбора. За ним встает величайшая сложность мыслительного процесса, процесса познания. «Ему все ясно... Счастливец!» - с горечью и сожалением думает Алехин об Аникушине. На самом деле ясность достигается великим трудом, опытом, вниманием, например, то ослепление неприязни, которое помешало Аникушину понять капитана Алехина так, как тот понимает Аникушина.
Вдумываясь в этот необычайный внутренний монолог, видишь, как много нужно человеку знать, как критично следует ему относиться к видимости! Какими крохами добывается истина! При всей специфичности этого монолога в нем сильно и рельефно передана природа всякого серьезного мышления.
Алехину открылся «момент истины» потому, что он напряженно работал над «объектом», исследуя его со всех сторон. И это стало возможным еще и потому, что он не позволил себе отвлечься на «личное» (только один раз остро кольнуло его воспоминание о больной дочке - «ревматизм лижет суставы и кусает сердце»), Алехин в трудных и щепетильных отношениях с капитаном Аникушиным тоже был на высоте, и, пожалуй, нет никакой его вины, что у Аникушина не хватило ответного доверия. Впрочем, недоверие Аникушина тоже, конечно, не его личная вина.
Нельзя не сочувствовать капитану Аникушину, и все же есть его большая вина в том, что произошло на лесной поляне во время встречи с группой Мищенко. Вспомним снова внутренний монолог Алехина. Как он устремлен к истине! А ведь рядом с ним течет и другой поток мыслей - в голове Аникушина. До чего же они различаются! Не только тем, что у Аникушина для открытия истины мало «информации»: не хватает фактов, пропущены многие важные звенья.
Алехин придирчиво, снова и снова перепроверяет себя, свои выводы, а Аникушин со все большим упоением слушает, увы, один только голос своих чувств. Чистый и честный, благородный и отважный Аникушин «ослеплен возмущением, негодованием и неприязнью к особистам...» Он коварного, опытного врага принимает за «собратьев, фронтовиков», маску принимает за лицо, а Алехина и других - чуть ли не за врагов.
В сцене с засадой Аникушин после нападения на Алехина несколько секунд - роковых для него секунд - не может включиться в события. Он должен в эти считанные секунды пересмотреть многие свои прежние представления, не более и не менее как от концепции «добра» перейти к концепции «зла» и наоборот. Это потребовало огромного напряжения, а он на него оказался неспособным, не подготовленным к нему
Каждый из участников события переживает в финале романа свой «момент истины».
В романе из всех представленных героев автор не выделяет кого-то одного, как своего любимого персонажа, но можно предположить, что образ капитана Алехина ему очень близок. В Алехине выражены важные идеи романа, его нравственной философии.

8. Моя оценка (отклик читателя на произведение).

«Момент истины» или «В августе сорок четвертого» стал одной из лучших книг о войне, и уж точно лучшей прозой о советских спецслужбах.
От богомоловского романа невозможно оторваться. Чтение его захватывает. Однако оно требует совершенно непривычных для восприятия «детектива» усилий мысли и души; читая его, необходимо, по выражению одного из персонажей, «побуждать свои извилины к усиленной мозговой деятельности». Шаг за шагом - от приведенных выше подчеркнуто спокойных слов до последнего ликующего возгласа Таманцева: «Бабушка!.. Бабулька приехала» - вникая в пути героев книги, мы проделываем нелегкую душевную работу, вместе с ними переживая и открывая свой «момент истины».
Роман этот не столько о прошлом. Он во многом перекликается с нашим временем, помогает понять судьбу человека в нашем сложном, огромном, меняющемся мире. Как людям действовать эффективно, результативно, ни в чем не поступаясь «фактором человечности», ничего не теряя из высоких и вечных нравственных ценностей? Это один из главных вопросов романа.
Размышляя над романом Владимира Богомолова «Момент истины» мы все более отчетливо понимаем, как необходимо учиться понимать, полно и точно, людей, жизнь, разбираться в самых сложных в запутанных обстоятельствах, как нужно приобретать гибкую способность ориентироваться в себе самом в окрест себя. Мы понимаем, что не может быть места недоверию, разобщенности в отношениях между братьями и соратниками, ведущими бой с общим жестоким врагом, и что барьеры между людьми преодолеваются огромным усилием души и мысли, усилием, к которому нужно быть всегда готовым.
Вот, думается, к какой истине, сохраняющей свою актуальность в наши дни, ведет своего читателя Владимир Богомолов в романе, рассказывающем о событиях далекого от нас августа сорок четвертого года.

9. Место произведения в творчестве писателя.

Свой самый знаменитый роман Богомолову удалось напечатать только в 1974 году. «Момент истины» сразу приобрел популярность.
Несмотря на то, что «Момент истины» - пиковый роман его карьеры, Богомолов не принадлежал к безоговорочным поклонникам своего главного произведения.
Владимир Осипович проявлял предельную требовательность ко всем, кто касался больной для него военной темы, в том числе к режиссерам, собирающимся экранизировать и экранизирующим его роман.
В своем романе Богомолов дал едва ли не формулу идеологии советского общества последних десятилетий его существования. Эта формула расходилась с официальной идеологией и с не меньшей силой шла наперекор тому, что происходило в самом обществе. Вся страна бодро топала на перекур, а Богомолов упрямо и упорно твердил: «Надо хорошо, профессионально работать. Главное в жизни - профессионализм, честный, безупречный долг перед своим делом». В общем, это ведь и есть главная тема «В августе сорок четвертого», это и есть его «момент истины» - кто бы и как бы тебе ни препятствовал сверху (по начальству), сбоку (от навязанных непрофессиональных помощников), тебе ничто не должно помешать профессионально и грамотно выполнить свою работу: поймать шпионов, прочистить трубы, написать роман, статью. Неважно.
Когда вышелушиваешь эту главную тему, становится понятен главный полемический адрес «Момента истины» («В августе сорок четвертого»), обозначенный уже в заглавии. В этом сдвоенном заглавии сдвоенный же вопрос: «А вы полагаете, что знаете, как жить не по лжи? Знаете всю истину?» Главный же «момент истины», главное «жить не по лжи» в одном - в честном и добросовестном исполнении профессионального долга. И все...
Общество, которое описывал Богомолов, не было приспособлено для мирной жизни, оно было обществом военным и военных. Попытки приспособить его к мирной жизни окончились... на самом деле еще не окончились ничем определенным. Мы еще посмотрим и испытаем, чем они окончатся, и к этому времени успеем, наверное или наверняка, прочесть последний роман Владимира Богомолова, который он писал с 1975 по 2003 годы - всю оставшуюся ему после «Момента истины» жизнь.

5.06.2005