Я не люблю твои медали...

Юлия Лещинская
К 9 мая


Как ни стараюсь, не рифмуются строки. Хотела написать стихи, но получается проза. Может, это и к лучшему – иногда простыми словами можно сказать больше, чем мыслями, заключенными в сложные ритмические конструкции. Кто-то со мной не согласится – ваше право. Главное, так мне будет легче объясниться, а значит, проще будет понять мои суждения.

Девятое мая… День Великой Победы… Как много кроется в этих словах! Конец войне, конец кровопролитию. Конец тем ужасам, которые пришлось пережить. Естественно, что каждый год мы вспоминаем об этом дне.

Как жаль, что ветеранов Великой Отечественной так мало осталось в живых. Они могли бы припомнить, рассказать… Война для них и для нас – разные понятия. Слыша это страшное слово, ветеран вспоминает яркие огненные вспышки, свист пуль, погибших товарищей… Или, может, госпиталь, медсестер, которых он видел тогда, когда другие стояли лицом к лицу с врагом. Мы же сразу думаем о скучных учебниках истории и печальных рассказах наших дедушек и бабушек. Такое разное восприятие… Нет ничего удивительного: прошло уже больше шести десятков лет. Война слишком далека от нас, чтобы думать о ней всерьез…

Но ведь война была, она осталась в нашей истории, и уже ничто не способно ее оттуда вычеркнуть. Пускай, мы знаем о ней только понаслышке, но она может и должна волновать нас. Как говорится, без прошлого нет будущего. А чему нас может научить такое прошлое?

В современном мире войны ведутся постоянно. Видимо, опыт прошедших лет нас так ничему и не научил. Я говорю сейчас не о победах и поражениях воюющих сторон, не о стратегии, не об особенностях ведения войны или способах завоевания мира. Меня беспокоит обратная сторона медали – жертвы. 22 миллиона человек погибло во время Отечественной войны. И это только в Советском Союзе…

Одна из заповедей Божьих гласит: не убий. Забрать жизнь у человека – тягчайший грех. У меня в голове не укладывается, как можно быть настолько жестоким, чтобы убивать себе подобных, да убивать вообще! Причем не просто так, а ради цели – нового, относительно лучшего будущего. Не правда ли, странно звучит: война ради мира?

Убийство человека наказуемо законом и моралью. Даже если опустить мораль, за убийство положен срок – до 15 лет за решеткой. По-моему, справедливо. Что же касается норм морали, то споры о том, чего заслуживает такой преступник, ведутся бесконечно. Подчеркиваю: убийство одного человека. А мы ведь говорим о войне…

Сколько смертей принесла она нам! Сколько семей осталось без отца, брата, сына…

Враги, фашисты, немцы, фрицы, –
Как их теперь ни назови, ;
Ведь тоже люди, но убийцы,
По локоть руки их в крови…

Но ведь и наши солдаты убивали. Защищали себя, своих родных, свою землю – но убивали, совершали ужасный грех! Конечно, каждый воскликнет сейчас, и совершенно справедливо: «А что случилось бы, если б они не воевали?!» Я не спорю, другого выхода не было. Но все же…

Я не могу понять и принять саму суть, смысл войны. Ради счастья создавать столько горя, страданий, не будучи при этом полностью уверенным, что это счастье сбудется… По-моему, это даже не глупо, это просто жестоко, невыносимо жестоко!.. Как может построить себе счастливую жизнь человек, виноватый перед Богом и людьми?..

Я не понимаю. Я даже боюсь понять эту идею постоянного кровопролития ради чего-то нового, лучшего. То, что я видела собственными глазами – это всего лишь сцены боев в художественных фильмах, но мне этого вполне достаточно. Для меня невозможно просто сидеть и смотреть, как люди калечат, раздирают, убивают друг друга… Вначале неуверенно, а потом входят в азарт и рубят направо и налево, и, кажется, забывают, ради чего они это делают – теперь им все равно. Разве это нормально? Нет, даже так: разве это по-человечески?

Драться – удел мужчин.

А женщины! Ах, сколько боли
Пришлось перенести одной,
Захлебываясь в горькой соли,
Не зная, слезы или кровь…

Каково было тем, которые ждали своих родных в тылу, уже не надеясь увидеть их снова? Каково было матерям, не дождавшимся своих сыновей? А женам, сестрам, дочерям? Еще труднее было тем, кто неустанно работал для фронта. Это и медсестры в госпиталях и фронтовых санбатах, спасавшие раненых солдат круглые сутки. Это и работницы, стоявшие у заводских станков без перерыва на еду и сон… Зачем все это? Для чего?

…Когда я смотрю на прадедушкины ордена, мне становится очень тяжело. Я благодарна ему за то, что он отвоевал землю, на которой потом смогла родиться я, защитил тот мир, над которым висела угроза уничтожения. Его подвиг неоценим. Но с другой стороны, я сразу же вспоминаю о пролитой крови, о слезах, о боли… Пусть я и далека от этого, но все же способна понять, прочувствовать… И День Победы для меня – уже не такой веселый праздник. Как хорошо сказано в известной песне: «…Это радость со слезами на глазах»… Поэтому я просто попрошу серьезно отнестись к этим строкам:

Я не люблю твои медали –
Грохот и гул средь тишины.
Пойми лишь: мы бы все отдали,
Чтоб только не было войны.